Непреображенная природа и ее восстановление во христе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Непреображенная природа и ее восстановление во христе



 

Одними своими силами человек не может исцелить свою поврежденную природу. Исцелить свою природу он может через соединение с Христом. Миссия Христа и заключалась в исцелении этой человеческой природы. «Сын Божий родился в человеческом теле. И весь тот разлад, о котором говорилось выше, Он исцелил в самом себе. Эти свойства от Христа может перенять каждый человек, который соединяется с Ним верою.

Рождается от Христа тот, кто принимает Крещение. Сам Господь сказал, что «кто не родится от воды и Духа, не может вниити в Царствие Небесное». Человек, который соединяется со Христом, начинает приобретать свойства природы Христовой. Но рождение от Христа в купели крещения, по мысли упомянутого профессора, возможно только на началах свободы личности, на основе свободного избрания Христа как Истины и Спасителя.

На этот счет у святителя Афанасия Великого есть красивый образ. Человек погибал «в повреждении, в тлении». Ему необходимо было спасение, так как тление приросло к его телу и овладело телом. Необходимо было, чтобы жизнь привилась к телу, чтобы тело, облеченное в жизнь, «свергло с себя тление». Облекаясь в человеческое тело Спаситель, привил к нему жизнь своего бессмертия»[57].

Один из образов Христа – образ Доброго Самарянина, врачующего и восстанавливающего «израненную разбойниками, то есть демонами, человеческую природу»[58]. Пришедшим в мир Спасителем, по объяснению упомянутого профессора, поврежденное человеческое естество было восстановлено. Сын Божий воспринял в единство с собой человеческую природу и через крест, через страдание исцелил ее в самом себе. Исправив в самом себе человеческую природу, Он стал родоначальником тех, кто пожелает принять от Него здоровую природу. Семя новой наследственности человек получает в Таинстве Крещения, когда свободно, как было сказано выше, избирает Христа и принимает Его как Истину и как Спасителя[59].

Сказанное нуждается в некоторых комментариях.

Что значат слова о том, что Христос в Самом Себе исцелил человеческую природу? В Своей земной жизни Он прошел через те обстоятельства, которые обычно для человека служат поводом ко греху. Например, он пережил сорокадневный голод (Мф. 4, 1-11; Мк. 1, 12-13; Лк. 4, 1-13). Как ведут себя люди во время страшного голода? В осажденных городах голодающие матери, бывало, что поедали своих детей.

Во время голода, как писал митрополит Вениамин (Пушкарь), дьявол приступает к человеку. Ведь в это время человек может «отказаться от всего на свете: от родных, друзей, от всего святого – только бы насытиться хлебом». Во время голода дьявол приступил и ко Христу с предложением превратить в хлеб камни. Христос, превратив камни в хлеб, показал бы на Своем примере, «что тело важнее духа, что самое главное в жизни – это насытить голод и что духовная свобода человека должна подчиниться физической необходимости». Но Христос отказывается от такой постановки вопроса. Он отвергает тот путь, на который Его хотел столкнуть дьявол – путь привлечение людей через их насыщение. Христос знал, что «в человеке должно господствовать не материальное начало, но духовное». Не отвергая хлеб земной, Христос отдал предпочтение Хлебу Небесному. «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», – так Христос ответил дьяволу на его искушение[60].

Подобным образом Христос выпрямил и прочие «кривизны» человеческой природы. К этой обновленной природе человек приобщается наподобие того, как ветвь дерева приобщается к стволу. Патриарх Сергий (Страгородский) пишет, что человека спасается, когда «находится в самом теснейшем единении со Христом, как ветвь с виноградной лозой» (Ин. 25, 1-6). Делается ветвью, привитой к лозе, тот, кто «стремится быть подобным Христу, кто решает исполнять Его волю». Пребывать во Христе – значит пребывать «верным Его учению». При духовном общении со Христом для человека становится возможным «усвоение того нравственного устроения, которое имел Христос». И усвоение этого настроение может сделать человека способным «к восприятию вечного блаженства»[61].

 

«Прицепляются истинной Лозе»[62] люди, по мысли святителя Тихона Задонского, через Таинство Крещения. Сущность Таинства Крещения (как и Таинства Покаяния), как писал патриарх Сергий (Страгородский), состоит «в коренном перевороте, совершаемом в душе человека, в изменении всей его жизни». Таинство Крещение (как и Таинство покаяния) совершается не автоматически. В своей книге «Православное учение о спасении» в разделе «Спасение» патриарх последовательно развивает мысль о значении и личного подвига человека.

Необходимо отметить, что каждый поворот своей мысли патриарх основывает на текстах Священного Писания и на святоотеческих творениях. Так он приводит мнение святителя Кирилла Иерусалимского. Святитель считал, что человек, приступающий ко крещению, должен вполне искренно и решительно отбросить свою прежнюю жизнь по стихиям мира и определить себя к добру.

Вследствие того, что в человеке, по выражению патриарха Сергия, появляется «жизнеопределение, совершенно противоположное прежнему», прежний грех перестает влиять на душевную жизнь человека. Он «перестает принадлежать душе – уничтожается».

Праведность человека принявшего крещение состоит в «восстановлении первозданного расположения души и вообще всей природы человека». Но эта праведность «является скорее возможностью, чем действительностью». Она есть только семя, развить которое человеку предстоит в своей дальнейшей жизни

На этот счет можно предложить такую аналогию. Родители говорят сыну: Сынок, мы внесли оплату за твое последующее обучение. Мы договорились с Владимиром Алексеевичем на предмет того, чтобы в течении последующих 5 лет он оплачивал тебе съемную квартиру и заботился о твоем пропитании. Учись, расти духовно, мы старались сделать все, чтобы в твоей жизни ты состоялся как личность.

Здесь родители представили сыну семя новой жизни, потенциальную возможность. Но развить эту возможность или не развить – зависит уже от сына. Чем он будет заниматься в течении последующих пяти лет? Учиться или кутить на съемной квартире – выбирать ему.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.244 (0.004 с.)