Кудрявцева. Греческие философы о демократии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кудрявцева. Греческие философы о демократии



Демокрит не допускал попадания правителя под власть толпы не только после окончания правления, но и во время его из-за постоянной подотчётности перед народом. Протагор наоборот был сторонником демократии, считая, что в каждом человеке есть задатки политического мышления, проявляющегося в виде гражданской добродетели, политического искусства, справедливости и рассудительности. Платон же критиковал демократию, считая достойных государственной власти лишь избранных обученных философов-правителей. По его мнению, демократия уравнивает в правах людей неравных по природе. Он истинно верит в неумение воспользоваться свободой людей. Таким образом, по Платону демократия лучшая из худших форм правления. Аристотель считал демократию отклонением от идеальной формы правления- политии, так как она имеет в виду выгоды неимущих. В его представлении сбалансированный государственный строй- этот тот, который состоит из нечто среднего между олигархией с достаточно широкой социальной базой и умеренной демократией.

Аристотель выделяет общие принципы, характерные для демократии:

1. Все должностные лица назначаются из всего состава граждан

2. Должности замещаются по жребию

3. Никто не может занимать одну и туже должность дважды

4. Судебная власть принадлежит всем

5. Все получают вознаграждение

В демократии в отличие от политии правят в своих интересах бедные!

 Виды демократии:

1. Первый тип: равенство, которое зиждется на законе. Всякий гражданин может занимать должности, однако властвует закон!

2. Второй тип: существование невысокого имущественного ценза

3. В управлении могут участвовать только те, кто может иметь досуг, то есть люди достаточно самостоятельные

4. Крайняя демократия:

1) Верховная власть принадлежит массе неимущих

2) Власть осуществляется через принятие декретов народного собрания

3) Верховная власть народа стоит выше закона (здесь появляются демагоги)

4) Воля народной массы не сдерживается никакими укоренёнными в прошлом общими правилами или законами, такая демократия напоминает тиранию, а в роли тирана выступает народ.

Демократии более стабильны и долговечны по сравнению с олигархиями. Суммарная добродетель и суммарное суждение- доводы в пользу демократии. Политика- это один из видов деятельности, в котором лучший судья- потребитель (народ).

Средние Века

Историческая пледоплёка:

1054 год- официальное разделение христианства. Фактически оно произошло в 4 веке. Религиозное обоснование- спор о том, чем нужно причащаться. Экономическая причина- земли Южной Италии.

Суть конфликта светской и религиозной власти:

Государства крепнут и пытаются максимизировать свою власть. Тоже самое пытается сделать Папа Римский в Папском государстве. Таким образом, происходила борьба за инвеституру. Фактически, борьба за верховенство власти в империи.

Доктрина «Двух мечей»:

Сформирована в 5 веке Папой Римским Геласием. В наиболее полном виде представлена у Бонифация VIII. Это попытка обосновать превосходство религиозной власти.

Фома Аквинский (1225-1274)

1. Развивал доктрину двух мечей

2. Одним из первых использовал античное наследие Аристотеля (до этого все опирались на Платона)

3. Основал Томизм- религиозно-философское учение, в котором обосновал необходимость и способы постижения религиозного учения посредством разума.

4. Превратил философию в служанку богословия

5. Привёл 5 доказательств существования Бога

6. Суть власти- божественная, а потому благая. Власть должна привести людей в царство Божие- к общему благу. Власть блага, но тот, как вы её используете, может привести к бедам. Власть светская подчинена власти религиозной.

Бонифаций VIII дал папе Римскому два меча: меч божественный (в ножнах)- если что, карать государей; меч обнажённый (у государя)- творить правосудие на земле.

Авеньонское пленение пап. Падение церкви:

Король Франции Филипп IV созвал Генеральные Штаты (где участвовало и духовенство), которые обвинили Папу в ереси. Французы отправили в Папское государство войско, захватившее в плен Папу. Крах политических амбиций папства. Наступил период авеньонского пленения пап, когда Папы (100-150 лет) были марионетками в руках французской монархии. Это шаг в сторону формирования абсолютистской власти. Но необходимо ещё было обрушить идейные обоснования религиозной власти.

Модель времен Авеньонского пленения пап:                           Модель Гоббса:

Господь                                                                               Господь                                        

 Папа  Кардинал        Монарх                                Папа Римский                             Монарх

                                             Народ    Теперь право на правление даёт не Бог, а народ    Народ

Модели власти по В. Ульману:

1. Восходящая модель- власть исходит сверху от Бога/папы, а затем делегируется прочим светским и духовным правителям.

2. Нисходящая модель- власть исходит снизу от народа, который передаёт её королям или другим правителям.

Из-за конфликта властей народ возвысился как общность, дающая право на управление.

Эффект Даннинга-Крюгера:

Низкоквалифицированные люди завышают своё представление о своих способностях, в то время как высококвалифицированные занижают. Это происходит в следствие того что первые не способны осознавать свои ошибки в отличие от вторых.

Форсирование папского миропонимания происходило в нескольких направлениях:

1. Национализация церкви

2. Формирование национального государства

3. Абсолютизация власти монарха

4. Введение в церковно-государственные отношения посредника-общества

Различия в понимании политики в период Античности и Средние Века:

1. Задача полиса- общее благо всех. Задача государства, светской власти- сохранение порядка на земле.

2. Цель человека- общее благо и слава в памяти потомков. Цель человека- обретение вечной жизни в раю.

3. Политика=Общество. Политика перестаёт быть тем, что свойственно всем людям. Политика начинает восприниматься как удел государей и ассоциироваться с властью и насилием, а не с общением по поводу общего блага.

Николо Макиавелли (1469-1527):

Исторический фон: Падение Западной Римской Империи в 410 году. На территорию Италии начала претендовать Византия. На Востоке в VII веке появляется ислам, в VIII веке появляется Арабский Халифат, ослабляющий Византию. Это привело Италию к нахождению между молотом и наковальней. Нео уже в IX веке Халифат распадается из-за внутренних междоусобиц.

XI век- нашествие турок-сельджуков.

XII век- нашествие монгол.

Конец XI- конец XII веков- Крестовые походы.

XIII век- нашествие турок-османов. Образование Порты.

1453 год- падение Константинополя (Византии).

VII-XV века- Реконкиста.

XI-XII века- борьба за инвеституру.

Падение Церкви. Уменьшение власти императора СРИ. Увеличение территории Папского государства. Сосуществование в Италии независимых городов-государств и Папского государства. Увеличение роли Франции и Испании.

В XV веке рождается во Флоренции Николо Макиавелли. Во Флоренции возникает республика.

2 этапа его жизни:

1. «У власти» с 1498 по 1512 года. Работает в качестве посла. Активнейшая международная деятельность. Военная реформа- формирование национальной армии- национальной милиции. Конец XV века- образуется антифранцузский союз.

2. «Без власти»- оставшаяся жизнь. Восстановление власти семьи Медичи. Отстранение Николо от власти, посажен в тюрьму и подвержен пыткам, остаток жизни провёл в своём поместьи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.007 с.)