Гендерные исследования в лингвистике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гендерные исследования в лингвистике



Понятие «гендер» давно уже вышло за рамки грамматики. Это явление широко рассматривается как социокультурный, дискурсивный и психо­лингвистический феномен.

Развитие гендерных исследований в лингвистике было изучено И. А. Кирилиной. Впервые фактор пола в связи с языком возник в античности при осмыслении категории грамматического рода. Древнейшей гипотезой о причинах появления в языке категории рода стала символико-семантическая, которая основывалась на соотнесении природной биологической категории “sexus” с грамматической категорией “genus”. Сторонники этой гипотезы, такие как Гердер, Гумбольдт, Гримм, считали, что грамматический род возник под влиянием природной данности – наличия людей разного пола. Мужской род оценивался, как первостепенный из-за припи­сывания ему семантики силы, активности, энергии. Имена женского рода характеризовались пассивностью, подчи­ненностью. Таким образом, условия социальной реальности распространились на законы развития языка, что подтверждается фундамен­тальными гендерными исследованиями Э. Борнемана, где анализ ведется с точки зрения междисциплинарного подхода.

С открытием языков, в которых отсутствует категория рода, символико-семанти­ческая гипотеза пошатнулась. Следующим стимулом исследования гендерного фактора в языке стало открытие в 18 в. первобытных языков, в которых существовало разделение на мужской и женский языки.

В начале 20 в. тема языка и пола привлекла внимание Маутнера и Есперсена. Маутнер обосновывал гендерные различия в языке социальными и историческими причинами. Он считал, что мужчины используют язык творчески, а женщины способны лишь усвоить создаваемый мужчи­нами язык. Есперсен считал, что женщины консервативны в упо­треблении языка, Например, у женщин-эмигрантов сохраняется родной язык и одновременно усваивается новый, но мужчины быстрее усваивают новый язык. Это можно объяснить тем, что мужчины вынуждены были изучать иностранный язык из-за необходи­мости работать и активно использовать новый язык. У находящихся дома женщин такой необходимости не возникало [Кирилина 2003: 51-54].

На следующем этапе (1900 – к. 1960-х гг.), в соответствии с классификацией Клива Грея, работа велась по следующим направлениям: гипотеза о различии мужского и женского типов речи; вопрос обоснованности новых словоформ, таких как doctress, authoress (в русском языке докторша, учительница, повариха и т. д.).

В конце 60-х – начале 70-х годов гендерные исследования в языке продолжились благодаря новому женскому движению в США и Германии, в результате чего в языкознании возникла феминистская лингвистика, в которой выделяются два направления.

Первое направление занимается исследованием языка с целью выявления языковых асимметрий, направленных против женщин – языкового сексизма. Исследования языка в этом направлении основываются на теории Сепира-Уорфа: язык не только продукт общества, но и средство формирования его мышления и менталь­ности. Феминистская лингвистика утверждает, что все языки мужские и строятся на основе мужской картины мира.

Второе направление исследует гендерные особенности коммуникации в однополых и смешанных группах. В основе исследования лежит предположение о том, что на базе патриар­хальных стереотипов, зафиксированных в языке, развиваются разные страте­гии поведения женщин и мужчин. В рамках этого направления исследуется также влияние пола на языковую социализацию личности.

В конце 80-х годов российские лингвисты изучали мужествен­ность и женственность как базовые культурные концепты. Общественная значимость категории «гендер» оправдывает его применение ко всем язы­ковым явлениям, имеющим отношение к проблемам пола. Пол регистрируется языком и оценивается с точки зрения картины мира. Поэтому следует установить, с помощью каких средств пол фиксируется в языке, также установить его релевантность для разных языков [Горошко, Кирилина 1999: 34-36].

МГУ внес существенный вклад в разработку лингвистической гендерной пробле­матики. Были перео­смыслены ранние положения гендерной теории на материале иссле­дования русского и других славянских языков, ранее в аспекте гендера не изучавшихся. При изучении комму­никации и речевого пове­дения мос­ков­ская школа при­знает гендер изменяющимся параметром, прояв­ляющимся с неодинаковой интенсивностью, вплоть до полного его исчезновения в ряде коммуникативных ситуаций [Кирилина 2001: 37-42].

С середины 90-х годов 20 века в отечественной гуманитарной науке начинается стремительное развитие гендерных исследований. Новый подход потребовал и применения новой терминологии, что стало причиной введения в научное описание термина «гендер» [Кирилина, Томская 2005].

 

Понятие гендера

Наиболее широко проблема определения понятия «гендер» освещена в работах зарубежных ученых. Именно они впервые ввели в науку этот термин, который был предложен американским психоаналитиком Робертом Столлером в 1958 году. Согласно его концепции, гендер – это социальное проявление принадлежности к определенному полу, или «социальный пол» [Кирилина, Томская 2005].

Как можно видеть, существует смежное с «гендором» понятие – понятие «пола». Такие ученые, как Н. И. Абубикирова, Е. И. Горошко, Е. А. Картушина, A. В. Ки­ри­лина, Т. А. Клименкова, Э. Оукли, О. В. Рябов, Дж. Скотт, Р. Унгер, И. И. Халеева занимались вопросом о соотношении понятий «пол» и «гендер», что обусловило наличие разных подходов к рассмотрению данных явлений. Однако обобщение основных позиций по этому вопросу позволяет выявить главную составляющую взаимоотношений пола и гендера.

В основном исследование гендера в языкознании касается двух групп проблем:

1. Язык и отражение в нем пола. Цель работ в рамках этого направле­ния состоит в описании и объяснении того, как манифестируется в языке нали­чие людей разного пола (исследуются лексикон, синтаксис, категория рода), какие оценки приписываются мужчинам и женщинам и в каких семан­тических областях они наиболее выражены. Одной из работ, посвященных изучению гендера в этой области, стала работа М. А. Кронгауза, где он рассматривает проблему пола и его отражение в языке, анализируя имена существительные, обозначающие лица мужского или женского пола [Кронгауз 1996: 509-525].

2. Речевое и в целом коммуникативное поведение мужчин и женщин, где выделяются типичные стратегии и тактики, гендерно-специфический выбор единиц лексикона, способы достижения успеха в коммуникации, предпочтения в выборе лексики, синтаксических конструкций, т. е. специфика мужского и женского говорения [Кирилина 2003: 132-136].

Пол – это понятие, относящееся к биологической сфере, в то время как гендер представляет собой то, что люди думают о поле в границах своей социокультурной среды. Следовательно, данные явления не существуют в качестве обособленных понятий – элемент пола присутствует в гендере. Гендерная идентичность конструируется посредством взаимодействия природных данных (пола личности) и социализации.

М. Л. Бутовская в своей работе определяет смысловую составляющую понятий «пол» (sex) и «гендер» (gender). В русском языке слово «пол» подразумевает категории «мужчина» и «женщина». В англоязычной литературе понятия «пол» и «секс» опреде­ляются одним словом «sex», которое впоследствии приобрело грубый вульгарный оттенок. Вследствие этого и было предложено ввести термин «гендер» для обозначения личностных характеристик, различающихся между собой мужчин и женщин [Бутовская 2013: 10].

Некоторые исследователи (Т. В. Бендас, Ш. М. Берн, М. Кроуфорд и Р. Унгер) считают, что понятие пола должно рассматриваться касательно биологических различий, а понятие гендера – социокультурных [Unger, Crawford 1992: 429-430; Бендас 2005: 328; Берн 2002: 116]. Другие же (Т. В. Виноградова, В. В. Семенов) утверждают, что различия в гендере являются следствием и биологических, и социокультурных факторов, и их нельзя объяснять выбором лишь одного фактора [Виноградова, Семенов 1993: 63-71].

Определение понятия «гендер» в книге М. Л. Бутовской дается следую­щим образом: это социокультурный конструкт, обозначающий социальные аспекты взаимоотношений между полами. Под этим термином понимают психологические и поведенческие характеристики, связанные с маскулинностью и фемининностью и отличающие мужчин от женщин [Бутовская 2013: 11].

Ш. Берн и некоторые другие исследователи применяют понятие «гендер» в более узком смысле, обозначая им «социальный пол». При этом считается, что гендер — это «социально детерминированные роли, идентич­ности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биоло­гических половых различий, а от социальной организации общества». Они озна­чают «нормативные предписания и ожидания, которые соответствующая культура предъявляет к «правильному» мужскому или женскому поведению и которые служат критерием оценки маскулинности-фемининности ребенка и взрослого» [Берн 2002: 12].

В определении понятия «гендер» разными учеными есть незначительные различия, однако они сходятся во мнении о том, что гендер – это социокультурное явление, выражающееся в принадлежности к определенному биологическому полу, в социальных взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, определяемых их поведенческими характеристиками и социальными ролями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.006 с.)