Билет 25. Педагогическая антропология как наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 25. Педагогическая антропология как наука.



1. Понятие антропологии происходит от двух греческих слов: антропос – человек и логос – учение. Сам термин ≪антропология≫ появляется лишь в начале XVI в. в Германии и используется вначале в анатомическом контексте, а позднее – как учение о человеческой душе. Как самостоятельная наука антропология сформировалась в ХIХ в. Основными ее разделами тогда были: морфология человека, учение об антропогенезе, расоведение. С тех пор антропология развивалась на грани естественного и общественного разделов науки, исследуя происхождение и эволюцию человека как особого социобиологического вида, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе всвязи с особенностями окружающей людей среды. Постепенно два направления антропологии – физическое и культурное (социальное) выделились в самостоятельные дисциплины, в соответствии с разделением между естественно-научными и гуманитарными областями научного знания. Первое направление изучает физическое строение тела и антропогенез (т.е. проблему происхождения и формирования физического типа человека). Второе представляет собой блок самостоятельных дисциплин (археология, лингвистика, фольклористика, этнография и, наконец, собственно культурная или социальная антропология), рассматривающих в целостности культуру того или иного народа.

 

2. Статус педагогической антропологии в целостной системе антропологического знания. Одним из первых исследователей, поставивших вопрос о педагогической антропологии как области познания, был К. Д. Ушинский. Он ввел это понятие в своем фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». К. Д. Ушинский исходил из идеи необходимости всесторонних знаний о человеке, на которых должна основываться педагогика как практическая деятельность. Идею необходимости антропологического основания педагогики, высказанную К. Д. Ушинским, мы находим в других педагогических концепциях дореволюционной России. Педагогические труды К. Н. Вентцеля, Г. Ф. Каптерева, Л. Н. Толстого, П. Д. Юркевича и многих других мыслителей этого периода содержат много ценных идей из различных областей гуманитарного знания. В 20-е гг. XX в. в Германии формируются идеи, связанные с созданием педагогической антропологии. Г. Ноль публикует работу «Педагогическое человековедение», где высказывает мысль, что возможно создание педагогической антропологии, которая послужит теоретическим ядром педагогики. Интересным здесь представляется то, что исследователь вводит антропологический принцип в педагогику, полагая, что образование как способ саморазвития человека является атрибутом человеческой сущности и его законы могут быть выведены из природы самого человека. Современные авторы, подчеркивая значимость результатов теоретических исследований немецких ученых, указывают на следующие достижения немецкой педагогической антропологии: 1).«Понимание образования как неотъемлемого признака человеческого бытия, как направленного процесса становления и само становления человека...». 2).«Выведение целей и средств образования из сущности человека, целостный образ которого раскрывается в философской антропологии...». 3).«Значительное расширение круга традиционных понятий педагогики, включение в категориальный аппарат педагогической антропологии новых понятий, отражающих человеческую сущность... «жизнь», «свобода», «смысл», «антропологическое пространство»...».

3. Основные направления развития педагогической антропологии (как естественно-научная дисциплина; педагогически ориентированная философская теория; «новая педагогика»; методология современной педагогики). Педагогическая антропология - многозначное понятие. В настоящее время бытуют четыре его значения. Одна из них обозначает естественнонаучную дисциплину, сконцентрированную на антропологическом облике детей, главным образом учащихся. Другое является педагогически ориентированным философским учением О.Больнова. Третье – «новой педагогикой» Х1Х в. Четвертое – методологией современной педагогики. Современная педагогическая антропология интегрирует все значения названного понятия. Она обогащается за счет различных наук, в том числе и за счет таких «отраслевых «антропологий, как философская, религиозная, культурная, социальная, психологическая и пр. Традиция философской антропологии – подходить к человеку как целостному, уникальному явлению – один из ведущих принципов современной педагогической антропологии. Концепция О.Больнова, трактующая человека как существо, изначально имеющее потребность и способность активно включаться в процесс воспитания, наиболее близка и органично интериоризирована российской педагогической антропологией. В то же время подходы и иных антропологий существенны для педагогического человековедения, поскольку позволяет ярче представить отдельные грани, различные ипостаси человека и ребенка.

 

4. Актуальность антропологического знания для современной теоретической и практической педагогики. Возникшая в переломную для России эпоху преобразований 60-х гг. XIX в. педагогическая антропология, по замыслу ее создателя К.Д. Ушинского, должна была вывести на новый уровень российскую педагогику, дать ей человековедческий фундамент и сделать тем самым подлинной наукой о воспитании свободной личности. Г. Спенсер (1820—1903). Он доказывал, что образование должно согласовываться с естественным процессом развития ребенка. Н.И. Новиков (1744—1818) доказывал, что главной задачей педагогики является воспитание не только полезных граждан, но счастливых людей. Он привнес в отечественную педагогику гуманистическую тенденцию трактовки образования как поддержания и развития самого человека. Ант как наука об индивидуальных и социальных свойствах человека и об его изменяемости под влиянием окружающей среды может быть единственной и главной опорой педагогики, "основанием педагогического дела", без нее немыслимо воспитание. Только при понимании природы ребенка "легко убедиться в том, как несправедливо подвергать детей различным наказаниям, как эти наказания их оскорбляют, вызывая злобу и угнетение личности.

5. Объект, предмет, задачи современной педагогической антропологии. Объект – отношение человек-человек в системе воспитания и образования.Пр-т- ребенок как участник воспитательно-образовательного процесса; человек развивающийся в процессе воспитания и образования.Задачи: •понять, как социализируется человек; •определить закономерности, пути, формы и мет. организации гумм. ориент. образ. проц.;• понять Ч как воспитателя и воспитуемого;   Предмет педагогической антропологии, как и любой науки, составляет единство проблематики, которую она разрабатывает, источников и методов, с помощью которых она решает эти проблемы.

6. Проблематика и источники педагогической антропологии. Проблематика. 1) способы познания человека как воспитателя и воспитуемого (темы объекта и предмета ПА, методы ПА, История, определение места ПА среди других наук) 2) воспитание человека обществом (осознаваемое и неосознаваемое воспитательное взаимодействие человека и человечества. Ч рассматривается как член общностей разного масштаба и как участник процессов общественного сознания и познания. Изучается взаимозависимость Ч и его истории, социальных установлений, общностей неодинакового типа.) 3) воспитание человека человеком. (Ч рассматривается во взаимодействии с другими личностями) Источники: Человековедение покоится на обширном фундаменте ант как науке о роде homo, в свою очередь опирающейся на естественные и гуманитарные области познания. Философская ант выступает как один из главных источников педагогической ант, поскольку представляет собой не только системное и целостное, но и всеобъемлющее знание о человеке и мире человека в их единстве. Культурная ант для педагогической важна тем, что занимается, в частности, воспитанием, образованием, обучением, передачей опыта от поколения к поколению у первобытных племен. Биологическая (естественнонаучная) ант дает ПА материал о биологических аспектах роста детей, о физическом развитии и морфологии человека. Биологическая ант включает в себя также проблематику антропогенеза и расоведения, также ценную для педагогической ант. В значительной мере ПА опирается и на материалы и методы социальной, когнитивной, интерпретативной и других ант, психология (психологическая наука, изучающая факты сознания и подсознания, дает ант непосредственный материал для исключительно важных педагогических интерпретаций.), педагогика.

7. Методологические принципы педагогической антропологии (антропологическая интерпретация, комплексность, системность, рефлексивность и т.д.). Принципы ПА (природосообразность, целостность, комплексность, рефлексивность), которые могут быть положены в основу проектирования образовательного процесса современной школы. Основным принципом ПА является природосообразность: учет природы Ч при формировании его личности и воспитании. ПА является комплексной наукой. Это связано с двумя факторами. Во-первых, на воспитание большое влияние оказывают не только преднамеренные воспитатели (школа и т.п.), но и непреднамеренные: природа, народ, общество, семья, религия. Для достижения целостности изучения объекта педагогики понадобится интегрированная система пограничных дисциплин. Герменевтический метод (интерпретация) в педагогической антропологии необходим, поскольку он дает понимание природы человека. Интерпретировать — значит, раскрыть смысл, содержание чего-либо. Педагогическое толкование — это объяснение того, чем и почему данное явление или процесс значимы для педагогики. Значимы, т.е. важны, значительны в педагогической деятельности.

8. Методы педагогической антропологии и их особенности в изучении феномена человека. Метод педагогической антропологии призван: 1) аналитически исследовать Ч как воспитателя и воспитуемого; 2) синтезировать данные различных областей человековедения; 3) параллельно осуществлять их пед интерпретацию; 4) опытным и экспериментальным путями изучать многочисленные факты, факторы, процессы и явления изменений в личности и в коллективах; 5) строить дедуктивно-гипотетические и индуктивно-эмпирические модели и теории — системы основных идей в пределах своего предмета. Давать целостное представление о закономерностях в своей области познания. Методы носят прежде всего общенаучный характер: исторический, срав.-ист.,метод интерпретации данных- истолкование компонентов пед. процесса с позиции ФА, анализ, синтез, сравн., аналог., индукция, дедук. и пр.Методы в комплексе. Конкр. мет.ис.: Биограф.- для изучения развития личности. худ. метод - интерпретация произведений искусства, особенно посвящен. детству, образованию. Казусн. мет. (изучение отдельных случаев) полезен при исследовании нетипичных и типичных конкретных судеб, характеров, пед. сит; наблюдение— массовые и одиночные, как с прим. опрос. листов, так и без них.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.008 с.)