Фессионально-личностного становления и развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фессионально-личностного становления и развития.



Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, приобретает особое значение в условиях разви­тия профессионального образования. Сама жизнь поставила на повестку дня задачу его непрерывности. Немецкий педагог XIX в. А. Дистервег писал, что учитель способен воспитывать и образовывать только в том слу­чае, если продолжает работать над своим собственным воспита­нием и образованием.

Выдающийся педагог А.С.Макаренко говорил, что в педаго­гику он пришел случайно, без всякого на то призвания, но на­учился, сделался мастером своего дела. Такого результата может добиться каждый, если ему помогут и если он будет работать над собой. Пресс цивилизации, по утверждению современного философа Л.Ю. Писарчика, оказывает мощное воздействие на молодого че­ловека, предлагая ему реализовать свои творческие потенции в рыночной деятельности, в борьбе с конкурентами, в погоне за наживой, в достижении успеха любой ценой, в господстве над природой, в преодолении традиционной культуры, в модерниза­ции производства, т.е. в создании еще более мощной техники, производящей еще больше негативных изменений в природе. «Че­ловек- господин», «человек-супермен», «человек-миллионер», «че­ловек-робот» – вот современные кумиры. Это говорит о том, что сегодня нарастает тенденция дегуманизации общества, когда нор­мальные человеческие чувства и устремления искажаются и под­меняются дегуманизированным фарсом. За примерами далеко ходить не приходится, ими наполнены газеты, телевидение, ви­деопродукция, кино, литература и т.д.

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Одна­ко умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность – проблема для большинства людей.

Как известно, творцом, так же как и интеллектуалом, не рож­даются. Очень многое зависит от того, какие возможности пред­ставит окружение для реализации личностного потенциала.

По утверждению В.И. Журавлева, уже в 90-х гг. XX в. в педа­гогической науке разрабатывались личностно ориентированные технологии подготовки студентов к работе в школе и других обра­зовательных учреждениях. Студенты могут свободно выбрать мо­дель своего профессионального облика и реализовать его посред­ством различных авторских программ.

Лишенный школьной опеки, в профессиональном учебном за­ведении студент сталкивается с непривычными для него формами работы – самообразованием и самовоспитанием.

Самообразование – основа роста будущего специалиста. Как показал анализ литературы, само­образование представляет собой специально организованную, са­мостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общест­венно значимых образовательных целей; непрерывное продолже­ние общего и профессионального образования, благодаря кото­рому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека.

Личностный и профессиональный рост напрямую зависит от процессов самообразования и самосовершенствования, позволяет наиболее эффективно реализоваться будущему педагогу в своей деятельности, обеспечивая его развитие и саморазвитие, способ­ствуя творческому подходу к делу.

Академик Д.С.Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются».

Воспитание и самовоспитание – две стороны единого процес­са формирования личности.

Исследования, проведенные психологами и педагогами, убедительно доказали, что личность является активной силой не только в преобразовании окружающего мира, но и в собственном ее формировании.

Л.Н.Толстой определил следующие задачи самовоспитания: «Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: бесхарактерности, раздражительности и лени».

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов – объективных и субъективных, при­родных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассив­ное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Формирование личностных качеств не может происходить без стремления самой личности к учению, без проявления ею учебно-познавательной активности. Благодаря самовоспитанию и упорной работе над собой человек развивает у себя лучшие личностные качества. Известный французский философ Ж.П. Сартр утверждал, что человек есть только то, что он сам из себя делает, подчеркивая определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии. Все это говорит об исключительно важной роли самовоспита­ния в формировании личности.

Работа над собой – это самовоспитание, начинающееся с осоз­нания и принятия объективной цели как субъективного, жела­тельного мотива своей деятельности. Субъективная постановка человеком определенной цели поведения или деятельности по­рождает сознательное напряжение воли, определение плана дей­ствий на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями – как объектив­ными, так и субъективными.

Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосозна­ния человек начинает понимать не только внешние для него цели, но и цели своего собственного воспитания. Он начинает отно­ситься к самому себе как к субъекту воспитания. С возникнове­нием этого нового, весьма своеобразного в формировании лично­сти фактора человек становится воспитателем.

К.Д. Ушинский считал, что ему в самовоспитании помогало следующее: «...спокойствие совершенное, по крайней мере, внеш­нее; прямота в словах и поступках; обдуманность в действиях; решительность; не говорить о себе без нужды ни одного слова; не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится; издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать; каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках; ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет».

Самовоспитание, отмечает И.П. Подласый, это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на самораз­витие и формирование базовой культуры личности. Самовоспита­ние призвано укреплять и развивать способность к добровольно­му выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необ­ходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспита­ние – составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в кото­рых живет человек.

Согласно H.A. Березовину, самовоспитание – это сознатель­ная деятельность, направленная на возможно более полную реа­лизацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспита­ние – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на аде­кватной самооценке, критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей; находится в не­разрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и раз­вивая процесс формирования и совершенствования личности.

По утверждению отечественного педагога Ю.К. Бабанского, процесс воспитания при его хорошей организации перерастает в процесс самовоспитания и предполагает: самостоятельное плани­рование деятельности (самопроектирование) по усвоению знаний, умений, навыков, способов поведения, разрешения проблемных ситуаций учебного и воспитательного характера; самоорганизацию деятельности – рациональное распределение этапов деятельности во времени, рациональное распределение усилий в ходе деятель­ности; саморегулирование деятельности на основе самоанализа хода ее и внесение необходимых поправок; самоконтроль в деятельно­сти – анализ ее конечных результатов, сопоставление их с наме­ченными целями, выявление расхождений и их причин, проекти­рование новых перспектив и задач.

Педагог А.И. Кочетов определяет следующие параметры само­воспитания:

- направленность, т.е. мотивы работы над собой;

- содержание (умственное, физическое, нравственное, трудо­вое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное);

- устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное);

- эффективность в формировании личности (выполняет функ­ции главные и вспомогательные).

Доминантой в самовоспитании становится формирование та­ких качеств, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.006 с.)