Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Язык как знаковая система. Функции языка в семиозисе культуры.
1. Речевая деятельность, язык, отношения между семиотическими системами: порождение, гомология, интерпретация, свойство двойного означивания единиц языка, синхрония, диахрония, орудийные и смыслообразующие функции языка, функции речи. В языкознании речевая деятельность рассматривается как один из аспектов языка, который выделяется наряду с речевой организацией и языковой системой. Выделяются такие виды речевой деятельности, как говорение, аудирование (слушание), чтение и письмо. Речевая деятельность - система мотивированных речевых действий людей в социально значимых ситуациях, обусловленных правилами и нормами речи, принятыми в обществе. Язык – это система знаков любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Люди могут пользоваться различными знаковыми системами: телеграфный код, транскрипции, стенография, таблицы, цифры, жесты, дорожные знаки и т. п. В самом общем плане языки разделяются на естественные и искусственные. Отношения порождения имеет место между сосуществующими во времени, различными, но однотипными системами (то есть системами, имеющими общую базу), из которых вторая строится на основе первой и выполняет по отношению к ней частную функцию. Семиотическая система может порождать другую систему: обычный язык может порождать логико-математический формализованный язык, обычное письмо – стенографию. Семиотическое отношение гомологии – это отношение корреляции между частями двух семиотических структур. В настоящее время широко исследуется семиологическое соответствие: запахи, цвета и звуки соответствуют друг другу. Две лингвистические системы могут обнаруживать гомологии. Отношение интерпретирования. Язык есть интерпретант всех сем. систем. Язык в принципе может категоризовать и интерпретировать все, включая и самого себя. Язык – интерпретант общества. Язык облад. свойством двойного означивания – 1)семиотич. (знаковым) способом означивания наз-ся способ присущий языковому знаку и придающий ему статус целостной единицы (означивание знаков). Синхрония - рассмотрение языка с точки зрения соотношений между его составными частями в один период времени, а диахрония – историческое развитие языковых явлений и языковой системы в целом как предмет лингвистического изучения (Пр.:в XIII— XIV вв. в русском языке шел процесс изменения конечных звонких согласных в глухие: было «морозъ» – стал «мороз»). Соссюр разделил язык и речь. Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом: язык - ручка, а речь - текст, который записан этой ручкой. Соссюр выделил единицы языка (фонема, морфема, слово и др.), единицы речи (звук, алломорф, глосс, словосоч., предложение). Процесс использования языка для общения называется речевой деятельностью. Различают следующие виды речевой деятельности: устную, внутреннюю, письменную. Осн.функции языка: коммуникативная (язык-средство общения);мыслеформирующая(язык-средство мышления в форме слов);когнитивная (язык-средство познания мира, передача опыта людей). Функции речи: коммуникативная (передача инфы), аппелятивная (цель-вызвать реакцию собеседника), эмоционально-экспрессив.(отнош. к предмету речи, интонации), фатическая (контактоустанавл),эстетическая, метаязыковая(комментировать речевые высказывания средствами самого языка). Смыслообразующая функция культуры - способность культуры создавать определенную систему коммуникаций, которая должна обеспечить обмен и взаимодействие участников культурного процесса с помощью: творческих приемов, особых для каждого вида духовной деятельности; языков и знаков. Орудийная функция языка: язык - инструмент коммуникации в ситуациях орудийной деятельности человека.
2. Семиотика межличностного и межгруппового взаимодействия. В семиосоциологической концепции коммуникации (использование знаков и знаковых систем в общении) понятие “коммуникация” не является синонимом понятия “информационное воздействие”. Более того, реализация идеи “субъект- субъектного” отношения предполагает общение в диалоговом режиме, т.е. наличие обратной связи. Общение – социально обусловленный процесс взаимосвязи и взаимодействия социальных субъектов (личностей, групп). Процесс общения включает в себя обмен мыслями, чувствами, реализуемый при помощи, прежде всего, вербальных средств коммуникации. В процессе общения передаются не только фрагменты информации, но и социальный опыт, происходит изменение сущности взаимодействующих субъектов, социализация личности. Кроме того, воплощение социальных ценностей осуществляется и посредством материально-вещественных элементов, и в этом смысле материальные ценности являются посредником в определенных формах общения. Выбор стиля общения зависит от индивидуально-типологических характеристик людей, особенностей сложившихся отношений с конкретными людьми, коллективами. Среди стилей общения выделяют творчески-продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, деловой и др. Особое значение в общении имеет устная речь и так называемая паралингвистическая система информации (язык мимики и жестов), в которой фиксируются определенные социальные значения.
3. Семиотический аспект социальной антропологии. Культура — это ценностно-отобранный и символико-семиотически организованный (структурированный) опыт множества людей, содействующий успешному решению общественных и личных проблем. Она состоит из двух подсистем: нормативно-семиотической и материально-денотативной. Культура и человек — одно целое. Культура погружает в себя человека, предоставляет средства и орудия (символические и материальные), формы и способы, с помощью которых человек противостоит противоречиям совместной и индивидуальной жизни. К знаковым системам культуры относятся следующие семиотические системы: ритуально-религиозные системы, поведение, художественные семиотики (произведения искусства), искусственные языки.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.004 с.) |