Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие оральной моторики в процессе еды
Развитие и коррекция оральной моторики в раннем возрасте самым непосредственным образом связаны с нормализацией процесса питания. По данным Колин Рудольф, развитие навыков питания коррелирует с развитием моторных навыков (см. табл. 2).
Начиная с рождения ребенка необходимо стремиться к тому, чтобы привести процесс приема пищи к физиологической норме. Для нормализации приема пищи можно воспользоваться рекомендациями Сюзан Эван Моррис, Марши дан Клейн, Марии Борковской, Г. Я. Левиной. Они пишут, что затруднения в приеме пищи детьми носят как физиологический, так и психологический характер, и в каждом конкретном случае необходимо стремиться к пониманию причин этих затруднений. Прежде всего, необходимо правильно выбрать позу ребенка для кормления. Г. Я. Ленина пишет о необходимости стимуляции безусловных рефлексов перед началом кормления в первые 2—3 месяца жизни ребенка. Она рекомендует: • прикасаться соском матери или теплой соской к губам ребенка; • медленно провести соском или соской по губам, щеке, добиваясь ответной рефлекторной реакции. Если реакция отсутствует, воспроизвести ее пассивно; • в течение дня несколько раз легко постукивать по щекам ребенка; • стимулировать Открывание рта при помощи тактильного раздражения губ. Эти приемы осуществляются не более 2—З раз за один подход, так как при большем количестве повторений рефлекс может тормозиться. В процессе сосания мать находит такое положение, чтобы руки были свободны. Одной рукой она помогает ребенку ухватить губами сосок, а другой рукой в такт легкому сжиганию губ слегка выдавливает молоко. Если у ребенка есть сосательные движения, но молоко выливается из-за их слабости, мать прижимает губы ребенка к соску или поддерживает только нижнюю губу. При этом следует постепенно снижать объем помощи при кормлении ребенка, чтобы стимулировать его активность. Детям, которые не берут грудь, нужно давать жидкую пищу и учить их сосать в позиции полулежа. Необходимо правильно подобрать размер отверстия в соске, чтобы из нее выливалось около 20 капель молока в минуту. При отсутствии сосательного рефлекса его нужно попытаться вызвать. Для этого перед каждым кормлением нужно начала провести легкое раздражение губ и кончика языка ‚лицом соски, одновременно рукой выдвигая и удерживая губы ребенка так, чтобы они охватывали соску. При этом можно ввести несколько капель молока в рот ребенка. В качестве дополнительной стимул5iции сосательного рефлекса рекомендуется гладить большим пальцем дно ротовой полости. Можно также попробовать легкое сжимание крыльев носа ребенка после выдоха.
При кормлении необходимо удерживать бутылку в таком положении, чтобы жидкость не выливалась из нее, а активно оттягивалась ребенком. Постепенно угол наклона бутылки и размер отверстия в соске изменяются, чтобы ребенок увеличивать активность сосания. для детей постарше может быть полезна бутылка не с соской, а с трубочкой 5 на 30, вставленной в резиновую пробку. Постепенно необходим переход от сосания к позиции полулежа к сосанию сидя. При этом нужно стремиться к тому, чтобы сосание Осуществлялось с ровно удерживаемой головой. Для этого лицу, кормящему ребенка, рекомендуется обхватить одной рукой голову ребенка сзади и удерживать смыкание губ с помощью среднего пальца под нижней губой, указательного над верхней губой и остальных пальцев — под подбородком. Одновременно большим пальцем этой руки удерживается голова в районе лобно-височной области (рис. 12). Иногда для обучения ребенка сосанию необходимо участие двух человек.
Если сосательный рефлекс удерживается слишком долго, его необходимо затормаживать. для этого проводится раздражение губ и кончика языка ребенка при блокировке их движений. Параллельно следует отрабатывать торможен не кусательного рефлекса, вызывая его путем раздражения десен при сомкнутых челюстях. Одновременно нужно переходить к кормлению ребенка более густой пищей. При этом полезно давать булку, размоченную в молоке, сначала мягкую, а потом постепенно более жесткую. С 4—5 месяцев необходимо учить ребенка брать пищу с ложки. При приеме пищи с ложки голова ребенка должна быть слегка наклонена вперед, так как наклон головы назад идет к повышению тонуса мышц в оральной области. Ложку нужно располагать на уровне губ ребенка и легким прикосновением к губам побуждать его к активному приему пищи. Следует стремиться к тому, чтобы ребенок сам тянулся губами к ложке, а не вкладывать ложкой еду ему в рот. Далее ложку с едой нужно положить на переднюю часть языка, слегка нажимая книзу и назад, и ждать, когда ребенок снимет верхней убой пищу. Если ребенок не делает никаких движений, то рекомендуется помочь ему, придерживая верхнюю губу. После того как ложка вынута изо рта, следует поднять и придержать нижнюю челюсть, чтобы рот был закрыт до момента глотания. стимулировать глотание можно, легко нажимая снаружи на дно ротовой полости в направлении к глотке.
М. Борковская предупреждает, что необходимо следить за тем, чтобы ребенок брал пищу с ложки именно губами, а не губами и удерживал губы сомкнутыми при перемещении пищи по рту, жевании и глотании. Ложку нужно подставлять к середине рта передней частью, но пищу укладывать в боковые отделы рта, чтобы стимулировать чувствительность разных сфер жевания. В процессе еды рекомендуется контролировать раствор рта, чтобы он был не слишком большим. Кормление тем проще, чем меньше пищи в ложке. Наполнять ложку рекомендуется на 1/З и располагать еду на краю ложки. При патологической стойкости кусательного рефлекса используются максимально плоские ложки. По мере развития манипулятивных способностей ребенка обучают самостоятельно пользоваться ложкой. Сначала он удерживает ложку, обхватывая ее с одной стороны большим пальцем, а с другой — остальными. Если у ребенка не формируется захват черенка ложки, можно попробовать увеличить толщину черенка с помощью насадок или обертывания. Толщину подбирают индивидуально и постепенно уменьшают (рис. 13). Если ребенок не удерживает голову, то подбирается оптимальная поза для кормления его с помощью ложки. Для этого М. Борковская рекомендует следующие положения и способы. Взрослый сидит на стуле за высоким столом. Ребенок сидит на его коленях. Предплечья ребенка лежат на столе. Взрослый одной рукой придерживает голову ребенка в области рта, другой --- его кормит. • Ребенка сажают в специальное креслице. Это кресло может лежать на коленях взрослого или на другой опоре. • Ребенка, который не может самостоятельно сидеть, взрослый усаживает на свои колени боком или лицом к себе с широко расставленными ногами. При этом одной рукой взрослый поддерживает ребенка в области спины и шеи. Для обучения жеванию используется мягкая густая пища — вареное яйцо, вареный картофель, банан и т. п. Сначала взрослый показывает ребенку, как нужно кусать и жевать. Потом небольшое количество пищи вкладывается в рот ребенка, и взрослый формирует необходимое движение (рис. 14). Это нужно делать осторожно, чтобы ребенок не прикусил язык. В перерывах между кормлениями ребенку дают печенье, очищенное яблоко, т. е. такую пищу, которую он не откусывает, а скоблит зубами. При этом ребенок учится захватывать твердую пищу, воспроизводить жевательные движения и перемещать пищу языком спереди назад. Для развития латеральных движений языка рекомендуется класть ребенку в рот кусочки вкусной еды поочередно за щеки и контролировать, как он ищет эту еду, жует и проглатывает.
Это можно превратить в игру. Но нужно помнить, что ребенку с расстройствами координации в оральной области нельзя класть в рот большие куски твердой пищи и даже небольшие куски пищи, которую нужно не разжевывать, а рассасывать или разгрызать, — например, карамель, орехи или горошины витаминов. Это может привести к попаданию твердых частиц в дыхательные пути.
Необходимо контролировать объем пищи, находящейся во рту, и своевременное ее проглатывание. Превышение объема пищи может привести к рвотной реакции и появлению негативного отношения к твердой еде. Навык питья из чашки начинает формироваться у детей в возрасте 6—9 месяцев. Освоение этого навыка также может быть сложным для ребенка с ДЦП. Трудности заключаются и в необходимости удерживать чашку и подносить ее ко рту, и в изменении движений губ и языка при переходе от сосания к питью из чашки. В связи с этим рекомендуется сначала обучать ребенка питью через широкую короткую трубочку с небольшим отверстием. В начале обучения самостоятельному питью рекомендуется наливать в чашку жидкость небольшими порциями не болесе1/4 чашки. Для поощрения можно давать ребенку такое питье, которое он особенно любит. Важно научить ребенка координировать питье и дыхание. Для этого необходимо вырабатывать ритм питья, например: 2 глотка — остановка для дыхания. Постепенно количество глотательных движений увеличивается. В том случае, если ребенок может пить из чашки, но не удерживает ее, взрослый, стоя за спиной ребенка, вкладывает чашку в его руку и помогает осуществить нужное действие. При этом может использоваться чашка с двумя ручками, чтобы ребенок держал ее двумя руками. Возможен вариант, когда взрослый одной рукой держит чашку, а другой поддерживает нижнюю челюсть ребенка, помогая и направляя ее движения. Для того чтобы при кормлении из ложки или чашки у ребенка исправлял нередуцированный кусательный рефлекс, нужно подносi4ть ложку и чашку к губам, а не к зубам. К том случае, если рефлекс проявился и ребенок стиснул зубами предмет, нужно спокойно помочь ему расслабить челюсти легкими поглаживаниями и похлопываниями по нижней челюсти, а также небольшими покачиваниями его головы. Для снижения сензитивности и гиперрефлексии оральной области полезна ранняя подготовка ребенка к чистке зубов. Для этого можно сначала водить своим пальцем и пальцем по челюстям, имитируя чистку зубов, использовать ля этого мягкую губку, а затем — зубную щетку. для дополнительной стимуляции процесса можно капнуть на губку немного сладкого сиропа, постепенно приучая ребенка к зубной пасте. Для полоскания рта можно использовать специальный шприц, наклоняя голову ребенка над емкостью.
В четвертой главе раскрыты направления логопедической работы по профилактике нарушений речи в раннем возрасте ребенка. К профилактическим мероприятиям относится специальная организация социальных условий развития речи — ранней коммуникации. Даже если ребенок не реагирует на общение взрослого, нужно последовательно стремиться к тому, чтобы выработать ответную эмоциональную редакцию. В процессе общения нужно развивать сенсомоторную сферу ребенка. Смысл не в том, чтобы ребенок просто реагировал на различные слуховые, зрительные, тактильные стимулы. Нужно, чтобы эти стимулы постепенно приобретали для ребенка социальное значение. Коррекцию орально-моторной сферы необходимо проводить, прежде всего, в процессе кормления ребенка. Процесс еды является естественной тренировкой тех периферических органов, которые используются для речи. Поэтому очень важно,нормализовать и развивать координированные движения приема пищи.
ГЛАВА V
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.58 (0.016 с.) |