Международные военные трибуналы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные военные трибуналы.



 

Международное право. Игнатенко Г. В., 1999.

https://www.un.org/securitycouncil/ru/content/repertoire/international-tribunals

https://theoryandpractice.ru/posts/17296-sud-idet-istorii-pyati-mezhdunarodnykh-voennykh-tribunalov

 

Международные трибуналы

ХХ век обогатил человечество не только опытом международного сотрудничества в борьбе с уголовной преступностью, но и практикой осуждения деяний, признаваемых человеческим сообществом преступными. Современное международное уголовное право, презюмируя преимущественное использование в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера национальных судебных и иных органов, предусматривает возможность создания международных учреждений для осуществления судебных функций в особых ситуациях. Такие учреждения конституируются и функционируют на основе международных договоров или, как свидетельствует практика, на основе акта Совета Безопасности ООН.

Чаще всего войны и конфликты завершаются подписанием мирных договоров, останавливающих насилие. Но иногда преступления оказываются настолько жестокими, что актов о капитуляции агрессора оказывается недостаточно и возникает потребность в международном военном трибунале.

Военный трибуналсуд, который рассматривает военные и другие преступления.

Международные военные трибуналысудебные органы, учрежденные согласно специальных межгосударственных соглашений с целью судебного преследования и наказания лиц, совершивших тяжкие преступления, предусмотренные международным правом, в связи с войной и во время войны. Данные трибуналы имеют ограниченную юрисдикцию (персональной, территориальной и почасовую).

Состав, структура, юрисдикция и принципы работы определяются их уставами, которые прилагаются к международным соглашениям и являются их неотъемлемой частью.

Первый такой трибунал был образован на основании Версальского мирного договора 1919 г., для суда над германским кайзером Вильгельмом II. Процесс не состоялся, поскольку правительство Голландии, куда бежал кайзер, отказалось выдать его союзникам.

 

Международные уголовные суды и трибуналы можно условно подразделить на 2 категории:

1) трибуналы и суды ad hoc (временные международные трибуналы и интернационализированные внутригосударственные суды и трибуналы);

2) и суды, действующие на постоянной основе.

Истории известны 2 выполнивших свои задачи судебных органа, именовавшихся Международными военными трибуналами. Они действовали сразу же после окончания второй мировой войны.

1-ыми в истории международными трибуналами ad hoc стали Международный военный трибунал для суда и наказания главных военных преступников европейских стран 1945 г. (Нюрнбергский трибунал) и Международный военный трибунал для Дальнего Востока 1946 г. Они были созданы для осуществления правосудия в отношении главных военных преступников фашистской Германии и её союзников.

 

Первым — в соответствии с Соглашением между правительствами четырех держав-союзниц по антигитлеровской коалиции – СССР, США, Великобритании и Франции от 8 августа 1945 г. — был образован Международный военный трибунал, призванный выполнить судебные функции в отношении государственных и военных лидеров гитлеровской Германии. Вскоре после этого к соглашению о создании Международного трибунала присоединились еще 19 государств-членов ООН. Вопросы организации, юрисдикции и компетенции трибунала были решены в приложенном к Соглашению Уставе Международного военного трибунала.

Трибунал состоял из 4 членов и 4 заместителей — по одному от каждого из названных государств. Каждое государство назначило также своего главного обвинителя и соответствующий персонал. Главные обвинители, действовавшие в качестве комитета, выполняли свои обязанности как индивидуально, так и в сотрудничестве друг с другом. Для подсудимых были предусмотрены процессуальные гарантии, включая выделение защитников.

Устав Трибунала предоставлял ему полномочия судить и наказать лиц, совершивших действия, влекущие индивидуальную ответственность – преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности, как они определены в Уставе. Ими признавались:

1) преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеперечисленных действий;

2) военные преступления, а именно: нарушение законов или обычаев войны. К этим нарушениям относятся убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления;

3) преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.

Указывалось, что «руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного к совершению любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами с целью осуществления такого плана».

При рассмотрении дела о любом отдельном члене той или иной группы или организации Трибунал имел право признать, что группа или организация, членом которой являлся подсудимый, была преступной организацией.

Трибунал был создан с ориентацией на неопределенное количество судебных процессов. Его постоянным местонахождением был назначен Берлин, где и состоялось первое организационное заседание 9 октября 1945 г. На практике его деятельность ограничилась Нюрнбергским процессом, проведенным в период с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г.

18 октября 1945 г. Трибуналу было представлено Обвинительное заключение в отношении главарей фашистского режима в Германии, составленное Комитетом Главных Обвинителей четырех стран. В нем обвиняемые были названы «главными военными преступниками». Обвинительное заключение вменяло им в вину «совершение преступлений против мира путем планирования, подготовки, развязывания и ведения агрессивных войн, которые являются также войнами в нарушение международных договоров, соглашений и гарантий; военные преступления и преступления против человечности». Кроме того, подсудимым вменялось в вину участие в создании и осуществлении общего плана или заговора для совершения всех этих преступлений. Обвинение просило Трибунал объявить все эти группы или организации преступными. Суд над военными преступниками начался в Нюрнберге 20 ноября 1945 г. Состоялись 403 открытых судебных заседания Трибунала, на которых были заслушаны сотни свидетелей, изучены тысячи документов. 1 октября 1946 г. Трибунал вынес свой суровый приговор.

Порядок заседаний и судебного разбирательства был зафиксирован в Уставе и в регламенте. В качестве санкции к виновным предусматривались смертная казнь или другое наказание. Приговор Трибунала считался окончательным, не подлежал пересмотру и приводился в исполнение согласно приказу Контрольного совета в Германии — единственного органа, компетентного изменить приговор и рассматривать ходатайства осужденных о помиловании. Приговор в отношении осужденных к смертной казни после отклонения ходатайства о помиловании был приведен в исполнение в ночь на 16 октября 1946 г."

Генеральная Ассамблея ООН 11 декабря 1946 г. приняла резолюцию, подтвердившую принципы международного права, воплощенные в Уставе Нюрнбергского трибунала и в его приговоре.

 

Второй Международный военный трибунал (по Дальнему Востоку) был предназначен для суда над главными военными преступниками из милитаристской Японии и получил название Токийского. Его правовой основой был также специально для него принятый группой государств Устав.

В соответствии с Уставом этого Трибунала состоялись процессы в Хабаровске и Токио.

Данный Трибунал включал представителей 11 государств — СССР, США, Китая, Великобритании, Франции, Нидерландов, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии, Филиппин. Предусматривался лишь один главный обвинитель, назначавшийся главнокомандующим оккупационными войсками в Японии (представитель США); все остальные государства, представленные в трибунале, назначали дополнительных обвинителей.

Токийский процесс был самым длительным, он начался 3 мая 1946 г. и продолжался до 12 ноября 1948 г. и завершился вынесением обвинительного приговора.

 

  Уставы Международного Нюрнбергского трибунала и Международного трибунала по Дальнему Востоку заложили основы практики осуждения преступлений против мира и человечности. Когда началась «холодная война», законность и международное право снова стали нарушаться, приносясь в жертву интересам блоков и систем. Во время войн в Корее и Вьетнаме, операции «Буря в пустыне» против Ирака, агрессии против Югославии США и их союзники повторили многие из осужденных в Нюрнберге, в Токио, Хабаровске Женевскими конвенциями преступления, в частности преступления против мирного населения. Вспомним, что к преступлениям против человечества относятся бомбардировки гражданских объектов, жилых домов, уничтожение культурных ценностей, оставление людей, особенно женщин, детей, стариков без воды и продовольствия, медицинской помощи.

 

Потенциальная возможность создания новых международных судебных учреждений была зафиксирована в конвенциях о таких международных преступлениях, как геноцид и апартеид. Так, согласно ст. VI Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, лица, обвиняемые в совершении геноцида, "должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда".

 

В последние годы проблемой осуществления уголовной юрисдикции на межгосударственном уровне активно занималась Комиссия международного права ООН, перед которой этот вопрос был поставлен Генеральной Ассамблеей ООН еще в 1948 г. От имени Комиссии были подготовлены рекомендации относительно учреждения такого суда на основе многостороннего договора в форме Устава (статута). Суд предполагался как орган юстиции в отношении физических лиц, а не государств (впрочем, допускалось в перспективе распространение его компетенции и на государства). Юрисдикция суда должна охватывать преступления, определяемые в Кодексе преступлений против мира и безопасности человечества, и иные подобные деяния, отнесенные к "международным и транснациональным" (очевидно, имеются в виду и преступления международного характера), и, следовательно, должна быть связана с соответствующими международными конвенциями.

Некоторые специалисты считают преобладающей точку зрения, согласно которой юрисдикция Суда должна быть ограничена такими деяниями, как агрессия, геноцид, преступления против человечности, военные преступления, которые в комплексе именуются преступлениями по общему международному праву.

Признано единственно приемлемым включение в Устав точных формулировок относительно подлежащих рассмотрению преступлений и назначаемых Судом наказаний за каждое преступление. Основными мерами наказания должно быть пожизненное заключение или лишение свободы на определенный срок. Предметом дискуссии остается вопрос о возможности применения смертной казни.

 

Статья 41 Устава Организации Объединенных Наций предусматривает право Совета Безопасности использовать различные меры для осуществления своих решений. Совет регулярно учреждает вспомогательные органы для поддержки и обеспечения применения указанных мер. В число этих органов входят международные трибуналы, которые осуществляют судебное преследование в отношении лиц, ответственных за совершение серьезных преступлений в рамках международного гуманитарного права, или в случаях, когда правительство к обращается к Совету с просьбой об оказании помощи в плане расследования и осуществления судебного преследования.

В 90-х годах прошлого века некие аналоги Нюрнбергского трибунала были воссозданы. Решением ООН были учреждены Международные трибуналы по Руанде и по бывшей Югославии.

В настоящее время функционирует ряд международных трибуналов ad hoc. Уникальной по своему характеру можно считать Резолюцию Совета Безопасности ООН 827 от 25 мая 1993 г. относительно учреждения Международного трибунала, с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершённые на территории бывшей Югославии с 1991 года (МТБЮ), где разгорелся трагический для народов вооруженный конфликт. Одновременно был утвержден Устав (Статут) трибунала. Местопребыванием этого трибунала является г. Гаага.

Конфликт начался в 1991 году и продолжался около 10 лет. Противостояние в Югославии считается самым кровопролитным конфликтом в Европе со времен Второй мировой войны.
МТБЮ и национальные суды имеют параллельную юрисдикцию. Однако его юрисдикция имеет приоритет.
Государства без каких-либо неоправданных задержек должны выполнять любые просьбы МТБЮ об оказании помощи или приказы Судебной камеры.

Устав определяет юрисдикцию трибунала в отношении лиц, совершающих серьезные нарушения правил Женевских конвенций 1949 г. и других норм, в том числе такие деяния, как умышленное убийство или причинение тяжелых страданий, пытки и бесчеловечное обращение, взятие гражданских лиц в качестве заложников или их незаконное депортирование, применение видов оружия, предназначенных для причинения излишних страданий, геноцид и т. д.

В состав МТБЮ входят 2 судебные камеры и Апелляционная камера, Обвинитель, а также обслуживающий их Секретариат. Камеры состоят из 11 независимых судей, выделяемых государствами и избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на 4 года из представляемого Советом Безопасности списка, а также включает обвинителя, назначаемого Советом Безопасности по рекомендации Генерального секретаря ООН. В мае 1997 г. Генеральная Ассамблея ООН избрала новый состав судей Международного трибунала. Ими стали представители Великобритании, Италии, Франции, Португалии, США, КНР, Малайзии, Египта, Замбии. Колумбии, Гайаны. В составе Трибунала выделяют две судебные камеры (по 3 судьи в каждой) и апелляционную камеру (пять судей). Местопребывание — г. Гаага.

В Уставе сформулированы полномочия обвинителя по расследованию и составлению обвинительного заключения, оговорены права подозреваемого, в том числе на услуги адвоката, и права обвиняемого в процессе судебного разбирательства (в соответствии с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах). Регламентированы процедура судебного разбирательства и порядок вынесения приговора и назначения наказания в виде тюремного заключения, сроки которого устанавливаются с учетом практики вынесения приговоров в судах бывшей Югославии. Судебные камеры согласно ст. 20 Устава обеспечивают справедливое и оперативное судебное разбирательство и осуществление судопроизводства в соответствии с правилами процедуры и доказывания при полном уважении прав обвиняемого и надлежащем обеспечении защиты жертв (потерпевших) и свидетелей.. Лицо, в отношении которого утверждено обвинительное заключение, заключается под стражу, информируется о предъявляемых ему обвинениях и направляется в место нахождения Трибунала. В ст. 21 зафиксированы права обвиняемого, в том числе на справедливое и публичное разбирательство дела, на защиту себя лично или через выбранного им самим защитника, на пользование бесплатной помощью переводчика и на другие процессуальные гарантии. Тюремное заключение отбывается в государстве, определенном Трибуналом из перечня государств, заявивших о готовности принять осужденных лиц; при этом применяется за законодательство соответствующего государства при надзоре со стороны Трибунала. Уже известны первые приговоры Трибунала.

Посредством резолюции 2329 (2016) Совет в последний раз продлил срок полномочий Председателя и судей МТБЮ и назначил Обвинителя. 31 декабря 2017 года Совет опубликовал заявление для прессы в связи с закрытием МТБЮ в тот же день.

За время своей работы, вплоть до 2017 года, МТБЮ рассмотрел больше 160 дел, опросил около 4600 свидетелей и осудил 90 человек за геноцид, преступления против человечности и нарушение законов и обычаев войны. Обвинения получили участники гражданской войны в Югославии 1991–1996 годов, конфликта в Косово 1997–1998 годов, а также войны в Македонии.

МТБЮ стал первым трибуналом, в котором не победитель судил побежденного, а все международное сообщество выносило приговор тем, кто грубо нарушал нормы международного права и общечеловеческого представления о гуманности. Но трибунал был основан в ходе войны, что затруднило сбор доказательств и поиск свидетелей. По этой причине суду пришлось полагаться на информацию, которую предоставляли страны, вовлеченные в конфликт.

Работа МТБЮ вызывала и продолжает вызывать много критики — от его дороговизны и плохого обеспечения безопасности подсудимых до политической предвзятости. Так, Хорватия официально отрицала причастность к военным преступлениям в Боснии и Герцеговине, а МИД России посчитал пожизненный приговор Младичу «продолжением политизированной и предвзятой линии» МТЮБ.

С помощью трибунала международное сообщество надеялось примирить народы и добиться справедливости, но практика показала, что участники войны, чью вину признавал суд, становились национальными героями, получали протекцию от своих государств и выпускали книги, где уверенно оспаривали решения Гааги.

 

В 1994 г. также в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН был создан Международный трибунал по Руанде с целью судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права в период межэтнического конфликта в Руанде. Местонахождением данного судебного органа является г. Аруша (Объединённая Республика Танзания).

Устав МТР содержит много положений, схожих с положениями Устава МТБЮ. Это касается параллельности юрисдикции МТР и национальных судов, структуры и организации деятельности трибунала, состава судей и других должностных лиц, требований к ним, ответственности лиц, совершивших преступления, порядка отбывания тюремного заключения.
Члены Апелляционной камеры МТБЮ являются также членами Апелляционной камеры МТР. Обвинитель МТБЮ является также Обвинителем МТР.

Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, в период с 1 января 1994 года по 31 декабря 1994 года. Резолюцией 955 (1994) от 8 ноября 1994 года Совет Безопасности учредил Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР) для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды в период с 1 января по 31 декабря 1994 года. В соответствии с данной резолюцией Международный трибунал может также заниматься судебным преследованием граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории соседних государств в тот же период.

Международный трибунал по Руанде действовал более 20 лет — с 1994 по 2015 год, однако некоторые преступники до сих пор не найдены — они объявлены в международный розыск.

В 1998 году трибунал приговорил к пожизненному заключению премьер-министра временного правительства Руанды Жана Камбанду. В 1999 году пожизненный срок получил Джордж Рутаганде, возглавлявший военизированное ополчение хуту «Интерахамве». В 2008 году такой же приговор был вынесен бывшему полковнику руандийской армии Теонесте Багосору.

В резолюции 2256 (2015) Совет приветствовал окончание судебной работы МУТР, который официально закрылся 31 декабря 2015 года и завершил передачу своих функций Международному остаточному механизму для уголовных трибуналов.

 

Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи. В 1998 году в ООН началась работа по созданию еще одного международного трибунала — для расследования преступлений «красных кхмеров» в Камбодже. В 1975 году это движение под предводительством Пол Пота захватило столицу Пномпень, свергло правящий режим, переименовало страну в Демократическую Кампучию, «обнулило» летоисчисление и следующие 4 года планомерно уничтожало сограждан — по разным оценкам, от 1,5 до 3,3 млн человек.

Мировое сообщество почти ничего не знало о геноциде, пока режим Пол Пота не пал, — но и на то, чтобы добиться возмездия, ушло 2 с лишним десятка лет. Только в 2003 году начал работу организованный совместно с ООН трибунал, получивший название «Чрезвычайные палаты в судах Камбоджи». Он сразу оговорил преступления, которые собирался рассматривать (нарушения Уголовного кодекса Камбоджи 1954 года и ряда международных конвенций, из которых одна принята после 1975 года), и круг обвиняемых (высокопоставленные лица Демократической Кампучии), а также ограничил максимальное наказание пожизненным заключением. Сейчас его отбывают двое из соратников Пол Пота.

Время сыграло со всеми участниками процесса странную шутку: кто-то из них получил ограниченный срок, но не надеется когда-либо выйти на свободу в силу возраста (как начальник тюрьмы Туольсленг Канг Кек Иеу), а кто-то умер от старости, не дожив до приговора (как министр иностранных дел Демократической Кампучии Иенг Сари). Сам Пол Пот был заочно приговорен к смерти еще в 1979 году Народно-революционным трибуналом, скрывался в джунглях на границе с Таиландом и умер в 1998 году — возможно, отравлен бывшими соратниками.

Интернационализированными судами, формируемыми совместно ООН и властями государств, являются чрезвычайные палаты для суда нал «красными кхмерами», созданные в Камбодже, суды, созданные в рамках Миссии ООН по делам временной администрации в Косово, Специальный трибунал по Ливану, созданный в 2007 году совместно ООН и правительством Ливана для установления виновных лиц в совершенном 14 февраля 2005 года убийстве бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири и привлечения их к уголовной ответственности. В их состав входят национальные и международные судьи, обвинители и персонал, которые в качестве применимого права используют как международное, так и национальное право.

Специальный трибунал по Ливану (англ. Special Tribunal for Lebanon;– международный трибунал,созданный в 2007 году совместно ООН и правительством Ливана для установления виновных лиц в совершенном 14 февраля 2005 года убийстве бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири и привлечения их к уголовной ответственности.

Миссия ООН по делам временной администрации в Косово (англ. United Nations Interim Administration Mission in Kosovo, UNMIK) также МООНК или УНМИК — временная гражданская администрация ООН в сербском крае Косово и Метохия и частично признанной Республике Косово, действующая на основе резолюции Совета Безопасности ООН 1244 1999 года, начала работу в июне 1999 года.

Международный остаточный механизм для уголовных трибуналов.

Международный остаточный механизм для уголовных трибуналов был учрежден Советом Безопасности в результате принятия резолюции 1966 (2010) от 22 декабря 2010 года в целях завершения работы, начатой МТБЮ и МУТР. Он состоит из двух отделений, которые соответствуют этим двум трибуналам. Отделение МУТР, расположенное в Аруше, Танзания, начало свою деятельность 1 июля 2012 года. Отделение МТБЮ, расположенное в Гааге, начало свою деятельность 1 июля 2013 года. Как указано в записке Председателя от 2 февраля 2018 года (S/2018/90), между членами Совета Безопасности была достигнута договоренность о том, что впредь вопросы, касающиеся Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов, будут рассматриваться в рамках одноименного пункта и что к этому же пункту будет отнесено рассмотрение вопросов, касающихся МТБЮ и МУТР.

 

Единственный в настоящее время постоянный орган международной уголовной юстицииМеждународный уголовный суд (МУС). Он действует согласно Римскому статуту МУС. Россия подписала Статут, но пока его не ратифицировала. Местопребыванием Суда является г. Гаага.
Суд обладает международной правосубъектностью и наделён такой правоспособностью, какая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей.
Он обладает юрисдикцией в отношении преступления геноцида, военных преступлений, преступления агрессии и преступлений против человечности.
Допускается возможность начала расследования по инициативе государства-участника или СБ ООН, действующего на основании Устава ООН, или Прокурора Суда.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 4716; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.032 с.)