Критерии оценки выполнения пумсэ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценки выполнения пумсэ



1. Общее впечатление от выполнения пумсэ. Общее впечатление от выполнения пумсэ играет решающую роль при выставлении оценки. Выполняя пумсэ, ученик должен демонстрировать эффективные, хорошо выраженные формы. Выступление должно быть проникнуто боевым духом (убедительность, живость, способность, имитация боя). Все движения и связки между движениями должны быть легко узнаваемыми.

2. Величина оценки при выполнении пумсэ зависит от общего впечатления. При этом комиссия учитывает гармоничность, ритм, гибкость, динамику, силу, точность движений, правильное исполнение упражнения. Отличная оценка выставляется за правильную схему выступления, четкий ритм, быструю и точную технику, очень хорошую силу, точность, динамику ударов и концентрацию внимания. Если наблюдаются недочеты по этим критериям, то оценка снижается

3. Если ученик сбился, выполняя пумсэ, то ему дается возможность заново начать упражнение, но только один раз. При этом комиссия вычитает 1 балл.

4. Итоговая оценка складывается из среднеарифметической оценки всех членов комиссии.

Упражнение считается зачтенным, если средний балл, полученный в результате оценок трех членов комиссии, будет более чем 3 балла. Если ученик не получает зачет в данном упражнении, то он лишается права аттестовываться на заявленный пояс.

В учебниках тхэквондо говорится, что пхумсе — это метод изучения тхэквондо посредством практики атаки и защиты с воображаемым противником. С помощью пхумсе можно изучать тхэквондо в отсутствие партнера. Это так, но более широкий взгляд на развитие пхумсе говорит о том, что эта форма изучения боевых искусств гораздо глубже, интереснее, чем кажется на первый взгляд. Философия, религия, понятие о мире — информация об этом сохраняется в движениях и названиях этих "формальных комплексов".

Всего в тхэквондо (ВТФ) существует два типа пхумсе: восемь ученических (Тхэгык) и девять мастерских. Они различаются не только по сложности, но и числу движений — от 19 до 35. Все их названия имеют древний глубокий смысл, а рисунок движений в комплексах таков, что при их выполнении как бы выписывается символ (триграмма), сходный с названием соответствующего пхумсе. Так, например, все восемь комплексов пхумсе Тхэгук (что значит "Великий предел или Величие бесконечного"), имеют начертание иероглифа "Ван", что значит правитель. Стихии огня, воды, воздуха действуют и взаимодействуют с другими стихиями, порождая разные формы жизни на Земле, которыми управляет разумная воля и творческая сила. Все грозные стихии, что есть в природе — есть и в человеке, в каждом из нас. Вот поэтому составители пхумсе очень четко продумали систему восхождения ученика к вершинам мастерства. Ведь как переводятся или обозначаются названия пхумсе: "Небо свет", "Радость", "Ветер", "Земля". В восьми пхумсе образно сказано о сотворении космоса, замкнутого в единый круг "Великого предела".

Чем выше мастерство, тем сложнее пхумсе. И названия уже другие. Слово "Кымган" означает "Алмазные горы" — самое живописное место r Корее, и схема движения этого пхумсе образует иероглиф "гора". Наивысшее пхумсе "Ире" имеет вид буддийской свастики и означает "единство". Даже частичное осмысление символики приблизит занимающихся к понятию тхэквондо значительно быстрее, чем самая изощренная техника и тактика боя. Пхумсе приучает сосредотачивать внимание, контролировать свои движения, придавать им хорошую форму, исправлять осанку, вырабатывать правильное дыхание, лучше чувствовать и понимать свое тело и мысли. Пхумсе изучать трудно, так как тело и ум не привыкли всегда быть вместе. Пхумсе же заставляет их действовать совместно, тогда и рождается красивое движение, красивая техника. От этого становится радостно и хорошо, но эту радость нужно заслужить работой над собой. Для непослушных и невнимательных в жизни, невежливых с окружающими людьми, со старшими, для тех, кто обижает слабых — очень трудно делать точные, плавные и ритмичные движения. Поэтому, если только тренироваться в спортзале, а в жизни — дома, среди друзей не стараться быть лучше, то успех в занятиях приходит очень медленно. Пхумсе заставляет об этом подумать.

В Китае существует древнее боевое искусство у-шу. В у-шу существует тао, это вроде пхумсе в тхэквондо. Старые мастера у-шу говорили так: "человек делает тао — тао делает человека". То есть через практику, делая пхумсе, можно изменить себя. Это есть Путь (До).

Что важно знать, выполняя пхумсе.

1. Приветствие, выполняемое в начале и конце выступления, предназначено воображаемым противникам. По команде "ЧАРЬЁТ" исполняющий пхумсе становится, сомкнув ноги в позицию Моа Соги лицом к судьям или экзаменаторам. В том же направлении после команды "КЕН НЭ" спортсмен выполняет поклон. При отсутствии команды его выполняют самостоятельно.

2. Основой всех пхумсе с самого начала является концентрация. Поэтому не надо слишком быстро принимать положение джунби после команды. В эту позицию следует вставать медленно, чтобы успеть сконцентрироваться на следующей комбинации. Выполнение пхумсе начинается после команды «СИ ДЖАК".

3. Для точного выполнения пхумсе необходимо его понимание. Это значит, что спортсмен должен прежде всего научиться понимать, что значат отдельные движения, какой кроется в них смысл, почему нужно выполнять именно этот, а не другой контрудар. И лишь когда он это осознает, только тогда сможет довести выполнение движений до автоматизма. В этом случае может наступить полная гармония дыхания, ритма и скорости. Дышать необходимо без слышимого громкого вздоха. Вдыхать нужно между двумя приемами, то есть в перерыве движения. Выдыхать — в процессе выполнения приема. В конце приема следует ненадолго задержать дыхание. Полный выдох делается после окончания комбинации. Тот, кто представляет себе, когда и какие приемы целесообразны в рамках одного пхумсе, тот прекрасно ориентируется и в необходимости коротких и более длинных пауз. Каждая стойка имеет свою психологическую и физиологическую структуру. Все части тела должны работать гармонично. Позвоночник, суставы и мышцы находятся в хорошем взаимодействии друг с другом, что обеспечивает устойчивость и равновесие тела. А значит, и психическую уверенность. И наоборот - нет стойки, нет и уверенности. Есть стойки низкие и высокие, активные и пассивные (то есть жест кие и мягкие), готовые к защите и нападению. Высокая стойка проще и естественней, в ней легче передвигаться, но она не очень устойчивая, из высокой стойки человека легче сбить, поднять или столкнуть с мет. Низкая стойка более устойчива, но менее подвижна, и из нее сложно наносить серии быстрых ударов ногами. Поэтому в реальном бою спортсмен должен принимать разные стойки в зависимости от ситуации. Принимать, естественно, не думая об этом, автоматически. А этому можно научиться в пхумсэ. Выполняя стойку в пхумсе, надо обязательно сосредотачиваться на правильном положении тела и на дыхании. Чтобы меньше пришлось раздумывать в спарринге, надо учиться думать на тренировке. Тогда в бою тело само будет принимать нужные положения.

В спарринге у каждого своя боевая стойка, постоянно меняющаяся, и, кажется, что она не похожа на стойки в пхумсе. Но на самом деле стойки одинаковы. Устремленная вперед в быстром старте, порыве — это An Куби. В ударах на уходе - стойка т вид куби, Бом Соги. В этих стойках не следует садиться низко, так как при низкой позиции мышцы становятся напряженными, тугими и жесткими, а не эластичными. Практически все удары ног пройдут через стойку Хак Дари Соги, Коа Соги. Но все это будет так быстро, что внешне останется незаметно, и мгновенные переходы из одной формы в другую сольются в одно движение. Стойка помогает выстоять в жизни, сохранить уверенность и быть готовым к движению вперед, к развитию и самосовершенствованию.

Чтобы правильно выполнять стойки, надо:

- регулярно тренировать различные позиции;

- руки должны держаться для защиты перед грудью;

- основная тяжесть корпуса должна сосредотачиваться на подушечках ступни перед пальцами ног.

Другие особенности Пхумсе.

Пхумсе — это интересная книга, которую можно перечитывать несколько раз, и каждый раз находить новое и интересное. В зависимости от уровня развития можно чувствовать и понимать одно и то же пхумсе по-разному. Сегодня — одно чувство, через месяц — уже другое, через год — совсем новое. Новое — в понимании ощущения тела, в стойке, в передвижениях, сочетаниях ударов и блоков. Постепенно от "срисовывания" с других опытных спортсменов, со своего Учителя, ученик все больше начинает чувствовать своё тело, теперь уже оно подсказывает, как лучше, правильнее исполнить блок или удар, принять стойку. И когда это помогает совладать с тем, что раньше не получалось, совпадает с тем, чему учил Учитель, тренеры тхэквондо — тогда достигается удовлетворение от того, что делаем. Может быть, это самое главное — научиться делать пхумсе с удовольствием, слыша свое тело. Необходимо стремиться понимать каждое свое движение, каждый элемент пхумсе, реально, по-настоящему выполняя блок или удар с ощущением "насквозь", но кроме того, а может быть и важнее — от каждого движения, каждой стойки и удара научиться получать удовольствие и радость. Жизнь есть движение и изменение. Ничто не стоит на месте, все гармонично взаимосвязано, все взаимодействует друг с другом — воздух, вода, земля, и рождаются новые формы, новая жизнь. То же и в пхумсе: конец каждого движения — это начало нового, перетекание одного в другое. И это нужно обязательно почувствовать.

Несколько простых советов:

- каждое пхумсе должно заканчиваться в той точке, в которой начиналось;

- корректные, точные стойка и баланс должны соблюдаться в любой момент времени;

- мускулы тела должны быть расслаблены или напряжены в соответствии с моментом;

- пхумсе нужно проводить в элегантной, ритмичной манере;

- движения в зависимости от правил конкретных видов пхумсе должны быть ускорены или замедлены.

 

Пример описания последовательности выполнения технических действий в

формальных упражнениях тхэгук пхумсэ №1 и №2:

Ф – фронтальная сторона;

Т – тыльная сторона;

П – правая сторона;

Л – левая сторона.

 

 



ТХЭГУК ИЛЬ ДЖАН

Передвижения, удары ногами

Стойки

Блоки, удары руками
Джумби: исходное положение лицом в направлении Ф.

Пьонхи соги

Кибон джумби
1. Повернуться налево и выполнить левой ногой шаг в направлении Л 1.

Левая ап соги

Левой рукой арэ макки
2. Выполнить правой ногой шаг в направлении Л1.  

Правая ап соги

Момтон баро джируги  
3. Повернуться кругом, перемешая вес тела на левую ногу, передвигая правую стопу в направлении П1.  

Правая ап соги

Правой рукой арэ макки  
4. Выполнить правой ногой шаг в направлении Ш.  

Левая апсоги

 

Момтон баро джируги  
5. Повернуться налево, перемещая вес тела на правую ногу и выполнить левой ногой шаг в направлении Ф.  

Левая апкуби

 

Левой рукой арэ макки  
6. Зафиксировать положение.   Левая ап куби  

Момтон бандэ джируги

 

7. Выполнить правой ногой шаг в направлении П2, не изменяя положение левой ноги.   Правая ап соги  

Левой рукой

МОМТОН ан макки

 

8. Выполнить левой ногой шаг в направлении П2.   Левая ап соги  

Момтон бандэ джируги

 

9. Повернуться налево на правой ноге и передвинуть левую ногу в направлении Л2.   Левая ап соги  

Правой рукой

МОМТОН ан макки

 

10. Выполнить правой ногой шаг в направлении Л2.   Правая ап соги  

Момтон бандэ джируги

 

1 1. Повернуться направо на левой ноге и выполнить правой ногой шаг в направлении Ф.   Правая ап куби  

Правой рукой арэ макки

 

12. Зафиксировать положение. Правая ап куби

Левой Момтон бандэ джируги

1 3. Повернуться на правой ноге влево, повернув левую ногу в направлении ЛЗ. Левая ап соги  

Левой рукой ольгуль макки

 

14. Выполнить правой ногой удар Ап чаги и поставить ее в направлении ЛЗ. Правая ап соги  

Момтон баро джируги

 

15. Повернуться на левой ноге вправо, повернув правую ногу в направлении ПЗ. Правая ап соги  

Правой рукой ольгуль макки

 

16. Выполнить левой ногой удар Ап чаги и поставить ее в направлении ПЗ. Левая ап соги  

Момтон  баро джируги

 

17. Повернуться на правой ноге в направлении Т и выполнить в эту же сторону шаг левой ногой. Левая ап куби  

Левой рукой арэ макки

 

18. Выполнить правой ногой шаг вперед в направлении Т. Правая ап куби

Момтон баро джируги (Кихап!)

Баро. Повернуться налево на правой ноге и закончить Пумсэ, стоя лицом в направлении Ф. Пьонхи соги  

Кибон джумби

 

       

ТХЭГУК И ДЖАН

Передвижения, удары ногами Стойки Блоки, удары руками
Джумби: исходное положение лицом в направлении Ф.   Пьонхи соги   Кибон джумби  
1. Повернуться налево и выполнить левой ногой шаг в направлении Л 1.   Левая апсоги   Левой рукой арэ макки  
2. Выполнить правой ногой шаг в направлении Л1. Правая ап куби Правой рукой момтон баро джируги
3. Повернуться направо на левой стопе, а правую ногу переместить в направлении П1.   Правая ап соги   Правой рукой арэ макки  
4. Выполнить левой ногой шаг в направлении П1.   Левая ап куби   Левой рукой момтон баро джируги  
5. Повернуться налево на правой стопе, а левую ногу переместить в направлении Ф. Левая ап соги Правой рукой момтон ан макки
6. Выполнить правой ногой шаг в направлении Ф.   Правая ап соги   Левой рукой момтон ан макки  
7. Повернуться налево на правой стопе, а левую ногу переместить в направлении Л2.   Левая ап соги   Левой рукой арэ макки  
8. Выполнить правой ногой удар Ап чаги и поставить ее в направлении Л2.   Правая ап куби   Ольгуль баро джируги  
9. Повернуться направо на левой стопе и переместить правую ногу в направлении П2.   Правая ап соги   Правой рукой арэ макки  
10. Выполнить левой ногой удар Ап чаги и поставить ее в направлении П2.   Левая апкуби   Ольгуль баро джируги  
1 1. Повернуться налево на правой стопе и переместить левую ногу в направлении Ф.   Левая ап соги   Левой рукой ольгуль макки  
12. Выполнить правой ногой шаг в направлении Ф.   Правая апсоги   Правой рукой ольгуль макки  
13. Повернуться влево на правой стопе и переместить левую ногу в направлении ПЗ.   Левая апсоги   Правой рукой момтон ан макки  
14. Повернуться на левой стопе вправо и переместить правую ногу в направлении ЛЗ.   Правая ап соги   Правой рукой момтон ан макки  
15. Повернуться на правой стопе налево, поставить левую ногу в направлении Т.   Левая ап соги   Левой рукой арэ макки  
16. Выполнить правой ногой удар Ап чаги и поставить ее в направлении Т.   Правая ап соги   Момтон баро джируги  
17. Выполнить левой ногой удар Ап чаги и поставить ее в направлении Т.   Левая ап соги   Момтон баро джируги  
1 8. Выполнить правой ногой удар Ап чаги и поставить ее в направлении Т.   Правая ап куби   Момтон  баро  джируги  (Кихап!)  
Баро. Повернуться налево на правой ноге и закончить Пумсэ стоя, лицом в направлении Ф.   Пьонхи соги   Кибон джумби  

 







ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

ТРЕНИРОВАННОСТИ

Настоящий мастер является мастером в любой области жизни – от изучения наук, до битвы за свою жизнь!

Спортивная тренировка представляет собой специализированный педагогический процесс, направленный на повышение общей физической подготовленности и специальной работоспособности.

Спортивная тренировка, с физиологической точки зрения, представляет собой многолетний процесс адаптации организма человека к требованиям, которые ему предъявляет избранный вид спорта.

Лишь на базе общей (неспециализированной) подготовки, в результате развития физических качеств и роста функциональных возможностей организма, осуществляется переход к специализированным формам подготовки спортсмена в избранном виде спорта. Этот процесс должен быть по возможности непрерывным, так как перерывы в систематических занятиях приводят к резкому падению достигнутого уровня проявления качественных сторон двигательной деятельности и освоения двигательных навыков. Так, например, достигнутый у подростков на протяжении первого года занятий рост мышечной силы за время летнего перерыва практически полностью теряется.

Цикличность тренировочного процесса связана с тем, что выход на наиболее высокий уровень специальной работоспособности осуществляется постепенно на протяжении подготовительного периода (3-4 мес.). К соревновательному периоду спортсмен достигает высокого уровня работоспособности, но поддерживать этот доступный на данном этапе наивысший уровень функциональных и психических возможностей человек может лишь ограниченное время (не более 4-5 мес.). После чего необходим определенный отдых, переключение на другую деятельность, снижение нагрузки, т. е. переходный период. Годичный тренировочный цикл (или 2 цикла в году), в свою очередь, подразделяется на промежуточные мезоциклы, а те — на недельные микроциклы. Такая цикличность соответствует естественным биоритмам человеческого организма и, кроме того, позволяет варьировать применяемые физические нагрузки.

Правильное чередование тяжести физических нагрузок с оптимальными интервалами отдыха обеспечивает возможность использования явлений суперкомпенсации — сверхвосстановления организма, когда следующее тренировочное занятие начинается с более высокого уровня работоспособности по сравнению с исходным. При этом режиме неуклонно растут результаты спортсмена и сохраняется его здоровье. Слишком большие интервалы не дают никакого прироста, а недостаточные интервалы приводят к падению работоспособности и ухудшению функционального состояния организма.

Тренировочные нагрузки должны постепенно повышаться в зависимости от достигнутого уровня функциональных возможностей, иначе даже при систематических занятиях будет обеспечиваться лишь их поддерживающий эффект. Например, при физических нагрузках у молодых людей ЧСС должна быть выше 150 ударов в минуту, а у пожилых —выше 130 ударов в минуту, иначе адаптивных сдвигов в организме, в частности в состоянии сердечной мышцы, не будет наблюдаться.

Для достижения высоких спортивных результатов должны использоваться максимальные нагрузки, которые вызывают мобилизацию функциональных резервов центральной нервной системы, двигательного аппарата и вегетативных систем, оставляя функциональный и структурный след тренировки.

Правильная организация тренировочного процесса обуславливает состояние адаптированности спортсмена к специализированным нагрузкам или состояние тренированности. Его характеризуют:

- повышение функциональных возможностей организма;

-  улучшение экономичности работы организма в состоянии покоя..

Овладение рациональной техникой выполнения упражнений, совершенство координации движений, повышение экономичности Дыхания и кровообращения приводят к снижению энерготрат на стандартную работу, т. е. повышает ее КПД.

Наиболее высокий уровень тренированности достигается в состоянии спортивной формы. Это состояние требует предельно возможной мобилизации всех функциональных систем организма, значительного напряжения регуляторных процессов. Соответственно, оно может сохраняться непродолжительное время в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, его квалификации и ДР- факторов. Цена такого уровня адаптации оказываемся высокой — при этом повышается реактивность организма на действие неблагоприятных условий среды, снижается его устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, т. е. резко снижается иммунитет.

Тренировочный эффект зависит от объема физической нагрузки — ее длительности, интенсивности и частоты. Однако у каждого человека имеется генетически определяемый предел функциональных перестроек в процессе тренировки — его генетическая норма реакции. При одинаковых физических нагрузках различные люди отличаются по величине и скорости изменений функциональной подготовленности, т.е. по тренируемости.

Физиологическая характеристика состояний тхэквондиста

В тхэквондо сразу после команды рефери к началу поединка у спортсменов начинается период врабатывания организма (приспособление в начале работы). Ведь в течение боя организм развивает максимальную работоспособность не в начале работы, а лишь спустя некоторое время. Этот период называется врабатыванием.

Период врабатывания — это время, необходимое для настройки всех систем организма на рабочий лад. В это время формируется необходимый стереотип движений (по характеру, форме, амплитуде, скорости, силе и ритму) и происходит установка должного уровня функционирования вегетативных систем, обеспечивающих мышечную работу. Каждая система обладает индивидуальной скоростью настройки. Например, двигательный аппарат настраивается на рабочий уровень быстрее, чем вегетативные системы — сердечно-сосудистая, дыхательная и др. Легочная вентиляция, потребление кислорода, частота сердцебиений и уровень артериального давления достигают необходимого для данной работы уровня только через некоторое время после ее начала. Деятельность всех систем организма, участвующих в данной работе, должна приобрести согласованный характер. Чем короче период врабатывания, тем раньше спортсмен развивает максимальную работоспособность и тем выше его результат.

Первая фаза - состояние начального усилия — длится не более 20—60 с. В это время происходит формирование координированного двигательного акта. Характеризуется замедленностью вегетативных процессов.

Вторая фаза — фаза мобилизации — длится до 7 мин. В это время устанавливается необходимый уровень функционирования вегетативных систем. Гетерохронизм – неодновременное включение функций организма. Первой растет ЧСС (частота сердечных сокращений), затем КРОВОТОК, следующим МОК (минутный объем крови), потом ПОТРЕБЛЕНИЕ КИСЛОРОДА и далее АД (артериальное давление).

Третья фаза – наличие прямой зависимости между интенсивностью, мощностью работы и скоростью изменения физиологических функций.

Длительность периодов врабатывания зависит от характера мышечной работы, от степени тренированности спортсмена, от его индивидуальных особенностей, от характера разминки. Чем труднее и непривычнее работа, тем больше период врабатывания. У тренированных спортсменов врабатывание заканчивается быстрее, чем у нетренированных.

Период врабатывания укорачивается при правильно проведенной разминке, когда на поединок спортсмен выходит уже в состоянии устойчивой работоспособности. Состояние устойчивой работоспособности наступает сразу после периода врабатывания.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.31.148 (0.086 с.)