Международное сотрудничество по противодействию преступности. Международное уголовное правосудие. Методология и понятийный аппарат. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное сотрудничество по противодействию преступности. Международное уголовное правосудие. Методология и понятийный аппарат.



Со словом "преступность" во все времена связывали покушение на безопасность и благополучие, спокойствие и стабильность человека и общества. Однако с появлением и ростом транснациональных и организованных форм уголовной преступности, терроризма, международного терроризма преступность стала угрожать не только общественной безопасности, но и национальной (государственной) безопасности, а также международной безопасности.

Соответственно, совершенствуются национальные и международные приемы и способы контроля над преступностью, предупреждения, пресечения и борьбы с ней, ресоциализации и изоляции преступников, учреждения и деятельности органов уголовной юстиции.

В теории сложилось общепризнанное разграничение преступлений, затрагивающих интересы государств и всего международного сообщества, по нескольким группам.

1-я группа — международные преступления: преступления против мира и преступления против человечности:

1) геноцид (уничтожение рода) — истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или региональным признакам;

2) экоцид — разрушение окружающей человека природной среды;

3) биоцид (уничтожение жизни);

4) апартеид — крайняя форма расовой дискриминации, проводимая в отношении отдельных национальных и расовых групп населения, выражающаяся в лишении или существенном ограничении политических, социально-экономических и гражданских прав, территориальной изоляции и т. п.;

5) терроризм;

6) рабство;

7) наёмничество.

2 группа преступлений — это преступления международного характера. Их можно разделить на следующие подгруппы

1) преступления, наносящие ущерб мирному сотрудничеству и нормальному осуществлению межгосударственных отношений;

2) преступления, наносящие ущерб экономическому и социально- культурному развитию государств и народов;

3) преступления, наносящие ущерб личности, личному (частному), государственному имуществу и моральным ценностям.

Существуют 2 уровня сотрудничества по предупреждению преступности и борьбе с ней:

1) национальный (внутригосударственный) - как системы органов полиции (милиции; уголовной юстиции), опирающиеся на национальное и международное право и обеспечивающие национальный правопорядок и общественную безопасность. В необходимых случаях к ним подключают органы (государственной, национальной) безопасности, если систематически совершаются акты организованной преступности и терроризма. И те и другие государственные органы в пределах своей компетенции используют механизмы международного сотрудничества в борьбе с преступностью;

2) международный - как органы и международные организации, созданные для борьбы с общеуголовной преступностью (Интерпол) и для контроля, пресечения и борьбы с организованной преступностью и терроризмом (например, Контртеррористический комитет ООН, Антитеррористический центр СНГ). Свое место в борьбе с преступлениями против мира, военными преступлениями и преступлениями против человечности (международные уголовные преступления) занимают ad hoc органы международной уголовной юстиции и Международный уголовный суд.

Таким образом, международное сотрудничество развивается в борьбе как с общеуголовной преступностью, так и с более опасными видами преступлений (например, терроризмом), с применением как старых форм и способов (например, экстрадиция и правовая помощь по уголовным расследованиям), так и новых институциональных органов, созданных институтами власти - субъектами международного права для борьбы с конкретными видами национальных и международных преступлений.

Эти органы опираются на международное право, национальное право, а также на собственные правовые основания - уставы и решения международных организаций, их создавших.

При решении проблем научно-практической адекватности видов преступлений и международных способов и систем противодействия им необходимо учитывать следующее:

1) Основная ответственность за контроль и противодействие преступлению ложится на национальные (внутригосударственные) системы предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями.
Международные и международно-правовые приемы и способы противодействия преступности играют вспомогательную, но все более возрастающую роль и все чаще носят системный характер.

2) Количество, качество, оснащенность и др. национальных и международных систем противодействия преступности, отдельным видам преступлений должны соответствовать количеству и степени опасности преступлений, совершаемых в регионе государства, государстве, на международном уровне, - от этого напрямую зависит состояние национального и международного правопорядков.

3) Преступления, совершаемые на национальном и международном уровне, можно подразделить на следующие группы:
а) международные преступления государства - агрессия, геноцид, колониализм и др.;
б) преступления физического лица (группы лиц):

· международные уголовные преступления - преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности;

· национальные (внутригосударственные) преступления согласно уголовному законодательству государства;
в) транснациональные (трансграничные) преступления - акты терроризма, незаконный оборот наркотиков, незаконная торговля оружием, морское пиратство, торговля женщинами и детьми и др.

4) Каждому виду преступлений должны отвечать юридические и фактические меры и способы (национальные и международные) противодействия им.

5) Противодействие преступности - это не только деятельность силовых и правоохранительных органов, но и соответствующая законная деятельность элементов гражданского общества.

6) К главным научно-практическим проблемам существующих международных приемов, способов и систем противодействия преступлениям относятся:

· нечеткая, противоречивая международно-правовая квалификация конкретных преступлений или отсутствие таковой;

· наделение существующих систем противодействия преступлениям (типа Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН) главным образом информационно-аналитическими полномочиями;

· сложность взаимодействия национальных и международных систем противодействия преступлениям, включая взаимодействие международного права и национального права;

· отсутствие обоснованных и оправдывающих себя научных прогнозов относительно тенденций формирования и перспектив конкретных преступлений;

· недопонимание высокой степени угроз для всех видов безопасности (личности, общества, государства, мирового сообщества), исходящих от "привычных", "старых" общеуголовных деяний - актов терроризма, преступного наркобизнеса, незаконной торговли оружием;

· неподготовленность национальных и международных систем противодействия тем преступлениям, которые носят (могут носить) виртуальный характер (не существуют, но могут существовать), с учетом и в условиях расширяющихся и усложняющихся информационных войн.

7) Средства борьбы с преступлениями примерно на шаг (в лучшем случае) отстают от приемов и способов, в частности, организованной преступной деятельности; международные системы должны постоянно анализировать ситуации и использовать самые современные приемы и способы противодействия преступлениям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.76.139 (0.006 с.)