Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стимуляция сенсомоторного развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие общения и деятельности является важнейшим фактором сенсомоторного развития ребенка. Уже в процессе ситуативно-личностного общения разнообразные стимулы окружающей среды приобретают для ребенка социальное значение. К связи с этим развиваются процессы восприятия и формируются ассоциативные связи между зрительными, слуховыми, тактильными, обонятельными и вкусовыми раздражителями. Восприятие приобретает целостность и обобщенность, необходимую для развития номинативной, а затем и сигнификативной функций речи. Для стимуляции сенсорного развития применяются разнообразные приемы. Так, Е. Ф. Архипова рекомендует начинать с формирования умения фиксации и прослеживания взором лицом взрослого, находящегося на расстоянии 0,5—1 метра в глаз ребенка. Затем можно использовать яркие звучащие предметы. Развитию зрительного восприятия способствуют игры-забавы, направленные на формирование фиксации взора и прослеживания. Любимая игра малышей, основанная на проявлении ориентировочной реакции,— «ку-ку»: предмет (игрушка, человек) прячется и появляется со стереотипным подговариванием — ку-ку, а-а-а, вот он... и положительными эмоциями взрослого. Если ребенок с ДЦП не включается в игру, нужно попытаться вызвать у него двигательную реакцию пассивно, т. е. поворачивая голову ребенка и перемещая его в сторону раздражителя. Для развития способности зрительного восприятия и различения цвета используются наборы игрушек с аксессуарами основных цветов спектра. Например, для четырех кукол подбираются комплекты одежды красного, зеленого, синего и желтого цветов. Аналогично подбираются другие предметы: посуда, сумки, мебель, домики и т. п. В играх формируются способности различения цветов и их называния. Естественно, что и в окружающей среде выделяются предметы того цвета, который усваивает ребенок. Аналогично может отрабатываться зрительное и осязательное восприятие величины предметов. Е. Ф. Архипова рекомендует для развития осязания использовать поглаживание ладоней ребенка ворсистой щеткой, а также вкладывать в руки ребенка предметы, имеющие разную фактуру поверхности. Важно обучать ребенка захвату и удержанию предметов, в процессе которых развивается и ручная умелость, и зрительно-моторная координация, И. Филипяк отмечает, что у грудного ребенка сначала формируются движения головой, потом движения рук, направленные на хватание и манипулирование, и только потом — способность удержания тела в определенной позиции и перемещения.
В младенчестве ребенок переходит от рефлекторного хватания к произвольному под контролем зрения между 2—4-м месяцами жизни. На 3—4-м месяце ребенок может несколько секунд удерживать в руке предмет, участие в этом принимают только 3—5-й пальцы и прилежащая к ним часть ладони. С 4—5-го месяца начинается довольно длинный период освоения хватания. Базовым движением является протягивание руки в сторону предмета, которое можно наблюдать у 4-месячного ребенка в положении лежа на спине или на животе. К 5 месяцам ребенок использует «ладонное» хватание, т. е. прижимает предмет к ладони 2—5-м пальцами, а большой палец только касается предмета. Ладонь сгибается к запястью. К 6 месяцам хватание становится «ладонно – пальцевым». Оно характеризуется тем, что при согнутой к запястью ладони 2 -5-й пальцы толкают удерживаемый предмет к большомупальцу. Затем «ладонно – пальцевой» захват совершенствуется, ладонь уже не сгибается к запястью, и хотя большой палец еще не участвует в захвате, его активность возрастает. К 7 месяцам можно наблюдать характерные попытки захвата небольших предметов. При этом ребенок скатывает предмет в средину ладони с согнутыми 1—5-м пальцами (2—З-й пальцы могут быть частично выпрямленными). К 8 месяцам хватание можно охарактеризовать как «пальцевое». Предмет удерживается между 2—5-м пальцами и боль- ним пальцем, находящимся в оппозиции. Между предметом и ладонью есть видимое пространство. На 8-м месяце жизни движения большого пальца совершенствуются, и это дает возможность удержания мелких предметов «ножницам и. Предмет прижимается большим пальцем к боковой стороне согнутого 2-го пальца, 3 —5-й пальцы при этом тоже согнуты. На 9-м месяце совершенствуется «пальцевой» захват. Развиваются движения в лучезапястном суставе, растет оппозиция большого пальца, развиваются изолированные движения указательного пальца, необходимые для щипцеобразного захвата. Попытки щипцеобразного захвата наблюдаются при захвате мелких предметов, но движение неловко в связи с тем, что оно выполняется выпрямленными пальцами.
Для развития способности захвата у ребенка с ДЦП необходимо в указанной последовательности настойчиво работать, вкладывая в руку ребенка предметы разного размера и пассивно придавая руке необходимое положение. Эти действия нужно проводить в игровой форме, постепенно уменьшая уровень поддержки. Необходимо обратить особое внимание на развитие зрительного и осязательно го восприятия фактуры поверхности предметов — различение гладкой и ворсистой, жесткой и упругой, сухой и мокрой поверхности и т. п. Для развития ориентировочной реакции на звуки рекомендуется также использовать классические игры с прятаньем и нахождением источника звука, например колокольчика. Замечено, что большинство детей любит музыку. Поэтому можно использовать музыку для установления первичного контакта с ребенком и привлечения его внимания к звукам.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.25.26 (0.01 с.) |