Общая артикуляционная гимнастика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая артикуляционная гимнастика



1. Опускание и подниiание нижней челюсти (раскрывание и закрывание рта свободное и с сопротивлением рук).

2. Челюсти в спокойном положении. Движение нижней челюсти вперед на счет 3:

  • без нажимания на нижнюю челюсть языком;
  • с сильным нажимом и подталкиванием языком нижней челюсти при движении вперед.

При движении вперед — выдох через рот с произнесением в конечном моменте звука [С] или [3].

3. Оттягивание челюсти назад на счет 3:

  • язык пассивен;
  • язык с силой оттягивается назад. При отгягивании — вдох через рот, при возвращении в исходное положение — выдох через рот с произнесением звуков [Н], [Л], [Т], [Д].

4. Вытягивание челюсти вперед с последующим оттягиванием ее назад: закусив кончик карандаша, поднимать его к носу и опускать вниз.

5. Движение челюсти вправо, дыхание через нос:

  • язык пассивен;
  • язык с силой упирается в челюсть, помогая движению.

6. Движение челюсти влево производится так же, как и вправо.

7. Движение челюсти вправо и влево, непосредственно одно за другим:

  • язык пассивен;
  • язык подталкивает нижнюю челюсть.

Гимнастика для мимико-артикуляторных мышц

1. Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта.

2. Поднимание и опускание бровей: при поднимании бровей глаза широко раскрываются, на лбу появляются продольные морщины при опускании — глаза почти закрываются и над переносицей образуются вертикальные и поперечные морщинки.

3. Одновременное закрывание и открывание обоих глаз.

4. Попеременное закрывание и открывание правого и левого глаза: если какой-либо глаз (а иногда и оба попеременно) не закрываются, то одно веко (лучше не закрывающееся) придерживают в закрытом положении пальцем, в то время как другой глаз ритмично закрывают.

5. Одновременное, затем попеременное прищуривание.

6. Медленное прищуривание глаз: сначала сразу обоих, затем поочередно правого и левого (следить за активностью нижних век).

7. Попеременное поднимание обоих углов рта: при спокойном состоянии левой половины рта поднимается правый угол рта, и наоборот.

8. Нюхательное движение: при сжатых челюстях верхняя губа несколько поднимается, обнажая зубы, носогубные складки резко выражаются.

9. Одновременное поднимание обоих уголков рта: поочередное поднимание левой и правой щеки. Вдох носом, выдох ртом.

10. Челюсти сжаты: попеременное поднимание углов рта:

  • с закрыванием соответствующего глаза (поднимается вся щека);
  • без закрытия глаз, с минимальным поднятием щеки.

Вдох носом, выдох ртом сквозь зубы активной стороны.

Примечание: если угол рта не поднимается, то при импульсах движения к нему другой угол рта удерживается от движения пальцем, а недействующий угол рта пальцами ритмично поднимается.

11. Зубы и губы сжаты. Одновременное опускание углов рта. Дыхание носом.

12. Зубы и губы сомкнуты — поочередное опускание левого и правого углов рта. Дыхание носом.

Упражнениями воспитывается раздельная работа левой половины лица от правой в его Верхних, средних и нижних областях в случаях резкой асимметрии лица. Упор — на задающую половину лица.

Гимнастика для губ и щек

1. Надувание обеих щек одновременно.

2. Надувание щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).

3, Втягивание щек в ротовую Полость меж зубами.

4. Сосательные движения: сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты.

5. Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам, а затем спокойно смыкаются вновь (соответственно произносятся [И], [С], [3], [П], [Б], [М]).

6. Хоботок с последующим оскалом при сжатых челюстях. При вдохе хоботком пьют воздух, при выдохе Произносят [С], [З], [И]

7. Оскал с раскрыванием и закрыванием рта с последующим смыканием губ.

8. Оскал. Раскрыть рот с оскаленными зубами. Сомкнуть челюсти. Сомкнуть губы.

9. Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов [Щ, [Б], [М].

10. Вытягивание губ широкой трубкой, воронкой, при раскрытых челюстях.

11. Вытягивание губ узкой воронкой (свист), задувание свечи, имитация надувания мыльного пузыря ([У], [0]).

12. При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

13. Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и опускание вниз при плотно сжатых челюстях.

14. Поднимание верхней губы; обнажаются только верхние зубы ([Ф], [В]).

15. Оттягивание вниз нижней губы; обнажаются только нижние зубы.

16. Поднимание и опускание в 4 приема поочередно обеих губ:

• верхнюю поднять;

• нижнюю опустить;

• верхнюю опустить;

• нижнюю поднять — норма.

17. Имитация полоскания зубов: воздух внутри сильно давит на зубы. Этому движению вначале можно помочь поочередным надуванием щек. (В упражнениях 14—17 губы не должны оттопыриваться.)

18. Набирание воздуха под верхнюю губу, под нижнюю губу.

19. Всасывание верхней губы под нижнюю с резким открыванием ее при раскрытии рта (чмокание).

20. Подобное же всасывание нижней губы под верхние зубы.

21. Вибрация губ (фырканье лошади).

22. Движение губ хоботком влево, вправо; так же — растянутыми губами.

23. Вращательное движение губ хоботком (вверх, влево, вниз, вправо — сначала раздельно, потом слитно).

24. При сомкнутых челюстях нижняя губа двигается вправо, влево.

25. Такое же движение верхней губой.

26. При сжатых челюстях плотно сомкнутые губы двигаются вверх к носу и вниз. Дыхание носом.

27. Силовая гимнастика (в случае общей слабости губ):

• присасывание верхней и нижней губы — разрыв (чмоканье);

• сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух в ротовой полости;

• удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании воздух проходит по обоим углам рта - сразу или поочередно.

Гимнастика для языка

При всех изложенных упражнениях необходимо:

• каждое движение производить четко и неторопливо;

• при каждом движении орган (язь[к, губы) в течение определенного времени оставлять неподвижным, затормаживать все лишние движения;

• все движения производить под команду с соблюдением определенного ритма — каждое движение выдерживать на счет 3 с такой же паузой после него.

В процессе артикуляторных упражнений, если общий мышечный тонус (напряженность сокращения) отдельных органов звукопроизношения слаб, очень полезно включить в эти упражнения силовой элемент, т. е. движения мышц с сильным напряжением.

1. Высовывание языка наружу лопатой: языку придается плоская широкая форма, так чтобы он своими боковыми краями касался углов рта. Вначале язык нужно укладывать ненапряженным между губами, затем он кладется только на нижнюю губу, потом удерживается между оскаленными зубами. Если язык долго не получается достаточно широким, то:

а) произносится с вялым языком между губами бя - бя или мя- мя, или же б) на распластанный между губами язык сильно задувают, или в) нараспев тянут И или улыбаются - язык распластывается.

2. Высовывание языка наружу жалом: языку придается, возможно более заостренная форма. Если это долго не удается, то язык протискивают между зубами, сжимая ими с боков, или тянутся им к отодвигаемому от него пальцу, карандашу, или сильно вытягивают его наружу, влево, вправо и, когда он в углу рта суживается, осторожно отводят в таком виде к средней линии рта и фиксируют его.

З. Поочередное высовывание языка лопатой и жалом.

4. Высунутым изо рта языком делают попеременно лопату (широко распластанный, тонкий язык), жало (округленный, с заостренным кончиком).

5. Такое же движение, но в ротовой полости, причем кончик языка упирается то в верхние, то в нижние зубы.

6. Высовывание языка возможно более изо рта, а затем втягивание возможно глубже в рот, чтобы там образовался лишь мышечный комок; кончик языка становится незаметным.

7. Поворачивание сильно высунутого изо рта языка вправо и влево.

8. Поднимание и опускание задней части языка: кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого и отчасти твердого нёба, го опускается вниз ([К], [Г]).

Если это при движении не удается, то на первых порах корень языка подталкивается вверх пальцами снаружи и в области подъязычной кости или предлагается дышать носом при открытом рте.

9. Присасывание спинки языка к нёбу сначала при закрытых челюстях, а затем при открытых.

Если присасывание не удается, употребляются 2 вспомогательных приема:

на спинку языка кладется клейкая конфетка, или нёбо смазывается медом, а пациент старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфетку или мед;

полусогнутый указательный палец накладывается сверху на подбородочную кость, а большим пальцем производится надавливание снаружи, снизу вверх, на дно ротовой полости, чем подталкивается спинка языка к нёбу.

10. Присасывание всего языка лопатой к нёбу и отрывание последнего со щелканьем сначала при сомкнутых, а затем и при закрытых челюстях.

Чтобы избегнуть наблюдаемого иногда поднимания языка при помощи нижней челюсти, пользуются роторасширителем или пробкой. Проще способ с пробкой: в правый или левый угол рта вставляется пробка толщиной с мизинец ученика; она может быть резиновой или деревянной с проволочной рукояткой для удерживания между зубами.

11. Высунутый лопатой язык смыкается с верхней губой, а затем втягивается в рот, касаясь при этом спинкой верхних зубов и нёба, как бы смазывая их и загибаясь кончиком вверх

у  мягкого нёба.

12. Присасывание языка без отрыва от нёба с расширением и закрытием рта (кончик языка касается только верхней десны).

13. Присасывание к нёбу и отрывание от него спинки языка: кончик языка упирается в НИЖНЮЮ десну, — проделывается сначала при закрытом, а затем при открытом рте.

14. Раскрывание и закрывание рта при таком же положении языка.

15, Язык с силой протискивается между зубами так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.

16. Такое же движение, но кончик языка упирается в нижнюю десну.

17. При малоподвижном языке рекомендуется переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок, горох и т.п.

18. Круговое облизывание кончиком языка губ с постепенным увеличением раскрытия их.

19. Такое же облизывание зубов под губой, постепенно загибая кончик языка все больше и больше.

20. Поднимание и опускание лопатообразного высунутого языка к верхней и нижней губе при раскрытом рте, затем к верхним зубам, наконец, к носу и подбородку.

21. Такие же движения языка внутри рта за зубами, касаясь кончиком языка верхней десны ([Т], [Д]). Если при загибаниях кончика языка рот плохо открывается следует воспользоваться роторасширителем или пробкой. При сильно расширенных таким образом челюстях производится указанное упражнение. Иногда вначале надо проделать это движение, загибая язык щипчиками, При всех движениях языка вне рта зубы обоих рядов должны быть оскалены.

22. Кончик языка подводится под верхнюю губу и со щелканьем отрывается, втягиваясь вниз-назад.

23. Загибание языка жалом вверх и вниз снаружи и внутри рта.

24. Поочередные загибания кончика языка жалом: к носу и подбородку, к губе верхней и нижней, к зубам верхним и нижним, к твердому нёбу и дну рта.

25. Кончик языка, жалом загибаясь вверх и вниз, точно касается верхних и нижних резцов, десен при широко раскрытом рте ([Л]).

26. Язык снаружи рта желобком или лодочкой (боковые края лопатообразного языка поднимаются, а по средней продольной линии языка образуется впадина). Если это движение долго не удается, то полезно помогать подниманию краев языка губами, осторожно надавливая ими на боковые края языка. Иногда этому движению помогает надавливание ребром шпателя по средней линии языка, еще лучше зондом. Иногда же дети помогают себе руками (следите за чистотой рук).

27. Язык снаружи рта желобком неподвижен, а губы то широко раскрываются (оскал), то касаются желобка.

28. Язык внутри рта желобком с оскалом: задувание ([С], [3]).

29. Язык желобком с осторожным загибанием кончика вверх.

30. Язык снаружи рта чашечкой (ковшиком) вне ротовой полости (боковые и передние края языка поднимаются вверх, спинка ковшиком опускается).

31. Чашечка внутри рта. При выработке чашечки полезно иногда, когда спинка языка не опускается, надавливать на нее сверху шпателем, зондом, задувать в чашечку ([Ш], [Ж]).

32. Закусывание, зубами боковых краев языка, оставляя свободным только кончик языка.

33. При этом положении языка (упражнение 32) оскалить зубы и загибать язык к верхней десне.

34. Упираясь боковыми краями языка в боковые верхние зубы почти до клыков, при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны,

35. При указанном положении языка (упражнение 34) многократно барабанить напряженным его кончиком по верхней десне (Т, Т, Т...) с сильным затем задуванием на поднятый кончик языка ([Р]).

36. По заданию проделывается ряд движений непрерывно одно за другим: язык жалом, чашечкой, лопатой, вверх и т. д.

 

 

Приложение 4. Артикуляционная гимнастика по И. И. Панченко

 

Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3—5 движений. Ребенку предлагается осознать три стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно воспитать у ребенка потребность повторить упражнение, зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать, запоминать его.

Пассивные упражнения

ü вытягивание губ с фиксацией мышц (включение только круглой мышцы губ);

ü улыбка, растягивание губ с фиксацией нижней челюсти;

ü попеременное растягивание каждой стороны губ с фиксацией противоположной (включение соответствующих мышц, отводящих губы в стороны);

ü спокойное смыкание губ при вынужденном раскрытии рта;

ü опускание губ вниз поочередно нажатием на соответствующие мышцы;

ü отведение нижней губы вниз — в стороны (гримаса «презрения>) нажатием на треугольные мышцы;

ü надавливание ладонями на щечные мышцы;

ü выдвигание губ вперед, как при утрированном произнесении звука «щ»;

ü быстрое смыкание и размыкание губ;

ü круговые движения верхней и нижней губы;

ü закрывание глаз, поднятие бровей, нахмуривание их.

 

Активные упражнения

1. Упражнения для круговой мышцы губ:

е смыкание губ (обычное, плотное и очень плотное), челюсти сомкнуты и разомкнуты;

• прижимание губ к зубам и деснам верхней и нижней челюсти;

• размыкание губ при закрытом и открытом рте;

• размыкание только средней части губ при сомкнутых углах губ;

•движение то одного, то другого угла губ без смещения их в сторону;

•медленное вытягивание губ и такое же медленное возвращение в состояние покоя;

• мгновенное смыкание губ с разрывом, типа «поцелуй».

2. Упражнения для включения круговой мышцы губ в движение:

  • вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно);
  • набирание воздуха поочередно, то под одну губу, то под другую (одна губа фиксирующая, другая — надувающая);
  • целевой губной выдох (дуть в определенном направлении, что заставляет придать губам положение симметричного напряжения с определенной конфигурацией их);
  • выдувание воздуха поочередно каждым углом губ, с фиксацией другого (надувается щека расслабленного угла губ, противоположная щечная мышца сильно напрягается);
  • выдувание воздуха с напряженными и расслабленными щеками.

3. Упражнения для верхней квадратной мышцы губы:

  • поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица);
  • опускание верхней губы вниз и за зубы.

4. Упражнения для нижней квадратной мышцы губы:

  • опускание губы вниз — кнаружи;
  • введение ее внутрь за зубы;
  • выворачивание ее кнаружи.

5. Упражнение для собачьей мышцы: оттягивание углов рта кверху и кнаружи.

6. Упражнения для мышцы смеха: оттягивание углов рта поочередно кнаружи горизонтально; оттягивание углов рта совместно в стороны.

7. Упражнение для скуловой мышцы: оттягивание углов рта кверху (углубление носогубной складки, образование морщин на коже щек).

8. Упражнение дня лобной мышцы: Поднимание бровей, образование продольных морщин.

9. Упражнения для мышц глаза:

  • мигание век;
  • обычное и плотное закрывание глаз.

 

Для тренировки управления подвижностью  язычной мускулатуры проводят следующие упражнения.

10. Упражнения для подбородочно-язычной мышцы:

• выдвигание языка вперед (задние пучки);

• втягивание языка назад, внутрь (передние пучки), следует обращать внимание на парную антагонистическую деятельность различных волокон этой мышцы при смене выдвигания и втягивания языка;

• сокращение всех мышц придавливание языка ко дну ротовой полости с кончиком, отодвинутым от зубной дуги и изогнутым книзу; увеличение и уменьшение просвета между спинкой и нёбом.

11. Упражнения дня подъязычной мышцы: оттягивание языка

вниз — назад симметрично с обеих сторон и поочередно с каждой стороны.

12. Упражнения дня шилоподъязычной мышцы:

• оттягивание языка вверх в сторону назад;

• приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;

• оттягивание корня языка назад — вверх;

•растягивание и приподнимание кончика вверх.

Все эти мышцы не видны, и об их работе можно судить по выполнению перечисленных выше упражнений.

13. Упражнение для поперечной мышцы: суживание языка и заострение его, одновременное округление его средней части в поперечном направлении,

Антагонистическим противодействием суживанию может служить включение шилоподъязычной мышцы, которая растягивает язык в ширину.

14, Упражнения для верхней продольной мышцы:

• укорачивание языка (ребенок пытается сделать его толще и шире, оттянуть немного назад);

• выгибание спинки языка в продольном направлении и одновременно приподнимание кончика языка.

15. Упражнения для нижнее продольной мышцы: укорачивание языка, выгибание его и одновременное загибание кончика вниз.

16. Упражнения для вертикальной мышцы (антагонистическая поперечная мышца):

  • расслабление языка после суживания;
  • напряжение краев и кончика языка при распластывании.

Характер действия отдельных мышц при выполнении перечисленных упражнений зависит не только от участия изолированных мышц, которые логопед пытается тренировать, но и от одновременного действия соседних, их тонического состояния.

После тренировки дифференцированного включения в движения многих мышц языка следует переходить к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение:

  • дорсальная позиция, необходимая для произнесения многих переднеязычных звуков ([Л], [Т’], [Д], [Д’], [С], [С’]. [З] [З’], [Ц], [Н], [Н’]);
  • альвеолярная позиция без оттягивания кончика языка, необходимая для произнесения альвеолярных звуков ([Л], [Л’], [Р], [Р’];
  • вакуминальная позиция с оттягиванием кончика языка, необходимая для произнесения шипящих звуков ([Ш], [Щ], [Ж]);
  • присасывание спинки языка к нёбу при выгибании ее, имеющее значение для произнесения звука [Ч];
  • смыкание корня языка с нёбом, необходимое дня произнесения заднеязычных звуков ([К], [К’], [Я, [Г]);

ü выгибание языка с упором кончика в нижние резцы и ритмичное оттягивание и продвигание вперед.

После упражнений по дифференцированному включению мышц необходимо переходить к силовым нагрузкам, вызывая в мышцах состояние повышенного напряжения, которое должно перейти в состояние большого расслабления.

Для того чтобы артикуляция осуществлялись плавно, точно, ритмично, мышцы должны быть достаточно гибкими, эластичными, сильными. Формированию этих качеств способствует динамическая изотоническая и статическая изометрическая гимнастика. Изотоническая гимнастика тренирует сокращение мышцы, которое сопровождается изменением ее длины. Изометрическая работа более утомительна, т. к. из мышцы, находящейся в состоянии изометрического сокращения, выходит непрерывный поток импульсов, направляющихся в нервные центры, которые вследствие этого быстро утомляются. Вместе с этим уменьшается приток крови в мышцу. Динамические изотонические упражнения проводятся так же, как описанные выше активные движения, но с включением элементов сопротивления вытягиванию и втягиванию языка, выдвиганию и раздвиганию губ и т. д.

В этих упражнениях логопеду, удерживающему мышцу, важно почувствовать степень и качество активного сопротивления ребенка, постоянно привлекая кинестетический контроль к этому ощущению самого ребенка. Вслед за включением дифференцированного сопротивления мышц переходят к формированию темпа, амплитуды, интенсивности, скорости выполнения движений при той же нагрузке на мышцы. Для создания большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата хорошо использовать задания по перемещению предметов в полости рта (различного размера круглые и плоские, легко моющиеся шарики и кружочки, различные геометрические фигуры).

 

Приложение 5. Примерное распределение программного материала по развитию познавательной деятельности

Средняя группа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.08 с.)