Сведение проблемы к самому очевидному 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сведение проблемы к самому очевидному



Поиски ответа на вопрос «почему?» приводят к тому феномену, который Разумихин, – герой романа Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание» обозначил как «натура». Выступая с критикой упрощенного взгляда на действительность, он говорил, что при упрощенном подходе к человеку «натура не берется в расчет». «Всё у них потому, что «среда заела», – и ничего больше!» – описывает позицию некоторых мыслителей своего времени. Таким мыслителей «живой души» не надобно. Душа не слушает механики, ей хочется жизни. Но мыслителем указанного толка хочется через живой процесс перескочить с одной лишь логикой. Но «логика предугадает три случая, а их миллион! Отрезать весь миллион и всё на один вопрос о комфорте свести! Самое легкое разрешение задачи! Соблазнительно ясно, и думать не надо! Главное – думать не надо! Вся жизненная тайна на двух печатных листках умещается!»[90]

Это стремление к упрощению, выдаваемые некоторыми людьми за мудрость, со времени написание романа усилилось. Описывая механизм развертывания интеллектуальной катастрофы, что поразила отступившее от истины человечество, отец Серафим (Роуз) указывает на такое явление как реализм. Оно помимо прочего характеризуется и желанием «отвергнуть любое предположение о чем-либо высшем и свести и упростить все до наиболее очевидного и «основополагающего» объяснения» (например, объяснить все через «половые отношения» или «способ производства»). Для реалиста не существует ничего «кроме самого очевидного» и он верит, что все высшие проявления человеческого духа можно свести «материи, чувственному, физиологическому»[91].

 

Если два листка подобного характера напишет кто-то применительно к проблеме алкоголя, то будет ли там ответ на вопрос «почему?» С точки зрения трех устоявшихся концепций, основной причиной влечения к алкоголю являются следующих три фактора: социум, семья, генетика. И как с позиций этих взглядов объяснить тот кризис, что столкнул Уоттса в алкоголизм? Безусловно, кто-то возьмется и за эту задачу. Ведь был же готов взяться Разумихин за объяснение причины, в связи с которой ресницы Порфирия Петровича были белого цвета. «Хочешь я тебе сейчас выведу, — заревел он, — что у тебя белые ресницы единственно оттого только, что в Иване Великом тридцать пять сажен высоты, и выведу ясно, точно, прогрессивно и даже с либеральным оттенком? Берусь! Ну, хочешь пари!»[92]

 

Конечно, и указанные три фактора в истории алколезависимых людей имеют немалый вес. Но на наставать на их исключительном значении в ущерб «натуре» видится нецелесообразным. «Обмануть себя, – предупреждает крупнейший русский ученый Павлов И.П. можно и очень легко, и других, хотя бы временно, тоже, но действительность не обманешь»[93].

А какова она, эта действительность?

Говорят, – и это часто можно услышать, – что тяга к алкоголю обусловлена генетической предрасположенностью, причем, обусловлена чуть ли фатально. Если у человека вырабатываются вещества, впрыск в кровь которых отзывается в сознании чувством эйфории (эндогенные опиаты), что человек будет стремиться получить их из внешнего источника. Каковым часто выступает алкоголь.

Но ведь человек полон генетическими предрасположенностями. Он полон ими, можно сказать, что сверху и донизу. Человек, если посмотреть на него исключительно лишь как биомеханизм, – весь из себя представляет одну сплошную генетическую предрасположенность. Человека от природы тянет ко сну, к еде.

Генетическая предрасположенность к пище есть у каждого. Каждому человеку хочется кушать. И иногда даже – очень. Но некоторые люди считают целесообразным желаниям подобно рода иногда отказывать, – кто по требования поста, кто – из желания сохранить фигуру. Когда же наступает время трапезы, а в холодильнике ничего нет, то человек стремится получить еду из внешнего источника.

Кто-то, испытывая голод, нанимается на работу, чтобы на заработанные деньги купить ежу. Кто-то берет в руки кастет и идет дробить головы пенсионеркам в подъезде. Почему одна генетически обусловленная потребность вызывает у людей разные реакции на нее?

Очевидно, что разные у людей стоят аналитические сети. Так через одни почтовые серверы проходят спам-письма, а через другие не проходят. Есть у человека какие-то механизмы, какие-то внутренние аналитические сети, через которые проходит сигнал внутреннего позыва совершить тот или иной поступок.

Почему эти сети сломались или отключились? Почему сигнал проходит беспрепятственно сквозь пост внутренней таможни?

Разве мы наблюдаем в действительности такое? Вот, представьте: идет совет директоров крупной компании. И одного из присутствующих вдруг возникает генетически обусловленное желание сходить в туалет. Конечно, и солидного директора должна внутри стоять и мощная аналитическая программа, что быстро отсеет новый сигнал в папку «Ожидание». Программа даже выдаст на внутренне табло рекомендацию: «Пострадает репутация». Но представим, что этой программы нет, и генетический обусловленный сигнал человек выполняет как животное. Не все животные думают о репутации. Некоторые из них «делают свои дела» там, где были застигнуты генетикой.

И вот директор на глазах у изумленной публике совершает тот самый экстравагантный поступок. Разумеется, ото всюду несутся гласы возмущения. А ему все нипочем – стоит и улыбается. Он не испытывает беспокойства, ведь с эндогенными опиатами у него все в порядке. К его сознанию от внутренней фабрики по производству природных эйфоризаторов протянут трубопровод.

Улыбка не сошла с лица несмотря даже на последовавшее через полчаса увольнение. Вечером, придя домой, на вопрос жены: «Как дела?» он ответил: «Всё отлично». Часто ли Вы наблюдаете такое в жизни?

Если бы жена попросила его сходить с психологу, то в каком бы направлении пошел психолог? Он попытался бы объяснить бывшему директору, что и с желанием сходить в туалет можно жить. Есть, мол, общественные места, где мероприятия подобного рода не вызывают протеста окружающих, а есть места, где такие действия просто недопустимы. То есть психолог постарался бы создать внутри человека аналитические сети.

И на тренингах для алкоголезависимых людей психологи объясняют им, как сгладить боль от скуки и через то уйти от желания выпить. Как пережить одиночество, восстановить разрушенные связи с миром и многое другое объясняют те, кто говорит, что тяга к алкоголю лишь следствие генетической обусловленности.

На словах как бы и отрицая фактор «натуры», они, тем не менее, всегда к нему возвращаются. Ведь здравый смысл им подсказывает: если они будут руководствоваться лишь своими теоретическими посылами, то «натура» останется неисцеленной. А раз так, то и проблема пьянства останется нерешенной.

Конечно, здесь упомянуты специалисты имеющие крайние взгляды на вопрос зависимости. Помимо них есть и те, кто, признавая фактор генетический, не отдают ему первостепенного значения. Такие делают акцент на той «натуре», которую по слову Разумихина с одной логикой не «перескочить». Интересующиеся на сей счет могут обратиться к аудиозаписям бесед посвященным теме «Гены и проблемы и личности»[94].

 

Часть 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.005 с.)