Стимуляция голосовых реакций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стимуляция голосовых реакций



Е. Ф. Архипова пишет, что для вызывания первых голосовых реакций необходимо положить ребенка на спину, подложив под шею валик так, чтобы голова была слегка запрокинута назад. Верхние и нижние конечности ребенка привести к туловищу. В таком положении на фоне эмоционально-положительного общения с ребенком нужно проводить вибрацию его грудной клетки и гортани.

Вибрацию грудной клетки и гортани можно присоединить к фазе выдоха в дыхательных упражнениях.

Для активизации гуления проводится следующая работа. Ребенка укладывают в «рефлекс-запрещающую» позицию так, чтобы он видел лицо человека, общающегося с ним. Взрослый напевно произносит звуки гуления, легко поглаживая губы ребенка и приоткрывая его рот. Дополнительно можно проводить вибрацию грудной клетки, гортани, области под нижней челюстью. Активизации гуления способствует музыка.

Несмотря на то что и гуление, и лепет в нормальном онтогенезе не являются подражательными реакциями, в методиках логопедической работы с детьми с ДЦП рекомендуется пытаться вызывать лепет также путем подражания. Так, логопед вступает в эмоциональное общение с ребенком и в процессе этого общения воспроизводит лепетные слоги. Если ребенок произносит звук или слог, логопед многократно повторяет этот слог, стимулируя ребенка к повторению. Во время голосовых реакций ребенка логопед легко смыкает его губы, пассивно образуя слоги с губными согласными. Пассивно изменяя положение рта ребенка, логопед достигает звучания слогов с разными гласными.

Когда ребенок начинает активно произносить отдельные звуки и слоги, им придается сигнальное значение (му --- корова, у — поезд и т. п.).

 

Логопедический массаж

Логопедический массаж начинается с общего массажа лица, далее переходят к массажу губ и затем уже проводят манипуляции во рту ребенка. При этом нужно иметь в виду, что далеко не все дети положительно реагируют на манипуляции во рту, так как зона рта очень чувствительна. Ребенок должен получать в процессе логопедического массажа только приятные ощущения! В противном случае нарастает тонус и гиперсензитивность оральной области. Неумелые активные действия могут привести к оживлению рефлекторной сферы, в частности, кусательного или рвотного рефлексов.

Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.

Массаж лица рекомендуется проводить ежедневно в течение трех минут. При этом учитываются общие требования к проведению массажа: обстановка должна быть комфортной и гигиеничной. Противопоказано проведение массажа при наличии кожных или соматических заболеваний.

В процессе проведения массажа необходимо активно общаться с ребенком, играть с ним, петь ему песни, рассказывать сказки и стихи, можно сопровождать массаж спокойной музыкой.

Среди массажных приемов наиболее приемлемы поглаживание и легкая вибрация, способствующие расслаблению мышц. При поглаживании массирующая рука скользит по коже, не сдвигая ее в складки. Вначале используется поверхностное поглаживание, затем более глубокое. Его можно производить ладонями, щипцеобразно сложенными пальцами и тыльной поверхностью согнутых под прямым углом в пяснофаланговых суставах пальцев кистей.

Непрерывная вибрация выполняется концевым и фалангами пальцев, которые кладут на кожу и производят ими сотрясение — движение, напоминающее просеивание муки через сито.

Массаж следует проводить при комнатной температуре чистыми теплыми руками, выполняя сначала поглаживание —по четыре движения в каждом направлении, далее — аналогично непрерывную вибрацию и затем — снова поглаживание.

При проведении массажа в оральной области можно использоваться рекомендациями М. Борковской, Г.Я.Левиной, Е.Ф. Архиповой. Так, для уменьшения гиперчувствительности перед едой нужно проводить нежные прикосновения к плечам, шее, лбу, щекам ребенка, постепенно приближаясь, ротовой полости.

Массаж лица осуществляется в следующих направлениях:

- от середины лба к вискам

- от бровей к волосистой части головы;

- от внутреннего угла глаза к наружному по верхнему веку и к обратном направлении по нижнему;

от корня носа к височной области;

• от угла рта к козелку ушной раковины;

• от середины подбородка к мочке уха;

• по передней поверхности шеи снизу вверх, по боковым сверху вниз.

Г Я. Ленина предлагает проводить специальный массаж нижней части лица в следующей последовательности:

• одновременный поглаживающий массаж обеих щек от носа к ушам слегка расставленными 2, 3, и 5-м пальцами;

• легкое растирание носогубных складок от крыльев носа к углам рта вторыми пальцами обеих рук;

• поглаживание подбородка от середины к мочкам ушей вторыми и третьими пальцами обеих рук;

• массаж круговой мышцы рта: от середины верхней губы к углам и дальше к середине нижней губы;

• раздельное поглаживание верхней губы от средней линии к углам рта, от носа к краю нижней губы, от средней

линии к углам рта, от подбородка к краю;

• поглаживание шеи от середины к мочкам ушей.

В той же последовательности применяют прием растирания. С едва заметными усилиями мелкими круговыми движениями пальцы продвигают по тем же направлениям, затем легкое поколачивание подушечками 1, 2, 3 и 4-го пальцев всей нижней части лица и шеи от средней линии к ушам. В заключение проводят прием поглаживания. Общее время массажа — 5 минут.

Для расслабления мышц шеи проводятся покачивания головы ребенка. Правая рука логопеда помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и в другую сторону, покачивая вперед. Расслабление шейной мускулатуры вызывает не которое расслабление корня языка (рис. 5).

После этого можно переходить к массажу области вокруг губ, удерживая рот закрытым:

ü массаж для расслабления мускулатуры губ;

ü поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ (рис. 6);

 

 

ü поглаживание по верхней губе от углов рта к середине;

ü поглаживание по нижней губе от углов рта к середине;

ü Похлопывание губ;

ü вибрация губ.

Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне тела. Это усиливает слюнотечение, поэтому после 2—4 ослабляющихся движений ребенку нужно дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями.

Нёбо массируется Пальцем или вибрационным аппаратом по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого нёба. Это движение повторяется 10—15 раз. Во время массажа нёба ребенок может произносить гласные А и Э.

Язык массируется в направлении спереди до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.

Может быть использован также точечный вибрационный массаж. Сначала массируются точки для улучшения жевания (рис. 7, точки 1, 2), затем — глотания (рис. 7, точки 3, 4).

Далее массируется круговая мышца рта (рис. 8, точки 1—4).

М. Борковская пишет, что на указанные точки можно воздействовать и термически — теплом или холодом.

Массаж для расслабления мышц языка:

ü точечный массаж в области подчелюстной ямки, который производят в течение 15 сек, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

ü вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (также в течение 15 сек).

Е. Ф. Архипова рекомендует использовать следующие приемы точечного массажа для подавления гиперкинезов языка.

ü Перекрестный точечный массаж в области губ (рис. 9). Указательный палец левой руки помещается в середине левой носогубной складки, а указательный палец правой руки — Под углом губ справа. Вращательные движения производят одновременно в указанных точках.

 

 

Затем пальцы перемещаются: указательный палец правой руки помещается на правую носогубную складку, а указательный палец левой руки опускается под угол губ слева. Далее производят вновь те же движения.

• Указательный палец левой руки располагается в области середины носогубной складки слева, а указательный палец правой руки помещается под угол нижней челюсти справа (рис. 10). Производятся вращательные движения в этих

точках. Затем движения проводятся на противоположной стороне.

• Указательный палец левой руки располагается под углом губ слева, а указательный палец правой руки фиксируется в точке под сосцевидным отростком за ухом (рис. 11). Установив пальцы в данных точках, проводят глубокий точечный массаж. Затем это же упражнение проводят на противоположной стороне.

При выраженных гиперкинезах используется перекрестное массирование точек на голове и теле. Рекомендуются два приема.

1. Палец левой руки фиксируется в зоне носогубной складки или под углом губ слева, а палец правой руки занимает точку под внутренним углом правой лопатки. Затем этот прием повторяется с противоположной стороны.

2. Фиксируются точка в области носогубной складки и точка под коленкой на противоположной стороне тела. Эти приемы не должны вызывать у ребенка чувства болезненности, неудобства, дискомфорта. Каждый прием повторяется в З—4 подхода. Необходимы предварительные пробы для индивидуального подбора приемов, так как у некоторых детей они могут еще более усилить гиперкинез.

 

Артикуляционная гимнастика

Пассивная артикуляционная гимнастика заключается в

том, что логопед аккуратно, с поглаживаниями, манипулирует

органами ребенка.

 

 

 

 

 

Упражнения для губ

• Открывание и закрывание рта.

•Округление губ в положение широкой воронки.

• Вибрирование губ.

• Укладывание губ в трубочку и растягивание их в улыбку.

• Сдвигание уголков губ по горизонтали.

• Поднимание верхней губы с обнажением десны.

• Опускание нижней губы с обнажением десны.

• Собирание верхней губы в «хоботок».

• Собирание нижней губы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.022 с.)