О воспитательной функции шахмат 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О воспитательной функции шахмат



На роль шахмат не только в развитии, но и в воспитании человека в России обращали внимание ещё в начале прошлого века. Так, И.Я Гердт писал о шахматах следующее: “Теперь перейдем к таким играм, где все зависит от умения и внимательности к положению не только своих фигур, но и фигур противника. Все эти игры, в особенности сложнейшая из них – шахматы, имеют громадное воспитательное значение… Шахматы научат детей строго обдумывать каждый ход, научат анализировать своё положение, научат соображать. У нас шахматы имеют ещё большее значение, чем где – либо; в нас так глубоко вкоренилась привычка всё делать на авось. Люди же, с детства привыкшие обдумывать каждый свой ход в шахматах, перенесут эту привычку и на другие дела… Разумеется, одними шахматами дела не поправишь, – здесь важен весь склад воспитания; но в воспитании всё важно, а шахматы, введенные последовательно, начиная с решения самых простых двух – трех ходовых задач, явятся одним из очень действенных средств в этом отношении, кроме того, дадут немалую пищу соображению” [4]. Можно считать, что для российской действительности ситуация мало изменилась и сейчас, спустя почти век.

Проблема качества воспитания очередного поколения всегда была важной для любой страны мира и для всего человечества. Всемирно известный ученый – физик А. Эйнштейн считал, что целью школы должно быть воспитание гармонично развитой личности, а не специалиста. В начальной школе ученик получает воспитательное воздействие посредством шахмат как на уроке в процессе обучения, так и на занятиях в кружке, участвуя в турнирах. Воспитательная роль шахмат на уроке менее исследована, чем их воздействие на школьника при его участии в турнирах, поэтому анализу проблем воспитания на уроке должно быть уделено наибольшее внимание. Выше уже упоминалось о связи шахмат с математикой, поэтому большой интерес представляет оригинальная система взглядов на воспитание посредством изучения математики педагога А. Назиева[27].

А. Назиев считает, что “ преподавание математики является не только средством развития интеллектуальных способностей, но и средством нравственного воспитания”. При этом он ссылается на мнение математика А. Д. Александрова, что нравственность – это соединение трех компонентов: преданности истине, ответственности и человеколюбия. Преданность истине предполагает её установление с помощью доказательства, потребность в доказательстве, чему учит математика (и логика, и шахматы тоже – А.Т). Ответственность заключается в неукоснительном выполнении взятых на себя обязательств и требует постоянного доказательства, что это соответствие имеет место. (Опять доказательство, и доказательству учит математика, но и шахматы в не меньшей степени приучают к ответственности за принимаемые решения, так как каждый ход в шахматной партии является аргументом в споре – доказательством в условиях конфликта налагающим очень большую ответственность за каждое принятое решение – А.Т.).

Еще одной важной целью использования шахмат как учебного предмета в начальной школе является эстетическое воспитание их на младшего школьника, в частности, красота принимаемых решений. Красота в шахматах воплощается, в частности, возникновением парадоксальных ситуаций, когда перестают действовать среднестатистические отношения между фигурами. Как писал второй чемпион мира по шахматам, математик и философ Эм. Ласкер: “Если грубую силу побеждает слабейшая сторона при помощи ходов, которые скорее говорят о слабости, чем о силе, но все же победа обусловливается именно этими ходами, – заключающейся в ней неожиданной идеей, противоречащей, казалось бы, здравому смыслу, – мы восхищены”. Детям нравятся парадоксальные ситуации, и ознакомление учащихся с красотой шахматных комбинаций также является одним из приемов зарождения и поддержания познавательного интереса детей в процессе обучения.

Понимание красоты в шахматах, конечно, зависит от объема шахматных знаний, но в том – то и состоит их педагогическая ценность в эстетическом воспитании школьника, что их красоту он может почувствовать уже на ранних этапах изучения шахмат и совершенствовать понимание этой красоты буквально на каждом уроке. Уже при изучении хода коня дети с увлечением обсуждают, в чем красота маршрута коня с поля а1 на поле h8, реализуя свою фантазию в борьбе за право придумать лучший маршрут. Ученикам нравится геометрическая красота маршрутов и других фигур, например, слона в игре “приятного аппетита”, неожиданная для них трактовка тактического приема “вилка”, когда на доске рисуется вилка с головой коня между ручкой и зубцами, а на каждый зубец “надеваются фигуры, на которые конь нападает”.

Как показал опыт, даже при изучении мата одинокому королю различными фигурами можно если не увлечь детей, то обратить их внимание на красоту логики при решении такого рода задач, на изящество взаимодействия фигур сильнейшей стороны в процессе оттеснения одинокого короля и т.д. Как показал опыт, большую роль в воспитании у ребенка эстетического чувства может сыграть шахматная сказка.

 

Список литературы

1.Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников. – М.: Издательский дом “Новый учебник”. ООО “Поматур”, 2002, 96с.

2.Верезубова И.В., Влазнева А.В. Как включить знания в правила игры? – Первое сентября, 23.11.02.

3.Виноградова Н.Ф.Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта “Начальная школа ХХI века” – М.: Вентана – граф, 2003. – 48 с.

4.Герд И.Я.. Сборник игр и полезных занятий для детей всех возрастов с предисловием для родителей и воспитателей –СПб.: Шиповник, 1912, с 40-41.

5. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. – В сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1- 4). В двух частях, часть I. – М.: Просвещение, 2002. – с.309 – 318.

6. Давыдов В.В. Последние выступления – htpp://www.experiment.lv/rus/biblio/last/htm.

7. Днепров Э.Попытка пересмотра содержания образования не удалась Учительская газета, №45 1997, с.14 -171.

8. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение, Владос, 1994. – 320 с.

9.Истомина Н.Б. Концепция обучения математике в начальной школе – Начальная школа. № 10, 1996.

10.Кривошеев В.Ф. Концепция школьного образования. – Начальная школа, №4, 1996.

11 Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества М.: Физкультура и спорт, 1981. – 183 с.

12. Леонг И. Пора менять команду – “64” – шахматное обозрение”, №8, 2002, с.14.

13. Назиев А. Математика – искусство воспитания. Но преподавание её в основном сводится к тому, чтобы научить детей считать. – Первое сентября, № 117,. 23 ноября 1996 г.

14.Неверкович С.Д. Шахматы как предмет гуманитарного цикла в общеобразовательной школе. – Физическая культура, № 2, 2001.

15..Островская Л.В Концептуальные основы педагогических технологий в подготовке будущих специалистов – НШ № 4, 2003, с.32.

16. Пейперт С.: Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер. с англ. /Под ред. А.В. Беляевой, В.В. Леонаса. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.

17. Рыбин И. Мне в них видится иное. – “64” – Шахматное обозрение, №12, 1990, с. 10 – 11.

18. Сабуров Е. Время азартных уроков. – Первое сентября, 23.11.2002, с.3.

19. Светлов В.А. Практическая логика. Учеб. пособие – СПб.: ИД “МиМ”, 1997. – 576с.

20. Информатика -1: Математические основы мышления и коммуникации: Книга для учителя. – М.: Институт новых технологий образования, 1999. – 76 с.

21. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянска школа, 1974.

22. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988-175с.

23. Чубарова Т.П. Моделирование и элементы системологии. – Учебное пособие для учеников 11 классов. – www.1september.ru.

24. Холодная М. Математическое образование: математика как средства защиты права ребенка быть умным (обсуждаем проект Концепции математического образования в 12 летней школе) – Математика, №12, 2000, с. 31.

25.В. Тихомиров О. некоторых проблемах математического образования – Математика, №39, с.1-3.

26.Кузнецов А.А., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. О проекте концепции образовательной области. “Информатика и информационные технологии” – Информатика, №17, 2001.

27. Назиев А. Математика – искусство воспитания. Но преподавание её в основном сводится к тому, чтобы научить детей считать. – Первое сентября, № 117, 23 ноября 1996 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.006 с.)