Компетентностная модель современного педагога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компетентностная модель современного педагога.



В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в соответствующей сфере его деятельности".

Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Тематическое поле ситуаций: критический анализ, творчество, инициатива, прогноз и решение проблем, оценка риска и др. Ключевые компетентности – многофункциональный пакет знания, способности и отношений, которые требуются каждому человеку (personal competences) для полноценной личной жизни и работы, активного гражданства и эффективного включения в жизнь общества.

Компетенция- круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен или круг чьих либо полномочий, прав.

Проще говоря:

Компетенции – это требования.

Компетентность – это проявление этих требований.

В качестве основных элементов педагогической компетентности можно выделить:

· Специальную компетентность в преподаваемой дисциплине (знания по предмету, квалификация, опыт,)

· Методическая компетентность (применение различных методов обучения, знание дидактических методов и приемов, знание психологических механизмов усвоения знаний)

· Психолого – педагогическая компетентность в сфере обучения

(умение строить целесообразные отношения с обучаемыми, осуществление индивидуальной работы с учащимися, знание возрастной психологии, умение пробуждать интерес к предмету)

· Дифференциально – психологическая компетентность (умение выявлять личностные особенности, установки и направленность учащихся, определять и учитывать эмоциональное состояние людей)

· Рефлексия педагогической деятельности (умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знание о способах профессионального совершенствования, умение видеть недоработки в своей работе, желание самосовершенствоваться)

Для того, чтобы добиться хороших результатов, нужно постоянно изучать свои достоинства и недостатки, формировать в себе постоянное профессиональное и личностное развитие. Профессия педагога имеет свою специфику – работа с человеком, а значит, его собственная личность является сильнейшим рабочим инструментом. И чем совершеннее этот инструмент, тем лучше профессиональный результат. В профессии педагога самообразование является необходимым условием профессиональной деятельности.

 

Компетентностная модель современного педагога

 

Несомненно, можно выделить следующие качества современного компетентного учителя:

· Интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью

· Трудолюбие, честность, порядочность

· Эмоциональность, оптимизм

· Выразительность речи, педагогический такт

· Творческое начало личности

· Организаторские способности

· Настойчивость, дисциплинированность

Сейчас в системе образования происходят перемены, переход от традиционного учителя к новому образу: учитель - исследователь, консультант, воспитатель, организатор.

В компетентностную модель современного учителя можно включить следующие элементы:

· Ценности, принципы и цели.

· Профессиональные качества.

· Ключевые компетенции.

· Педагогические методы, способы и технологии.

· Профессиональные позиции.

Под ценностями понимаются суждения, идеи, которые осознаны учителем и в сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности.

К профессиональным качествам можно отнести доброжелательность и заинтересованность в отношении к учащимся; готовность принять конструктивную критику от коллег, осуществляя коррективы в своей деятельности; наличие собственного взгляда на социальную ситуацию и окружающий мир, понимание людей, имеющих другие ценности, интересы, способности; наличие собственной позиции и манеры обучения; осознание ответственности за результат.

Ключевые компетенции учителя определяются федеральным государственным образовательным стандартом и заключаются в умении организовать такую образовательную и развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ученика. К ключевым компетенциям относятся:

· умение учиться вместе с учениками

· умение планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся, подмечать их склонности

· умение мотивировать учащихся

· умение сценарировать учебный процесс, вести занятия в форме диалога и дискуссии

· владеть проектным и исследовательским мышлением

· умело использовать систему оценивания

· владеть компьютерными технологиями и т.д.

Учитель должен прежде всего создавать развивающуюся среду для обучающихся: поощрять за попытки выполнить что-то самостоятельно, демонстрировать заинтересованность в успехе учащегося, побуждать к постановке более трудных (но реалистических) целей, создавать разные формы мотивации, позволять строить свою индивидуальную точку зрения, учить задавать вопросы, выслушивать и высказывать своё мнение, использовать систему оценивание и проводить рефлексию.

В педагогической деятельности используются все возможные методы,

способы и технологии, позволяющие достигать поставленных целей. Среди них можно выделить технологию «критического мышления», проектно - исследовательский метод, организацию разнообразных форм диалога и дискуссий, а также метод формирования понятий. Все указанные методы отражают принципиально новый подход к обучению, в результате которого учащийся может пробрести знание (знание как понятие или компетенция, а не информация) лишь в процессе его порождения.

Основные профессиональные позиции учителя (только занимая подобные позиции, учитель может создавать для учащихся развивающую образовательную среду): организатор деятельности, консультант, помощник, организатор рефлексии, эксперт, партнер.

Можно сказать, что компетентность учителя – это синтез профессионализма, творчества и искусства. Именно учитель является организатором такой образовательной и развивающей среды, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения, чтобы оно мотивировало к более высоким достижениям и интеллектуальному росту.

Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает.

С е м и н а р 3

Тема: Самовоспитание и самообразование будущего педагога

Вопросы для обсуждения:

1. Самовоспитание и самообразование как неотъемлемые составляющие про-

фессионально-личностного становления и развития.

2. Пути, средства, методы профессионального самовоспитания и самообразова-

ния будущего педагога.

3. Обсуждение индивидуальныхпрограмм по саморазвитию личности.

1. Самовоспитание и самообразование как неотъемлемые составляющие про-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 2323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.006 с.)