Семинарские и практические занятия 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарские и практические занятия



Семинарские и практические занятия

С е м и н а р 1

Тема: Сущность и многообразие видов педагогической деятельности

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогическая профессия и педагогическая деятельность.

2. Многообразие видов педагогической деятельности.

3. Гуманистическая направленность педагогической деятельности.

4. Личность педагога-гуманиста.

 

Многообразие видов педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность - это особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования.

 

Педагогическая деятельность - это профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащегося реализуются задачи обучения и воспитания (А.К. Маркова).

В общем педагогическая деятельность - это особый, многогранный и многоплановый вид деятельности, связанный с обучением и воспитанием.

ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Традиционно основными видами педагогической деятельности,

осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются обучение

и воспитание.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

- преподавательская /организация процесса обучения и управление познавательной деятельностью учащихся/;

- воспитательная /организация воспитательной среды и управление разнообразными внеурочными идами деятельности школьников/;

- социально-педагогическая /социализация ребенка и его социальная защита/;

- культурно-просветительская /приобщение учащихся к культуре/;

- научно-методическая /освоение учителем современных теорий и технологий воспитания, разработка на их основе собственных подходов, содержания, способов организации учебно-воспитательного процесса, написание научно-методических работ/;

- управленческая /организация различных видов деятельности школьника/

- коррекционно-развивающая /выявление и исправление недостатков в развитии личности ученика/

Все вышеперечисленные виды педагогической деятельности являются корректными, профессиональными только в том случае, когда максимально едины в своих воспитательных, образовательных, обучающих и развивающих творческих поисках, воздействиях и результатах.

Педагогическая деятельность - деятельность, основным содержанием которой является

-воспитание,

- обучение,

- образование и

- развитие учащихся

а также:

- социализация и

- профессионализация,

- культурно-гуманистическая функция,

- охрана жизни, здоровья и

- социальная защита детей. /Никитина/.

Одной из важнейших сторон педагогической активности является активность человека, с которым ведется непосредственная педагогическая работа.

Педагогическим совершенствованием является педагогический феномен, характеризующий существование инициативной или стимулирование целенаправленной деятельности самого человека по совершенствованию своих педагогических свойств путем самовоспитания, самообразования, самообучения и саморазвития как в педагогическом учреждении, так и вне его, в любом возрасте.   Педагогическое самосовершенствование выполняет основную функцию самоактуализации человеком своих возможностей.

Одной из разновидностей самоутверждения является учение, которое представляет собой активную деятельность обучающегося в образовательном учреждении по освоению знаний, предусмотренных квалифицированными требованиями к выпускникам образовательного учреждения.

Из вышесказанного следует, что это не только усвоение учебного материала, но и совершенствование всех своих педагогических свойств.

 

С е м и н а р 2

Тема: Требования к личности и профессиональной компетентности педагога,

Государственный образовательный стандарт

Вопросы для обсуждения:

1. Профессия педагога и ее роль в современном обществе.

2. Профессиограмма современного педагога. Требования Государственного об-

разовательного стандарта (ГОС) к личности и профессиональной компетент-

ности специалиста

3. Компетентностная модель современного педагога.

 

Профессиограмма современного педагога. Требования Государственного об-

Ности специалиста

Профессия (от лат. Profiteer — объявляю своим делом) — вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной подготовки. Профессией называют необходимую для общества, ограниченную (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающую ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

Специальность — вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия «педагог» подразделяется на различные версии приложения сил в детских учреждениях: воспитатель, учитель, педагог дополнительного образования и др. Можно также найти узкие специализации учителей: учитель истории, учитель математики и т. д.

Педагогическая профессия. Педагог — лицо, специально подготовленное к профессиональной деятельности по развитию, воспитанию и образованию личности (учитель, преподаватель, воспитатель, наставник). К педагогам относят также ученых, которые разрабатывают теоретические проблемы педагогической науки.

Учитель — педагогическая профессия и должность в системе общего и профессионального образования. Назначение учительской профессии — сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке.

Учитель — это прежде всего воспитатель, наставник. Каждая профессия предъявляет к человеку определенные требования, которые можно обобщить в профессиоргамме.

Профессиоргамма — это характеристика профессии или модель специалиста. Составными компонентами профессиограммы являются требования к профессиональным знаниям и умениям, которые обеспечивают продуктивность деятельности в рамках соответствующей профессии. Описание профессии включает следующие характеристики: производственно-технические, социально-экономические, социальнопсихологические, санитарно-гигиенические.

Профессиограмма учителя представляет собой качественно-описательную модель, квалификационную характеристику, определяющую объем и соотношение профессионально-педагогических знаний, умений, навыков, способностей и свойств личности, необходимых учителю.

Современные требования к учителю

Требования к учителю определяются прежде всего обществом, в котором он трудится. Они складываются на основе ранее сложившихся требований и получивших свое признание в новых условиях, а также учитывающих перспективы развития общества в целом и системы образования в частности.

Современные требования к педагогу и его деятельности обозначены в Законе РФ «Об образовании», в профессиограмме учителя, в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОСВПО), а также в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и разработанной на ее основе Программе модернизации педагогического образования.

 В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается ведущая роль педагога в достижении целей образования, направленных на всестороннее развитие подрастающих поколений, а также ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи; указывается на необходимость привлечения талантливых специалистов для осуществления учебного процесса в школах на достаточно высоком уровне, важность проведения научных исследований, освоения новых технологий и информационных систем, воспитания у обучающихся духовно-нравственных качеств, подготовки специалистов высокой квалификации.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования — это нормативно-правовой документ, определяющий обязательный минимум содержания основных образовательных программ, объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников. В нем определены требования к знаниям и умениям будущего специалиста по дисциплинам психолого-педагогической подготовки. Так, например, учитель должен овладеть системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов, системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях и социальных факторах развития; соблюдать права и свободы обучающихся; уметь организовать внеучебную деятельность учащихся, оказывать им социальную помощь и поддержку; знать систему образовательных учреждений и основы управления ими, основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования и др.

Мысль о том, что труд учителя требует от него высокой идейности, четко выраженной профессиональной направленности, прочных знаний и устойчивых интересов, знания законов детства, теории и практики обучения и воспитания, неоднократно подчеркивает В.А. Сластёнин. По определению ученого, профессиограмма учителя включает:

1) свойства и характеристики, определяющие общественную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность личности учителя;

2) требования к его психолого-педагогической подготовке;

3) объем и состав специальной подготовки;

4) содержание методической подготовки по специальности.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. И именно школа, учитель должны сформировать личность такого человека, будущего специалиста, который сможет успешно решать сложнейшие перспективные задачи государственного и общественного развития России. Программа модернизации педагогического образования предусматривает обновление системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающей требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам. Подготовленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования и мирового опыта. Все это говорит о социально и профессионально обусловленных требованиях к современному учителю как личности и профессионалу.

Таким образом, личность современного учителя-профессионала характеризуют высокая культура, нравственность, подвижничество, полная самоотдача, вера в возможности растущего человека, благородство, острое чувство нового, умение заглядывать в будущее и готовить своих питомцев к жизни, максимальная реализация своих способностей, таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством, общность идей и интересов учителей и учащихся, творческое отношение к делу и общественная активность, высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний, принципиальность и требовательность, товарищество и отзывчивость. Учитель — истинный интеллигент, а интеллигентность — это мера его культуры в соединении с моралью. Следовательно, можно считать, что данная характеристика в обобщенном виде и включает современные требования к педагогу.

 

С е м и н а р 3

Тема: Самовоспитание и самообразование будущего педагога

Вопросы для обсуждения:

1. Самовоспитание и самообразование как неотъемлемые составляющие про-

фессионально-личностного становления и развития.

2. Пути, средства, методы профессионального самовоспитания и самообразова-

ния будущего педагога.

3. Обсуждение индивидуальныхпрограмм по саморазвитию личности.

1. Самовоспитание и самообразование как неотъемлемые составляющие про-

Содержание самовоспитания

Содержание самовоспитания раскрывается через его функции:

- компенсаторная: реализуется в приобретении профессиональных знаний, умений, навыков, в расширении кругозора, усвоении новой информации;

- адаптирующая: позволяет преподавателю постоянно приспосабливаться к меняющемуся миру, новым условиям профессиональной деятельности;

- развивающая: предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности, непрерывное обогащение творческого потенциала личности.

Принципы самовоспитания

1. Принцип развития: раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности в онтогенезе и ее непрерывного самообразования, зависимость уровня зрелости личности педагога от уровня его самообразования и самовоспитания. Этот принцип раскрывается через ряд установок:

- установка на проблемность в педагогической работе, которая формирует мотивы самообразования и самовоспитания;

- установка на самосознание, самооценку своей педагогической деятельности, стимулирующие ее улучшение;

- установка на личную значимость позволяет соотнести объективно существующую цель самообразования и самовоспитания с личностно-значимыми мотивами (познавательный интерес, стремление к успеху и др.).

2. Принцип самодеятельности реализуется через следующие установки:

- на целеполагание и целеустремленность, дающие возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и воспитанием;

- на планирование самообразования, позволяющее упорядочить его методы и приемы, обеспечить контроль;

- на самоорганизацию, которая основывается на таких качествах личности как воля, мотивационная и познавательная сферы, и в свою очередь стимулирует их дальнейшее развитие.

3. Принцип самоуправления реализуется через следующие установки:

- на самоконтроль;

- на саморегулирование;

- на индивидуализацию самообразования и самовоспитания;

- на мобилизацию, способствующую преодолению трудностей самообразования и самовоспитания;

- на коррекцию запланированных результатов работы над собой, изменение ранее намеченной программы в связи с уже достигнутыми успехами.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции. Основные методы самовоспитания отражены в рисунке 2.

 

 

Ния будущего педагога.

Воспитательные воздействия педагога направлены на формирование активности самого ребенка, его способности к развитию и потребности у него в самовоспитании и самообразовании. В процессе интериоризации социокультурного опыта человечества ребенок приобретает опыт коллективного и самостоятельного творения относительно нового в истории развития цивилизаций. И.С. Якиманская в этом процессе выделяет «душевными факторами» самовоспитание, самообразование, самообучение и самосовершенствование. Обратимся к рассмотрению этих понятий.

Самовоспитание — это процесс усвоения личностью социокультурного опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевно-нравственных факторов, обеспечивающих ее гармоничное и всестороннее развитие.

Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися представлениями, идеалами, нормами, убеждениями и ценностными ориентациями.

Самовоспитание осуществляется при наличии определенного уровня развития самосознания личности, способности к анализу при субъектном осознанном сопоставлении своего поведения с поведением других людей.

Предпосылками организации процесса самовоспитания личности являются:

· — критическое отношение к своим возможностям;

· — целеполагание;

· — адекватность самооценки;

· — умение видеть свои достоинства и недостатки;

· — осознанное определение вектора самовоспитания.

Самовоспитание реализуется в процессе самоуправления

через систему формулирования человеком собственных целей, программ и моделей действий и контроля их выполнения, а также оценки результатов самовоспитания и самокоррекции результатов самовоспитания.

К основным методам самовоспитания относятся:

— самопознание, которое включает в себя самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение;

— самообладание, которое опирается на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение;

— самостимулирование, которое предполагает актуализацию самоутверждения, самоободрения, самопоощрения, самонаказания, самоограничения .

Продуктивность и эффективность самовоспитания предполагает актуализацию потребности в самообразовании, которое представляет собой систему внутренней самоорганизации личности по усвоению социокультурного опыта предшествующих поколений, направленной на собственное гармоничное полноценное развитие.

Самообразование тесно связано с самообучением. Самообучение — это процесс непосредственного получения личностью элементов социокультурного опыта предшествующих поколений посредством собственных душевных усилий и выбранных самим человеком средств познания действительности. Философы, психологи и педагоги подчеркивают, что движущие силы развития человека заложены в его душе. А условиями и средствами побуждения к действию являются внешние факторы в форме воспитания, образования и обучения.

А.К. Маркова выделила уровни самовоспитуемости, само- развиваемости и самообучаемости .

Таблица 1

Семинарские и практические занятия

С е м и н а р 1





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.204.189.2 (0.01 с.)