Формирование сенсомоторной базы овладения чтением и письмом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование сенсомоторной базы овладения чтением и письмом



У ребенка с ДЦП необходимо сформировать некоторые базовые моторные навыки, необходимые для письма. Основой таких навыков является, конечно, обычное развитие общей и ручной моторики, для чего используется лечебная гимнастика, навыки самообслуживания, продуктивная деятельность и т. п.

Развитие двигательной сферы является обязательным компонентом любого занятия в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На занятиях развитие движений целесообразно провозить в сопровождении речи. Это могут быть следующие виды упрражнений:

ü упражнения для улучшения общей двигательной активности;

ü упражнения для воспитания статической и динамической координации;

ü упражнения для развития пространственной ориентировки;

ü упражнения для совершенствования темпа и ритма движений.

Все упражнения подбираются соответственно теме, цели в сюжетной линии занятия. для улучшения общей двигательной активности предлагаются упражнения и игры, состоящие из различных движений с речевым сопровождением. Например, логопед произносит: «Руки в стороны, на бочок, разжимай в — в кулачок». Дети выполняют соответствующие движения.

Для воспитания статической в динамической координации даются упражнения разных типов, например:

ü удержание позы по словесной команде в течение определенного времени («лягушка» — на корточках, «самолет» — руки в стороны, «дерево» — руки вверх и т. п.);

ü сопровождение чтения стихотворения движениями разного характера;

ü сопровождение лингвистических упражнений перекатыванием мяча;

ü сопровождение лингвистических упражнений манипуляциями с предметами (ребенку предлагается из разложенных на столе предметов выбрать искусственные овощи, называя их, и положить в корзину).

Для развития пространственной ориентировки рекомендуются следующие упражнения:

ü выполнение движений по словесной инструкции, содержащей предлоги и наречия с пространственным значением, составление подобных инструкций;

ü нахождение местоположения предмета по его словесному описанию, составление описания местонахождения предмета;

ü игры по подражанию движениям ведущего со словесным их обозначением;

ü конструирование и реконструирование изображений предметов с называнием этих предметов и их частей.

Для совершенствования темпа и ритма движений можно предложить:

ü сопряженное и отраженное повторение слов в определенном темпе и ритме с хлопками, раскладывание предметов или картинок на столе с называнием их в определенном темпе и ритме;

ü обучение детей считалкам, произношение их в различном темпе и ритме, использование их в играх;

ü называние и передачу предмета в шеренге в определенном темпе и ритме, заданном хлопками логопеда;

ü сочетание однотипных движений с чтением стихотворения.

Рекомендации по обучению детей графическим навыкам содержатся в работах Р. Д. Бабенковой, М. В. Ипполитовой, Л. А. Данилоной, Н. В. Симоновой и др. Так, для обучения графическим навыкам в первую очередь необходимо подобрать такую позу, в которой ребенок мог бы писать наиболее успешно, не усугубляя патологии развития опорно-двигательного аппарата.

По данным зарубежных авторов, патологические движения минимизированы, и контроль за функцией руки оптимален, когда ребенок сидит на сиденье, наклоненном вперед, с устойчивой спинкой, с поддержкой в тазовой области. Руки поддержаны столом, положение ступней такое, при котором возможно их движение вперед.

Необходимо проводить специальные тренировки для развития координации движений ребенка в положении сидя за столом. После того как ребенок садится за стол, следует выполнить серию упражнений для выработки контроля за своей позой. Прежде всего, нужно постараться достичь максимального расслабления в этой позе. Для этого ребенку предлагается свободно поставить ноги на опору (пол, подставку) и откинуться на спинку стула, опустив голову на грудь. В этом положении внимание ребенка фиксируется на положении его ног, рук, спины. Далее предлагается изменить положение конечностей, не меняя положения тела, поочередно поднять и опустить НОГИ, руки, переместить их. После небольшого отдыха на фоне максимального расслабления нужно потренировать ребенка в изменении положения головы. Далее рекомендуется синхронизировать повороты головы и движения рук, добиваясь, чтобы эти движения совершались при минимальном изменении положения тела.

Для развития движений рук И. Филипяк предлагает комплекс упражнений, разработанных на основе метода Эстер Коттон. Упражнения проводятся сидя за столом. При этом важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно, что достигается благодаря удобной посадке. Так, предлагается несколько последовательных серий упражнений:

ü Обучение сжиманию рук и манипуляциям согнутыми ладонями. (В результате этих упражнений ребенок овладевает способность удержания предмета в ладонях. Например, он может пить из чашки с двумя ручками.)

ü Обучение выпрямлению рук и манипуляциям выпрямленными руками. В результате ребенок может стягивать с себя штаны или рукава.

ü Обучение дифференцированной работе правой и левой рук, которое, в свою очередь, проводится в следующей последовательности:

а) ребенка учат одну руку сжимать в кулак, а другую выпрямлять;

б) ребенка учат пользоваться одной рукой, сжатой в кулак, а другой выпрямленной (эти действия совершенствуются в способностях выстукивания ритма, раскрашивания, рисования, самостоятельной еды, причесывания);

в) ребенка обучают захвату палки двумя руками и манипуляциям с ней;

г) ребенка обучают захвату двух палок двумя руками и дифференцированным действиям рук с палками;

д) упражнения с тонкими палками способствуют развитию движений пальцев;

е) упражнения на соединение ладоней;

ж) упражнения на разворачивание предплечья и плеча;

з) упражнения, формирующие пальцевой захват.

ü Развитие действий, совершенствующих произвольное схватывание, также предполагает выполнение нескольких серий упражнений:

а) обучение изображать пальцами кольцо;

б) обучение щипцеобразному захвату (для этого кроме упражнений предлагается поднимать мелкие предметы, («играть в карты», перелистывать страницы в книжке.);

в) обучение захвату тремя пальцами (совершенствуется в действиях рисования, раскрашивания, письма.);

г) развитие движений указательного пальца. (Кроме специальных упражнений рекомендуется машинопись, показ и пересчет предметов, перелистывание страниц, письмо пальцем на мокром песке, нажим пальцем на разные предметы.)

Для тренировки движений рук можно использовать упражнения, разработанные Р.Д.Бабенковой:

• Разглаживание листа бумаги на столе правой рукой с придерживанием его левой рукой, и наоборот.

• Поочередное постукивание по столу расслабленной кистью одной и другой руки.

• Поворот ладони на ребро, сгибание в кулак, выпрямление, прижимание ладони к столу. То же другой рукой.

• Предплечья рук подняты вверх, локти опираются на стол — поочередное встряхивание кистями рук — «звонок».

• Предплечья лежат на столе — поочередное сгибание и разгибание ладоней в кулаки. Согнутому положению одной ладони соответствует разогнутое положение другой ладони.

• Соединение концевых фаланг пальцев правой и левой руки «домик».

• Соединение лучезапястных суставов правой и левой руки с отведением кистей и пальцев «корзиночка». Легкое многократное соединение большого пальца руки с остальными — «покормим птиц».

 •Отведение и приведение пальцев с усилием — «кошка выпускает когти».

• Поочередное касание пальцами поверхности стола игра на пианино».

Далее важно определить, какой рукой ребенок будет писать. По возможности нужно попробовать обучить письму правой рукой, даже если обычно ребенок предпочитает левую.      Это связано с тем, что при письме правой рукой поза человека более естественна, технически легче осуществлять зрительный контроль. Кроме того, по мере овладения навыком письма правая рука будет тренироваться. Однако, если письмо правой рукой крайне затруднено из-за выраженной двигательной патологии или обучение письму правой рукой встречает упорное психологическое сопротивление ребенка нужно учить письму левой рукой. Постановка руки при этом представляет отдельную сложную задачу, так как следует найти такое положение, при котором ребенок будет видеть то, что он пишет, и не будет касаться написанного пишущей рукой. Часто для этого требуется поворот левой руки в лучезапястном суставе в положение, аналогичное положению правой пишущей руки.

Для начального обучения графическим навыкам важно решить вопрос, чем писать. Большинство детей можно начинать письмо толстыми автоматическими карандашами. Для слабовидящих детей лучше подойдут фломастеры. Дети с гиперкинезами требуют утяжеленные карандаши и ручки.

Однако не все дети могут сразу работать в тетради. Некоторым сначала нужны листы большого формата. Для этого рекомендуется использовать и тетради с разметкой для слабовидящих детей.

При выработке графических навыков необходимо сразу обращать внимание на то, как ребенок удерживает орудие письма. По возможности нужно формировать правильное положение, при котором осуществляется захват большим и средним пальцами и легкая поддержка указательным пальцем. При этом следует стремиться к тому, чтобы в общей моторике не было чрезмерного напряжения, а пишущая рука легко опиралась предплечьем на стол.

Для начала нужно научить ребенка ориентироваться в листе бумаги. Учитывая, что у детей с церебральным параличом пространственная ориентировка формируется замедленно и еще позже устанавливаются словесные обозначения пространственных отношений, на первых порах страницу следует разметить. Это может быть вертикальная линия в левой части листа, показывающая, откуда начинается письмо в строке, и горизонтальная линия в верхней части листа, показывающая, что письмо осуществляется сверху вниз. В дальнейшем линии заменяются наточку в левом верхнем углу.

Для формирования графических навыков можно предложить написание в строчках палочек, крючков, кругов и других фигур, являющихся прообразами элементов букв. При этом важно следить за направлением письма — оно должно быть аналогично кинетическому образу буквы. Для того чтобы направление письма было правильным, ребенку объясняется, как следует изображать фигуру, движение демонстрируется в воздухе, на доске, в тетради. Можно взять руку ребенка в свою руку и таким образом написать несколько фигур, постепенно снижая физическую помощь.

Если ребенку трудно соблюдать строку, ему помогают, используя трафарет, выделяя строку ручкой или фломастером, предлагая обвести написанное педагогом. При оказании помощи в формировании движений письма педагог должен стоять за спиной ребенка и держать его пишущую руку в своей руке. Письмо нужно сопровождать комментариями, например:

«Ведем линию сверху вниз...»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.02 с.)