Понятие и система источников трудового права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и система источников трудового права



 

       Понятие. В трудовом праве используется широкая социологическая трактовка источников права на основе естественно-правовой теории.

       К источникам права относятся любые акты, определяющие модель поведения граждан и их объединений, в т.ч. акты организаций и любые не запрещенные законодательством договоры, а также, по мнению большинства, и судебная практика или решения судов.

       Становление и развитие учения об источниках трудового права восходит к трудам профессора Таля. Он делил источники трудового права на две части: частного и публичного трудового права по кругу регулируемых общественных отношений. Источники частного права регулировали общественные отношения, основанные на трудовом договоре, коллективных договорах и соглашениях, а также связанные с работодательской властью. Источники публичного трудового права регулировали отношения по государственному контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства, а также связанные с организациями работников и работодателей.

       В качестве отдельной группы источников он выделял административную практику, т.е. акты, принимаемые различными ведомствами и министерствами (фабричными инспекциями).

       Системообразующие принципы источников трудового права. Источники трудового права должны рассматриваться не просто как некая совокупность правовых актов, а как целостная система, построенная на определенных принципах. Эти принципы нашли текстуальное закрепление в трудовом кодексе и являются основой для применения правил толкования источников трудового права и правил разрешения коллизий, возникающих внутри системы названных источников.

       Коллизия — внутренние противоречия между отдельными трудовыми актами. Коллизией юридических норм, по мнению профессора Александрова, признается состояние в нормативном материале, когда по одному и тому же вопросу существует несколько норм, расходящихся по содержанию друг с другом (например, институт рабочего времени).

       1. Применение законов и иных нормативных актов о труде, принятых до введения в действие ТК в части не противоречащий названого кодекса (ст. 423— например: разъяснение Госкомтруда СССР и секретариата ВЦСПС от 25 декабря 1960 года № 30/39 "О порядке оплаты временного заместительства", "Положение о дежурстве", "Положение о надомниках"). Здесь используется также принцип приоритета международно-правовых источников трудового права.

       2. Принцип приоритета трудового кодекса (ст. 5).

       3. Принцип федерализма (ст. 6). К сфере законотворчества субъектов отнесены только три вопроса:

1) принятие законов и иных нормативных актов, не урегулированных федеральным законодательством;

2) по вопросам, не отнесенным к исключительным полномочиям РФ (остаточный принцип правового регулирования у субъектов);

3) субъекты РФ вправе принимать нормативные акты, улучшающие положение работников по сравнению с федеральным законодательством за счет средств бюджета субъектов РФ. В свою очередь органы МСУ вправе принимать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах их компетенции.

       4. Принцип иерархии источников трудового права в единстве с принципами запрета ухудшать положение работников.

       Общая характеристика источников трудового права. В трудовом кодексе законодатель разграничил нормативный и договорный уровень регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

       Нормативное регулирование (ст. 5). Регулирование трудовых отношений и иных связанных с ними осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ, регулирующих трудовые или иные непосредственно связанные с ними трудовым законодательством, состоящим из ТК и иных ФЗ, законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права.

       Иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права:

1) указы Президента;

2) Постановления Правительства;

3) нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты);

4) нормативно-правовые акты исполнительных органов субъектов РФ и органов МСУ.

       Существует проблема во внутренней иерархии Конституции РФ и международных актов. Ряд ученых-трудовиков указывают на положение международных актов на втором положении после Конституции, поскольку она является исходным правоустанавливающим актом внутри страны, обладает высшей юридической силой по отношению к другим правовым актам, действующим на её территории.

       Ст. 10 ТК в одной части воспроизводит положение ст. 15 Конституции РФ, а в другой содержит правило о том, что если международным договором установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора.

       Документы МОТ включают в себя:

1) рекомендательные акты;

2) обязательные пакты, конвенции, протоколы.

       Рекомендательные акты МОТ оказывают влияние на национальное трудовое законодательство государств-членов МОТ. Фундаментальные принципы социальной политики, закрепленные в уставе МОТ, связывают государства-члены МОТ независимо от того, ратифицировали ли они соответствующие конвенции. Содержание этих принципов уточняется и в декларации основополагающих принципов и прав в сфере труда, соблюдение которых является обязательным для всех членов МОТ.

       Ст. 9 ТК предусматривает, что возможность регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними может осуществляться путем исключения, изменения, дополнения коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. При этом указанные подзаконные акты не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами. Если такие условия включены в акты о труде, то они не подлежат применению.

       Обычаи в трудовом праве, не имеющие правовое оформление/закрепление в актах о труде, в локальных нормативных актах, в России не рассматриваются в качестве источника трудового права (например, факт подачи заявления о приеме на работу как таковой значения не имеет — правоотношения возникают с момента подписания трудового договора).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-18; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.167.199.134 (0.008 с.)