ПУТЬ БОЕВЫХ ИСКУССТВ И ФИЛОСОФИЯ ТХЭКВОНДО. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПУТЬ БОЕВЫХ ИСКУССТВ И ФИЛОСОФИЯ ТХЭКВОНДО.



«Только человек постоянно сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать – вверх. Во всякой морали дело идет о том, чтобы открывать либо искать высшие состояния жизни.»

                                                    Фридрих Ницше.

«Не так-то просто связать даосскую натурфилософию или христианскую догматику с жесткими схватками и мордобоем …»

                                           Анатолий Тарас «Боевая машина».

 

В 50-ые годы наиболее популярными на Западе единоборствами восточного происхождения были дзю-дзюцу и дзю-до, в 60-ые каратэ, в 70-ые тхэквондо, в 80-ые ушу. К 90-м годам интерес к ним значительно снизился, хотя выбор сейчас широк, как никогда: к названным видам добавились тайский бокс (муай-тай) и вьетнамские боевые искусства (во-вьетнам), ниндзюцу и хапкидо, пенчак-силат и куксульвон, арнис и бандо, циньна и калари-паятт.

Понимание причин снижения популярности каждого из видов восточных единоборств по отдельности, и всех вместе взятых, необходимо любому, кто серьезно ими интересуется. В этом процессе просматривается ряд закономерностей. Выделим только одну из них, связанную с превращением боевых искусств в спортивные единоборства.

Когда какое-либо восточное боевое искусство попадает на Запад, оно поначалу пользуется все большей популярностью. Секции растут, как грибы после дождя. Проводятся десятки и сотни показательных выступлений. Это стихийное развитие в определенный момент достигает такой степени, что возникает необходимость создания центральных институтов, обеспечивающих организованность движения. Затем наблюдается многолетний период большой популярности. Организации укрепляются, приводятся в порядок правила, ограничивается «партизанщина» в области присуждения степеней, достраиваются те институты, которые неотступно связаны с современными спортивными дисциплинами — медицинские и судейские комиссии, центры подготовки, спортивные классы, классификация участников соревнований, создаются кадры...

Сначала восточное боевое искусство завораживает своей новизной и таинственностью. Кажется, что достичь мастерства можно за короткое время, можно освоить тайные приемы, обладающие чрезвычайной эффективностью. Ну кто не хотел бы узнать этот способ?

Тренировки приносят, однако, разочарование: «узнать» — это не то же самое, что и «научиться». Работа, работа, все время работа, избитое тело, удушье в легких, натруженные мышцы, соленый вкус пота и пыль с пола додзё — вот реальность тренировок. Занимающийся чувствует себя окончательно замученным конём. Из секции начинают уходить те, кому такие занятия не по плечу физически.

Затем уходят те, которых интересовала лишь новизна, экзотика, т.к. их мотивировка ослабевает, не поддерживает морально и перестает вдохновлять к работе.

Любая школа боевых искусств на Дальнем Востоке (т.е. в Китае, Корее, Японии, на Окинаве) является одновременно своего рода клубом, объединяющим поклонников того или иного вида единоборства. Но далеко не всякий клуб (секция, группа) может претендовать на звание «школы». В Китае то, о чем идет речь, связано с различиями между понятиями «двор» (гуань) и «врата» (мэнь).

В первом случае имеется довольно широкий круг занимающихся, сокращенная и упрощенная программа обучения, меньшее внимание к ритуалу и полное пренебрежение духовно-мистической практикой. Во втором — число занимающихся относительно невелико (либо это так называемые «приближенные ученики», «элита школы»), а вновь поступающих обычно подвергают различным испытаниям (или долго присматриваются, прежде чем допустить во «внутренние покои»). Процесс обучения растянут на долгий срок (15 — 20 лет), требует большого усердия и затрат времени. Ритуалы, этикет, иерархия старших и младших, которые в клубе обозначаются по существу условно (дело не идет дальше поклонов и слов приветствия), в школе внедряются глубоко и серьезно.

Европейцы, привыкшие к отношениям, так сказать, эквивалентного обмена во всех его видах, убежденные, что все на свете подлежит обсуждению и что любая истина непременно должна становиться общеизвестной, редко когда способны принять атмосферу интимно-невысказанного понимания, утонченной доверительности, существующую в традиционной школе. Для них важен не столько путь к результату, сколько сам результат, достижение которого должно произойти как можно быстрее, проще и легче, без каких-то странных испытаний и ритуалов. Между тем, традиционная восточная система обучения основывалась не на передаче знания, имеющего конкретное содержание, а на подражании учителю, на усвоении того духа, которым он ранее проникся от своих учителей и который теперь воплощал всеми сторонами своей личности.

Качество обучения определялось, таким образом, не суммой знаний (сколько пхумсэ, ката или таолу ты выучил), а качеством энергии, силой духа, степенью постижения невыразимой в словах мистической сути Бытия. Именно это проступало постепенно сквозь тело, поведение, речи учеников, именно это незримо присутствовало (или отсутствовало) в их технике. Но как такое можно выразить в ясных, четких формулировках? По существу, никак. Отсюда равнодушие наставников к пресловутой логике «здравого смысла», их загадочно-многозначительный язык метафор, притч, анекдотов, то есть язык намека, иносказания. Отсюда также полное доверие учеников к учителю, которого недаром называли в Китае «шифу», что означает «наставник-отец».

Можно сказать, что «дворы» боевых искусств учили и учат только способам боя на кулаках или на оружии, и ничему больше. Подобные заведения, официальные либо неофициальные (семейные, клановые, цеховые) существовали повсюду и всегда, в том числе на Западе и в России. А вот «школы-врата» ставили своих адептов на Путь постижения неких универсальных принципов, объемлющих не только всю человеческую жизнь, но и существование Вселенной. Таких школ на Западе никогда не было, да и на Востоке, даже в прошлом, они встречались не так уж часто. Во всяком случае, во времена кровавых усобиц, иностранных вторжений, грандиозных восстаний было обычно не до мистики.

Любопытно, что в нынешние времена стало просто общим правилом заявлять о том, что в «нашей школе главной целью является духовное и моральное совершенствование занимающихся», что в ней происходит психологическое становление личности воина, гражданина, мужчины и т.д. и т.п. Но в 99,9% случаев подобные заявления пустая болтовня. В странах Европы, СНГ и Америки за очень редкими исключениями существуют только «школы-дворы», а не «школы-врата».

Путь боевых искусств — это процесс превращения обычного человека в воина. А как выразился дон Хуан в книге Карлоса Кастанеды, «стать воином — значит сознательно выработать у себя набор специфических качеств и соответствующее этим качества поведение». Масутацу Ояма сказал по существу то же самое, но иными словами: «путь боевых искусств сводится к обретению истинного смысла жизни через воинскую практику».

Занятия боевыми искусствами позволяют удовлетворять те глубинные потребности, которые определяют все человеческие поступки. Эти потребности разделяются на три основные группы: витальные, социальные и идеальные (или духовные). Удовлетворение витальных потребностей (от латинского слова «вита» — жизнь) обеспечивает биологическое существование индивида. Признание со стороны себе подобных (что связано с понятиями популярности, любви, власти, авторитета) относится к социальным потребностям. Что же касается третьей группы, то именно здесь скрыта причина творчества, поисков истины, добра, красоты, справедливости, всего того, что в совокупности составляет смысл жизни.

Так вот, прикладной аспект боевых искусств (то, что в Будо называют «дзюцу» — техника, приемы) отвечает инстинкту самосохранения, присущему человеку как виду живых существ. Практика соревнований, показательных и трюковых выступлений («сиай»), а также исполнение роли наставника, главы школы или федерации соответствует той стороне человеческой природы, которая жаждет признания окружающими ее достижений и личных качеств. Наконец, третий аспект боевых искусств, именуемый «Путь», связан с совершенствованием личности, с поиском смысла жизни, с обретением духовных ценностей. Принципиально важно то, что в рамках одних школ эти стороны боевых искусств сливаются воедино, в других же (и таких большинство) реализуются по отдельности: только техника боя, только спорт, только психофизическая практика.

Говоря о человеческих потребностях, следует особо подчеркнуть, что человек отличается от животных не витальными и даже не социальными потребностями, а идеальными. Иными словами, в каждом из нас тем больше человеческого, чем сильнее наши поступки определяются стимулами духовного плана. В конечном счете (потому что на первый взгляд это не очевидно) жажда материального благополучия и сексуальных наслаждений, стремления к власти или к славе — все это в людях от первобытного стада человекообразных обезьян.

Для того, чтобы пройти «школу боевого искусства», понимаемую лишь как определенную техническую систему, не требуется ничего иного, кроме времени, здоровья и усердия. Для овладения «голой» техникой, приемами нападения и защиты, образ жизни адепта, наличие либо отсутствие у него совести, чести, чувства красоты и прочих духовных качеств не имеют никакого значения. Хватило бы ему физиологических ресурсов сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, не получил бы он на тренировках тяжелую травму, достало бы ему упорства.

А вот для того, чтобы все три аспекта боевых искусств (дзюцу, сиай, до) соединить в одно целое, чтобы пойти значительно дальше техники конкретной системы — для этого преображение психики и тела через аскетизм, нравственный образ жизни, непрерывный психический и физический тренинг абсолютно необходимы. В результате человек будет оставаться грозным бойцом до глубокой старости, а не до обычных 30 — 40 лет.

В условиях современного этапа развития нашего общества все явственней проявляется «культ» грубой силы, агрессивности и вседозволенности у той категории людей, которые начинают заниматься каким-либо боевым единоборством, будь-то борьба, бокс, каратэ или тхэквондо. В особенности это заметно у подростков, с их еще неокрепшей психикой, формирующейся личностью и периодом полового созревания. Все это ведет к еще большему упадку нравственности в обществе а, как известно, нравственное воспитание – основное направление всестороннего возвышения человека. И не только человека отдельного, индивидуального. Это и путь совершенствования общества в целом. Решить проблему совершенствования личности человека в боевых единоборствах может тхэквондо, при условии, что будут соблюдены определенные условия его овладения.

Современное тхэквондо – это восточная система самозащиты, Олимпийский вид спорта и боевое искусство (этико-философский аспект). К сожалению, инструктора тхэквондо не всегда осознают важность именно целостного подхода в преподавании этого единоборства. Часто  это становится причиной потери интереса к занятиям тхэквондо, либо все сводится к спорту или рукопашному бою.

Человек, прошедший подготовку в тхэквондо или в любом другом виде боевого единоборства, всегда будет иметь при себе физическое и психологическое оружие, невидимое постороннему взгляду, а потому не менее мощное и опасное, чем самое современное оружие.

Общество должно быть гарантировано от случайного или необдуманного применения такого оружия. В связи с этим, уже во времена зарождения боевых единоборств ставилась задача не только развить физические и бойцовские качества человека, занимающегося искусством поединка, но и сформировать высокий морально-этический облик с твердой волей и самодисциплиной. В противовес обязательным для каждого практикующего боевые единоборства, навыкам максимально жесткого и агрессивного поведения в бою, применялась идея следования философско-этическому «Пути Воина» или «Пути Боевых Искусств». 

Философия Пути Боевого Искусства представляет собой специфическое мировосприятие, и как таковое, оказывает влияние на весь образ жизни человека, начиная от взглядов и представлений и заканчивая ориентацией в практической деятельности. Она объединяет и упорядочивает самые различные духовные и морально-этические образования: мифологию, религиозные представления, научные теории, высшие нравственные ценности, житейский опыт многих поколений мастеров боевых единоборств. Философия боевых искусств является, прежде всего, философией экзистенциализма, то есть философией жизни и практического опыта.

Исходя из всего выше сказанного, нужно подчеркнуть, что не идеологические доктрины, не чужие обычаи и верования восточных народов, а именно житейская философия древних мудрецов и мастеров боевых искусств, неотделимая от всего их образа жизни, представляет собой философию боевых искусств. Необходимо помнить, что наивысшей целью в боевых искусствах является не количество побед и накачанные мышцы, а формирование целостной гармоничной личности и философского мировоззрения. Вот, например, поразительное по своей    гениальной простоте и наполненности внутренним смыслом изречение Бусидо (учение о Пути воина): «Великая победа – та в которой не проливалась кровь, лучшая победа – победа над самим собой …» И это не просто, высокие слова . Человек , серьезно занимающийся каким-либо боевым искусством, делает ставку прежде всего не на победу над противником, а на победу в схватке со своей слабостью, ленью, в схватке со всеми своими отрицательными качествами. Таким образом, можно сказать, что основной концептуальной идеей философии боевых искусств является то, что это искусство за время занятий сделает с занимающимся, а не то, что с помощью боевого искусства можно сделать с кем-то другим!

Кроме того, любое боевое искусство может быть успешно применено в качестве единоборства, то есть позволит защитить жизнь и честь свою, и своих близких. Позволит уцелеть в бою и реализовать через систему боя путь к высшим ценностям, откроет дверь, ведущую к вершинам самосознания, самосовершенствования, познания собственного тела и духа, и ко многим другим вершинам!

Философский аспект тхэквондо как боевого искусства 

представлен следующими принципами :

1. (ИН): физическое и духовное познание собственного «Я» и окружающей действительности , посредством овладения тхэквондо и постижения философии боевых искусств. В философии тхэквондо принцип «познание» также заключается том, что учителю необходимо глубоко и основательно объяснять ученикам связь учения с жизнью , с практическим применением в жизни не только боевые умения , но и умения руководствоваться нравственными категориями в разрешении различных конфликтов . В связи с тем , что в подростковом возрасте начинает формироваться абстрактное мышление , то у тренера появляется возможность раскрывать ученикам основы мировоззренческих этико-философских аспектов боевых искусств на примерах из жизни древних и современных мастеров единоборств в виде бесед , лекций , коротких рассказов до и после тренировки , перед выполнением сложного или опасного задания . «Примеры из жизни мудрецов и мастеров боевых искусств непременно подводят человека к размышлению и глубинному пониманию жизненной философии стремящегося к совершенству . Показывают путь к идеалу , прообразом которого служат многие герои старинных народных преданий и легенд , рыцарских саг и баллад и так далее .».Примеры терпения , упражнения , стиля жизни и образа мыслей способствуют формированию у подрастающего поколения мировосприятия и мировоззрения в духе философии боевых  искусств , то есть в духе физического и духовного познания собственного «Я». Все это подразумевает изучение не только техники и тактики боевого единоборства , но и знакомство с историей , литературой , культурой , а также кино- и  видеоматериалами на данную тему .

2. (ДОК): совершенствование характера духовным и моральным воспитанием ( вежливости , скромности , чувства чести). Путь к идеалу , прообразом которого могут служить как древние , так и современные мастера  боевых искусств. Железная дисциплина , не как вынужденное следование определенным правилам и традициям , но как осознанный выбор образа жизни , основанный на глубоком понимании сущности законов оптимальных взаимоотношений человека с миром и с самим собой . Сознательная дисциплина бойца в тхэквондо с целью воспитания своего духа во многом схожа с концепцией безупречности в философии Карлоса Кастанеды: «Безупречность – это особое состояние духа и принципиальный этап в развитии человеческой психики. Это трансформация практически всех жизненных установок личности , влекущая за собой явление нового существа , психически , эмоционально и духовно преображенного.» Именно безупречность и сознательная дисциплина формируют производные, индивидуальные, неразрывно связанные с целостными основными качествами личности показатели жизнедеятельности подростков – прилежание и успешность. Прилежание и успешность вместе с главными определяющими качествами и свойствами, такими, как убежденность, стойкость и целеустремленность моральной направленности личности определяют критерии индивидуальной нравственной воспитанности подростка. Постижение принципа «воспитание» во многом согласуется с социальной мотивацией подростков, так как подразумевает, кроме всего прочего, культивирование в индивиде всего человеческого, освоение и внутреннее принятие общественной морали, которая регулирует его внутреннее поведение, помогая оптимально адаптироваться в социуме.

3. (ЙЭ): укрепление тела и духа искусством борьбы. Необходимым является регулярное участие в тренировках и следование обязательным правилам . Это приучает к дисциплине , терпению , настойчивости . Тогда формируется позитивная психическая установка , которая не позволяет без причин использовать умения борьбы как грозное оружие. Необходимым является активное участие в тренировках и соблюдение установленных правил. Это приучает подростков к дисциплине, терпению, настойчивости. Формируется позитивная психическая установка, которая не позволяет без причин использовать знание тхэквондо как грозное оружие для низменных целей. Происходит перенос акцента с того, что с помощью боевого искусства можно сделать с кем-то другим, на то, что это боевое искусство в процессе занятий сделает с тобой. Принцип «совершенствование» включает в себя следование пути гармонизации «ИНЬ-ЯН», то есть гармоничное сочетание и развитие в процессе тренинга внутренней (воля) и внешней (тело) силы, физического и духовного, интеллектуального и интуитивного и т.п. Интегральный тренинг здесь осуществляется посредством гармоничного сочетания технико-тактической подготовки, повышения функциональных возможностей организма и психотренинга (аутогипноидеомоторика, концентрация, медитация). Духовное и физическое совершенствование являются для подростков основными личностными мотивами, наряду с идеальными потребностями и укреплением самосознания. Это мотивационный тренинг личностной направленности. Принцип «совершенствование» подразумевает овладение тхэквондо в его целостности, то есть совершенное владение боевыми навыками единоборства, успешные выступления на соревновании и постижение этико-философских аспектов боевых искусств.

4. (ДО): «Путь» имеющий начало, но не имеющий конца. Процесс самореализации и внутреннего самораскрытия в жизни. Практика использования боевых искусств как системы психотренинга, призванная превратить интуицию человека в постоянно действующий фактор и через психосоматический и биоэнергетический баланс достичь состояния «просветленного сознания». Это и есть высшая точка слияния агрессивного боевого единоборства и философских морально-этических категорий «Пути воина». Вообще, любое боевое искусство, включающее в себя идею следования «правильному Пути» - это, прежде всего, состояние ума, образ жизни, философия. Им нужно заниматься для самосовершенствования, а самосовершенствование, как и Путь, может длиться всю жизнь. Не может быть вершины, точки покоя. В восточных единоборствах существует такое высказывание: «Обучая ученика технике, учитель должен быть настойчивым. Объясняя ученику, когда он может ею воспользоваться, учитель должен быть добрым. Показывая ученику правильный Путь, учитель должен быть терпеливым!»Воин, в его философском понимании, противостоит врагу не внешнему, а внутреннему (лень, страх, чувство собственной важности, жалость к себе, потворство своим недостаткам и слабостям).

Известный мастер айкидо Морихей Уэсиба писал: «На первый взгляд может показаться, что боевое искусство – это искусство боя, войны, но на более высоком уровне боевое искусство – это искусство Мира, которое начинается с самого человека. Искусство Мира – это жизнь, а жизнь это развитие и рост. Если мы перестаем расти технически, умственно или духовно мы приближаемся к смерти. Все законы мироздания, все законы вселенной живут в человеке. Жизнь сама по себе есть истина и искусство. Боевое искусство – это искусство истинной жизни. Этика  и философия боевых искусств – это этика и философия Жизни!»






Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.85.250 (0.011 с.)