Кто контролирует исполнительную власть? Парламентская, Президентская и Смешанная Республики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кто контролирует исполнительную власть? Парламентская, Президентская и Смешанная Республики.



Президентская республика:

ü Президент и парламент избираются всенародно

ü Президент формирует правительство, является главой правительства

ü Правительство ответственно перед президентом

ü Парламент и правительство не могут повлиять на роспуск друг друга

ü Президент имеет право отправить правительство в отставку, но лишён права роспуска парламента

ü Парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента

ü У президента есть сильное право вето, которое преодолевается квалифицированным большинством парламента

Избиратели выбирают законодательную власть и президента. Президент назначает кабинет, а кабинет управляет ведомствами и министерствами.

Примеры: США, Аргентина, Бразилия, Беларусь.

Парламентская республика:

ü Парламент избирается всенародно. Парламент назначает президента.

ü Парламент формирует правительство. Премьер-министр глава исполнительной власти.

ü Правительство ответственно перед парламентом.

ü Парламент в любой момент может распустить правительство.

ü У президента нет права на вето.

ü «Ослабленный» президент и сильный глава исполнительной власти, однако в критический момент президент может распустить парламент.

В полномочия парламента входит:

ü Создание законодательства

ü Контроль за правительством

ü Разработка и принятие бюджета государства

ü Определение курса внутренней и внешней политики

Премьер- министр назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Правительство правомочно управлять государством может лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

Примеры: ФРГ, Италия, Ирландия, Индия.

Президент фактического управления не осуществляет, но всё подписывает и одобряет. Президент формально назначает и увольняет министров, но предлагает их канцлер. Президент вносит в парламент кандидатуру канцлера, но - с подачи партии или партий, которые договорились сформировать правительство. Главнокомандующий в стране в мирное время- министр обороны, а в случае войны- канцлер. Президент распускает парламент, если законодательный орган в порядке и сроки, установленные Конституцией, не избирает канцлера, либо если канцлер сам ушёл, а законодательный орган после того в течение 21 дня не может избрать канцлера, либо если законодательный орган выдвигает недоверие канцлеру.

Парламентская республика- перевес полномочий в пользу парламента.

Смешанная республика:

ü Президент не принадлежит ни к одной из ветвей власти

ü Президент назначает правительство, но парламент может вынести вотум недоверия Президенту

ü Президент может распустить парламент

ü Президент может провести импичмент

Виды смешанных республик:

1. Президентско-парламентские (полупрезидентская)

2. Парламентско-президентская (полупарламентская)

Премьерско-президентская система (парламентско-президентская):

ü Президент избирается всенародно

ü Парламент избирается всенародно

ü Глава исполнительной ветки власти (правительства) – премьер-министр

ü Президент играет заметную роль в назначении главы правительства (премьер-министра)

ü Исполнительная власть ответственна перед законодательным собранием

ü Только парламент может распустить исполнительную власть.

Примеры: Португалия, Исландия, Украина, Финляндия, Киргизия, Франция до 1958 года.

Президентско-парламентская система:

ü Президент и парламент избираются всенародно

ü Президент назначает премьер-министра и правительство

ü Исполнительная власть ответственна перед парламентом

ü Парламент может распустить правительство

ü Президент также может распустить исполнительную власть

ü Наличие у президента широких законодательных полномочий

Примеры: Россия, Эквадор, Франция после 1958 года, Веймарская Республика (1919-1933 года в Германии)

 

  Парламентская республика Президентская республика Смешанная республика
Статус президента Должность символична, осуществляет представительные функции, все принимаемые акты требует контрасигнатуры Одновременно глава государства и глава исполнительной ветви власти Глава государства, но выведен из системы разделения властей, является арбитром и гарантом Конституции
Способ избрания президента Мандат получает от парламента Мандат получает от народа Мандат получает от народа
Порядок формирования правительства Парламентом на основе парламентского большинства Президентом Совместно президентом и парламентом (кандидатуры предлагает президент, а выбирает парламент)
Ответственность правительства Перед парламентом Перед президентом (парламент может выразить вотум) Одновременно перед президентом и перед парламентом

 

  Парламентская республика Президентская республика Смешанная республика
Наличие у президента законодательной силы Отсутствует Обладает Как правило, не обладает, но в некоторых странах такое право есть
Право вето президента на решения парламента Отсутствует Сильное право на вето (преодолевается квалифицированным большинством парламента) Как правило, слабое право на вето (преодолевается простым большинством парламента), в некоторых странах у президента может быть сильное право на вето
Право президента распустить парламент Используется, когда иным образом разрешить проблему невозможно Отсутствует Обладает
Наличие поста премьер-министра Имеется Отсутствует Имеется

 

Коллегиальный верховный орган: Швейцария, Гвинея-Бисау, Сан-Марино, Босния и Герцеговина.

Политический режим

Политический режим- способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

                                     - совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, или способ функционирования его политической системы.

Подходы к пониманию политического режима:

1. Правовой подход- внимание уделяется процедурным, формально-юридическим характеристикам функционирования системы политической власти.

2. Примеры: демократические (право ограничивает действия властей) и автократические (произвол властей, право не соблюдается) режимы. Р. Макридис

3. Социологический подход- внимание уделяется происхождению власти и социальным основаниям её функционирования, осмыслению связей между обществом и государством, которые сложились в реальности и не обязательно соответствуют тем, которые предписаны конституционными актами.

4. Примеры: демократические, авторитарные, тоталитарные (отношения между властью и обществом).

Роберт Даль выделял 4 типа политических режимов:

1. 2 критерия- конкурентоспособность в борьбе за власть и степень вовлечённости граждан в управление

2. Закрытая полиархия- жёсткие ограничения, запрет оппозиции.

3. Открытая гегемония

4. Соревновательная олигархия- позволяют конкуренцию среди элиты.

5. Полиархия- демократическое правление.

конкуренция/              Соревновательная                   Полиархия

соревновательность  олигархия

 

 

                                               Закрытая гегемония               Открытая гегемония

                                                                                                                                     Участие

Кто-то (не было видно за шариками) выделял следующие недемократические режимы:

1. Однопартийный

2. Военный

3. Личная Диктатура

4. Расовая Олигархия

Х.Линц и А.Степан выделяли 4 критерия по степени политической мобилизации, уровню плюрализма, степени идеологизации, степени конституционности власти (наличие ограничений властных полномочий:

1. Демократический

2. Авторитарный

3. Тоталитарный

4.
Конституционность власти
Посттоталитарный

5. Султанистский

Тоталитаризм
Политическая мобилизация/участие

       Посттоталитаризм

 

Идеологизация  

                                                                                                                                                                    Демократия

                                           Дототалитарный                         Расовая

                                                           Постколониальный демократия

Султанизм                                                    Авторитарный

                                                                             Корпоративный    Военно-бюрократический

                                                                  

Политический монизм  Ограниченный                                                Политический плюрализм

                                                    Политический монизм

Примеры по Х. Линцу:

1. Авторитарные режимы:

1) Военно-бюрократический субрежим- правление генерала Пиночета (Чили, 1973-1990), военные хунты в Бразилии, Аргинине, Перу, Гватемале, странах чёрной Африки, Юго-Восточной Азии.

2) Корпоративный режим- правление Салазара в Португалии, 1932-68 года, генерала Франко, Испания после дототалитарного периода.

3) Дототалитарный автократизм- режим Ленина, режим Мао Цзедуна сразу после революции в Китае после 1949 года до установления тоталитаризма.

4) Постколониальный авторитаризм- в большинстве стран Чёрной Африки, некоторых азиатских странах и странах Океании. Расовая и этническая квазидемократия: ЮАР во время апартеида.

5) Посттоталитарные режимы- советский строй после смерти Сталина.

6) Султанистские режимы- правление Дювалье в Гаити, Трухильо в Доминиканской Республике, Бокасса в ЦАР.

  Демократия Авторитаризм Тоталитаризм Посттоталитаризм Султанистский
Политический плюрализм Ответственный плюрализм Ограниченный, безответственный плюрализм, может быть слабая оппозиция Нет, официальная партия обладает полной монополией на власть Нет, партия все ещё формально монополизирует власть Нет, ни одна группа не свободна от власти деспота), нет правового порядка
Социальный и экономический плюрализм Да Может быть Нет возможности для параллельного общества или теневой экономики Ограниченный, но ответственный (в зрелых режимах оппозиция часто создаёт «вторую» культуру, «параллельное» общество или теневую экономику) Существует, но могут быть непредсказуемые деспотические вмешательства
Идеология Приверженность гражданским принципам и правилам конкуренции; уважение прав меньшинства, законности и ценности личности Нет чётко разработанной руководящей идеологии Наличие руководящей и направляющей идеологии, описывающей достижимую в будущем утопию Руководящая идеология официально отсутствует, но уменьшается приверженность и вера граждан; смещение акцента с идеологии на прагматический *** (дурацкие шарики! НГ ещё не скоро, зачем вы мешаете мне учиться?) Манипуляция символами, прославление правителя, отсутствие руководящей идеологии
Мобилизация Низкая мобилизация, при понимании ценности высокого уровня участия, терпимость к мирной, соблюдающей правила оппозиции Нет политической мобилизации, кроме исключительных случаев Экстенсивная мобилизация в большое число созданных режимом организаций; мобилизация основана на энтузиазме Постепенная потеря интереса к мобилизации в госорганизации поддерживает необходимые конформизм и покорность Низкий уровень: периодически бывают мобилизации для насилия над группами, указанными султанатом
Лидерство Лидеры меняются периодически по итогам свободных выборов, власть их ограничена конституционно Власть лидера (малой группы правителей) ограничена вполне предсказуемыми, но плохо определёнными нормами Неопределённые границы, большая непредсказуемость лидерства, часто харизматического; рекрутирование на высшие посты зависит от приверженности и успешной карьеры в партийной организации Высшие лидеры практически не бывают харизматичными, их рекрутируют их официальной партии, а деятельность в основном ограничивается партийными структурами, процедурными и механизмами «внутренней демократии» Лидерство сильно персонифицировано, отсутствуют рационально-легальные ограничители, покорность лидеру базируется на страхе или ожидании награды. Его окружение рекрутируется из членов семьи/друзей/людей, обеспечивающих насилие со стороны режима, мощная династическая ***

Тоталитаризм

Тоталитаризм- политический режим, подразумевающий полный контроль и жёсткую регламентацию со стороны государства над всеми сферами жизнедеятельности общества и каждым человеком, опирающиеся на средства прямого вооруженного насилия.

1. Сильно централизованная, монистическая структура власти, в которой господствующая группа «не несёт ответственности ни перед каким выборным органом и не может быть лишена власти институциональными мирными средствами».

2. Монопольная, детализированная идеология, легитимирующая режим и пронизывающая его неким величием исторической миссии.

3. Активная мобилизация населения на выполнение политических и социальных задач с помощью целого ряда монополистических институтов, включая единственную, массовую партию.

4. Использование открытого насилия, наличие развитой карательной системы.

5. Тоталитарный контроль государства над всеми сферами жизни общества или стремление к этому.

6. Активное использование государственными органами полицейского контроля, вооружённого насилия и методов террора для борьбы с политическими противниками и инакомыслием.

7. В реальности верховная власть принадлежит одному только одному человеку.

8. Не соблюдение прав и свобод граждан.

9. Отсутствие в стране политического плюрализма. Наличие в государстве только одной разрешённой законом (легальной) политической партии. Отсутствие легальной оппозиции.

10. Государственная монополия на СМИ и освещение событий в них.

11. Наличие и повсеместное распространение идеологии – совокупности идей об устройстве и принципах функционирования идеального общества, которая оправдывает существующий режим и проводимую им политику (политическая пропаганда).

12. Проведение политики по возведению какого-либо человека в ранг непреклонного и непогрешимого руководителя, вождя, лидера.

13. Полный государственный контроль над экономикой.

14. Активная политической мобилизации граждан, то есть высокая степень осведомлённости о политических процессах и включения населения в деятельность различных организаций и движений.

Тоталитаризм:

1. Левый – ССР, Китай при Мао, Северная Корея при Ким Ир Сене

2. Правый – Национал-социализм в Германии, фашизм в Италии

Исследователи тоталитаризма:

1. Э. Фромм «Бегство от свободы»

2. Фридрих фон Хайек «Дорога к рабству»

3. Карл Поппер «Открытое общество и его враги» - гегельянские корни – национализм (Государство как дух нации). Государство вне морали, «этическая» идея войны, культ «великого» человека, идеал «героической» жизни…

4. Теодор Адорно «Авторитарная личность»

5. Ханна Арендт «Истоки тоталитаризма» - извечное зло в природе человека + фактор массовости

6. К. Фридрих и З. Бжезинский «Тоталитарная диктатура и автократия» - идеология, мобилизация, культ личности, партия-государство, монополия на СМИ, военная монополия (?), контроль над экономикой, террор + экспансия.

Авторитаризм

Авторитаризм- политический режим, характеризующейся наличием сильной централизованной власти, ограничением политических свобод граждан и не подконтрольностью властителей народу.

Авторитаризм занимает промежуточную позицию между тоталитаризмом и демократией.

Признаки авторитаризма:

1. Государство осуществляет жесткий контроль над ограниченным количеством сфер жизни общества (прежде всего, политической)

2. Государство ограничено использует насилие применительно к политическим противникам и инакомыслием. Государственное насилие вуалируется и применяется в менее жестких формах, чем в тоталитаризме.

3. Реальная верховная власть находится в руках группы, даже если формальным руководителем страны является только один человек.

4. Частично соблюдаются права и свободы граждан.

5. Наличие в стране ограниченного политического плюрализма. В государстве на законных основаниях могут существовать некоторые оппозиционные силы и элементы гражданского общества. Зачастую это псевдооппозиционные партии и движения, создающие видимость политической конкуренции, при сохранении доминирования одной политической партии.

6. Ограничивается свобода СМИ вплоть до создания государственных монополий

7. Борьба с культом личности предыдущего правителя или проявление тенденций к поведению вождистской политики.

8. Сравнительно невысокая степень идеологизации общества. Чётко сформированная идеология либо вовсе отсутствует, либо перестаёт играть в обществе важную роль и используется как основная сила по оправданию действий режима. Допускаются различные интерпретации идеологии.

9. В обществе происходит снижение уровня мобилизации общества (деполитизация). Население незначительно вовлекается в политический процесс и деятельность политических и общественных организаций.

10. Частичный государственный контроль над экономикой. Законное существование частной собственности, которое позволяет перевести внимание население от коллективных политических проблем на частные экономические.

Признаки по Х. Линцу:

1. Ограниченный безответственный политический плюрализм.

2. Отсутствие руководящей, чётко разработанной идеологии.

3. Отсутствие в целом политической мобилизации, и, соответственно, низкий уровень политического участия.

4. Формально обозначенные и предсказуемые границы власти лидера/элиты.

Авторитаризм

Разновидности авторитаризма по Х. Линцу:

1. Военно-бюрократический. Примеры: правление Пиночета в Чили (1973-1990), военные Хунты в Аргентине, Перу, Бразилии, Юго-Восточной Азии.

2. Корпоративный. Примеры: режим Салазара в Португалии (1932-1968), режим Франко в Испании.

3. Дототалитарный. Примеры: Россия при В. И. Ленине.

4. Постколониальный. Примеры: режим П. Лумумбы (ДР Конго)

5. Расовая демократия. Примеры: режим апартеида в ЮАР

6. Посттоталитаризм. Примеры: СССР при Хрущёве (1953-64), Чехословакия (1977-89), Венгрия (1982-88)

7. Султанистское правление. Примеры: Гаити при Дювалье, Доминиканская республика при Трухильо, Центральноафриканская республика при Бокассе, Заир при Мобуту, Туркменистан и др.

Признаки по Х. Линцу:

1. Ограниченный безответственный плюрализм

2. Отсутствие руководящей, чётко разработанной идеологии

3. Отсутствие в целом политической мобилизации и, соответственно, низкий уровень политического участия

4. Формально обозначенные и предсказуемые границы власти лидера/элиты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.250.114 (0.05 с.)