Субъекты, международное право и международно-правовые средства обеспечения безопасности мирового сообщества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты, международное право и международно-правовые средства обеспечения безопасности мирового сообщества



К началу XXI в. сложился ряд глобальных системных направлений действия международного права, среди которых укрепление и защита международного правопорядка и международной законности и обеспечение международного мира и безопасности всех субъектов международного права являются приоритетными. Однако ныне, на втором десятилетии 3-го тысячелетия от Рождества Христова обеспечение безопасности мирового сообщества возможно не только специальными средствами, через право международной безопасности и разоружения, мирное разрешение международных споров, но и через содействие обеспечению и защите прав и свобод человека, противодействие уголовной преступности, международное сотрудничество в экономической, гуманитарной и межцивилизационной областях, а также через формирование, совершенствование и применение санкционных форм международного принуждения и международно-правовой ответственности. То есть через международное право в целом.

К системообразующим началам международного права в сфере безопасности мирового сообщества относятся:

1) принципы международного права, в частности, принцип мирного сосуществования и сотрудничества;

2) нормы и принципы таких отраслей международного права, как право международной безопасности, право мирных средств разрешения международных споров, международное уголовное право. Иные отрасли современного международного права также содействуют налаживанию сотрудничества, поддерживая правопорядок и законность.

Принципы права международной безопасности. Анализ действующих документов в области права международной безопасности позволяет выделить ряд принципов данной отрасли международного права.

Во-1-х, огромное нормообразующее значение имеют для нее некоторые императивные принципы общего международного права: принцип мирного разрешения международных споров; принцип неприменения силы и угрозы силой; принцип невмешательства во внутренние дела; принцип суверенного равенства государств; принцип нерушимости границ; принцип территориальной целостности; принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Эти основные принципы МП составляют ядро отрасли «право международной безопасности».

И, во-2-х, в то же время в праве международной безопасности имеются и свои, специальные (или отраслевые) принципы: принцип неделимости безопасности; принцип равной и одинаковой безопасности для всех сторон; принцип коллективной безопасности; принцип взаимосвязанности глобальной и региональной безопасности; принцип всеобъемлющего подхода к международной безопасности; принцип разоружения.

Смысл 1-ых 5-и принципов обусловлен глобальным характером современных международных отношений. Нельзя обеспечить безопасность одного государства (или группы государств) или отдельного региона в ущерб безопасности других государств (или регионов).
Глобальная безопасность напрямую зависит от региональной безопасности. В свою очередь, региональная безопасность немыслима без поддержания мира на глобальном уровне.

Специальная роль в обеспечении функционирования всех элементов мирового сообщества принадлежит международным межправительственным организациям. Они (в плане участия в обеспечении безопасности мирового сообщества) могут быть подразделены на две группы:

1) специально создаваемые (учреждаемые) для борьбы с угрозами безопасности социальных объектов, включая мировое сообщество в целом и его элементы (ООН, региональные организации коллективной безопасности и др.);

2) международные межправительственные организации, учреждаемые для осуществления и развития жизненно важных и необходимых процессов существования и деятельности мирового сообщества.

Договорно-правовые (уставные) основы таких международных организаций должны соответствовать принципам современного международного права, включая принципы, направленные на безопасное существование и развитие человека.

Значительна роль специализированных учреждений ООН (их 17) и связанных с ними органов. Их договорно-правовые основы, обеспечивая соответствие их деятельности закономерностям социально-экономического, политического, технологического развития и деятельности, обеспечивают тем самым и успешное решение соответствующих региональных и глобальных проблем безопасности "изнутри". Важнейшим для безопасного и успешного развития их деятельности являются учет и сочетание с интересами жизни и деятельности всех элементов мирового сообщества, человечества и природы в целом.

Ныне в учредительных документах большинства специализированных учреждений ООН отражена их морально-политическая ответственность перед мировым сообществом.

Должна быть повышена ответственность (включая международно-правовую) тех специализированных учреждений, которые не только содействуют развитию (стабилизации) в определенной сфере общечеловеческой деятельности, но и отвечают за безопасность стран и народов, например МАГАТЭ.

Необходимы изменения и международно-правовой ответственности специализированных учреждений в сфере безопасности мирового сообщества в тех положениях, где речь идет о содействии, поощрении или информировании государств и организаций в специальных сферах. Безопасность мирового сообщества неделима.

Особо ответственна роль международно-правовых средств обеспечения безопасности мирового сообщества в целом и его отдельных элементов.

 

Меры укрепления доверия, безъядерные зоны и «открытое небо». В международно-правовой доктрине принято говорить о средствах обеспечения международной безопасности, под которыми понимаются согласованные меры, направленные на поддержание мира и углубление сотрудничества между государствами в военно-политической области. Средствами обеспечения международной безопасности являются:

1) договорная практика государств о мире и дружбе;

2) разоружение;

3) операции по поддержанию мира;

4) мирные средства разрешения международных споров;

5) меры укрепления доверия;

6) гарантийные меры безопасности;

7) создание безъядерных зон (Антарктика; космическое пространство; дно Мирового океана и его недра; южная часть Тихого океана; Латинская Америка; Африка; Юго-Восточная Азия);

8) деятельность универсальных и региональных международных организаций.

«Открытое небо». Открытое небо – это международное пространство, находящееся за пределами действия государственного суверенитета над открытом морем и Антарктикой.

В 50-х годах президентом Эйзенхауэром был предложен институт мер доверия как механизм по соблюдению принципа запрещения применения силы или угрозы силой в виде концепции «открытого неба» - инспекций, осуществляемых ВВС стран НАТО и ОВД над территорией друг друга по взаимной договоренности.
Он получил юридическое закрепление в Договоре по открытому небу 1992 г., участниками которого являются 24 государства-члена ОБСЕ, в том числе и РФ. На 2014 год участниками Договора являются 33 государства. РФ ратифицировала его в 2001 году.

Договор устанавливает режим открытого неба, цель которого — обеспечить возможность его участникам совершать облёты территорий друг друга.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.133.71 (0.005 с.)