Непреображенная природа человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Непреображенная природа человека



 

Отчего человеку так тяжело быть наедине с самим собой? Оттого, что он созерцает свой разбитый, разрушенный внутренний мир. Отчего внутренний мир так непригляден?

Тому есть различные причины. Как будет сказано в дальнейшем, своими поступками человек привносит хаос во внутреннюю жизнь. Но не в одних поступках дело.

Раздробленная природа досталась человеку в удел от первых людей – Адама и Евы. В результате их грехопадения человеческая природы была искажена. И это искажение по наследству стало передавать их потомкам.

 

Один профессор, говоря о повреждении природы, передаваемом по наследству, упомянул в качестве аналогии о губе Габсбургов. Члены этого аристократического семейства рождались с характерной, узнаваемой губой. И подобно тому, как членам этого семейства передавалась по наследству «губа», так и потомкам Адама стала передаваться от него своеобразная мутация[51].

В результате грехопадения «произошла духовная мутация. И все потомство Адама рождается с этой наследственной болезнью». Чтобы понять смысл заболевания, можно вспомнить басню Крылов о лебеде, раке и щуке. Они тянули воз с поклажей в разные стороны. Так ум, сердце (как орган переживаний) и тело человеческие в результате грехопадения приобрели как бы автономию. Ум понимает, что является хорошим, но сердце, не смотря, на понимание вопроса желает другого. Телу же бывает, что нет дела ни до ума, ни до сердца. То к одному, то к другому, то к третьему присоединяется самосознание человека[52]. «Ум, сердце и тело» в результате грехопадения, как объясняет святитель Игнатий (Брянчанинов), «рассечены, разъединены, действуют разногласно»[53].

 

О повреждении природы см. в беседах:

«Восточный цикл», беседы 10а – 12с.

«Доминанта жизни и самоубийство», беседы 11 – 13с.

 

Связь между повреждением природы и аддиктивным поведением (аддикция – приверженность страсти) – одна из главных тем небольшой по объему, но очень ёмкой по содержанию книжечки иеромонаха Тихона «Архиерей» (о ней упоминалось в статье «Акценты к беседам о преодолении зависимого поведения»). Содержание ее пронизано мыслью, что через преодоление влияния внутренней язвы на человека возможен выход из аддиктивного поведения. Связь внутренней язвы с аддиктивным поведением может быть представлена хотя бы и следующих двух пунктах.

1) Внутренняя рассеченность воспринимается некоторыми людьми настолько остро, что они стремятся любыми доступными им способами забыться. Речь идет не только о способах снижающих порог восприятия путем торможения коры головного мозга (алкоголь, психопрактики). Переключаясь на различного рода активности, способствующие рассеянию внимания (компьютерные игры, игра в шахматы на время, потребление впечатлений), человек стремится к подобному результату – освободить себя от созерцания внутренней разрухи.

2) Рывок к объекту страсти создает ощущение собирания рассеченных частей человеческого существа воедино. «Разнородные части, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) от лица человека, несущего на себе бремя непреображенной природы, – составляющие существо мое – ум, сердце и тело – рассечены, разъединены, действуют разногласно, противодействуют одна другой; тогда только действуют в минутном, богопротивном согласии, когда работают греху»[54].

Вдумываясь в мысли святителя Игнатия, можно понять, почему человек так стремится к реализации страсти. Стремясь к удовлетворению какой-либо страсти, человек полностью мобилизует все свои силы. Мучительный душевный разлад на время прекращается. Ум, тело и сердце хотят одного. Они хотят получить предмет страсти. Ум определяет цель, рассудок просчитывает путь достижения цели, сердце желает соединения с объектом страсти, тело послушно выполняет необходимые действия для достижения поставленной задачи.

В эти минуты человеку кажется, что он живет полной жизнью. По крайней мере, Кайлу, одному из героев фильма «Повторяющие реальности», так показалось. Кайл со своим товарищем около 3 месяцев находился в реабилитационном центре для наркозависимых. Эти двое ребят с одной девушкой из того же центра попадают в очень странную ситуацию. Для них словно останавливается время. Календарная дата никак не перещелкивается на следующую. Каждое утро Кайл просыпается в 7:30, и что бы он ни делал, он просыпается в 7:30 снова в одном и том же дне. Чтобы бы ни случилось, один и тот же день, начинался заново. Даже если Кайла убивали, он все равно просыпался в 7:30, и день опять начинался заново. Поначалу такая ситуация открыла поле для возможностей злоупотребления ситуацией. Ведь что бы Кайл ни сделал – убил бы кого или ограбил – на следующий день никто об этом бы и не вспомнил, так как жизнь вернулась бы к началу все того же дня. Поначалу Кайл с товарищем пошли по пути злоупотребления. Они крадут из магазина спиртное, угнали машину и разгромили квартиру психолога, который работал в реабилитационным центре. Вечером того же дня Кайл произнес: «Как странно: было страшно, но я вдруг почувствовал себя живым».

То есть распавшиеся части природы объединились для выполнения задачи. На так как страсть относится к неистине, то стремление к ней приводит человека к краху. Концентрация на страсти разрушительно, тогда как концентрация на истине приводит человека к подлинному развитию. Обретение целостности через исполнение евангельских заповедей – одна из задач христианина.

Заповеди Христа, по мысли преподобного Исаака Сирина, являются очистительным врачеванием для души. Они даны, чтобы «чтобы очистить душу от повреждения, произведенного первым преступлением, и восстановить ее в первобытное ее состояние»[55].

Следование Евангельским идеалам очищает природу человека, удаляя из нее мучительный раскол. В Евангелии, как писал святитель Игнатий (Бряничанинов), «изображен новый человек и все оттенки недугов ветхого». Чтобы научиться правильно понимать Евангелие, святитель советовал изучать творения святых отцов. К изучению Евангелия нужно приложить и рассматривание самого себя. Тот, кто вникает в себя, тот познает свои страсти и их разнообразное действие. Познает средства борьбы со страстями и свое бессилие. Чем больше человек вникает в себя, тем более он старается истребить в себе все то, что принадлежит растленной природе человек. Тем более он старается стяжать свойства, «указанные в Евангелии».

В Евангелии инок (эти слова святителя Игнатия о иноке применимы и к мирянам) видит природу обновленную, в себе – природу поврежденную. Став «зрителем двух природ» он должен «при свете Евангелия вступить в борьбу с самим собою, с мыслями своими, с сердечными чувствованиями, с ощущениями и пожеланиями тела <…>. Всесильная Истина освобождает его»[56](Ин. 8:32).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.004 с.)