Цели и задачи учебного предмета “Шахматы ” для начальной школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи учебного предмета “Шахматы ” для начальной школы



Формулирование целей обучения в современной педагогике является сложной и малоисследованной задачей. Отметим сначала общую тенденцию в формулировании цели для начального образования в целом.

Профессор В.Ф.Кривошеев отмечает, что “Цели развития начального образования, заключаются в реализации не только образовательной, но и развивающей функции обучения, связанной с развитием мышления ребенка, с приемами и способами его умственной деятельности”[10].

Об этом же пишет и доктор педагогических наук, член – корреспондент РАО Н.Ф. Виноградова: “приоритетной целью начального обучения – является развитие школьника на основе ведущей (учебной) деятельности”[3].

Относительно общей цели развития детей доктор психологических наук А.З. Зак пишет, что такой целью может являться “формирование умения рассматривать разные пути, разные планы, разные варианты достижения цели, разные способы решения задач”, то – есть умение принимать обоснованные решения”. Шахматы в силу своей специфики, безусловно, способствуют формированию такого умения, так как шахматная партия является цепочкой принимаемых обоими партнерами решений. Практически это умение рассматривать различные возможности также заканчивается выбором из этих альтернатив единственной, оптимальной по некоторым критериям, возможности.

Применительно к концепции шахмат как учебного предмета могут быть также использованы методические подходы к построению концепций близких к шахматам учебных предметов – математики и информатики. Например, “методическая концепция обучения математике в начальной школе выражает необходимость целенаправленного и непрерывного формирования приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения в процессе усвоения математического содержания”, отмечает доктор педагогических наук Н.Б.Истомина[9].

Исходя из вышеизложенного и из специфики предмета “шахматы”, определяем главную цель предмета в школе как развитие мышления младшего школьника, в том числе:

1.Развитие наглядно – образного мышления

2.Развитие наглядно – действенного мышления

3.Развитие словесно – логического мышления

4.Развитие последовательного логического мышления

5.Развитие стратегического мышления

6.Развитие тактического мышления

7.Развитие комбинаторного мышления

8.Развитие творческого и алгоритмического мышления (в том числе, на основе моделирования)

9.Развитие способности к рефлексии

10.Развитие памяти, в том числе оперативной

11.Развитие внимания

12.Развитие воображения

13.Обучение умению учиться на шахматном материале

Прокомментируем некоторые из целей.

В психологии существует несколько классификаций мышления, их анализ не входит в задачу концепции. Выбранные цели группируются по разным признакам. По видам мышления – цели №№ 1 -9, по видам функций психики – цели 10-12, особняком стоит цель 13, которая является не столько целью данного предмета, сколько общей целью начального образования. Прокомментируем некоторые из них.

Первые три цели сформулированы исходя из общепринятой в психологии классификации трех основных видов мышления по форме (Е.П.Ильин, 2004).

Цель 1 А.З. Заком формулируется для своего курса по развитию наглядно – образного мышления как “развитие умений мысленно решать задачи” Шахматы также могут быть использованы для достижения этой цели. Как показал анализ, курс А.З. Зака по развитию наглядно – образного мышления фактически почти целиком построен на материале, практически идентичном шахматам.

Цель 2 (развитие наглядно –действенного мышления) применительно к шахматам может быть реализована только в процессе анализа, когда в процессе принятия решения разрешается переставлять фигуры непосредственно в процессе мысленного расчета. Действием в шахматах является перемещение фигуры с одного поля на другое, то – есть, выполнение хода.

Цель 3 (словесно – логическое мышление) может также широко применяться в шахматной партии (внутренняя речь) и на уроке шахмат – при обосновании решения учебных задач.

Важность четвертой цели обучения шахматам хорошо понимал выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. Он особо выделял роль и значение шахмат в воспитании культуры мышления, умственном развитии младшего школьника: “В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам… Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры”. И далее он обращает внимание на то, что “речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы” [21].

С Сухомлинским согласен немецкий философ и кибернетик академик Г.Клаус. Он тоже считает, что “один из ценнейших воспитательных объектов шахматной игры заключается в её сути: шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления…”. Он отмечает интересный эффект от обучения детей шахматам: точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели учебники логики. Известно, что человек гораздо охотнее и продуктивнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения. Особенно полезно начинать обучение шахматам с младших классов. За шахматной доской дети в ранней стадии своего развития, конечно, неосознанно приучаются к диалектическому, стратегическому и тактическому методам мышления” [11].

Возможности школьного урока шахмат для развития младшего школьника отмечает и доктор педагогических наук член – корреспондент РАО С.Д. Неверкович. Он считает, что “Шахматы как учебный предмет поликомбинированного типа могут быть включены в обязательную программу средней школы наряду с ведущими дисциплинами”, потому что “учебный предмет шахматы – средство разностороннего развития индивида. Это универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры, в том числе логического и творческого мышления, и способная эффективно восполнить отсутствие логики в школьном обучении [14].

При анализе психологических и педагогических проблем развития мышления младших школьников в качестве меры сходства нешахматных и шахматных средств развития (по крайней мере, одним из средств измерения сходства), используется понятие логической структуры задачи или её отдельных элементов. Именно структурно похожи задачи, которые решает шахматист при выборе хода, и логическая задача о волке, козе и капусте, которых перевозчик должен перевести с одного берега реки на другой, каждый раз перевозя кого-нибудь одного из них. В.А. Сухомлинский справедливо пишет, что “решение задач такого рода напоминает умственный труд во время шахматной игры: и там, и здесь надо помнить несколько намеченных ходов”. Действительно, это задача на последовательное логическое мышление, превосходной школой которого, по словам того же В.А.Сухомлинского, являются шахматы. Добавим, что это, безусловно, управленческая задача (задача по управлению ресурсами), связанная с разрешением ряда противоречий для достижения определенной, четко сформулированной цели. Её решение базируется на довольно длинном расчете вариантов, как и в шахматах, только ходами здесь являются операции перевозки через реку (с конкретным грузом), а позициями – положение пассажиров по обе стороны реки после окончания каждой операции.

Значит, потребность в усилении логической подготовки учащихся младших школьников имеется. А шахматы как раз и являются чисто логической игрой, и они – то и могут реализовать проблему усиления логической подготовки учеников в достаточно занимательной форме. Эти выводы подтверждаются трудами известных ученых-психологов. Исследование известного психолога И.Ф.Талызиной о влиянии занятий шахматами на развитие младших школьников показало, что целенаправленное формирование основных приемов шахматной игры существенно повышает уровень логического мышления детей, а тем самым и их успехи в овладении школьными предметами” [22].

Относительно цели 9 – шахматы, как показали исследования психологов, являются удобным материалом для изучения и совершенствования рефлексии. В этом качестве их использовал для своих исследований видный российский психолог Я. А. Пономарев. Косвенно высказывается в пользу изучения шахмат в начальной школе один из разработчиков теории развивающего обучения для начальной школы академик РАО В.В. Давыдов. “Самый главный показатель разумно – теоретического мышления – это способность ребенка проводить рассмотрение оснований своих предметно – умственных действий. Рассмотрение оснований своих действий – это рефлексия. Вот когда ребенок, сделав неверное решение, вдруг останавливается и рассуждает (и желательно вслух по просьбе учителя), почему у него получается неверно – это уже начало рефлексии…Чтобы искать другой способ решения задачи, обязательно нужно микрорефлексией обладать…Как дети планируют свои действия. Это, кстати, обнаруживается уже в рефлексии. Какой сложности задачи они могут решать. Одни школьники могут усмотреть свои действия через два, три шага, некоторые через десять шагов. Здесь лучше всего выявить (если школьники умеют играть в шахматы), на сколько шагов вперед они просматривают ситуацию противника. Планирование – важнейшая функция менеджмента. Ещё есть действия мыслительного анализа: что главное, что не главное. А дальше в зависимости от учебных предметов – можно рассуждать, как выявить развитие мышления. Это прежде всего уровень развитости рефлексии, планирования и анализа” [6]. Корифей теории развивающего обучения для начальной школы обращает внимание на возможность использования шахмат как удобной модели для исследования глубины рефлексии. Это еще один важный аргумент для внедрения шахмат в школьный компонент начального образования, а обучение младшего школьника рефлексии (способности обосновывать свои действия при решении учебных задач) является ещё одной целью внедрения шахмат как учебного предмета в начальную школу.

И, наконец, последняя, 13-ая цель определена имеющейся в образовании тенденцией, на которую указывает американский ученый Тоффлер: “В современном мире знание остается всё более смертным. Сегодняшний факт становится завтрашним заблуждением. Школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Школьники и студенты должны научиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться…Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет считать, а тот, кто не научился учиться” [18]. Для начальной российской школы эта цель также актуальна.

 

Шахматы и моделирование

На один из способов достижения этой цели обращает внимание Н.Ф.Виноградова: “Учитель должен не просто учить ученика, а научить его учить себя самого, т. е. учебной деятельности. Это требует специального содержания, учебных методов и средств; организация деятельности моделирования, обучения общим способам деятельности, предоставления возможности осваивать алгоритмы действий и т.п.” [3]. Очень интересную мысль о сути игры высказывает доктор биологических наук И. Рыбин: “Все разнообразие изобретенных человечеством игр – это, в сущности, множество моделей, которые имитируют различные типы тактических и стратегических задач мышления. Развлекательная форма игр выполняет ту же функцию, что и все остальное, предназначенное для поощрения к жизненно необходимому поведению [17]. Шахматы – в этом плане не являются исключением. Общеизвестны на этот счет высказывания ведущих шахматистов, в том числе и чемпионов мира, ученых и военачальников, писателей и политиков. Количество жизненных ситуаций, которые они могут смоделировать, весьма велико.

О роли моделей целесообразного поведения в обучении личности и ее развитии так высказывается видный специалист в области детской компьютерной педагогики американский профессор Сеймур Пейперт: “Любая вещь даётся легко, если вам удаётся ассимилировать её в совокупности собственных моделей. Когда же этого не получается, то что угодно может показаться мучительно трудным … Чему может научиться индивид и как он будет учиться, зависит от того, какими моделями он овладел. Это, в свою очередь, порождает вопрос, как индивид научился своим моделям. Следовательно, в “законах учения” должно раскрываться, как интеллектуальные структуры вырастают одна из другой, как в ходе этого процесса они приобретают не только логическую, но и эмоциональную форму”. И далее он пишет о необходимости развивать “новое направление в педагогических исследованиях, когда внимание сосредоточивается на создании условий, при которых могут возникать интеллектуальные модели” [16]. Шахматы являются деятельностью, которая при умелом подходе педагога может заинтересовать школьника и в то же время, как это уже было показано выше, они являются идеальной средой именно для создания интеллектуальных моделей. Шахматы предоставляют ребенку условия, при которых могут возникать интеллектуальные модели.

В игре ребенок чувствует себя именно созидателем, полководцем, руководителем – одним словом, человеком, который управляет ресурсами. Причиной этому является сам характер игры. Ученые давно уже обратили внимания на факт поразительного сходства деятельности шахматиста и полководца. Применительно к современности можно говорить о том, что шахматы – это управление ресурсами, причем ресурсами не только военными, но и любыми другими, например, экономическими. И, может быть, именно поэтому шахматам обучают в начальных школах многих стран мира. И, следовательно, игра, безусловно, позволяет моделировать элементы менеджмента, неотъемлемой частью которого является процесс принятия решений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 1027; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.72 (0.015 с.)