Максимилиан Карл Эмиль Вебер 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Максимилиан Карл Эмиль Вебер



Основные понятия политологии

Категория- наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существующие свойства и отношения, явления действительности.

Политический актор- индивид, общественная группа или государство, осуществляющее конкретное политическое действие, то есть субъект действия. В политологии актор и субъект синонимы.

Политика- вид социальных отношений, связанных с участием политических акторов в делах общества и государства по вопросам формулирования, принятия и реализации общественно значимых решений.

Власть- способность оказывать влияние на поведение человека или группы.

        - способность добиться от индивида А действия, которое он без влияния индивида или группы В не совершил бы.

Авторитет- внутреннее признание людьми за индивидом или институтом права на принятие решения, управления.

               - социально признаваемое знание, обуславливающее добровольное подчинение людей, основанное на убеждении или вере.

Легальность- санкция со стороны власти на придание законной силы политическому институту, документу; формальное соответствие правовым нормам, законность

Легитимность- соответствие политической власти основным ценностям и устремлениям большинства общества; согласие общества.

Легитимизация (легитимация)- придание власти легитимности.

Господство- институциональное общественное отношение, выражающее подчинение одной социальной группы другой. Представляет собой совокупность устойчивых и воспроизводящихся отношений власти и подчинения, обеспечивающих превосходство одних людей над другими.

Институт- правила игры, совокупность фундаментальных форм или структур общественной организации, установленных законом или обычаями человеческого сообщества.

Политический процесс- последовательная и продолжительная по времени смена состояний политической системы и ее подсистем либо изменение в них отдельных элементов, которые осуществляются под воздействием общества.

Государство- политическая организация, обладающая суверенитетом, определенной территорией и реализующая ее посредством постоянно действующих институтов управления и принуждения.

Суверенитет- наличие верховенства, независимости и самостоятельности государственно      й власти внутри страны.

Политический режим- совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма правления- способ организации верховной власти в стране.

Демократический транзит- переход к демократии (удачный или неудачный).

Референдум=Плебисцит.

Политическое участие- проявление вовлеченности граждан в политико-властные отношения.

Абсентеизм- уклонение от участия в политической жизни общества.

Аполитизм- отказ от политической жизни.

Кооптация- введение в состав выборного органа новых членов либо кандидатов собственно решением данного органа без проведения дополнительных выборов.

Непотизм (кумовство)- покровительство руководителя своим родственникам и близким людям при назначении на должность, руководствуясь какой-либо принадлежностью (родственной) или личной преданностью руководителю.

Признаки политической партии:

1. Нацеленность на получение политической власти

2. Правовой статус

3. Политическая программа

4. Политическая идеология

5. Формальная организованная структура

Политическое у Карла Шмитта

  Политическое у Карла Шмитта есть там и тогда, где и когда имеет место публичное противостояние между большими группами, разделенными по принципу «друг-враг». Главное политическое разделение: друг-враг. Враги- это не личные враги, а враги моей группы.

Политика есть противостояние политических единиц, например, государства. Но политическое без государства возможно. Его воззрения включали в себя критику со стороны Моргентау и Лео Штрауса.

1963 год - книга + брошюра «Партизаны», «Понятие Политическое».

Шмитт считал, что в войне принимают участие только заинтересованные, в то время как «комбатанты» сидят по подвалам. Человек становится полностью человеком только тогда, когда становится политическим существом (гражданин, участник в политике). Это, в свою очередь, можно было достичь только путём экзистенциального противостояния- готовности бороться за свою государственную идею на войне, то есть быть воином.

Внутренняя политика вторична. Он не поддерживал идею войны внутри государства. Считал, что внутри государства должна быть одна идея: политическое единство. Свобода в его понимании не допускает плюрализма мнения по поводу политики.

Консенсуса, с точки зрения Карла Шмитта, быть не может по политическим вопросам.

Суверен- это тот, кто определяет своих и чужих, может отменить все законы и объявить чрезвычайное положение.

Карлу Шмитту апеллировала (не соглашалась) Ханна АрендтЮ. Хабермас).

Политика- это согласие, сфера свободного обсуждения и принятия решений путём консенсуса. Политическое- это сфера общения, проявления свободы и ответственности. Сущность политики- участие в публичном обсуждении общественно значимых проблем. Политика есть способность взять на себя ответственность при коллективном решении.

Шмитт повлиял на Жульена Фройнда, «левых» авторов, неудовлетворенных простым пониманием политики.

Политика

Политика- общественная деятельность, обсуждение и принятие решений большинством голосов, участие всех граждан в жизни полиса, коллективное управление государственными институтами. Античная трактовка.

Политика- реализация воли правителя, деспота, никем не ограниченного; власть, данная Богом и передаваемая по наследству. Трактовка, присущая Древнему Востоку.

Политика- выполнение библейских и евангельских заповедей, обеспечение всем христианам верного пути в град Божий, привлечение на сторону истинной веры новых стран и народов. Трактовка Средних Веков.

Политика- соблюдение правителем заповедей пророка и законов шариата, в противостояние раскольникам и сектантам, борьба за расширение области ислама и укрепление халифата. Мусульманская трактовка.

Н. Макиавелли первым разделил политику и христианскую церковь; политическая теория начинает отделяться от теологии.

Политика- это деяния народа под руководством правителей и обеспечение благополучия и процветания общества; политика- это постоянная напряженная внутренняя борьба между представителями различных политических сил. Трактовка Нового Времени.

Парето считает, что история общества представляет собой «кладбище элит».

Политика- это управление семьей. Правитель- отец, опекающий детей. Его главная забота- благополучие детей. Китай, конфуцианская культура. Основа- пример и совершенствование. Нет равенства. Есть естественная иерархия, в которой отец заботился о членах семьи.

Арабский мир. Политика звучит как «сияса». Корень слова означает скотоводство, то есть управление массой. Тоже опека, как и в Китае, но только над стадом, а не семьей.

Политика - конфликт, публичное противостояние большинства групп, разделенных между собой по принципу «друг-враг». Карл Шмитт. Категория Политического. Политическое есть сфера принятия решений по вопросам, организующим людей на группы по принципу «друг-враг». Политика есть только там, где есть противостояние, разделение на друга и врага, готовность убить противника.

3 периода, давшие 3 теоретических подхода к трактовке политики:

1. Религиозно-мифологический- проявление воли богов через деятельность правителей и управляемых.

2. Философско-этический- деятельность по реализации идеи общего блага и идеального государства. Платон: «Правят законы, а не люди».

3. Научно-рационалистический- выделение политической науки в самостоятельную область знания. Начало- труды Н. Макиавелли.

Области современной политики:

1. Официальная государственная политика.

2. Публичная политика.

3. Гражданская политика. Политика общественных организаций и политических партий.

Политика- это:

1. Устройство общества и управление им различными методами, это соотношение социальных сил и борьба за власть и её осуществление.

2. Взаимоотношения больших групп людей, опосредованные государственными институтами управления.

3. Постановка целей и задач, определение правил политической игры, сочетание интересов общества и личности, установление и гарантия действия конституции и законов, защита страны и обеспечение прав человека, это решение глобальных международных, демографических и других проблем.

4. Это проведение определенного курса.

Структура политики:

1. Реальная политическая жизнь (реальное) - Политическая теория (идеальное)

2. Политика верхов (управляющих) – политика низов (управляемых)

3. Широкая политика (отвечает интересам масс) – Узкая политика (отвечает интересам некоторых людей или групп)

4. Левая политика (социальная справедливость, развитие системы социальной защиты, общественные ценности: дефицит бюджета) – Правая политика (развитие производственной сферы, снижение налогов, национальное развитие, поддержка политического статуса кво: наполнение государственного бюджета)

5. Высокая политика (государственные институты по обеспечению внешней и внутренней безопасности, силовые структуры) – Низкая политика (социально-экономическая)

6. Создание этносами «крови и почвы» (Фридрих Ратцель) этнической и всей политики страны.

7. Статика политики (установленные политические институты, несменяемые субъекты политики) – Динамика политики (изменения, политические процессы)

8. Внутренняя политика (федеральная, национальная, региональная, локальная) – Внешняя политика (глобальная, континентальная, региональная)

9. Сфера охвата – субсферы

10. Политика по разным возрастным группам.

11. Национальная политика – Этническая политика

Функции политики:

Общие функции:

1. Структурирование общества в группы по политическим интересам

2. Выражение идеалов и интересов через общественно политические структуры

3. Согласование интересов разных социальных групп

4. Сглаживание конфликтов

5. Корректировка политического процесса

6. Обсуждение и принятие необходимых обществу различных законов

7. Распределение и перераспределение общественных благ, социальная защита населения

8. Создание государственного бюджета для решения общественных проблем

9. Обеспечение суверенитета и территориальной целостности, конституционного устройства

10. Политическая социализация

11. Обеспечение политической коммуникации

Частные функции формируются под воздействием других сфер общественной жизни. Система функций политики обладает определенной текучестью.

Свойства политики:

1. Инклюзивность- способность проникать во все сферы общества

2. Неравновесность- колебание политических сил в обществе

3. Динамизм- ускорение и смена общественных событий и изменений

4. Коммуникативность- способность обеспечивать связи между всеми субъектами политического процесса (в том числе, между государством и гражданским обществом)

5. Альтернативность- плюралистический характер

6. Демократичность

7. Циклический характер (в демократиях)

8. Массовый характер

9. Рациональность и иррациональность

10. Пространственные свойства- определенное физическое и географическое пространство

11. Временные свойства- в рамках реального/исторического/эпохального времени

Древняя Греция

Общая сводка

Политика- управление обществом.

Эллины=люди. Все остальные- варвары. Мир- Ойкумена, пространство, где живут эллины. Полис- центр принятия коллективного решения о судьбе общности. В полисах не было разделения на «общество» и «государство». Одно не мыслимо без другого. Остракизм- изгнание человека из полиса на 10 лет. Экономика строилась на рабовладении.

Полис- это античная городская гражданская община. Некрополь для похорон, акрополь для принятия государственных решений. Полис- это, прежде всего, люди! Граждане=Общество=Полис.

Хранителем казны в Древней Греции был богач, так как он меньше будет красть + в случае поимки его за руку у него есть что забрать в качестве компенсации.

Сократ первый философствовал об обществе. Жил в Афинах, не любил демократию. Негативно относился к людям, которые глупее его самого. Придумал метод майевтики- термин диалога Сократа (произведение «Теэтет»), означающий метод философствования; искусство извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов.

Античная демократия – жребий – прямое правление – политика у многих

Античная республика – выборы – представительное правление – политика у избранных

Современная демократия – Выборы – Представительное и Прямое правление – политические права почти у всех

Устройство афинской демократии:

Граждане (старше 20 лет)

Экклесия (Собрание) (кворум 6000 граждан для сессии) - Суд (201-501 граждан старше 30 лет)

О военных                  Совет 500 (мужчины старше 30)  -                 Магистраты

                                                                            Комитет 50

                                                  Президент комитета (на 1 день)

Платон

Настоящее имя- Аристокл.

Политика- искусство управления людьми; искусство поиска компромиссов.

Платон сравнивал правителя с:

1. Врачевателем. Правитель лечит общество и ровно также как мы не делаем замечание доктору, причиняющему боль во благо, мы не должны роптать на мудрого правителя, способного причинить страдания народу ему же на благо.

2. Кормчим. Необходимо обязательно слушаться правителя, так как в ином случае к власти придёт народ, не сведущий в управлении хоть сколько-нибудь.

3. Ткачом. Ткач вынужден повиноваться правилам, которые устанавливает ткацкое искусство.

Платон рассматривал человека, как ресурс, а не как субъект, наделённый правами и свободами, собственными стремлениями или желаниями. Это видно, например, в его учении о семье, где утверждается концепция, согласно которой пара тебе назначается сверху, а не по твоему желанию. Таким образом, интересы государства тотально доминируют над интересами индивидов, что приводит к ущемлению последних.

Справедливое общество- это то, в котором каждый человек в полной мере реализует данные ему от природы способности.

Три сословия:

1) Философы- мудрецы

2) Стражи

3) Крестьяне

У Платона в идеальном государстве всё общее: нет частной собственности, в том числе семьи- общие. Важная роль обучения- детям можно врать! Платон первый уравнял мужчин и женщин в правах. Платон отрицал частную собственность, следовательно, он является первым социалистом, тоталитаристом (по К. Попперу), фенинистом.

Нравственность

Аристократия

Тимократия (общество честолюбия, чести)

Олигархия (власть богатых)   Демократия     Тирания

Демагог- правитель толпы.

Аристотель

Стагирит - прозвище Аристотеля. Был рождён в Македонии (одна из греческих областей). Человек- существо политическое. Человек достигает полноты человеческого, реализует то, что заложено в него природой, только участвуя в политике. Политика- естественное состояние человека, нацеленное на общее благо. Высшая форма общения людей. Искусство жить в городе-полисе, то есть искусство договариваться.

Человеку свойственно жить в обществе. Один он не выживет. В Древней Греции нет разделения общественных и государственных интересов, так как полис есть и общество, и политическое образование.

Есть частные интересы и общественные. Чтобы сохранить частную собственность необходимо заботиться об общественных. Политическое основывается на этических и нравственных категориях. Смысл человеческой жизни в достижении счастья, которое получается путём реализации своих возможностей. Полис направляет человека в нужное русло. Этика направляет нашу энергию на общее благо.

Политическое создаётся и поддерживается социальным. Не обогащайтесь, а увековечивайте своё имя благими делами. Только жизнь в полисе делает человека человеком. Жизнь в полисе=Участие в политике. Социальное=Политическое. Политика- стремление к общему благу общности.

 

Точно так же в целях взаимного самосохранения необходимо объединиться попарно существу, в силу своей природы властвующему, и существу, в силу своей природы подвластному. Поэтому и господину, и рабу полезно одно и тоже. Из указанных двух форм общения получается первый тип общения- семья. Общение, состоящее из нескольких семей и имеющее целью обслуживание не только кратковременных, но и долгосрочных потребностей- селение.

Всякое государство- продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же складывается природа. В осуществлении конечной цели и состоит конечное завершение. Государство- принадлежит к тому, что существует по природе.

Человек один из всех вещей одарен речью. Только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость.

Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части.

Человек, нашедший своё завершение- совершеннейшее из живых существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права- наихудшее из всех, ибо несправедливость, владеющая оружием, тяжелее всего. Понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения.

Собравшись вместе «не дельное» большинство может оказаться лучше тех, кто порознь. Массе свободнорожденных граждан должна быть предоставлена судебная и совещательная власти.

Справедливость требует, чтобы все равные властвовали в той мере, в какой они подчиняются, и чтобы каждый поочередно то повелевал, то подчинялся. Предпочтительнее, чтобы властвовал закон, а не кто-либо из граждан. Добродетель есть середина, то есть нужно признать, что наилучшей жизнью будет именно средняя жизнь, такая, при которой середина может быть достигнута каждым.

Величайшим благополучием для государства является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной.

Наилучшим государственным строем должно признать такой, организация которого даёт возможность всякому человеку благоденствовать и жить счастливо.

Чрезмерное народонаселение негативно сказывается на государственном устройстве.

 

Полития- это государственный строй, при котором власть находится в руках большинства «средних» людей, обладающих определенным небольшим цензом и управляющих государством в интересах всех граждан. В соответствии со своими этическими взглядами Аристотель в правильных видах государственного устройства усматривает проявление надлежащей добродетели, в неправильных- отсутствие добродетели. Полития не утопична, так как существовала в Таранте.

При политии государственные дела решаются гражданами среднего достатка. Она является «средним» государственным устройством, опорой которого должны служить граждане среднего достатка.

Особое значение Стагирит предавал «брачным» законам, которые должны быть направлены на то, чтобы рождались нормальные в физическом отношении дети. Полноправными гражданами становятся только те, кто в молодости был воином, а по достижении старшего возраста становятся правителями, судьями, жрецами.

Земледельцами по проекту Аристотеля являются рабы.

Государственное устройство- это распорядок в области организации государственных должностей, в первую очередь, верховной власти. В демократиях верховная власть в руках народа; олигархиях- в руках немногих; поэтому и государственное устройство в них мы называем различным.

Государство есть общение свободных людей. Государство создается, чтобы жить счастливо. Аристотель считает предпочтительным отдать власть большинству нежели чем меньшинству, хоть даже и лучшему. Не существует универсальных законов ни для олигархии, ни для демократий, также, как и для остальных форм правления.

Тирания- худший из худших видов правления. Демократия- лучший из отклоняющихся. Демократический строй- это тот, в котором верховная власть находиться в руках свободнорожденных, а олигархический- это тот, в котором она принадлежит богатым. Различные виды демократии:

           1. Основанный на равенстве и свободе

           2. Основанный на небольшом имущественном цензе

           3. Основанный на всеобщем знании закона. Главенствует закон, в отличие от 2 пункта.

           4. Основанный на всеобщем праве граждан пользоваться правом занимать должности, властвует закон.

           5. Основанный на всеобщем праве граждан пользоваться правом занимать должности, властвует народ.

Минус в демократии в том, что власть сосредоточена в руках неимущих, коих большинство.

Средние Века

Историческая пледоплёка:

1054 год- официальное разделение христианства. Фактически оно произошло в 4 веке. Религиозное обоснование- спор о том, чем нужно причащаться. Экономическая причина- земли Южной Италии.

Суть конфликта светской и религиозной власти:

Государства крепнут и пытаются максимизировать свою власть. Тоже самое пытается сделать Папа Римский в Папском государстве. Таким образом, происходила борьба за инвеституру. Фактически, борьба за верховенство власти в империи.

Доктрина «Двух мечей»:

Сформирована в 5 веке Папой Римским Геласием. В наиболее полном виде представлена у Бонифация VIII. Это попытка обосновать превосходство религиозной власти.

Фома Аквинский (1225-1274)

1. Развивал доктрину двух мечей

2. Одним из первых использовал античное наследие Аристотеля (до этого все опирались на Платона)

3. Основал Томизм- религиозно-философское учение, в котором обосновал необходимость и способы постижения религиозного учения посредством разума.

4. Превратил философию в служанку богословия

5. Привёл 5 доказательств существования Бога

6. Суть власти- божественная, а потому благая. Власть должна привести людей в царство Божие- к общему благу. Власть блага, но тот, как вы её используете, может привести к бедам. Власть светская подчинена власти религиозной.

Бонифаций VIII дал папе Римскому два меча: меч божественный (в ножнах)- если что, карать государей; меч обнажённый (у государя)- творить правосудие на земле.

Авеньонское пленение пап. Падение церкви:

Король Франции Филипп IV созвал Генеральные Штаты (где участвовало и духовенство), которые обвинили Папу в ереси. Французы отправили в Папское государство войско, захватившее в плен Папу. Крах политических амбиций папства. Наступил период авеньонского пленения пап, когда Папы (100-150 лет) были марионетками в руках французской монархии. Это шаг в сторону формирования абсолютистской власти. Но необходимо ещё было обрушить идейные обоснования религиозной власти.

Модель времен Авеньонского пленения пап:                           Модель Гоббса:

Господь                                                                               Господь                                        

 Папа  Кардинал        Монарх                                Папа Римский                             Монарх

                                             Народ    Теперь право на правление даёт не Бог, а народ    Народ

Модели власти по В. Ульману:

1. Восходящая модель- власть исходит сверху от Бога/папы, а затем делегируется прочим светским и духовным правителям.

2. Нисходящая модель- власть исходит снизу от народа, который передаёт её королям или другим правителям.

Из-за конфликта властей народ возвысился как общность, дающая право на управление.

Эффект Даннинга-Крюгера:

Низкоквалифицированные люди завышают своё представление о своих способностях, в то время как высококвалифицированные занижают. Это происходит в следствие того что первые не способны осознавать свои ошибки в отличие от вторых.

Форсирование папского миропонимания происходило в нескольких направлениях:

1. Национализация церкви

2. Формирование национального государства

3. Абсолютизация власти монарха

4. Введение в церковно-государственные отношения посредника-общества

Различия в понимании политики в период Античности и Средние Века:

1. Задача полиса- общее благо всех. Задача государства, светской власти- сохранение порядка на земле.

2. Цель человека- общее благо и слава в памяти потомков. Цель человека- обретение вечной жизни в раю.

3. Политика=Общество. Политика перестаёт быть тем, что свойственно всем людям. Политика начинает восприниматься как удел государей и ассоциироваться с властью и насилием, а не с общением по поводу общего блага.

Николо Макиавелли (1469-1527):

Исторический фон: Падение Западной Римской Империи в 410 году. На территорию Италии начала претендовать Византия. На Востоке в VII веке появляется ислам, в VIII веке появляется Арабский Халифат, ослабляющий Византию. Это привело Италию к нахождению между молотом и наковальней. Нео уже в IX веке Халифат распадается из-за внутренних междоусобиц.

XI век- нашествие турок-сельджуков.

XII век- нашествие монгол.

Конец XI- конец XII веков- Крестовые походы.

XIII век- нашествие турок-османов. Образование Порты.

1453 год- падение Константинополя (Византии).

VII-XV века- Реконкиста.

XI-XII века- борьба за инвеституру.

Падение Церкви. Уменьшение власти императора СРИ. Увеличение территории Папского государства. Сосуществование в Италии независимых городов-государств и Папского государства. Увеличение роли Франции и Испании.

В XV веке рождается во Флоренции Николо Макиавелли. Во Флоренции возникает республика.

2 этапа его жизни:

1. «У власти» с 1498 по 1512 года. Работает в качестве посла. Активнейшая международная деятельность. Военная реформа- формирование национальной армии- национальной милиции. Конец XV века- образуется антифранцузский союз.

2. «Без власти»- оставшаяся жизнь. Восстановление власти семьи Медичи. Отстранение Николо от власти, посажен в тюрьму и подвержен пыткам, остаток жизни провёл в своём поместьи.

Жан Боден

Государство- это осуществление суверенной власти справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении.

Государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем чтобы последние ею распоряжались, опирались на суверенную власть либо без законов, либо на основе определённых законов и на определенных условиях.

Высшее благо частного лица то же, что высшее благо государства, и нет никакого различия между добродетельным человеком и хорошим гражданином, то так и определим истинную вершину благоденствия и главную цель, к которой должно быть направлено справедливое управление государством. Суверенитет, данный государю на каких-то условиях и налагающий на него какие-то обязательства, не является собственно ни суверенитетом, ни абсолютной властью, если только, то и другое при установлении власти государя не происходит от закона Бога или природы.

Необходимо, чтобы суверены не подчинялись повелениям других людей, и чтобы они могли давать законы подданным и отменять, лишать силы бесполезные законы, заменяя их другими, чего не может совершать тот, кто подчинен законам и людям, которые имеют право ему повелевать.

! Если нет ничего частного, то и нет ничего общего!

Общность влечёт за собой ненависть и раздоры.

! Частная собственность придумана богом!

! Нет религиозным войнам!

1. Суверенитет только у Государя- Монархия.

2. Весь народ реализует суверенитет- Народное государство.

3. Меньшая часть народа реализует суверенитет- Аристократия.

Политическая философия Жана Бодена:

В 16 веке в Испании цены выросли в 5 раз. Бороться с инфляцией не умели. К инфляции привело увеличение золота и серебра в Испании. Правители жутко много тратили, в то время как государственный долг Испании резко увеличился.

Карл V Габсбург:

Власть в Испании пытаются укрепить при помощи церкви и инквизиции.

Религиозные войны: 1. Гуситские войны 2. Гугенотские войны

Аугсбургский религиозный мир (1555 год). Установлен принцип: Чья земля, та и вера. Тем не менее продолжается противостояние стран, королевских семей и религий. Нантский захват во Франции.

Жан Боден «Шесть книг о государстве»:

· Проблема эпохи: как ужиться двум верам?

· Чуть сам не стал жертвой Варфоломеевской ночи.

· Приравнивает протестантов и католиков по правам.

· В государстве должно быть справедливое управление.

· Суверенитет- абсолютная и постоянная власть государства. Не может быть передаваем, но властные полномочия можно передать.

Абсолютизм- идеология государственного правления, в которой верховная власть не ограничена представительными институтами в противоположность её ограниченности.

Правитель над законами, дабы беспрепятственно творить законы. Необходимо снять с него обязательства их соблюдения. Если бы правитель подчинялся бы собственным законам, то правитель не смог бы создавать их. Правитель один!

· Против теории смешанного правления

· Власть у многих- разлад в обществе

· Типы: монархия, аристократия, демократия

· Идеал- наследственная монархия

· Монарх- судья, олицетворяющий единство внутренне разностороннего общества

Томас Гоббс (1588-1679)

Английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и продолжатель теории государственного суверенитета.

Английская революция XVII века: переход от абсолютной монархии к монархии конституционной. Гарантия гражданских свобод.

Происходит борьба между буржуазией и феодалами. Эта гражданская война породила религиозную войну в Англии.

Стороны:

1. Монарх-Феодалы-Буржуа

2. Англичане-Пуритане

3. Английская монархия-Французская монархия-Нидерландская монархия

4. Пресвитеры (упразднить священство, во главе общин поставить избранных пресвитеров) – Индепенденты (против иерархии). Это внутренний конфликт пуритан (кальвинистов).

В 1649 году Король Англии Карл I после суда казнён. В Англии отменена монархия и установлена республика! Правит парламент. После казни начались волнения бедноты, начались замашки шотландцев. Со всеми разбирается насильственным способом Оливер Кромвель, командовавший войсками. Оливер Кромвель свергает пожизненных парламентариев. Становится лордом-протектором (правителем Англии). Его должность пожизненна и наследствена.

После Кромвеля воцаряется снова парламент. Генералы стремятся придти к власти, но у них не получается. Снова парламент устанавливает короля- Карла II.

1651 год «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»:

Идеи: «война всех против всех»

1. Ликвидация части прав и свобод в обмен на порядок, сохранение жизни.

2. Государство- суверен следит за порядком.

3. Восстать нельзя, но в ряде случаев можно не повиноваться.

· Государство- не естественное состояние человека.

· Коллективное существование- не естественное состояние человека

· Так каково естественное состояние человека?

Если отменить нормы, то проявляется соперничество, недоверие и жажда славы.

Самая главная ценность- жизнь. В естественном состоянии люди примерно равны.

Естественное право- каждый человек волен использовать по своему усмотрению все свои силы для сохранения своей жизни.

Человек- единственный, кто может решать, что делать ради сохранения личной жизни. Люди из-за страха за собственную жизнь создают общественный договор (из-за естественного желания сохранить жизнь и собственность).

Договор заключается между людьми; все они договариваются, что отдают часть своих свобод суверену.

Восстать против суверена нельзя, но в ряде случаев ему можно не повиноваться:

1. Нарушение естественного права

2. Не может вас защитить

3. В случае нашего пленения

4. В случаем изгнания по приказу суверена

5. В случае отречения суверена от власти

Парадоксы:

1) Человек более всего свободен как раз тогда, когда свобода его отграничена

2) Авторитет, а не истина, создаёт закон. Правитель справедлив по определению, но не справедлив по факту

3) Суверен учреждается населением, но, будучи учреждённым, обретает полную самостоятельность и оказывается подотчётным только Богу, а не населению

4) То есть ответственен Государь перед Богом, а ограничен естественными законами

У Гоббса договор каждого с каждым, так как:

· Суверена до договора не существует

· Если суверен заключит договор с людьми, он не может быть уверенным, так как должен будет ограничивать свою власть соблюдением договора

· Суверен есть совокупность воль всех людей, заключающих договор

Что решил государь, то и имеет силу закона. Воля суверена- достаточное основание для закона. Правитель не руководствуется справедливостью как общего блага, истинной при принятии решения. Сам факт принятия решения перед угрозой войны всех против всех оказывается важнее содержания решения.

Антицерковность Гоббса:

ü Необходимость подчинения церкви государству.

ü Суверен определяет, что есть ересь.

ü Суверен контролирует духовную сферу.

Критика модели:

ü Не понятно, как выбрать суверена? Какова процедура и критерии?

ü На практике трудно определить, когда есть угроза жизни, а когда нет- то есть широкое пространство для манипулирования и обхода указов суверена.

Политические идеологии

Идеология - это систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, представлений, концепций и доктрин как об устройстве и принципах функционирования общества, так и о способах достижения состояния общества, отвечающего интересах людей.

Изначально, наука об идеях и о том, как они возникают и развиваются.

Подходы к пониманию идеологии:

1. Марксистский подход - это комплекс ложных идей, способствующих легитимации господствующей системы власти. Бытие определяет сознание. Идеология- это ложное сознание, искаженное представление о действительности.

Класс, живущий в рамках насажденной ему идеологии, не осознавший единства своих интересов- класс-в-себе

Класс, который избавился от насажденной ему идеологии, осознавший свои интересы- класс-для-себя

2. Социологический подход. М.Вебер "Хозяйственная этика мировых религий". Классификация религий зависит от того, какие именно социальные слои являются их главными носителями:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.189 с.)