Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научно-теоретические основы исследования патологии речи у дошкольников с ДЦП
Патология речи у детей с церебральным параличом привлекла к себе внимание исследователей сразу, как только это заболевание попало в поле зрения специалистов. Известно, что первое подробное описание ДЦП принадлежит английскому ортопеду Вильяму Литтлю, который в 1862 году издал монографию «Спастичный ребенок». В этой монографии он писал, что такие дети имеют не только неправильную походку, но трудности в речи и слабоумие. Первой отечественной книгой, целиком посвященной ДЦП, был труд М. Я. Брейтмана «О клинической картине детского головномозгового паралича», вышедший в свет в 1902 году. Брейтман также обратил внимание на часто встречающуюся патологию речи у лиц с данным заболеванием. Врачи, исследовавшие ДЦП, замечали дизартрические расстройства произношения как неврологический симптом, но довольно рано они, же отметили, что у таких детей нередко наблюдается отставание в развитии речи в целом. Обычно это отставание трактовали как следствие или симптом глубокой умственной отсталости. Лишь в середине ХХ века в связи с возросшей актуальностью проблемы и поиском путей лечения и абилитации лиц с этой патологией появляются логопедические исследования речи таких детей. Первые работы (М. Касс, К. Н. Витторф, О. В. Правдина, И. И. Панченко) были посвящены дизартрии. Эти работы дали толчок не только к изучению, но и к выделению дизартрии у детей. Они носили преимущественно описательный характер, благодаря чему авторы избегали прямого переноса данных, полученных при исследованиях приобретенной дизартрии у взрослых, на дизартрию, являющуюся следствием врожденной патологии. Когда детей с церебральным параличом стали учить в специальных школах, возникла необходимость в педагогических исследованиях. Изучая особенности познавательной деятельности, педагоги обнаружили, что у этих детей возникают не только трудности в произношении, но и проблемы в формировании лексико-грамматического строя речи. Это заставило логопедов активизировать исследования патологии речи при ДЦП. По мере этих исследований специалисты пришли к мысли, что у детей с церебральным параличом может вообще не быть нарушений речи, но могут встречаться и те же расстройства речи, которые бывают у детей, не страдающих данным заболеванием. Так, английский специалист Виола Кардвел в 1956 году отмечает, что у 73% детей с церебральным параличом, речевые расстройства возникают вследствие нарушений слуха, зрения, движений, интеллекта и ограничения речевой практики. Наиболее типичны дизартрии, разные степени корковой моторной афазии (подразумевается алалия), отставание в развитии речи.
В ХХ веке зарождается и постепенно набирает темп наука психолингвистика, в рамках которой разграничиваются понятия «речь» и «язык», и уже в 1960 году английский автор Хоберман пишет, что у детей с ДЦП могут быть речевые и языковые расстройства. В 80-х годах отечественные ученые И. И. Панченко, Л. Б. Халилова также предпринимают попытки изучения речи этих детей с психолингвистических позиций. К сожалению, проблема коррекции нарушений речи у до- школьников с ДЦП не нашла еще достойного отражения в отечественной логопедии. до сих пор она является уделом узкого круга специалистов. Однако развитие сети практических учреждений для оказания помощи таким детям является мощным стимулом к расширению научных исследований, появлению новых работ и новых имен. Логопедическая работа с детьми с ДЦП является интересной, перспективной и, безусловно, необходимой научно-практической областью, открытой для способных людей. У истоков научных исследований и практической организации логопедической работы с детьми с ДЦП в нашей стране стояли врачи К. А. Семенова, М. Б. Эйдинова, Е. М. Мастюкова; психологи Н. В. Симонова, И. И. Мамайчук; педагоги-логопеды О. В. Правдина, Е. Н. Винарская, Г. В. Бабина, И. И. Панченко, М. В. Ипполитова, Л. А. Данилова, Н. Н. Малофеев, Л. Б. Халилова и др. Логопедическая работа с дошкольниками с ДЦП является составной частью, одним из прикладных разделов логопедии. У дошкольников с ДЦП не встречается какой-то особой патологии речи, но известные в логопедии нарушения развития речи приобретают специфику, которую необходимо учитывать в логопедической диагностике и коррекции. Предметом этой области являются закономерности проявления и коррекции речевой патологии у дошкольников с церебральным параличом.
Развитие речи при ДЦП имеет общие, особенные и специфические закономерности. В настоящее время раскрыты и некоторые закономерности психофизиологического, психологического и психолингвистического характера. К числу общих закономерностей, т. е. закономерностей, характерных и для нормального развития, относятся последовательность формирования речевых функций в онтогенезе, их взаимосвязь с развитием других психических функций, зависимость развития речи от социальных факторов и др. В ряду закономерностей особенного развития, присущих детям с различными отклонениями, находятся приоритет социальных факторов над биологическими, задержка в формировании более сложных функций при отставании в развитии более элементарных функций (например, особые проблемы в усвоении пространственных и временных категорий и их обозначений), потребность в педагогической помощи при формировании тех функций, которые в норме формируются спонтанно и т. п. Специфическими закономерностями развития речи при ДЦП являются прежде всего проблемы в формировании артикуляции, обусловленные патологией рефлекторного развития, и лексико-грамматические нарушения, опосредованно связанные с сенсомоторной недостаточностью. Специфическими могут быть также и социальные условия развития речи при ДЦП, а именно: моторные проблемы могут влиять на развитие общения и деятельности ребенка, которые являются важнейшими факторами в развитии речи. Объектом научных исследований в области логопедической работы с дошкольниками с ДЦП является логопедический процесс, включающий профилактику, диагностику, коррекцию и компенсацию расстройств речи у этого контингента детей. В свою очередь, цель научных исследований повышение эффективности логопедической помощи дошкольникам с ДЦП. В задачи на данном этапе входят: ü Изучение специфики патологии речи у дошкольников с ДЦП; ü Изучение особенностей психического развития дошкольников с ДЦП, имеющих патологию речи; ü Совершенствование методов профилактики, диагностики, коррекции и компенсации патологии речевого развития дошкольников с ДЦП; ü Совершенствование организации логопедической помощи дошкольникам с ДЦП.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.005 с.) |