Тема вины и прощения в рассказах В.Распутина («Василий и Василиса», «Что передать вороне?»). Проблема духовной основы любви в рассказе «Женский разговор». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема вины и прощения в рассказах В.Распутина («Василий и Василиса», «Что передать вороне?»). Проблема духовной основы любви в рассказе «Женский разговор».



«Василий и Василиса», «Что передать вороне?».

В рассказе "Василий и Василиса" повествуется о жизни простой семьи из обыкновенной русской деревни. В центре сюжета-судьбы людей, идущих по жизни рядом, но не вместе. Через образы главных (и второстепенных) героев автор передает все нравственные и социальные проблемы общества того времени. Главная идея рассказа заключается в самом взаимодействии персонажей произведения друг с другом.

Василий и Василиса тридцать лет прожили в одном дворе, да только жена в доме, а муж в амбаре. Василиса так и не смогла простить своему мужу его страшный поступок: однажды, вновь напившись, «он схватил топор, лежавший под лавкой, и замахнулся. Василиса до смерти перепугалась, закричала не своим голосом и выскочила из избы. В ту ночь у неё случился выкидыш».

Война сближает всех, но и ей оказалось не под силу примирить двух, разделённых судьбой, людей.

Лишь немного отступила обида Василисы, но уйти окончательно ей помогла, как ни странно, приближающаяся смерть мужа. Нет, Василиса не забыла его поступок, но она простила. Всю жизнь Василий нёс этот крест, он был полон раскаяния, всеобъемлющего чувства вины. Он не мог умереть вдали от жены, для него главное-умереть, не унося с собой тяжесть, которая висела на душе десятилетиями. "Стыдно перед смертью",- так он сказал ей.

В рассказе "Что передать вороне?" также поднимается проблема взаимоотношений между членами семьи, однако, тут в главных ролях выступают отец и дочь.

Отец-писатель, живущий на Байкале. До города, где живут его жена и дочь, ему добираться три часа.

Один день был отведён для поездки: уладить дела и повидать дочь. Главный герой дал обещание самому себе: вернуться этим же вечером и никак иначе. И хотя девочка старалась не показывать того, как сильно она рада папе и как она скучала, ее просьба "не уезжать" походила на искреннюю мольбу. К сожалению, главный герой оказался непреклонен. После прогулки по набережной, дочь затаила на отца обиду и на его прощальные слова: "Что передать вороне?" ответила холодным "Ничего". Ворона, живущая во дворе писателя, была связующим звеном двух душ. Отец с упоением рассказывал истории со слов вороны, где она бывает, что видит, а дочь искренне любила эти истории и верила им, или делала вид, что верит: "в этой, казалось бы, игре существовало редкое меж нами согласие и понимание".

Жена писателя появляется вскользь. Ей отведена всего одна фраза, попытка примирения: она "предложила самое в этом случае разумное: - Можно первым утренним уехать. К девяти часам там.

- Нет, не можно.- Я разозлился оттого, что это действительно было разумно."

Обратная дорога будто бы нарочно была невероятно тяжёлой и даже опасной: автобус был старым, холодным, к тому же пришёл с опозданием; шофёр больше двадцати минут провёл в диспетчерской, затем кончился бензин; через озеро их переправлял не теплоход, а катер с пьяной командой; а дополнением ко всему стала бушующая стихия. Все эти события были, если можно так сказать, предзнаменованием, "...как бы в урок мне, сплошь началось невезенье".

На другой день главный герой все никак не мог приступить к работе. Его мучил тревожный, беспокойный сон, из которого он долго не мог выбраться, смутное внутреннее состояние не давало покоя. Тогда, выйдя из дома, он поднялся в гору и, совсем потеряв себя в раздумьях, прошёл ее всю. Природа вторила ему, небо и вода соединялись, что-то "мешали", словно в котле, властвуя друг над другом, а главный герой все больше уходил в себя, как его дочь перед прощанием.

Среди ночи его разбудил дождь, и хотя песня дождя была долгожданной и умиротворяющей, писатель вновь почувствовал тоску и печаль. Во второй раз его разбудило беспокойное, как во сне, так и наяву, карканье вороны. Не разжигая печки, он дошёл до диспетчерской порта и позвонил в город. Из города ему сообщили, что дочь слегла ещё вчера с температурой.

Оба рассказа имеют одну очень важную и бесконечно схожую деталь:

одна-тратила силы на обиду, другой-на вину.

Герои "воссоединились" только тогда, когда поняли, что друг без друга существовать не могут, что присутствие одного в жизни другого-ценно и необходимо.

Василиса не жалела себя, трудилась с утра до ночи, злость подпитывала ее, обида угнетала, но давала некий стимул: доказать всем, что она может все сама. Однако мысль о том, что Василия скоро может не стать, изменила ее. Без мужа ее будни стали бы другими, будто бы пустыми, лишенными смысла. Тоска и боль в душе, и физическое недомогание дочери, стали стимулом писателя к осознанию важной вещи: две жизни, так крепко сплетенные вместе, не смогут существовать порознь. Душа, требующая иного, отличного от желаний разума, всегда возьмёт верх и потребует успокоения.

Характеры двух героинь (Василисы и дочери писателя) очень сближают их образы. Они обе своенравны, холодны, серьёзны и горделивы. Каждая из них вполне могла бы притупить обиду и избавиться от неё, но вместо этого выбирают гордость.

Василий и писатель духовно и эмоционально очень сильно переживают эту обиду. Тем не менее, ни один из них не признается об этом вслух. Только перед приближающейся смертью Василий говорит о том, что ему стыдно, но не говорит слов "прости меня", как и писатель не просит прощения за столь скорый отъезд. Все потому, что слова являются лишними. Героини понимают все без них, понимают и прощают.

Гордость, что со стороны героинь, что со стороны героев, притупляет тёплые, родственные отношения, так необходимые каждому из них.

«Женский разговор»

Рассказ построен на антитезе взглядов, мнений и жизненных позиций двух родных по крови, но разновозрастных женщин: бабушки Натальи и внучки Виктории.

Разговор начинает бабушка, но разговор не просто женщин, а о женском, о тайном – о любви, замужестве, детях. Наталье было важно услышать от внучки ответ на свой вопрос: "...еройство у тебя это было али грех? Как ты сама-то на себя смотришь?". Виктория, которая "...связалась с компанией … бросила школу, стала пропадать из дому, закрутилась", забеременела и сделала аборт, по-своему переживает случившееся, отчасти понимает, что поступила не так, как нужно, а как нужно-она не знала в свои 16 лет.

Бабушка и внучка по-разному рассуждают о жизненных устоях, о роли женщины в семейных отношениях, о любви и целомудрии. Бабушка видит предназначение женщины в том, чтобы быть матерью, хозяйкой, хранительницей семейного очага, домашнего тепла. Вика считает, что «…всё теперь не так. Сейчас важно, чтобы женщина была лидер», «…та женщина ценится, которая целеустремленная».

Бабушка не понимает современных взглядов на жизнь, в которой все теперь не по закону, все не так, разрушены вековечные нравственные устои. Во время ночного разговора «по душам» она раскрывает внучке народную мудрость семейных отношений мужчины и женщины, закон «ранешной любви»: любить – значит уважать друг друга, жалеть, заботиться, сберегать и сохранять.

Наталья рассказывает о своей жизни, о том, как жили раньше. И что все люди могут ошибаться, совершать ошибки, и что не все с первого раза складывается. Своим откровением она старалась, как могла, поддержать Вику: "Были такие нетерпии. И взамуж потом выходили. А бывало, что и жили хорошо в замужестве." В ходе рассказа выясняется, что и сама Наталья выходила замуж дважды: с мужем Николаем они прожили шесть лет до войны: «Хорошо жили. Он был мужик твёрдый. Твёрдый, но не упрямый …ежели где моя права, он понимал. За ним легко было жить. Знаешь, что и на столе будет, и во дворе, и справа для ребятишек. Меня, если по-ранешному говорить, любил. Остановит другой раз глаза и смотрит на меня, хорошо так смотрит…», «У нас в заводе не было, чтоб нежности друг дружке говорить. Взгляда хватало, прикасанья». Николай с фронта не вернулся, перед смертью прислал своего товарища Семёна, чтобы тот опекал его жену и детей: «Семь годов мы с ним прожили душа в душу, дай-то Бог так кажному… Когда он прикасался ко мне …струнку за стрункой перебирал, лепесток за лепестком. Чужой так не сумеет».

После она добавляет: «кажется мне: не два мужика у меня было, а один. В одного сошлось. На войну уходил такой, а воротился не такой.»

О самой любви бабушка рассуждает так: «У людей пожеланье, угаданье друг к дружке должно быть. Как любиться, обзаимность учит».

Вика, как представительница молодого поколения, ищет счастья в независимости, самостоятельности, желтая доказать свою правоту, "взрослость". А Наталья старается донести до внучки такие простые слова: «Свой, он и есть свой. И запах свой, и голос, и приласка не грубая, как раз по тебе. Все у него для тебя приготовлено, нигде не растеряно. А у тебя для него. Все так приготовлено, чтоб перелиться друг в дружку, засладить, заквасить собой на всю жизню.»

На всем протяжении повествования рассказа ощущается важность общения близких друг другу женщин, в котором бабушка оказывает моральную поддержку девушке, попавшей в непростую жизненную ситуацию, а Вика чувствует в душе вселенную Натальей надежду на дальнейшую новую жизнь, на возможное будущее счастье.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 2307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.008 с.)