Системы и связь между избирательной и политической системой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы и связь между избирательной и политической системой



Системы и связь между избирательной и партийной системами

Избирательная система:

Избирательная система — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов о определения результатов голосования.

Это способ конвертации голосов избирателей в места в выборных структурах власти.

Мандат — полномочия, предоставленные выборному органу или должностному лицу по итогам выборов.

Избирательный округ — территория, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты) представительного органа или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

Одномандатный округ — округ, от которого избирается один представитель.

Многомандатный округ — округ, от которого избирается несколько представителей.

В президентских выборах вся страна — это одномандатный округ, от которого избирается один представитель. В парламентских выборах может быть как один одномандатный (национальный) округ, так и несколько многомандатных округов.

Джерримендеринг — произвольная нарезка избирательных округов с целью искусственного изменения соотношения в них политических сил и, как следствие, в целом на территории проведения выборов.

Мажоритарная избирательная система:

Предполагает формирование выборных органов власти через персональное (индивидуальное) представительство, при котором избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.

Вариации мажоритарной избирательной системы:

1.       Относительно простого большинства (плюральная)

2.       Абсолютного большинства

3.       Квалифицированного большинства

Относительно простого большинства (плюральная) избирательная система:

Кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины.

Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, в США при выборах членов Конгресса и др.

5 партий\кандидатов: 35%,25%,20%,19,1%, но побеждает сила, набравшая 35%.

Хотя 35%<25+20+19+1

Система квалификационного большинства:

Победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины — 3/4,2/3 и т.д.

Система абсолютного большинства:

Избранным признаётся кандидат/партия, получивший в первом туре абсолютное большинство голосов — 50%+1 голос избирателя. Если в первом туре 50%+1 голос никто не получил, то производится второй тур, в котором побеждает кандидат, получивший относительное большинство голосов. Такая система используется на выборах депутатов всех уровней во Франции, а также на президентских выборах в большинстве стран, где эти выборы являются всенародным (в том числе Франции, России, Украине, Финляндии, Польше, Чехии, Литве).

Пропорциональная избирательная система:

Предполагает формирование выборных органов власти через партийное представительство. Депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Вариации пропорциональной избирательной системы:

1.       Партийные списки в многомандатных избирательных округах

2.       Система выборов по партийным спискам с дополнительными одномандатными округами

3.       «Передаваемый» голос ха нескольких кандидатов в многомандатных избирательных округах.

Партийные списки:

Открытые — избиратель может выразить предпочтение кандидатам, указанным в списке от партии. Финляндия и Бразилия.

Закрытые — избиратель голосует только за представленный партией список и не может выбрать конкретного кандидата из списка. Россия и Израиль.

Система выборов по партийным спискам с дополнительными одномандатными округами:

Совмещение пропорционального представительства и одномандатных округов. Вся страна является многомандатным округом но в некоторых регионах имеются дополнительные одномандатные округа. Кандидатов берут из партийных списков и прибавляют к числу кандидатов уже избранных этой партией на выборах в одномандатных округах, с тем, чтобы компенсировать какие-либо отклонения от пропорционального представительства возникшие в результате определения итогов выборов в округе. Таким образом избиратели выбирают местных представителей от небольших округов однако партии также получают места пропорционально общему числу полученных ими голосов.

Система имеет определённые преимущества в странах с большим много национальным населением, так как позволяет соблюдать баланс между местными и общими национальными интересами.

«Предаваемый» голос за нескольких кандидатов в многомандатных избирательных округах:

Избиратель голосует за несколько кандидатов. При таком голосовании кандидатов получается всегда больше, чем вакантных мест. Чтобы победить при такой системе кандидат должен перешагнуть минимальный порог (квоту). Это квота вычисляется делением общего количества поданных голосов на количество мест +1 место.

Если имеется 20 мест, то все поданные голоса суммируется и делится на 20. Порогом является частое от деления на 20+1 голос. Все должности редко распределяются после первого подсчета голосов, поэтому используют второй подсчет голосов. Голоса поданные за кандидатов сверх необходимой квоты «передаются» другим избранным кандидатам, и те, таким образом, получают необходимую квоту голосов, чтобы занять вакансию.

Подсчет голосов и определение кандидатов является очень трудоемким процессом при такой системе голосования, поэтому используется она редко, например в Австралии.

Процентный барьер:

Доля голосов на пропорциональных выборах, получив которую, список участвует в распределении мест. В РФ:

1.       2003 год: барьер 5%

2.       2007 год: барьер 7%

3.       2011 год: барьер 7%

4.       2016 год: барьер 5%

 

Смешанная избирательная система:

сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной систем. Часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства. А другая часть в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране.

Плюсы и минусы систем

Мажоритарная система:

Плюсы:

1.       Возможность учавствовать в выборах любому независимому кандидату, не принадлежащему к партии.

2.       Независимость кандидата от партии.

3.       Прямая ответственность избранных депутатов перед своими избирателями.

4.       Избиратель может учитывать не только программу или партийную принадлежность кандидата, но и личные качества кандидата.

Минусы:

1.       Представители одного органа власти могут иметь противоположенные точки зрения, что затрудняет процесс принятия решений.

2.       Приоритетом для депутата из одномандатного округа является решение проблем собственного округа, что затрудняет принятие общих решений.

3.       В случае отсутствия реального выбора избиратели могут голосовать за кандидата не потому, что он им импонирует, а потому, что не хотят видеть победителем его оппонента.

Пропорциональная система:

Плюсы:

1.       Позволяет возможность пройти в парламент широкому спектру партий.

2.       Является гарантией представительства в парламенте малых партий (выражает интересы меньшинств).

3.       Меньше вероятность попадания в парламент случайных лиц-самовыдвиженцев (отсев через партии).

Минусы:

1.       Избранные депутаты неподконтрольны избирателям, а подконтрольны партийному руководству.

2.       Избиратель выбирает не конкретного кандидата, а предложенный партией список избиратель

3.       Избиратель знает только лидера партии и ярких её представителей.

4.       Сохраняется возможность не пропустить малые партии в парламент (избирательный барьер).

5.       Сохраняется проблема договороспособности парламентских партий во фрагментированных обществах.

6.       Система распределения голосов оставляет возможность для манипулирования исходом голосования

 

Государственная Дума ФС РФ:

Состав: 450 депутатов

Выборы депутатов ГД в 1993, 1995, 1999, 2003, 2016 гг. проходили по смешанной системе (I, II, III, IV, VII созывы): 225 одномандатники, 225 списочники

Выборы депутатов ГД в 2007, 2011 гг. проходили по пропорциональной системе (VVI созывы): 450 списочники.

Типы бюллетеней:

1.       Категорическое — выбирается один кандидат/партия.

2.       Одобрительное — каждый избиратель может голосовать за многих кандидатов по желанию.

3.       Кумулятивное — число голосов, принадлежащих одному голосующему, умножается на число мест в избираемом органе управления.Итоговое число есть число реальных голосов, которыми голосующий вправе распоряжаться.

4.       Преференциальное — избиратель голосует не за одного, а за нескольких кандидатов, присваивает ему степень своего предпочтения (балл или место), указывая цифрами 1,2,3.

Правила распределения мест в парламент (подсчёт голосов):

Определение победителя — определение количества мандатов, полученных партийным списком; перевод процента голосов, полученных в ходе выборов, в места в парламенте.

Существуют специализированные методики и формулы для расчётов и определения победителей, они имеют свои нюансы и байесы.

Некоторые методики подсчёта:

1.       Метод (квота) Хэйра-Нимейра (первое избирательное частное) — даёт наилучшее приближение к пропорциональности.

2.       Метод Д’Ондта — даёт преимущество более крупным партиям (партия с 45% голосов получила 50% мест, в то время как третья партия с 17% голосов получила лишь 10% мест).

3.       Метод Сент-Лагю — не даёт преимуществ более крупным партиям.

4.       Метод Империале (метод делителей) — даёт преимущество партии-победительнице.

Закон М. Дюверже: зависимость партийной системы от избирательной:

Пропорциональная система приводит к многопартийной системе, где партии не склонны кооперироваться. Мажоритарная система в два тура стимулирует развитие многопартийной системы, где партии склонны кооперироваться в две коалиции. Мажоритарная система в один тур — стимулирует развитие двухпартийной системы (бипартизм) где партии конкурируют между собой.

Субъект законодательной инициативы:

Статья 104:

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и вопросам их ведения Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

 

Процедура обсуждения и принятия законопроекта:

Внесенный законопроект попадает в Совет ГД, откуда перенаправляется в профильный комитет ГД, где законопроект прорабатывается. После проработки законопроект отправляют на пленарное заседание ГД, где он проходит 3 чтения, в него вносятся поправки. Принятый ГД законопроект в течение 5 дней отправляется на одобрение в СФ.

Промульгация:

В течение 7 дней после подписания законопроекта Президентом РФ закон подлежит обязательному опубликованию в «Российской Газете» или в Собрании законодательства РФ. Закон вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.

Надо знать: СФ не обязан рассматривать каждый закон, поступающий из ГД:

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного

регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных

договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы

Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 105:

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Голосование в процессе принятия и утверждения законопроекта

Федеральный закон:

Государственная дума (большое большинство) — Совет Федерации (отказ) — ГД (2/3) — СФ (вынужден принять)

Государственная дума (простое большинство) — Совет Федерации (простое большинство) — Президент (право вето=отказ)

Государственная Дума (2/3) — Совет Федерации (2/3) — Президент (обязан подписать)

Федеральный конституционный закон:

Государственная дума (2/3) — Совет Федерации (3/4) — Президент не имеет права не подписывать

Габриэль Алмонд (1911-2002):

Каждая политическая система покоится на своеобразной структуре ориентаций относительно политического действия. Я счёл полезным назвать это политической культурой...

Во-первых, она не совпадает с данной политической системой или обществом. Структура ориентаций может простираться за пределы политических систем. Второй момент заключается в том, что политическая культура не является тем же самым, что и общая культура.

Трактовки политической культуры:

· Совокупность всех духовных явлений в политике (С. Верба)

· Система нормативных требований (С. Уайт)

· Образцы поведения в политике (Дж. Плейно)

· «Управленческая решётка» (М. Дуглас)

· Стиль политической деятельности, воплощающий убеждения и идеалы (Й. Шапиро, У. Розенбаум)

· Не только психические состояния, но и образцы поведения и др. (Е. Вятр)

· «Совокупность ориентаций, мнений и убеждений, которые придают логику и смысл политическому процессу... Обобщенное выражение психологического и субъективного измерения политики» (Л. Пай)

 

Политическая культура включает в себя следующие компоненты:

1.       Когнитивные ориентации, то есть знания и веру относительно политической системы, её (системы) ролей и обязанностей относительно этих ролей, а также того, что система берёт из окружающей среды и что отдаёт (то есть что имеется на «входе» и что — на «выходе» системы)

2.       Аффективные ориентации, или чувства относительно политической системы, её ролей, работы вовлечённых в неё людей.

3.       Оценочные ориентации — суждения и мнения о политических объектах, которые обычно представляют собой комбинацию ценностных стандартов и критериев, информации и чувств.

Функции:

1.       Групповая идентификация

2.       Предписание следовать определённым нормам и ориентациям

3.       Адаптация к меняющийся политической среде

4.       Политическая социализация (агенты: семья, школа, церковь, peer groups, социальный класс и пол, СМИ, группа интересов, политические партии, непосредственный контакт с правительственными структурами и др.)

5.       Интеграция различных групп в рамках одной политической системы

6.       Коммуникация на основе принятых терминов, символов, стереотипов и прочее

 

Представления создают паттерн поведения. Паттерн — схема-образец; шаблон; рамка поведения, свойственная человеку в определённых обстоятельствах. Эта модель работает автоматически, непроизвольно, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Это программа, которая определяет отношение человека к явлениям действительности и его поведение.

 

Концепция политической культуры Алмонда и Вербы: «Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций» (1963)

Классической типологии Алмонда и Вербы на основе эмпирического анализа и сравнения основных компонентов и отношения к функционированию политических систем Великобритании, Италии, Федеративной Республики Германии, США и Мексики.

 

Три типа политической культуры:

1.       Патриархальная (парохиальная, приходская) политическая культура — нет интереса к политике, нет знаний о политической системе, нет существенных ожиданий (парохиальная); сильная ориентация на существующие политические институты, но невысокая индивидуальная активность (подданническая)

Политическая культура        Система вообще как объект Объекты на «входе» системы          Объекты на «выходе» системы  Отношение к себе как к объекту

Политическая культура Система вообще как объект Объекты на «входе» системы Объекты на «выходе» системы Отношение к себе как к объекту
Парохиальная 0 0 0 0
Патриархальная 1 0 1 0
Участия 1 1 1 1

 

2.       Политическая культура участия — заинтересованность граждан в политическом участии и соответствующая активность.

 

Гражданская политическая культура:

Г. Алмонд и С. Верба:

«Это смешанные политическая культура. В её рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль «подданных». Ещё важнее тот факт, что даже у тех, кто исполняет гражданскую роль, качества прихожан не полностью вытеснены. Роль участника просто добавляется к другим двум ролям. Это означает, что активный гражданин сохраняет свою традиционалистские, неполитические связи ровно как и свою более пассивную роль поданного».

Демократическая индустриальная политическая система: 10% прихожане, 35% подданные, 55% участники.

Авторитарная индустриальная политическая система: 10% прихожане, 10% участники, 80% подданные.

Авторитарная переходная политическая система: прихожане 30%, участники 15%, 55% подданные.

Демократическая доиндустриальная политическая система: 10% участники, 35% подданные, 5е% прихожане.

 

Л. Пай «Незападный политический процесс» (1968):

Старший посредник между властью и человеком. Политическая власть как область божественного правления. Исключение из мира политики индивидуальной свободы, состязательности и плюрализма. Главенствующая и неподконтрольная роль элит. Сугубо исполнительские функции простого человека.

 

Рональд Инглхарт. Теория ценностного сдвига: от материалистических ценностей к постматериалистическим.

Материалистические ценности:

· Акцент на безопасности и предсказуемости.

· Отрицание нового, стремление держаться за привычные культурные и политические модели.

· Желание переложить ответственность на политических лидеров, потребность в «сильной власти»

Постматериалистические ценности:

· Акцент на самовыражении и качестве жизни.

· Приветственное отношение к новому и непривычному.

· Упадок иерархических и авторитарных структур.

Сферы общества Материалистические ценности Постматериалистические ценности
Политика Потребность в сильных лидерах. Приоритетность порядка. Ксенофобия, фундаментализм. Меньшая значимость политического авторитета. Приоритетность самовыражения, политического участия. Экзотика/новизна — стимулирующий фактор
Экономика Приоритетность экономического роста. Мотивация достижения. Противопоставление индивидуальной и государственной собственности Высшая приоритетность качества жизни. Субъективное благополучие. Снижение авторитета как частной, так и государственной собственности
Сексуально-семейная сфера На первом месте — максимизация репродуктивность, но только в рамках полной (гетеросексуальной) семьи Сексуальное удовлетворение в соответствии с индивидуальным выбором. Индивидуальное самовыражение
Религия Акцент на значимости высшей силы. Абсолютные привила. Акцент на предсказуемости Меньшая значимость религиозного авторитета. Гибкие правила, ситуационная этика. Акцент на смысле и значении жизни.

 

Гражданское общество

Гражданское общество – это агрегированное понятие, обозначающее специфическую совокупность общественных коммуникаций и социальных связей, социальных институтов, главным субъектом которых является гражданин со своими правами и гражданские (не политические и не государственные) организации.

– это частные институты, которые не зависят от государства и создаются людьми для достижения своих собственных целей.

– это совокупность независящих от государства (автономных) организаций и объединений, выражающих и защищающих частные интересы граждан в различных сферах жизни.

Признаки гражданского общества:

1. Независимость (автономность) от государства.

2. Приоритет горизонтальных (равноправных), а не вертикальных (иерархических) форм связи между индивидами.

3. Функционирование на принципах добровольного участия и самоуправления.

4. Многообразие форм объединений граждан.

5. Высокий уровень политико-правовой культуры участников.

Функции:

1. Регулятивная – регулирование общественных процессов и поддержание общественного порядка.

2. Охранительная – защита прав и свобод граждан, восстановление нарушенных прав, ограничение власти государства, борьба с правонарушениями властей предержащих, укрепление законности и правопорядка.

3. Контрольно-надзорная – проведение общественных экспертиз деятельности властей, наблюдение за выборами и деятельностью должностных лиц и органов власти, консультационная поддержка органов власти.

4. Представительная – представительство интересов граждан в законодательных и совещательных органах, выражение и доведение мнений граждан до сведения органов государственной власти и общественности.

5. Социализирующая – политические и правовые воспитание граждан, разъяснение их прав и обязанностей.

Факторы, способствующие развитию гражданского общества:

1. Повышение образования

2. Развитие общественных коммуникаций

3. Активизация политического процесса

4. Реакция общества на правительственные программы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.084 с.)