Педагогическая профессия и педагогическая деятельность. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая профессия и педагогическая деятельность.



Возникновение и становление педагогической профессии

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. По мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми.

По мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода образовали, группу воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколению.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции -- наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо владевшие основами наук, но главное, много путешествовавшие. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.

В средние века педагогами, как правило, были священники, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.

В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно -- Учитель.

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция (ок. 551 - 479 гг. до н.э.).

Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.) был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений, ввёл понятия «урок», «класс», «каникулы», «обучение».

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда.

Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870/71) - отец русских учителей. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня.

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко (1888-1939). Особое значение имеет созданная А.С. Макаренко теория детского коллектива.

Особенности и сущность педагогической профессии. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Главное ее отличие от других профессий типа «человек-человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. В профессии педагога ведущая задача -- понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. С одной стороны, главное содержание педагогической деятельности составляют взаимоотношения с людьми. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области. В профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Педагогическая профессия представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Образовательные учреждения: дошкольные заведения, школы, профессионально-технические училища, средние специальные и высшие учебные заведения, учреждения дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Цель педагогической деятельности достигается созданием условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой -- потребности и стремления отдельной личности.

Объекты педагогической деятельности: воспитательная среда, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников.

Формы материализации педагогического действия:

1. Познавательная задача.

2. Преобразовательный акт.

3. Из формы практического акта действие снова переходит в форму познавательной задачи, условия которой становятся более полными.

Решение взаимосвязанного ряда педагогических задач очень трудно поддается алгоритмизации. Если же алгоритм все же существует, применение его разными педагогами может привести к различным результатам. Это объясняется тем, что творчество педагогов предполагает поиск новых решений педагогических задач.

 





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.100.128 (0.007 с.)