Социологические и статистические методы исследований в социальной антропологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологические и статистические методы исследований в социальной антропологии.



1. Использование опроса (анкетирование, интервьюирование) в исследованиях. Опрос обычно совершается в форме индивидуальной беседы с информатором. Существуют разнообразные вариации опроса: по заранее разработанному плану (формализованный опрос) или без него (в виде свободной беседы); в процессе интервью или опосредованно, через анкетирование; выборочное подробное интервьюирование отдельных респондентов или сплошной опрос по составленному опроснику для последующей статистической обработки на компьютере. Большой проблемой анкетирования является обеспечение возврата анкет, а также расчет репрезентативности полученной информации. В этнографии анкетирование прессовое и почтовое почти не используется, анкетирование раздаточное применяется лишь при опросе экспертов. Качество информации, получаемой в процессе интервью, зависит от программы опроса и от взаимодействия исследователя и респондента. При этносоциологическом изучении этнических ориентаций большую роль играет, например, соотношение национальной принадлежности исследователя и респондента.

Основные черты использования методов: 1.непринужденная беседа с теми, кто больше всех осведомлен о повседневной жизни племени, с целью заручиться их согласием на проведение в дальнейшем научного интервью, которое может носить как неструктурированный, так и структурированный вид. 2. Подготовка программы интервью для получения полноценной научной информации, которая может послужить к дальнейшему углублению исследования данной общности. 3. Глубинное интервью, которое нередко завершается составлением коллекции историй жизни конкретных людей.

2. Использование методов анализа документальных источников, особенности библиографического метода (автобиографического). Анализ документов - это совокупность методических приемов, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой для решения исследовательских задач. Количественный анализ документов (контент-анализ) – исследуется частота публикаций в газете материалов по определенной теме, число строк, отводимых редакцией отдельным темам, рубрикам, авторам, частота упоминаний проблем, терминов и т.п. Потенциальными объектами исследования в контент-анализе могут быть любые документальные источники, содержащие текст, - книги, газеты, песни, речи, выступления, письма, дневники, ответы на открытые вопросы анкет. Библиографический метод изучения документов заключается в их описании по стандартной методике, характеристике содержания в виде аннотации или реферата, т. е. в создании библиографической информации, а также в ее группировке по разным признакам и оформлении в виде библиографического пособия. Библиографический метод изучения документов имеет широкое применение в обществе. На его основе осуществляется государственная регистрация и ведется статистика произведений печати, разрабатываются многочисленные документально-информационные поисковые массивы.

3. Обработка статистической информации. Обработка данных включает в себя следующие компоненты:

· Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования.

· Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования.

· Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В современной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, дополненные программами математико-статистической обработки.

В зависимости от методов получения первичной информации возможно применение различных приемов обработки и анализа данных. Так, если социолог определенную часть информации извлекает из документальных источников, то он использует два основных метода анализа документов. Неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования. Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ - анализ содержания) рассчитан на извлечение социологических информации из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений). При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов.

 

4. Методы корреляционного анализа в социально-антропологических исследованиях. Корреляционный анализ – группа методов, предназначенных для исследования корреляции между переменными. Корреляция – статистический термин, характеризующий степень взаимной зависимости двух случайных величин. Корреляция бывает положительной или отрицательной. Первая описывает ситуацию, в которой при увеличении одной переменной увеличивается и другая, а вторая — в которой переменные изменяются обратно пропорционально: одна увеличивается, а другая уменьшается. Корреляция может измеряться статистически, коэффициентом корреляции или коэффициентом ассоциации, подобных форм существует множество. Большинство из них сосредоточено на линейной связи (изменение одной переменной прямо пропорционально изменению другой). Для количественных, порядковых и дихотомических переменных используются понятия прямой и обратной связи. Связь между количественными и/или порядковыми переменными является прямой, если значения двух переменных одновременно возрастают или убывают; обратной - если возрастание значений одной переменной сопровождается убыванием значений второй.

Для дихотомических переменных связь является прямой, если измеряемые ими свойства объектов чаще встречаются или не встречаются одновременно, чем порознь; обратной - если соответствующие свойства чаще встречаются порознь.

Для номинальных переменных, за исключением дихотомических, понятия прямой и обратной связи не определены, связь между ними рассматривается как ненаправленная.

5. Кросс-культурные исследования (компаративный метод) – это научный метод, позволяющий путем сравнения выявлять общее и особенное в развитии стран и народов мира и причины этих сходств и различий. Одним из основателей которого был Джордж Мёрдок, Он применяется в этнологии, антропологии, этологии и позволяет вычислять корреляции по 1266 народам (в основном традиционным – охотники-собиратели, земледельцы и т.п.) по 1805 различным показателям – хозяйственный тип, брачно-семейные отношения, религиозные и политические предпочтения и т.д. и т.п. В частности, применяется метод пережитков (реконструкция исчезнувших явлений по их пережиткам в совр. культурах). Этот метод — частная форма компаративного метода, широко применявшегося эволюционистами еще в 19 в. Первые попытки сравнения быта разл. народов и объяснения его сходства на этой основе предпринимались еще античной наукой (Геродот и др.). Интерес к сравнит, исследованиям особенно возрос начиная с 16 в. (Великие геогр. открытия и др.). На основе сравнит. материалов выдвигается мысль о единстве человеч. черт, об общности происхождения людей. Большое влияние на формирование С.-и.м. оказало развитие в 19 в. сравнительно-истор. языкознания, сравнит, мифологии и сравнит, изучения религий. С.-и.м. стал основным в трудах эволюционистов (Л. Морган, Тайлор, Дж. Мак-Леннан, Фрэзер и др.), впервые обратившихся к истор. изучению народной культуры и закономерностей ее развития.

 

6. Мемуарные, «понимающие» методы. Для этнографии, как и для других истори­ческих наук, особенно важны письменные сви­детельства прошлого, поскольку в них есть сведения о народах, их названиях (этнонимах), местах расселения, особенностях жизни, куль­туры, обычаях, обрядах, верованиях и т. п. Наибольший интерес вызывают, конечно, са­мые древние письменные свидетельства — клинопись, папирусы, бер. грамоты, летописи, хроники в которых нема­ло материалов этнографического характера. Еще более разнооб­разные виды письменных источников (архив­ные, мемуарные, эпистолярные и др.) оказываются в распоряжении этнографии в эпоху.широкого распространения грамотности и обширной письменной фиксации различных событий и явлений жизни. Особую категорию источников составляют изобразительные материалы: рисунки, барель­ефы, скульптуры, мелкая пластика и т. п. Так, графические источники позволяют этно­графам представить себе не только факт бытования тех или иных явлений, но и то, как выглядели орудия труда, одежда, жители, как исполнялись обряды. Во многих случаях рисунки намного древнее письменности. Однако изучение письменных существующих письменных и изобразительных источников - не единственный способ добывания этнологических (этнографических) данных. Среди источников, очень часто используемых в этнологических исследованиях, особо важную роль играют материалы и сведения, собираемые в этнологических (этнографических) экспедициях. Сведения, собранные в экспедициях, обычно называют полевым материалом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.126.53 (0.007 с.)