Операции по поддержанию мира (гл. VII Устава оон) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Операции по поддержанию мира (гл. VII Устава оон)



Миротворческие силы ООН (миротворческий контингент ООН) — это вооружённые контингенты стран — членов ООН, выделенные согласно Уставу ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация, военная блокада и т. д. ), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными.

Решения о создании, составе, использовании и финансировании миротворческих сил ООН принимаются Советом Безопасности ООН. Стратегическое руководство осуществляется Военно-штабным комитетом.

В 1988 году миротворческим силам ООН была присуждена Нобелевская премия мира.

Генеральная Ассамблея ООН учредила праздник — Международный день миротворцев ООН.

За первые 40 лет существования ООН (1945—1985 годы) были проведены только 13 операций по поддержанию мира. За последующие 20 лет были развёрнуты 47 миссий.

Первоначально операции по поддержанию мира представляли собой в основном операции по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня и разъединении враждующих сторон после межгосударственных войн.

Окончание «холодной войны» привело к радикальному изменению характера операций ООН по поддержанию мира. Операции по поддержанию мира стали включать в себя все больше невоенных элементов. Для координации таких операций в 1992 году был создан Департамент операций по поддержанию мира ООН (ДОПМ).

Совет Безопасности начал направлять миротворцев и в такие зоны конфликтов, где не было достигнуто прекращение огня и не было получено согласие всех сторон в конфликте на присутствие миротворческих войск (например, операция в Боснии).

ДОПМ укрепил подразделения, обеспечивающие миссии военными и полицейскими советниками. Он создал новое подразделение — Группу по передовой практике миротворческой деятельности, которая должна анализировать накапливаемый опыт; принимать меры по улучшению поведения миротворцев; планировать программы разоружения и демобилизации; и разрабатывать методы охраны правопорядка.

Была укреплена система непрерывного обучения дополнительного персонала на случай быстрого развертывания.

Начиная с 90-х годов ХХ века, миротворческая деятельность ООН все больше осуществляется во взаимодействии с региональными организациями. В 1994 году миссия ООН в Грузии начала сотрудничать с миротворческими силами СНГ. Во второй половине 1990-х годов миротворческие операции, в Боснии и Герцеговине и Косово проводились ООН совместно с НАТО, ЕС и ОБСЕ.

 

 

Правовой статус международных рек.

 

Международное право: Учебник / Отв. ред. д.ю.н., проф. С.А. Егоров. – М.: Статут, 2016. – 848 с. ISBN 978-5-8354-1181-8.

Международные реки

Проблема правового режима рек - одна из старейших в международном праве. Многие реки протекают по территории нескольких государств, некоторые из них являются международными. Международной рекой считается впадающая в море судоходная река, пересекающая или разграничивающая территории нескольких государств, в отношении которой существуют международные соглашения о режиме её использования. Плавание по таким рекам военных кораблей не прибрежных к ним стран запрещается. К торговым судам применяется принцип свободы судоходства.

Международными считаются реки, которые либо протекают по территории нескольких стран, либо разделяют территории двух или более стран. Поскольку использование вод таких рек затрагивает интересы государств, расположенных по их берегам, заинтересованные государства, как правило, заключают соглашения о режиме судоходства и иного использования вод этих рек, однако это правило не является обязательным. Нередко международные реки подразделяют на судоходные, пограничные и трансграничные, т.е. протекающие по территории нескольких государств. Учитывается при оценке реки также наличие или отсутствие выхода реки к морю.

С точки зрения международного права международные реки делятся только на 2 категории:

1) национальные реки, расположенные в пределах одного государства, режим использования которых определяется внутренним правом этого государства;

2) международные реки, по поводу использования которых так или иначе возникают правоотношения между несколькими государствами даже при отсутствии договора, причем эта классификация применяется как к судоходным, так и к несудоходным рекам.

Для судоходных международных рек важное значение имеет принцип свободы судоходства. Как общее правило режим плавания по международным рекам устанавливают сами прибрежные государства. В соответствующих соглашениях заинтересованные государства обычно фиксируют право свободного прохода своих судов через участки рек, проходящих по территории других государств. Это право включает в себя не только плавание по рекам, но также заход в порты, погрузку и выгрузку, посадку и высадку пассажиров. При этом, разумеется, суда, находящиеся в пределах участка реки другого государства, соблюдают законы и правила, установленные этим государством. На международных реках, имеющих важное значение для многих государств, прибрежные государства распространяют принцип свободы судоходства на торговые суда всех стран без дискриминации флага.

Впервые на многостороннем уровне правила судоходного использования международных рек были разработаны и приняты на Венском конгрессе в 1815 г. Затем вопрос судоходства на международных реках рассматривался на ряде других конференций, в частности, на Барселонской конференции 1921 г.

Распространение принципа свободы судоходства по международным рекам на все страны - это право, а не обязанность прибрежных государств. В международном праве нет нормы, обязывающей прибрежные государства предоставлять свободу навигации для всех государств. Этот вопрос решается прибрежными государствами в каждом конкретном случае. Так, Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г. признает свободу судоходства судов всех государств на основе равенства. Эта Конвенция отражает типичные черты режима международных рек. Наряду с регламентацией порядка судоходства по Дунаю Конвенция предусматривает создание специальной комиссии из представителей придунайских государств, которая наделена широкими правами в целях содействия решению многих вопросов сотрудничества государств на Дунае. Комиссия разрабатывает правила судоходства по Дунаю, организует соответствующие работы на реке в целях обеспечения ее максимального судоходства и участия в его поддержании прибрежных государств.

В последнее время характер использования рек государствами под влиянием развития производства сильно изменился, и судоходство уже не является определяющим видом использования международных рек. Во многих случаях определяющим для государства является промышленное, сельскохозяйственное и иное подобное использование вод международных рек. С этой точки зрения международные реки следует рассматривать как общий природный ресурс прибрежных государств. Развитие современного международного права в области использования вод международных рек идет по пути закрепления принципа справедливости и разумности при использовании таких ресурсов. В 1997 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о праве несудоходного использования вод международных водоемов. Конвенция уточнила понятие международной реки, указав, что для целей несудоходного использования ее вод используются и водные ресурсы, которые, сливаясь, создают международную реку. С учетом данной Конвенции, а также практики государств в международном праве сложился принцип, согласно которому государство не имеет неограниченного права использования международной реки, протекающей через его территорию. В современных условиях, согласно международному праву, государство, используя "свою" часть международной реки в судоходных и несудоходных целях, должно исходить из принципа разумности и справедливости, учитывать экономические, социальные, экологические и тому подобные последствия своей деятельности и интересы государств, расположенных на международной реке ниже по ее течению. Таким образом, прибрежные государства обязаны сотрудничать со всеми заинтересованными государствами по вопросам водопользования международной реки и в случае возникновения разногласий разрешать их мирными средствами, так же как разрешаются мирными средствами иные споры, возникающие между государствами.

Из европейских рек только Рейн объявлен международной, открытой для свободного плавания торговых судов всех стран. Это правило в отношении Рейна было установлено в Заключительном акте Венского конгресса в 1815 г. В 1856 г. Парижский мирный конгресс распространил это правило на Дунай.
Режим судоходства по Дунаю установлен Конвенцией о режиме судоходства на Дунае 1948 г. и 2 Протоколами 1998 г. Режим Рейна определяется Конвенцией о судоходстве по Рейну 1868 г. (с изменениями 1919 и 1979 года).

В послеверсальский период стало возрастать значение использования рек для несудоходных целей, особенно для производства электроэнергии. Например, была принята Женевская конвенция 1923 г. «Об устройстве гидравлических сил, затрагивающих интересы нескольких государств». Хотя она была подписана всего 16 государствами, она имела большое значение для дальнейшего формирования основных принципов международного речного права.

Наибольшее значение имело принятие 18 августа 1948 г. Белградской конвенции о режиме судоходства на Дунае, установившей равноправный режим судоходства для всех наций при соблюдении суверенитета прибрежных государств.

В 1966 г. 52-я конференция Ассоциации международного права приняла Хельсинкские правила для использования вод международного значения. Они не носят характер договора, но достаточно полно и авторитетно отражают доктринальные подходы. Вместо понятия международной реки в Правила включено более широкое понятие «международная речная система (бассейн)» как географической области, расположенной в пределах 2 или нескольких государств и имеющей единую водную сеть, включающую в себя как поверхностные, так и подземные воды.

В 1997 г. было подписано Европейское соглашение о важнейших внутренних водных путях международного значения (для России вступило в силу в 2000 г.). В Соглашении содержится перечень внутренних водных путей международного значения с описанием маршрута.

Особые правила действуют в отношении пограничных рек. Пограничные реки (озёра) - это реки (например, Амур) или озёра (Каспийское море), по которым проходит граница двух или нескольких государств. Право беспрепятственного плавания по этим рекам (озёрам) согласно международному праву, как правило, имеют только суда прибрежных государств. Военным кораблям неприбрежных государств запрещено по ним плавать.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.008 с.)