Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права: понятие, виды, порядок принятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права: понятие, виды, порядок принятия



 

       Особым видом источников трудового права являются локальные нормативные акты. Обоснованность их существования вытекает из правовой природы хозяйской власти работодателя (согласно термину профессора Таля).

       В науке советского трудового права теория локальных нормативных актов разрабатывалась активно по причине расширения самостоятельности государственных предприятий, их хозрасчетного финансирования и самоокупаемости.

       Пределы локального нормотворчества и его санкционирование со стороны государства определялись законодателем исходя из государственной политики в сфере труда. Самым основным локальным актом в советском трудовом праве являлись "правила внутреннего трудового распорядка".

       ТК РФ впервые дал легальное определение локальных нормативных актов — это акты, содержащие нормы права, которые принимает работодатель в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами, коллективным договором и соглашениями (ст. 8 ТК).

       Характерные признаки локальных актов:

       1. Это нормативные подзаконные акты. Локальное нормотворчество определяется как санкционированное (делегированное) государством принятие локального акта в пределах, установленных государством. Законодатель закрепил место локального акта в системе источников трудового права. Особый порядок принятия локальных актов характеризуется:

• работодатель по общему правилу не обязан принимать локальные акты, но он вправе это делать в своих собственных интересах (например, в целях оптимизации налогообложения);

• вместе с тем законом установлена обязанность работодателя разрабатывать инструкции по охране труда (которые также являются локальными актами).

К локальным актам относятся:

• локальный акт, определяющий порядок обработки персональных данных работников (п. 5 ст. 86 ТК);

• приказ о приеме на работу и прочие.

       2. Особый порядок принятия. Локальные акты подразделяются на три группы в зависимости от порядка принятия:

1) акты, принимаемые работодателем единолично (например, приказ о приеме на работу);

2) акты, принятые в случаях, предусмотренных ТК и иными нормативными актами (коллективным договором с учетом мнения представительного органа работников);

3) акты, принятые по согласованию с представительным органом работников в случаях, предусмотренных коллективным договором или соглашением.

       Ст. 372 ТК определяет процедуру принятия локальных нормативных актов представительным органом работодателя с учетом мнения работников. Данная процедура предполагает получение мнения от профсоюза или иного представительного органа работников. Если работодатель забыл спросить мнение профсоюза/представительного органа по конкретному локальному акту, то это является нарушением порядка (ст. 8) и такие акты являются недействительными. Это влечет право представительного органа обращения на действия работодателя.

       3. Действует в пределах организации. Действует только на сотрудников конкретной организации. Работники должны быть ознакомлены с локальными актами письменно для последующего обязания работодателем работника выполнения локальных актов. Отсутствие письменного ознакомления влечет последствие применения "незнания" о существовании конкретного акта. Наступают следующие последствия:

1) акт не применяется;

2) работодатель привлекается к ответственности (ст. 68 ТК).

       Данное письменное согласование в идеале должно быть прошито, скреплено печатями и подписано.

       Виды локальных нормативно-правовых актов (в трудовом праве)

       Локальные нормативно-правые акты, принимаемые с учетом мнения работников

       К таковым, к примеру, относятся правила внутреннего трудового распорядка (ч.1 ст.190 ТК РФ). Признаки:

       Наличие в организации органа работников, представляющего работников интересы, который правомочен выражать их мнение. Отсутствие такового является основанием для принятия рассматриваемых локальных нормативно-правовых актов работодателем самостоятельно.

Могут быть приняты работодателем только с учетом мнения работников (ч.2 ст.8 ТК РФ), которое осуществляется в установленном законодательством РФ порядке. Несоблюдение установленного порядка либо игнорирование требования учета мнения работников влечет за собой недействительность принятого работодателем локального нормативно-правового акта (ч.4 ст.8 ТК РФ).

Перечень данных локальных нормативно-правовых актов (а точнее, необходимость их принятия с учетом мнения работников) предусматриваются законодательством РФ, коллективными договорами и соглашениями (ч.2 ст.8 ТК РФ).

       Представляется возможным (по критерию «субъект выражения мнения работников») разделить рассматриваемые локальные нормативно-правовые акты на две группы:

локальные нормативно-правовые акты, принимаемые с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Например, графики отпусков (ст.123 ТК РФ);

локальные нормативно-правовые акты, принимаемые с учетом мнения представительного органа работников. К примеру, графики сменности (ч.3 ст.103 ТК РФ).

       Локальные нормативно-правые акты, принимаемые по согласованию с представительным органом работников

       Данный вид локальных нормативно-правовых актов имеет следующие признаки:

Наличие в организации органа работников, представляющего работников интересы, который правомочен участвовать в согласовании. Отсутствие такового является основанием для принятия рассматриваемых локальных нормативно-правовых актов работодателем самостоятельно.

Могут быть приняты работодателем только по согласованию с представительным органом работников, которое осуществляется в порядке, установленном коллективными договорами или соглашениями (ч.3 ст.8 ТК РФ). Несоблюдение установленного порядка либо игнорирование требования согласованности с работниками влечет за собой недействительность принятого работодателем локального нормативно-правового акта(ч.4 ст.8 ТК РФ).

       Перечень данных локальных нормативно-правовых актов (а точнее, необходимость их принятия по согласованию с представительным органом работников) предусматриваются коллективными договорами и соглашениями (ч.3 ст.8 ТК РФ).

       Локальные нормативно-правые акты, принимаемые работодателем самостоятельно

К таковым, к примеру, относится положение о персональных данных работников (ст.87 ТК РФ).        Признаки:

       Принимаются работодателем лично без согласования или учета мнения работников.

       По общему правилу, работодатель в пределах своей компетенции принимает самостоятельно все локальные нормативно-правовые акты, если иное не предусмотрено законодательством РФ, коллективными договорами и соглашениями. Однако, в случае отсутствия в организации представительного органа работников, полномочного выражать их мнения и участвовать от их лица в процессе согласования, работодатель принимает все локальные нормативно-правовые акты самостоятельно.

       Локальные нормативно-правые акты, принимаемые совместно работодателем и выборным органом первичной профсоюзной организации

       О данном виде локальных нормативно-правовых актов в своей работе упоминает М.В.Васильев. Выделение данного вида представляется весьма спорным. Можно выделить следующие признаки данного вида актов:

       Принимаются совместно работодателем и представителями рабочих в порядке, предусмотренном для заключения коллективных договоров, т.е. в порядке коллективных переговоров.

       Наличие в организации органа работников, представляющего работников интересы, который правомочен участвовать в в проведении коллективных переговоров и дальнейшем заключении коллективного договора.

       Перечень данных локальных нормативных актов может быть предусмотрен законодательством РФ или коллективными договорами.

       Имеют статус приложений к коллективному договору.

       Васильев М.В. отмечает, что возможность придания некоторым локальным нормативным актам статуса приложения к коллективному договору означает их особую процедуру принятия. В силу статуса приложения коллективному договору они "принимаются в порядке, предусмотренном для заключения коллективного договора, т.е. в порядке коллективных переговоров". Как пример, он приводит локальный нормативно-правовой акт, предусмотренный ч.2 ст.190 ТК РФ, - Правила внутреннего трудового распорядка.

       Вместе с тем, в связи с подобной позицией возникает несколько проблемных моментов:

1) Общим признаком, исходя из ст.8 ТК РФ, для всех локальных нормативных актов является их принятие работодателем. О совместном принятии работниками и работодателями локальных нормативных актов речи не идет.

2) В законодательстве нет прямого указания на то, что придание статуса приложения к коллективным договорам данным локальным актам влечет изменение их процедуры принятия.

3) Применение процедуры "коллективных переговоров" подразумевает заключение соглашения в результате согласования воль сторон, участвовавших в этих переговорах. Это означает, что итогом подобной процедуры будет принятие не локального нормативного акта, а договора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.013 с.)