Разовательного стандарта (ГОС) к личности и профессиональной компетент- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разовательного стандарта (ГОС) к личности и профессиональной компетент-



Ности специалиста

Профессия (от лат. Profiteer — объявляю своим делом) — вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки. Профессией называют необходимую для общества, ограниченную (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающую ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

Специальность — вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия «педагог» подразделяется на различные версии приложения сил в детских учреждениях: воспитатель, учитель, педагог дополнительного образования и др. Можно также найти узкие специализации учителей: учитель истории, учитель математики и т. д.

Педагогическая профессия. Педагог — лицо, специально подготовленное к профессиональной деятельности по развитию, воспитанию и образованию личности (учитель, преподаватель, воспитатель, наставник). К педагогам относят также ученых, которые разрабатывают теоретические проблемы педагогической науки.

Учитель — педагогическая профессия и должность в системе общего и профессионального образования. Назначение учительской профессии — сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке.

Учитель — это прежде всего воспитатель, наставник. Каждая профессия предъявляет к человеку определенные требования, которые можно обобщить в профессиоргамме.

Профессиоргамма — это характеристика профессии или модель специалиста. Составными компонентами профессиограммы являются требования к профессиональным знаниям и умениям, которые обеспечивают продуктивность деятельности в рамках соответствующей профессии. Описание профессии включает следующие характеристики: производственно-технические, социально-экономические, социальнопсихологические, санитарно-гигиенические.

Профессиограмма учителя представляет собой качественно-описательную модель, квалификационную характеристику, определяющую объем и соотношение профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, способностей и свойств личности, необходимых учителю.

Современные требования к учителю

Требования к учителю определяются прежде всего обществом, в котором он трудится. Они складываются на основе ранее сложившихся требований и получивших свое признание в новых условиях, а также учитывающих перспективы развития общества в целом и системы образования в частности.

Современные требования к педагогу и его деятельности обозначены в Законе РФ «Об образовании», в профессиограмме учителя, в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОСВПО), а также в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и разработанной на ее основе Программе модернизации педагогического образования.

 В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается ведущая роль педагога в достижении целей образования, направленных на всестороннее развитие подрастающих поколений, а также ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи; указывается на необходимость привлечения талантливых специалистов для осуществления учебного процесса в школах на достаточно высоком уровне, важность проведения научных исследований, освоения новых технологий и информационных систем, воспитания у обучающихся духовно-нравственных качеств, подготовки специалистов высокой квалификации.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования — это нормативно-правовой документ, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников. В нем определены требования к знаниям и умениям будущего специалиста по дисциплинам психолого-педагогической подготовки. Так, например, учитель должен овладеть системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов, системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях и социальных факторах развития; соблюдать права и свободы обучающихся; уметь организовать внеучебную деятельность учащихся, оказывать им социальную помощь и поддержку; знать систему образовательных учреждений и основы управления ими, основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования и др.

Мысль о том, что труд учителя требует от него высокой идейности, четко выраженной профессиональной направленности, прочных знаний и устойчивых интересов, знания законов детства, теории и практики обучения и воспитания, неоднократно подчеркивает В.А. Сластёнин. По определению ученого, профессиограмма учителя включает:

1) свойства и характеристики, определяющие общественную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность личности учителя;

2) требования к его психолого-педагогической подготовке;

3) объем и состав специальной подготовки;

4) содержание методической подготовки по специальности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. И именно школа, учитель должны сформировать личность такого человека, будущего специалиста, который сможет успешно решать сложнейшие перспективные задачи государственного и общественного развития России. Программа модернизации педагогического образования предусматривает обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающей требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам. Подготовленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта. Все это говорит о социально и профессионально обусловленных требованиях к современному учителю как личности и профессионалу.

Таким образом, личность современного учителя-профессионала характеризуют высокая культура, нравственность, подвижничество, полная самоотдача, вера в возможности растущего человека, благородство, острое чувство нового, умение заглядывать в будущее и готовить своих питомцев к жизни, максимальная реализация своих способностей, таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством, общность идей и интересов учителей и учащихся, творческое отношение к делу и общественная активность, высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний, принципиальность и требовательность, товарищество и отзывчивость. Учитель — истинный интеллигент, а интеллигентность — это мера его культуры в соединении с моралью. Следовательно, можно считать, что данная характеристика в обобщенном виде и включает современные требования к педагогу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.005 с.)