Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Международные стандарты в области прав человека и их отражение в международных документах
Понятие международных стандартов в области прав человека. Содержание принципа уважения прав человека составляет обязательство государств уважать и соблюдать эти права без какой-либо дискриминации в отношении всех лиц, которые находятся в сфере их юрисдикции, т.е. на которых распространяется их власть. Если исходить из дуалистической теории соотношения международного и внутригосударственного права, то соответствующие права и свободы предоставляются государствами отдельным лицам и их группам (коллективам) посредством внутреннего права. Иными словами, прямо от международного сообщества индивиды и их группы никаких прав не получают. Принцип уважения прав человека утвердился в качестве одного из основных принципов международного права в 1945 г. с принятием Устава ООН. В Уставе он не назван среди принципов международного права. Однако считается, что косвенно он закреплен в Уставе. В п. 3 ст. 1 Устава указывается, что одной из целей ООН является осуществление международного сотрудничества "в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии..." В ст. 55 Устава говорится о том, что ООН содействует "всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии". В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. уже прямо говорится о принципе уважения прав человека. Для того чтобы содержание любого принципа международного права воплощалось в жизнь, необходима его конкретизация в договорных и обычных нормах международного права. Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека, часто называют международными стандартами в области прав человека. Это обязательства государств не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, национальной и другой дискриминации, применения пыток и т.п.). Стандарты могут быть универсальными, т.е. признанными во всем мире, и региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными (например, стандарты, принятые в рамках общеевропейского процесса).
В некоторых случаях допускаются те или иные ограничения прав и свобод, о которых идет речь в отдельных стандартах. Так, в ряде положений Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. предусматривается, что соответствующие права и свободы могут быть подвергнуты только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. В ст. 4 Пакта указывается, что во время чрезвычайного положения в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется, участники Пакта могут принимать при соблюдении определенных условий меры в отступление от своих обязательств по Пакту. Однако согласно ст. 4 недопустимо отступление от стандартов, запрещающих дискриминацию исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения, а также закрепляющих право на жизнь, недопустимость пыток, рабства и т.д.
Общая характеристика международных документов в области прав человека. Устав ООН, не конкретизируя понятие прав человека, тем не менее содержит несколько ориентиров, в определенной мере этому способствующих. Так, в Уставе ООН говорится о равноправии народов, равноправии мужчин и женщин, достоинстве и ценности человеческой личности (т.е. праве на жизнь), недопустимости дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (т.е. свободе совести, убеждений и т.п.). Можно считать, что преамбула Устава содержит ссылку на основные демократические свободы в той ее части, где говорится о стремлении членов Организации "содействовать социальному прогрессу... при большей свободе". С учетом всех этих положений разрабатывались и разрабатываются соответствующие международные документы. Основная работа такого рода велась и ведется в рамках ООН и ее специализированных учреждений, прежде всего МОТ и ЮНЕСКО. Часть упомянутых документов - резолюции международных организаций - имеет рекомендательный характер.
К ним относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 г. и другие документы. Резолюции имеют важное значение в формировании новых стандартов в области прав человека и уточнении существующих. Морально-политический авторитет многих из них очень высок, и государства с ними считаются, хотя формально они не налагают на них юридических обязательств. Всеобщая декларация прав человека сыграла важную роль, в частности, еще и потому, что в ней впервые были перечислены права и свободы, которые относятся к категории прав человека. Постепенно положения Декларации превратились в международный обычай. Резолюции могут послужить основой для разработки международных договоров в области прав человека. Так, Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 9 декабря 1975 г. была использована при разработке Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. Другая часть документов в области прав человека - международные договоры, которые имеют обязывающий характер для их участников. В их числе Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. и другие договоры. Эти договоры закрепляют стандарты в области прав человека. Пакты о правах человека - одно из значительных достижений ООН в сфере сотрудничества по обеспечению прав человека. Это договоры, призванные создать универсальную международно-правовую базу для межгосударственного сотрудничества по вопросам, касающимся прав человека. Пакты вступили в силу в 1976 г. В настоящее время особую актуальность приобрел вопрос о придании им возможно большей эффективности, что предполагает их универсализацию, т.е. максимальное увеличение круга их участников. До сих пор в них участвуют даже не все постоянные члены Совета Безопасности ООН (США, например, не участвуют в Пакте об экономических, социальных и культурных правах). Своеобразный характер имеют документы, принятые в рамках общеевропейского процесса. Ряд их положений посвящен правам человека. В Заключительном акте СБСЕ 1975 г. раскрыто содержание принципа уважения прав человека применительно к взаимоотношениям участников процесса. В Акте есть специальный раздел, посвященный гуманитарному сотрудничеству. Особо следует отметить документы, принятые на совещаниях Конференции СБСЕ по человеческому измерению, проходивших в Париже в 1989 г., в Копенгагене в 1990 г. и в Москве в 1991 г. "Человеческое измерение" - термин, которым участники СБСЕ обозначили комплекс вопросов в сфере их взаимоотношений, связанных с правами человека. Конференция создала соответствующий механизм воплощения в действительность положений в области человеческого измерения.
Документы СБСЕ (в настоящее время - ОБСЕ) носят политический характер и не являются источниками международного права. Их положения часто именуют договоренностями. Поскольку руководители государств - участников СБСЕ (ОБСЕ) неоднократно заявляли о том, что данные договоренности подлежат безусловному претворению в жизнь, они имеют и юридический оттенок. Такие заявления можно рассматривать как односторонние обязательства государств международно-правового характера, поэтому положения указанных документов допустимо считать не только политическими, но и отражающими комплекс согласованных односторонних международно-правовых обязательств. Во всяком случае положения этих документов, относящихся к правам человека, принято считать региональными стандартами в области прав человека.
В качестве наиболее важных среди международно-правовых документов, регулирующих вопросы прав и свобод человека, можно назвать следующие: · Устав ООН, · Всеобщая декларация прав человека, · Международный пакт о гражданских и политических правах, · Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах; и некоторые другие. При этом особо следует отметить то, что Конституция Российской Федерации признает приоритет норм международного права, и прежде всего регулирующих вопросы прав и свобод человека по отношению к внутреннему законодательству — это значит, что в случае расхождения между нормой международного права и нормой российского законодательства применению подлежит норма международного права (имеются в виду те нормы, которые добровольно признаны в качестве общеобязательных и Российской Федерацией). Более того, Конституция РФ устанавливает также, что международные договоры и соглашения с участием Российской Федерации признаются составной частью системы российского права и соответственно могут действовать непосредственно на территории Российской Федерации (т. е. при реализации и защите права можно и "нужно" непосредственно ссылаться на соответствующий международный договор). Первым международно-правовым документом, выражающим принцип уважения основных прав и свобод человека, явился Устав Организации Объединенных Наций, принятый в 1945 г. Этот документ, по существу, стал основным политическим, юридическим и идеологическим фундаментом для последующего осуществления сотрудничества суверенных государств и народов в области прав и свобод человеческой личности.
В Преамбуле Устава ООН провозглашена вера народов объединенных наций в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой жизни, в равноправие мужчин и женщин, в равенство больших и малых наций, выражена решимость проявлять терпимость и жить в мире друг с другом, объединять свои силы для поддержания мира и безопасности. В первой же статье Устава ООН записано, что одной из целей ООН является "осуществление международного сотрудничества и разрешение международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии". В "Воззвании Тегеранской конференции", принятом в 1968 г. на Международной конференции по правам человека в Тегеране, главная цель ООН в области прав человека трактуется как необходимость достижения каждым человеком максимума свободы и достоинства. В этом же документе подчеркивается, что "для осуществления этой цели законы каждой страны должны предоставить каждому гражданину, независимо от расы, языка, религии или политических убеждений, свободу слова, информации, совести и религии, а также право участвовать в политической, экономической, культурной и социальной жизни страны...". В интересах реализации в практике мирового сообщества принципа уважения прав и свобод человека (как, впрочем, и для достижения иных уставных целей) государства — члены ООН обязуются предпринимать, согласно ст. 56, совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с ООН (последняя представлена прежде всего Генеральной Ассамблеей ООН и руководимым ею Экономическим и Социальным Советом). Совет Безопасности, как важнейший орган ООН, несущий ответственность перед ООН и мировым сообществом за сохранение мира и безопасности на планете, согласно ст. 39 Устава, решает вопросы тяжких и массовых нарушений прав человека, представляющих угрозу для международного мира и безопасности.
10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. В Преамбуле этого первого международного документа, посвященного непосредственно вопросам прав человека и имеющего, по существу, универсальный характер по отношению к последним, ввиду того, что в нем сформулированы основные права человека и основные задачи государств по их осуществлению, говорится, что Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и их обеспечению, путем национальные и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств — членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.
Декларация определила минимальный объем прав, который должен обладать любой человек в экономической, политической, социальной жизни, дав перечень конкретных прав. Статья 2 Декларации подчеркивает, что " каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения...". Декларация содержит следующие основные положения (все они сформулированы достаточно абстрактно, и в тексте Декларации нет разъяснений и уточнений): · все люди рождаются свободными и равными; · каждый человек имеет право на жизнь, на личную неприкосновенность, на свободу; · запрещается рабство и работорговля; · запрещаются пытки и бесчеловечное обращение; · все люди равны перед законом; · провозглашается презумпция (предположение) невиновности; · право на свободу передвижения и выбора места жительства в пределах каждого государства, а также право каждого покидать любую страну и возвращаться в свою страну; · мужчины и женщины пользуются равными правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения; · каждый человек имеет право на свободу мысли, совести, свободу убеждений; · право на свободу мирных собраний; · каждый имеет право участвовать в управлении своей страной; · право на труд, включая право на равную оплату за равный труд; · право на защиту от безработицы; · право создавать профсоюзы и право вступать в них; · право на социальное обеспечение на случай болезни, инвалидности, безработицы, старости и др.; · право на образование: оно должно быть бесплатным в отношении начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным; высшее должно быть одинаково доступным на основе способностей каждого; · каждый имеет обязанности перед обществом. Всеобщая декларация прав человека не является юридически обязательным документом. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН в качестве резолюции, имеющей характер рекомендации. Тем не менее значение ее для международных отношений и меж дународного сотрудничества в гуманитарной области велико. Именно на ее основе и в развитие ее положений в последующем были приняты юридически обязательные международные документы по правам человека. Именно Всеобщая декларация прав человека содержит основные принципы сотрудничества государств в гуманитарной области. Более того, весьма распространена в мире точка зрения, согласно которой этот документ со временем, в силу обычая его соблюдения почти всеми государствами, приобрел юридически обязательный характер.
В 1966 г. ООН приняла два важнейших международных документа, обязательных для исполнения государствами, признавшими их юридическую силу: Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Оба документа вступили в силу в 1976 г. — после того, как они были ратифицированы необходимым количеством государств. СССР ратифицировал оба документа в 1973 г. Российская Федерация является правопреемником СССР, и оба эти документа обязательны и для Российской Федерации. Оба документа начинаются с провозглашения права народов на самоопределение (по инициативе СССР). В силу этого права они (народы) свободно устанавливают свой политический статус, свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. При этом данное право не означает того, что каждый народ обязательно может и должен создать свое суверенное государство (народов на планете намного больше, чем суверенных государств) — существуют и другие формы самоопределения.
Пакт о гражданских и политических правах содержит следующие основные положения: · признается равенство мужчин и женщин в отношении пользования правами и свободами, провозглашенными в этом документе; · признается право каждого на жизнь; никто не может быть произвольно лишен жизни; каждый приговоренный к смерти имеет право просить о помиловании. Смертные приговоры выносятся только за самые тяжкие преступления, они не выносятся в отношении лиц моложе 18 лет и не приводятся в исполнение в отношении беременных женщин; · запрещаются пытки и бесчеловечное обращение; · запрещается рабство и работорговля; · не допускается принудительный труд (при этом не считается принуждением к труду исполнение обычных гражданских обязанностей, несение военной службы, а также труд лиц, осужденных и отбывающих наказание); · право на свободу передвижения и выбора места жительства — это право может быть ограничено законом в интересах государственной безопасности и общественного порядка; здоровья или нравственности населения, прав и свобод других, совместимых с правами, провозглашенными в данном акте; · презумпция невиновности; · свобода мысли, свобода совести; · право на мирные собрания; · свобода профсоюзов. Важное значение имеет ст. 4 Пакта, предусматривающая обстоятельства, допускающие возможность отступления государств от выполнения своих обязательств, вытекающих из данного документа. Таким обстоятельством является, чрезвычайное положение в государстве, при котором жизнь нации находится под угрозой и о наличии которого официально объявляется. Эти отступления возможны лишь в той степени, в какой это продиктовано реальным положением дел и при условии их совместимости с другими международными обязательствами данного государства, а также при условии недопущения дискриминации "исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения". Однако ряд прав не подлежит ограничению и в условиях чрезвычайного положения. Это право на жизнь, запрет пыток, запрет рабства и подневольного состояния, запрет лишения свободы на основании невыполнения договорных обязательств, не придание закону обратной силы, право на признание правосубъектности любого человека, право на свободу совести и религии.
Пакт об экономических, социальных и культурных правах человека содержит следующие наиболее важные положения: · право на труд, включая право каждого на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, а также право на равную оплату за равный труд; · право создавать профсоюзы; · право на забастовки (в соответствии с законами страны); · право на достойный жизненный уровень; · право каждого на свободу от голода; · право на образование и др. Пакт обязывает государства — участников этого соглашения "в индивидуальном порядке и в порядке международной помощи и сотрудничества, в частности, в экономической и технической областях, принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер" (п. 1 ст. 2). Пункт 1 ст. 11 Пакта говорит о том, что государства, участвующие в этом соглашении, признают право каждого на достойный жизненный уровень для него и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни". Пакт обязует государства признать право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (п. 1 ст. 12). Таким образом, этот документ в сравнении со Всеобщей декларацией предъявляет к государствам более высокие требования в отношении реализации имеющихся у них возможностей для обеспечения прав и свобод, в нем закрепляемых. Здесь речь также идет лишь о перечне данных конкретных прав. В п. 2 ст. 5 Пакта (как, впрочем, и в Пакте о гражданских и политических правах) сделана существенная оговорка в отношении прав, не предусмотренных данным юридическим документом. Оба Пакта запрещают любое ограничение или ущемление каких бы то ни было основных прав и свобод человека, признаваемых или существующих в какой- либо стране в силу закона, конвенций, правил или обычаев, под предлогом непризнания Пактами таких прав или их признания в этих документах в меньшем объеме.
В 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребенка (СССР ратифицировал ее в 1990 г.). Этот документ имеет особое значение для лиц, не достигших 18 лет. По данной Конвенции ребенком признается каждое человеческое существо, не достигшее 18 лет. Дети имеют право на особую заботу и помощь. Ребенок, в частности, имеет право: · на имя с момента рождения; · свободно выражать свое мнение; · быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего его интересы; · не разлучаться со своими родителями, вопреки желанию родителей (если родители имеют право не общаться с ребенком, то у ребенка такого права нет). Основные договоры ООН по правам человека: 1) Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.); 2) Конвенция против пыток 1984 г.; 3) Конвенция о правах ребёнка 1989 г.; 4) Конвенция о правах инвалидов 2006 г. Региональные инструменты по правам человека. Совет Европы, Организация американских государств и Организация африканского единства (в настоящее время - Африканский союз) приняли конвенции о правах человека, создавшие механизмы рассмотрения жалоб: 1) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; 2) Американская конвенция о правах человека (главным образом гражданских и политических) 1969 г. СНГ приняло конвенцию о правах человека, не предусматривающую рассмотрения жалоб, и являющееся её частью. Также действует Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 924; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.069 с.) |