Мотив противостояния в повести Р. Гальего «белое на чёрном». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотив противостояния в повести Р. Гальего «белое на чёрном».



«Белое на чёрном» — автобиографическая повесть. Чтобы иметь возможность проанализировать это произведение, необходимо рассказать об авторе. Рубен Гонсалес Гальего родился в Москве, в семье студентов-иностранцев, его мать была испанкой, отец – венесуэльцем. У молодой матери, студентки филологического факультета МГУ Ауроры Гальего родились близнецы, один из которых сразу умер, а со вторым она провела первый год его жизни. На втором году

ребёнка, родившегося со страшным диагнозом – ДЦП, перевели в реанимацию и вскоре ей сообщили, что он умер. На самом деле малыша отправили в дом инвалидов для детей. В Советском Союзе так часто поступали с безнадежно больными младенцами.

Рубена постигла печальная участь, он с рождения парализован, рос без родителей, с полутора лет скитался по детским домам для инвалидов и домам престарелых Советского Союза. И всё же он закончил Новочеркасский торгово-коммерческий техникум, получил специальность правоведа.

О себе в романе «Белое на чёрном» Рубен говорит так: «Я — герой. Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног — ты герой или покойник. Если у тебя нет родителей — надейся на свои руки и ноги. И будь героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, — всё. Ты обречён быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть. Я герой. У меня просто нет другого выхода».

Если сказать, что детство Рубена Гальего было тяжёлым – значит ничего не сказать.

От быстрой смерти и прозябания в интернатах для безнадежно больных Рубена спасла любовь к жизни. Он постоянно стремился к самообразованию, мечтал вырваться из этой среды, стать свободным и независимым, самостоятельно обеспечивать себя несмотря на тяжёлую инвалидность. В результате ему удалось почти невозможное.

В этом произведении Гальего рассказывает о своем детстве, друзьях, большинство из которых, как и он, прикованы к инвалидным коляскам либо кроватям. Персонал в этих учреждениях относится к постояльцам с пренебрежением. Нянечки постоянно на них злятся, ругаются и обзывают, зная, что у этих детей нет никого, кто мог бы им помочь или защитить. Учителя в этих специализированных детских домах тоже были. Только они постоянно рассказывали о великой Стране Советов и её мудрых вождях, практически не давая больше никаких других знаний. Обо всем этом и рассказывает его книга. Как кусочки огромного пазла, Рубен выхватывает из памяти моменты своей жизни. Как приходилось по ночам ползти до туалета — нянечек не добудиться. Как с 12 лет начинали пить водку — раньше нельзя. Как женщина-карлица — уже в доме престарелых — покончила с собой. Её просто решили перевести в отделение для «доходяг». Как украдкой первый раз в жизни он ел котлету, которую тайно принесла ему сердобольная крестьянка, чтоб он поминал её мужа. Как он ел пельмени и спрашивал подругу, по сколько штук они будут их есть. Как видел сало первый раз в жизни, поэтому сначала съел сало, затем хлеб. Как его открыто в лицо называли дебилом, и он с этим соглашался: «Врач улыбается мне. Я знаю такие улыбки, ненавижу их. Так улыбаются очень маленьким детям или животным. Неискренне улыбаются.

– А сколько будет два умножить на два?

Слова «умножить» он произносит с особым нажимом. Это уже слишком.

– Дважды два будет четыре, трижды три – девять, четырежды четыре – шестнадцать. Мне холодно. Накройте меня простыней или хотя бы закройте форточку. Да, я дебил, я это знаю, но дебилам тоже бывает холодно. Я вам не подопытный кролик».

Как Рубен в больнице смотрел мультик про зайца и волка первый раз в жизни. Все десять серий, десять серий самого известного русского мультфильма. Кроме общеобразовательных предметов в детдоме преподавали основы выживания в непростом мире, который начинается за воротами школы. Мальчиков учили разбираться в электропроводке, выпиливать лобзиком, собирать и чинить мебель, девочек – шить, вязать, готовить. Это не так просто – научить мальчика без рук менять электрические розетки, кажется почти невозможным научить вязать однорукую девочку. Это трудно. Действительно очень трудно. Но «среди них были будущие учёные, поэты, но их обрекали на смерть. Однако люди не просто были людьми, они были героями, потому что выбирали жизнь. Ведь шить мягкие игрушки - подвиг не меньший, чем перепилить горло».

Некоторые сцены: мальчик с характерной испанской внешностью, остриженный под ноль, ползёт (ходить он не может) по коридору неотапливаемого детского дома.

Вот он лежит на полу в классе (инвалидной коляски не предусмотрено) и отвечает урок.

Вот десятилетнему мальчику сообщают, что в

пятнадцать лет он покинет детский дом и будет помещен в дом престарелых.

С тех пор он готовится к смерти — достоверно известно, что там дольше месяца ни один лежачий больной не продержался. И уроки становятся чем-то совсем неважным, и наставления учителей и воспитателей теряют смысл — к чему они, если жить осталось пять лет?

«У меня нет рук. То, чем я вынужден обходиться, можно назвать руками лишь с большой натяжкой. Я привык. Указательным пальцем левой руки я способен печатать на компьютере, в правую – в состоянии вложить ложку и нормально поесть. Жить без рук не так уж и тяжело, если у тебя есть все остальное. Все остальное – мое тело – развито еще хуже, чем руки. Руки – главное. Можно сказать, что главное в человеке голова». «После окончания школы умные выпускники поступали в институты, те, кто попроще, – в техникумы или училища. В институты поступали только самые старательные и одаренные ученики. Я учился лучше всех. Но я не был ходячим», — так писал Рубен о своей жизни в детском доме.

«Жить совсем не хочется. Я стараюсь меньше есть и пить. Стараюсь хорошо. Стараюсь, потому что знаю, что чем реже ешь, тем реже тебе требуется помощь. Просить помощи у других – самая страшная и неприятная вещь в жизни», – и чтобы выжить в этом непростом, жестоком мире, не понимающем физические и нравственные страдания детей-инвалидов, Рубен Гонсалес ещё ребёнком поставил перед собой цель: научиться жить несмотря на инвалидность, выжить любой ценой!

И Рубен Гонсалес умудрился не просто преодолеть искусственно созданные ограничения, выбравшись за пределы «инвалидного дома» (как именно — это его тайна), но и добился действительно выдающегося успеха. Его жизнь — исключение, которое только подтверждает страшное правило, верное для постсоветского пространства: если с тобой что-то не так и ты не приносишь обществу достаточной пользы, то ты — не вполне человек, а значит, не имеешь права на полнокровную жизнь.

Книга «Белое на черном» сделала Рубена Гонсалеса Гальего знаменитым, помогла реализоваться в обществе, самоутвердиться. На её страницах он утверждает, что «быть человеком трудно, очень трудно, но вполне возможно».

Он сумел преодолеть самый страшный приговор и научился быть счастливым. Люди старались не замечать таких, как он, ну что ж, он сам решил сказать себе и миру: да, я такой же, как и вы, и имею право на полноценную жизнь!

В Новочеркасске Рубен окончил торгово-коммерческий техникум по специальности «Правоведение» и заочные курсы английского языка. Он женился, в браке родилась дочь. Гальего начал сочинять рассказы, но не помышлял о карьере писателя. Он работал в газетах (писал репортажи, делал макеты), некоторое время продавал водяные насосы. По предложению друзей Гальего съездил в США, где ему открылась другая жизнь с другими возможностями: современные инвалидные коляски, лифты и пандусы, облегчающие передвижение в помещениях и на улице, внимание и поддержка окружающих.

Рубен Давид Гонсалес Гальего своим отношением к жизни и людям доказал, что даже в такой, казалось бы, безвыходной ситуации, будучи прикованным к инвалидному креслу и имея всего один рабочий палец левой руки, можно жить полноценной жизнью и быть финансово независимым.

Его самоцелью стало на примере своей жизни научить других не просто выживать, а жить!

Жизненный подвиг Рубена Давида Гонсалеса Гальего воодушевляет нас и может помочь многим поверить в свои силы и построить свою жизнь. Быть финансово независимым, успешным и счастливым человеком. И даже язык не поворачивается назвать этого мужественного человека, автора повести «Белое на чёрном», инвалидом.

31.

Написана, как покаяние, как попытка снять с души чувство вины, объяснить себе, детям, своей семье и матери (она, конечно, «узнает») - почему же!..

Но написано так, что воспринимаешь не только, как личный документ, а как прекрасно написанное художественное произведение на плохо ещё разработанный в литературе сюжет.

Об этом молчат.

«Чти отца своего!» Как часто чтя, мы тяготимся… Выполняя свой долг, не видим отдачи и шагов навстречу. И устаём, и начинаем дерзить, и перешагиваем постепенно когда-то закрепленные семьёй и школой запреты. И видим их беспомощность и упрямство. И думаем: «Ну, почему? Почему не додав нам любви тогда, в детстве, не желая нас понять, они сейчас этой любви требуют от нас. Не словами, а неприступным выражением лица, вызывающими поступками, когда понимают, что нам это не нравится, но – делают!»

Любовь, запрятанная в колодец, засыпанная песком, заваленная землей.

Она вырывается лишь с уходом их, упрямых, с недовольными лицами. Вырывается и начинает мучить своей безысходностью и неудовлетворенностью. Её не на кого излить.

И выплёскивается она на бумагу вот в такую повесть.

Главной героиней (она же является рассказчиком - автором письма) становится женщина средних лет. Возраст её определить можно только приблизительно: единственное, что известно, - это то, что к концу повествования её старший сын заканчивает институт. Именно трагедия жизни главной героини и становится предметом изучения самой рассказчицы и её читателей.

В центре повествования - образ матери - виновницы всех горестей и бед героини. А главной целью становится попытка разобраться в кризисе семейных отношений, иллюстрацией которого является жизнь героини и её близких. Представленный в произведении кризис явно не однолинеен.

Образ матери, как и все остальные в повести, мы познаём сквозь призму восприятия её дочери. В результате чего перед нами предстают все линии кризисной ситуации.

Отношения мамы и дочки - это достаточно серьезная, деликатная и зачастую болезненная тема. К сожалению, психологи констатируют тот факт, что мало кому удается так исковеркать жизнь ребенку, как это может сделать мать. Взрослеют дочери, однако многие мамы не спешат отпускать девочку на свободу. Материнская любовь, в отличие от отцовской, - любовь слепая, это некий врожденный инстинкт. Нередко отношение матери к дочке можно дополнить приставкой «гипер»: гиперконтроль, гиперопека, гиперобида, гипертребования, гиперпретензии… Это тот случай, когда не приходится говорить о нормальных взаимоотношениях.

Проблемы во взаимоотношениях между матерью и дочерью возникают в том случае, когда у матери слабо развит материнский инстинкт, когда у нее не сложилась личная жизнь, когда женщина эгоистична, не умеет любить и не желает работать над своей личностью. Сложнее всего, когда мать, считая дочь своей собственностью, не желает отпускать ее от себя как физически, так и психологически. А происходит это чаще всего в том случае, когда женщина вместо того, чтобы строить личную жизнь, полностью посвящает себя воспитанию дочери.

Подчёркнутое высокомерие, недостижимость, гордость, граничащая с гордыней, пренебрежительное отношение к окружающим, базирующееся на чувстве собственного превосходства - вот качества, которые красной нитью проходят через все характеристики матери дочерью.

И. Василькова рисует судьбу страдающего от нелюбви к нему ребёнка, который с одной стороны восхищается своей матерью, преклоняется перед ней, с другой практически ненавидит за все те отрицательные эмоции, которые приносит ей общение с самым дорогим человеком.

32. В повести рассказывается о детстве главного героя, которое он провел с бабушкой и дедушкой, отношение которых к ребенку вряд ли можно назвать образцовым. Своеобразная любовь бабушки к нему временами похожа на ненависть и тиранию. И, несмотря на то, что в одном из своих интервью Павел Санаев заявляет, что большая часть эпизодов, описанных в книге, выдумана, он не отрицает того, что написана она все же на основании реальных событий.Что касается художественного пространства - то оно изменяется, пусть и незначительно, в зависимости от событий той или иной главы. Большая часть действий происходит в бабушкиной квартире, и именно её описания наиболее проработаны и детальны. Это дает читателю понять, что для Саши квартира бабушки - основное место пребывания, где ему знаком практически каждый уголок. Множество ветхих предметов (колченогие стулья, баночки с лекарствами, старый холодильник, забитый доверху (интерьер-характеристический)), заполняющих квартиру, создает также ощущение замкнутости, тяжести, давления, которое Саша и испытывал дома от бабушки.

Тема: Конфликты: нравственный (выбор саши между мамой и бабушкой), психологические: бабушка - саша, бабушка - мама, бабушка - дедушка. Складывается впечатление, что для бабушки, неудовлетворенной жизнью, на данный момент единственной возможностью проявить себя кажется противостояние со всеми окружающими ее близкими людьми.

Бабушка: Ключевой персонаж повести, именно она играет главную роль во всех событиях и является наиболее неоднозначной личностью на страницах данной книги. На первый взгляд, в воспитании внука проявились все её черты домашнего тирана, она словно старается самоутвердиться за счет Саши (и, кстати, своего мужа - молчаливого подкаблучника). Каждая глава строится на противостоянии бабушки и Саши, дедушки или мамы. Бабушка чрезмерно эмоциональна, она легко закипает и страшно ругается, если хоть что-то идет не так, как ей хочется. Создается впечатление, что перед нами ужасная картина с неуравновешенной старухой с одной стороны и с маленьким мальчиком, затравленным и забитым, с другой стороны. Однако, глубже вникая в текст повести, мы понимаем, что такое поведение бабушки обусловлено её крайне тяжелой жизненной судьбой. Мы можем прочитать об этом в главе "Ссора": она рассказывает, как ранний брак, заключенный не по любви, заставил ее терпеть множество лишений: уехать из родного города, бросить друзей, увлечения, в погоне за кажущейся красивой жизнью с вечно разъезжающим по гастролям артистом. После этого настала война, когда в самом раннем детстве погиб первый сын Нины Антоновны, который был для неё истинной радостью в жизни. Второй ребенок, мама Саши, уже не смог заменить ей первого сына, поэтому Ольга всегда оставалась на позиции нелюбимой дочери - отсюда вечные упреки, ругань, скандалы - и как результат неудавшаяся до недавнего времени личная жизнь. Для бабушки дочь предстает в самом невыгодном свете, но читателю становится ясно, что её претензии безосновательны: в тексте повести мы, например, не встречаем подтверждения ни распутности Ольги, ни тому, что ее избранник - алкоголик. Бабушка постоянно подчеркивает, что её дочь не способна самостоятельно воспитать сына, поэтому забота о Саше полностью ложится на неё - а точнее, она практически силой отбирает мальчика у слабовольной и запуганной дочери. Причина такого отношения, вероятно, состоит в том, что Ольга неожиданно для матери решила проявить самостоятельность и устроить свою жизнь без её помощи, став тем самым "предательницей". Порой бабушкины методы воспитания кажутся нам дикими и неприемлемыми, однако в некоторые моменты (например, болезнь Саши) бабушка демонстрирует нам и искреннюю, неподдельную любовь к мальчику (котик; любонька; дай я тебе ноженьки вытру; кашки поешь, господи, сколько еще мучиться это бедному ребенку), она жертвует многим, чтобы помочь ему, следит, чтобы тот учился и исправно выполнял домашние задания. Санаев отмечает в своих интервью: он старался представить бабушку все-таки как символ любви. дна из самых ярких сцен, позволяющая нам оценить всю многогранность бабушкиного характера -заключительный бабушкин монолог, когда Саша все-таки остается с мамой. Именно здесь наглядно проявляются самые противоречивые чувства: ненависть (Вот ведь мразь воспитала, бросила мать под дверью как собаку!), мольба (доченька, сжалься над матерью своей, не рви ей душу перед ребеночком твоим), ярость, угрозы (Я тебе хуже сделаю. Мои проклятья страшные, ничего кроме несчастий не увидишь, если прокляну!), любовь (Оля, Оленька, открой дверь, пусть я хоть рядом буду, руку на лобик ему положу).

Итак, центральный персонаж повести - бабушка, предстает перед нами как сложный, многогранный образ женщины, претерпевшей множество горестей и лишений, однако нашедшей утешение в своем внуке, которого она, хоть и по-своему, но любит. Поэтому нельзя однозначно оценивать бабушку как абсолютного тирана и рассматривать её в качестве отрицательного персонажа.

33. Религия изначально связана с литературой теснее, чем с другими видами искусства. Религиозные смыслы, как и всякие другие, существуют, прежде всего, в языке, одной из форм существования которого является художественная литература. Взаимосвязь литературы и религии в тот или иной исторический период подразумевает, в широком смысле, степень их взаимовлияния и природу их взаимодействия, в узком смысле – значение религиозных тем и мотивов в художественных текстах. В современной России (и Западном мире), в связи со светской организацией общества, художественная литература существует, главным образом, отдельно от религиозной. Разумеется, религиозная литература выполняет, помимо прочих, и эстетическую функцию, а художественная литература может выполнять некоторые функции религиозной – границы, зачастую, размыты, это обусловлено оговоренной выше тесной взаимосвязью того и другого.

«Современный патерик» — это книжка цельная, имеющая свой замысел.

«Современный патерик» представляет собой собрание коротких разноплановых текстов — рассказов, анекдотов (в обоих значениях слова), афоризмов, диалогов. Местами они стилизованы под разные виды церковной словесности (патерик, проповедь, жизнеописание, исповедь, свидетельство о чуде), местами подражают традиционным фольклорным формам (волшебная сказка) или детскому «озорному» фольклору («страшные истории»).

Для современной литературы характерной тенденцией становится трансформация жанровых канонов. «На рубеже ХХ–ХХI веков происходят радикальные изменения жанрового мышления, сформированного многовековой традицией. Наблюдается широчайшая дифференциация и одновременно контаминация жанров – и в масштабах системы, и внутри одного, отдельно взятого произведения. (…) Жанровая трансформация осуществляется по двум главным направлениям: минимализации и гибридизации». Очевидно, что в обозначенную тенденцию вписывается и Майя Кучерская с «Современным патериком», так как определение жанра выносится в название текста. Писательница сознательно делает акцент на жанровой специфике текста, словно проблематизируя принадлежность текста к определенному дискурсу (христианской культуры). Проблема жанра здесь заслуживает специального внимания.

Кучерская продолжает традицию исконного жанра, включая в повествования главы, посвященные описанию деяний и наставлений старцев своим духовным чадам или окормляющейся пастве (сюда вписываются такие циклы,как «отец Николай», «отец Павел» и др.). Эти фрагменты действительно можно отнести к отеческим книгам, однако писатель делает отступление от канона жанра – героями этих циклов являются легко узнаваемые и почитаемые многими, но неканонизированные старцы русской православной церкви – отец Николай (Гурьянов), игумен Митрофан.Более того, Кучерская выходит в данном случае за границы жанра Патерика и выстраивает почти житийное повествование – от детства до преставления, включающее не обязательные для патерика, но ключевые для жанра жития рассказы о чудесах, свершившихся по молитвам старцев.

Точно также насельники монастырей оказываются не нелюдимыми аскетами, а людьми, мучимыми обычными слабостями, – они ленятся, объедаются шоколадом, подшучивают над братией. Описывая их сражения с собственной греховностью, автор не позволяет себе никакого сарказма - книга оказывается пропитана мягким юмором и нескрываемой любовью к героям. В структуру «Патерика» М.Кучерская включает другие жанровые формы, такие как фацеция, проповедь, рассказы о чудесах.

В жанре фацеции – шутки, шуточного рассказа – Майя Кучерская знакомит читателя с монастырской жизнью, искушениями и радостями иноков, недостатками батюшек, находчивостью семинаристов, с ревностью о Господе без разума.

Современный патерик» можно назвать постмодернистским текстом - многожанровым, многоуровневым, рассчитанным на совершенно разную аудиторию. Текст Кучерской может быть прочитан по-разному – в зависимости от того, какой читатель возьмет в руки книгу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.23.201.145 (0.026 с.)