Понятие, принципы, источники и субъекты международного морского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, принципы, источники и субъекты международного морского права



Важное место в упорядочении деятельности мирового сообщества в Мировом океане, в отстаивании в его пределах жизненно важных интересов государств, в том числе и России, отводится международному праву и его отрасли, носящей наименование "международное морское право".

Международное морское право - это отрасль международного права, представляющая собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения в области морского судоходства, добычи живых и неживых ресурсов моря, научных исследований и других видов деятельности государств и других субъектов международного права в пределах морских пространств.

Международное морское право является органической частью общего международного права: оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве международных договоров, ответственности и др., а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (международное воздушное, право, космическое право и т. д.).

 

Принципы международного морского права. Для международного морского права характерны следующие принципы:

1) принцип свободы открытого моря - открытым морем могут на равной основе пользоваться все государства. Данный принцип включает в себя свободу судоходства, в том числе и военного, свободу рыбной ловли, научных исследований;

2) принцип мирного использования моря - отражает принцип неприменения силы;

3) принцип общего наследия человечества;

4) принцип рационального использования и сохранения морских ресурсов;

5) принцип охраны морской среды.

Субъекты международного права при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов международного права, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и принципами международного права в целом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

 

Международное морское право является одной из наиболее древних отраслей международного права и до начала XX столетия состояло в основном из обычных норм. Впервые широкомасштабная кодификация международного морского права была осуществлена лишь в 1958 г. в Женеве на I Конференции ООН по морскому праву, которая одобрила 4 конвенции: Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне; Конвенцию об открытом море; Конвенцию о континентальном шельфе; Конвенцию о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря и Факультативный протокол подписания, касающийся обязательного разрешения споров. Эти международные договоры и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств.

Появление в начале 1960-х годов большого количества независимых развивающихся прибрежных государств потребовало развития международного морского права, разработки норм, отвечающих интересам этих государств. В результате научно-технической революции появились и новые возможности освоения Мирового океана и его ресурсов. Все это привело к глубоким изменениям международного морского права и потребовало пересмотра многих положений вышеназванных конвенций и ряда других международных договоров. Это обстоятельство нашло отражение в Конвенции ООН по морскому праву, принятой в 1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.) в Монтего-Бей (Ямайка) на заключительной сессии III Конференции ООН по морскому праву, проходившей с 1973 г. по 1982 г. Эта Конвенция вступила в силу 16 ноября 1994 г.

Российская Федерация стала ее участницей 26 февраля 1997 г. В настоящее время участниками Конвенции 1982 г. являются свыше 160 государств и Европейский союз. Данный международный договор, состоящий из 17 частей, 320 статей и 9 приложений, является всеобъемлющим и охватывает практически все основные вопросы использования Мирового океана в интересах человечества. Он является основой для разработки других международных договоров в этой области.

Многие нормы, касающиеся регулирования рыболовства, охраны морской среды от загрязнения, борьбы с преступлениями на море, спасания и оказания помощи в пределах морских пространств в случае аварий и катастроф и других вопросов, содержатся в специальных многосторонних и двусторонних международных договорах (Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74), Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенции о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 г., Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 г., Договоре о торговле и мореплавании между Союзом Советских Социалистических Республик и Турецкой Республикой 1937 г., продолжателем которых является Россия, и т.п.). Сохранились и действуют в различных областях морской деятельности международные обычаи, положений которых по-прежнему придерживается мировое сообщество.

 

Основная координирующая роль в деятельности мирового сообщества по освоению Мирового океана принадлежит ООН. Под ее эгидой приняты Женевские конвенции 1958 г., Конвенция 1982 г. и многие другие международные документы, регулярно проводятся международные конференции, посвященные проблемам Мирового океана. Вместе с тем расширение и интенсификация морской деятельности государств привели к возникновению и значительному росту в последние годы международных организаций, призванных способствовать развитию сотрудничества государств в различных областях освоения Мирового океана. Так, крупный вклад в развитие международного морского права и сотрудничества государств в области исследования и использования Мирового океана вносит Международная морская организация (ИМО), созданная в 1958 г. (до 1982 г. - Международная морская консультативная организация - ИМКО) и являющаяся специализированным учреждением ООН. Основные цели ИМО состоят в том, чтобы способствовать сотрудничеству между правительствами и проведению мероприятий, относящихся к техническим вопросам международного торгового судоходства, а также в том, чтобы содействовать устранению дискриминационных мер и излишних ограничений, затрагивающих такое судоходство.

Организация занимается, в частности, разработкой проектов конвенций и других международных документов по таким вопросам, как охрана человеческой жизни на море, борьба с пиратством и иными незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, предотвращение загрязнения моря с судов, безопасность рыболовных судов и др.

Большое значение для развития международного сотрудничества в изучении океанов и морей имеют и многие другие международные межправительственные организации, в частности, Межправительственная океанографическая комиссия, существующая при ЮНЕСКО, и Международный совет по исследованию моря. В 1976 г. учреждена и с 1979 г. функционирует Международная организация морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Ее цель - круглосуточно и быстро осуществлять связь морских судов через искусственные спутники Земли с судовладельцами и административными органами соответствующих государств, а также друг с другом. Россия является членом всех указанных выше международных организаций.

Важную роль для упорядочения деятельности государств в Мировом океане играют резолюции и другие документы международных организаций. Несмотря на рекомендательный характер этих документов, их положения находят отражение в законодательстве государств, непосредственно применяются на практике. Они охватывают, в частности, вопросы обеспечения безопасности на борту судов, требования к их конструктивным особенностям и т.п.

В соответствии с положениями Конвенции 1982 г. и Статута Международного трибунала по морскому праву, который нашел отражение в Приложении VI к этой Конвенции, образован и действует Международный трибунал по морскому праву. К ведению Трибунала относятся: все споры и все заявления, передаваемые ему государствами в соответствии с Конвенцией 1982 г.; все вопросы, специально указанные в любом другом соглашении, которое предусматривает компетенцию Трибунала; представление Генеральной Ассамблее ООН и Совету Камеры по спорам, касающимся морского дна, консультативных заключений по правовым вопросам, возникающим в сфере их деятельности. Первым судьей от РФ был известный ученый в области международного морского права А.Л. Колодкин, ныне им стал В.В. Голицын, который в 2014 г. выбран Председателем данного Трибунала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.018 с.)