Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гендерные исследования в лингвистикеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие «гендер» давно уже вышло за рамки грамматики. Это явление широко рассматривается как социокультурный, дискурсивный и психолингвистический феномен. Развитие гендерных исследований в лингвистике было изучено И. А. Кирилиной. Впервые фактор пола в связи с языком возник в античности при осмыслении категории грамматического рода. Древнейшей гипотезой о причинах появления в языке категории рода стала символико-семантическая, которая основывалась на соотнесении природной биологической категории “sexus” с грамматической категорией “genus”. Сторонники этой гипотезы, такие как Гердер, Гумбольдт, Гримм, считали, что грамматический род возник под влиянием природной данности – наличия людей разного пола. Мужской род оценивался, как первостепенный из-за приписывания ему семантики силы, активности, энергии. Имена женского рода характеризовались пассивностью, подчиненностью. Таким образом, условия социальной реальности распространились на законы развития языка, что подтверждается фундаментальными гендерными исследованиями Э. Борнемана, где анализ ведется с точки зрения междисциплинарного подхода. С открытием языков, в которых отсутствует категория рода, символико-семантическая гипотеза пошатнулась. Следующим стимулом исследования гендерного фактора в языке стало открытие в 18 в. первобытных языков, в которых существовало разделение на мужской и женский языки. В начале 20 в. тема языка и пола привлекла внимание Маутнера и Есперсена. Маутнер обосновывал гендерные различия в языке социальными и историческими причинами. Он считал, что мужчины используют язык творчески, а женщины способны лишь усвоить создаваемый мужчинами язык. Есперсен считал, что женщины консервативны в употреблении языка, Например, у женщин-эмигрантов сохраняется родной язык и одновременно усваивается новый, но мужчины быстрее усваивают новый язык. Это можно объяснить тем, что мужчины вынуждены были изучать иностранный язык из-за необходимости работать и активно использовать новый язык. У находящихся дома женщин такой необходимости не возникало [Кирилина 2003: 51-54]. На следующем этапе (1900 – к. 1960-х гг.), в соответствии с классификацией Клива Грея, работа велась по следующим направлениям: гипотеза о различии мужского и женского типов речи; вопрос обоснованности новых словоформ, таких как doctress, authoress (в русском языке докторша, учительница, повариха и т. д.). В конце 60-х – начале 70-х годов гендерные исследования в языке продолжились благодаря новому женскому движению в США и Германии, в результате чего в языкознании возникла феминистская лингвистика, в которой выделяются два направления. Первое направление занимается исследованием языка с целью выявления языковых асимметрий, направленных против женщин – языкового сексизма. Исследования языка в этом направлении основываются на теории Сепира-Уорфа: язык не только продукт общества, но и средство формирования его мышления и ментальности. Феминистская лингвистика утверждает, что все языки мужские и строятся на основе мужской картины мира. Второе направление исследует гендерные особенности коммуникации в однополых и смешанных группах. В основе исследования лежит предположение о том, что на базе патриархальных стереотипов, зафиксированных в языке, развиваются разные стратегии поведения женщин и мужчин. В рамках этого направления исследуется также влияние пола на языковую социализацию личности. В конце 80-х годов российские лингвисты изучали мужественность и женственность как базовые культурные концепты. Общественная значимость категории «гендер» оправдывает его применение ко всем языковым явлениям, имеющим отношение к проблемам пола. Пол регистрируется языком и оценивается с точки зрения картины мира. Поэтому следует установить, с помощью каких средств пол фиксируется в языке, также установить его релевантность для разных языков [Горошко, Кирилина 1999: 34-36]. МГУ внес существенный вклад в разработку лингвистической гендерной проблематики. Были переосмыслены ранние положения гендерной теории на материале исследования русского и других славянских языков, ранее в аспекте гендера не изучавшихся. При изучении коммуникации и речевого поведения московская школа признает гендер изменяющимся параметром, проявляющимся с неодинаковой интенсивностью, вплоть до полного его исчезновения в ряде коммуникативных ситуаций [Кирилина 2001: 37-42]. С середины 90-х годов 20 века в отечественной гуманитарной науке начинается стремительное развитие гендерных исследований. Новый подход потребовал и применения новой терминологии, что стало причиной введения в научное описание термина «гендер» [Кирилина, Томская 2005].
Понятие гендера Наиболее широко проблема определения понятия «гендер» освещена в работах зарубежных ученых. Именно они впервые ввели в науку этот термин, который был предложен американским психоаналитиком Робертом Столлером в 1958 году. Согласно его концепции, гендер – это социальное проявление принадлежности к определенному полу, или «социальный пол» [Кирилина, Томская 2005]. Как можно видеть, существует смежное с «гендором» понятие – понятие «пола». Такие ученые, как Н. И. Абубикирова, Е. И. Горошко, Е. А. Картушина, A. В. Кирилина, Т. А. Клименкова, Э. Оукли, О. В. Рябов, Дж. Скотт, Р. Унгер, И. И. Халеева занимались вопросом о соотношении понятий «пол» и «гендер», что обусловило наличие разных подходов к рассмотрению данных явлений. Однако обобщение основных позиций по этому вопросу позволяет выявить главную составляющую взаимоотношений пола и гендера. В основном исследование гендера в языкознании касается двух групп проблем: 1. Язык и отражение в нем пола. Цель работ в рамках этого направления состоит в описании и объяснении того, как манифестируется в языке наличие людей разного пола (исследуются лексикон, синтаксис, категория рода), какие оценки приписываются мужчинам и женщинам и в каких семантических областях они наиболее выражены. Одной из работ, посвященных изучению гендера в этой области, стала работа М. А. Кронгауза, где он рассматривает проблему пола и его отражение в языке, анализируя имена существительные, обозначающие лица мужского или женского пола [Кронгауз 1996: 509-525]. 2. Речевое и в целом коммуникативное поведение мужчин и женщин, где выделяются типичные стратегии и тактики, гендерно-специфический выбор единиц лексикона, способы достижения успеха в коммуникации, предпочтения в выборе лексики, синтаксических конструкций, т. е. специфика мужского и женского говорения [Кирилина 2003: 132-136]. Пол – это понятие, относящееся к биологической сфере, в то время как гендер представляет собой то, что люди думают о поле в границах своей социокультурной среды. Следовательно, данные явления не существуют в качестве обособленных понятий – элемент пола присутствует в гендере. Гендерная идентичность конструируется посредством взаимодействия природных данных (пола личности) и социализации. М. Л. Бутовская в своей работе определяет смысловую составляющую понятий «пол» (sex) и «гендер» (gender). В русском языке слово «пол» подразумевает категории «мужчина» и «женщина». В англоязычной литературе понятия «пол» и «секс» определяются одним словом «sex», которое впоследствии приобрело грубый вульгарный оттенок. Вследствие этого и было предложено ввести термин «гендер» для обозначения личностных характеристик, различающихся между собой мужчин и женщин [Бутовская 2013: 10]. Некоторые исследователи (Т. В. Бендас, Ш. М. Берн, М. Кроуфорд и Р. Унгер) считают, что понятие пола должно рассматриваться касательно биологических различий, а понятие гендера – социокультурных [Unger, Crawford 1992: 429-430; Бендас 2005: 328; Берн 2002: 116]. Другие же (Т. В. Виноградова, В. В. Семенов) утверждают, что различия в гендере являются следствием и биологических, и социокультурных факторов, и их нельзя объяснять выбором лишь одного фактора [Виноградова, Семенов 1993: 63-71]. Определение понятия «гендер» в книге М. Л. Бутовской дается следующим образом: это социокультурный конструкт, обозначающий социальные аспекты взаимоотношений между полами. Под этим термином понимают психологические и поведенческие характеристики, связанные с маскулинностью и фемининностью и отличающие мужчин от женщин [Бутовская 2013: 11]. Ш. Берн и некоторые другие исследователи применяют понятие «гендер» в более узком смысле, обозначая им «социальный пол». При этом считается, что гендер — это «социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества». Они означают «нормативные предписания и ожидания, которые соответствующая культура предъявляет к «правильному» мужскому или женскому поведению и которые служат критерием оценки маскулинности-фемининности ребенка и взрослого» [Берн 2002: 12]. В определении понятия «гендер» разными учеными есть незначительные различия, однако они сходятся во мнении о том, что гендер – это социокультурное явление, выражающееся в принадлежности к определенному биологическому полу, в социальных взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, определяемых их поведенческими характеристиками и социальными ролями.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.214.11 (0.066 с.) |