Конференция учителей шахмат в Далласе, США, 2003 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конференция учителей шахмат в Далласе, США, 2003



Введение

В ХХI веке и последующих столетиях человечеству придется решать ряд сложнейших проблем, назревших к концу ХХ века, вплоть до сохранения жизни на планете. Справиться с этими проблемами смогут только высокообразованные и высоконравственные люди. Важность современного образования в новом веке настолько велика, что ЮНЕСКО провозгласила ХХI век веком образования. Чтобы подготовить таких людей, нужна гибкая система образования, в которой люди учились бы думать самостоятельно и принимать ответственность за собственные решения.

Совершая выбор, человек должен отвечать за его последствия. Нынешнее поколение должно научиться жить в поле неопределенности, быть готовым к динамичной смене общественно – политической обстановки, к смене работы, места жительства, к постоянной профессиональной учебе, к повышению своего культурного уровня. Следовательно, человек ХХI века должен уметь принимать решения в условиях неопределенности, индивидуальных для каждой личности, и, значит, нельзя сформировать единую для каждого человека (бизнесмена, рабочего, продавца, интеллигента, военнослужащего) модель жизни. Эту модель каждый человек создает для себя сам, и важнейшая цель воспитания личности – достижение высокого уровня культуры жизненного самоопределения, которая характеризует человека как творца собственной жизни и собственного счастья.

 

Шахматы и моделирование

На один из способов достижения этой цели обращает внимание Н.Ф.Виноградова: “Учитель должен не просто учить ученика, а научить его учить себя самого, т. е. учебной деятельности. Это требует специального содержания, учебных методов и средств; организация деятельности моделирования, обучения общим способам деятельности, предоставления возможности осваивать алгоритмы действий и т.п.” [3]. Очень интересную мысль о сути игры высказывает доктор биологических наук И. Рыбин: “Все разнообразие изобретенных человечеством игр – это, в сущности, множество моделей, которые имитируют различные типы тактических и стратегических задач мышления. Развлекательная форма игр выполняет ту же функцию, что и все остальное, предназначенное для поощрения к жизненно необходимому поведению [17]. Шахматы – в этом плане не являются исключением. Общеизвестны на этот счет высказывания ведущих шахматистов, в том числе и чемпионов мира, ученых и военачальников, писателей и политиков. Количество жизненных ситуаций, которые они могут смоделировать, весьма велико.

О роли моделей целесообразного поведения в обучении личности и ее развитии так высказывается видный специалист в области детской компьютерной педагогики американский профессор Сеймур Пейперт: “Любая вещь даётся легко, если вам удаётся ассимилировать её в совокупности собственных моделей. Когда же этого не получается, то что угодно может показаться мучительно трудным … Чему может научиться индивид и как он будет учиться, зависит от того, какими моделями он овладел. Это, в свою очередь, порождает вопрос, как индивид научился своим моделям. Следовательно, в “законах учения” должно раскрываться, как интеллектуальные структуры вырастают одна из другой, как в ходе этого процесса они приобретают не только логическую, но и эмоциональную форму”. И далее он пишет о необходимости развивать “новое направление в педагогических исследованиях, когда внимание сосредоточивается на создании условий, при которых могут возникать интеллектуальные модели” [16]. Шахматы являются деятельностью, которая при умелом подходе педагога может заинтересовать школьника и в то же время, как это уже было показано выше, они являются идеальной средой именно для создания интеллектуальных моделей. Шахматы предоставляют ребенку условия, при которых могут возникать интеллектуальные модели.

В игре ребенок чувствует себя именно созидателем, полководцем, руководителем – одним словом, человеком, который управляет ресурсами. Причиной этому является сам характер игры. Ученые давно уже обратили внимания на факт поразительного сходства деятельности шахматиста и полководца. Применительно к современности можно говорить о том, что шахматы – это управление ресурсами, причем ресурсами не только военными, но и любыми другими, например, экономическими. И, может быть, именно поэтому шахматам обучают в начальных школах многих стран мира. И, следовательно, игра, безусловно, позволяет моделировать элементы менеджмента, неотъемлемой частью которого является процесс принятия решений.

 

Межпредметные связи шахмат

Свойство шахмат служить материалом для моделирования различных сторон жизни делает особенно перспективным развитие их межпредметных связей в связи с наметившейся в начальной школе тенденцией к созданию так называемых интегрированных уроков или учебных курсов, объединяющих материал нескольких предметов.Обучение младших школьников шахматам дает положительный эффект уже сегодня, но от использования межпредметных связей шахмат можно ожидать дополнительного эффекта за счет целостного представления младшему школьнику знаний и, как следствие, ускорения развития ученика. Установлено, что шахматы имеют достаточно тесные межпредметные связи со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в начальной школе. Тенденции в развитии методического обеспечения ряда близких к шахматам предметов и возможности использования шахмат в школьной педагогике, особенно в обучении логике, экономике и менеджменту, математике и информатике, ещё не оценены по достоинству.

Внедрение концептуального положения об использовании межпредметных связей шахмат может быть реализовано путем иллюстрация методов познания действительности, составляющих содержание других предметов, на шахматном материале. Необходим поиск связей шахмат с другими предметами, постоянное развитие этих связей, их углубление и использование для совершенствования процесса обучения. В процессе такого поиска нужно, в частности, находить общие черты между шахматным материалом и содержанием другого предмета, то – есть, нужен поиск аналогий. Аналогия должна стать орудием познания на уроках шахмат, так как она будет способствовать созданию учениками разного рода моделей и развитию творческого мышления.

Из современных школьных предметов наиболее близка к шахматам математика. Этому есть даже некоторое философское обоснование. Авторы книги для учителя курса “Математические основы мышления и коммуникации” для 1 класса приводят одну очень интересную мысль: “ Сравнение математики с игрой по формальным правилам и построение философии математики на этой основе принадлежит Дэвиду Гилберту, одному из крупнейших математиков конца ХIХ – начала ХХ вв ”. Не в этом ли секрет перспективности использования шахмат в начальной школе, ведь шахматы являются именно такой игрой – игрой по формальным правилам. Следовательно, по Д. Гилберту, они также могут в какой – то мере служить основой (!) для современной математики. Может быть, именно поэтому шахматы были выбраны Клодом Шенноном в качестве модели для изучения процесса принятия решений, когда великий математик начал учить компьютер играть в шахматы.

Анализ некоторых авторских программ по математике (Н.Б.Истомина, Л.Г. Петерсон) и особенно по информатике (курсы “Информатика в играх и задачах” и “Математические основы мышления и коммуникации”) для начальной школы и перспектив развития этих предметов показал, что уже в программу для начальной школы включаются элементарные сведения по многим разделам современной математики. В перечень этих разделов входят: теория алгоритмов, теория графов, теория множеств, теории игр, искусственный интеллект, объекты и системы, закономерности случая, теория управления, теория информации, экспертные системы.

Эти тенденции совершенно объективны и отражают необходимость обеспечить пропедевтику базовых знаний, которые ученик будет получать в старших классах, и плавного перехода от начальной школы к средней, особенно в части фундаментальных понятий философии, логики, математики, экономики и менеджмента. Специфика шахматной игры позволяет излагать содержание азов нижеприведенных наук на шахматном материале. Это позволяет достичь эффекта, о котором писал еще Д. Максвелл: “Нет лучше способа сообщения уму знаний, чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах”.

Вышеизложенное позволяет посмотреть на чисто шахматные объекты с позиций различных наук. Обычное поле шахматной доски может рассматриваться как единица шахматного пространства (философский аспект), как элемент множества полей, образующих линию, или как множество, являющееся пересечением двух других множеств – вертикали и горизонтали (теория множеств), как элемент кодирования (информатика) или как точка в системе координат (математика). Этот пример иллюстрирует вышеупомянутую идею Д. Максвелла.

В программы для начальной школы включаются также некоторые элементы логики. По нашему мнению, именно логика с ее стремлением к обоснованию, к доказательству является общим фундаментом математики и шахмат, и, видимо, именно этим объясняется тот факт, что шахматы, как школьный предмет повышают успеваемость учеников по математике. Но особенно перспективным для сообщения школьникам знаний о математических основах мышления является, по нашему мнению, включение в курс шахмат элементарных сведений по математической логике, так как именно она моделирует процессы мышления и, в частности, операции с высказываниями.

В шахматах также ярко выражены геометрические моменты. Опыт показал, что иногда именно геометрическая трактовка решения простейших шахматных задач облегчает ученикам понимание методов их решения. Профессор Н.Б. Истомина справедливо утверждает, что “математическое развитие младших школьников невозможно без приобщения их к геометрии” [9]. Следовательно, и в этом аспекте шахматы помогают математике. Элементарные сведения по вышеперечисленным научным направлениям с достаточной степенью доступности могут быть изложены на шахматном материале.

Например, можно построить алгоритмы решения простейших шахматных задач типа “Напади на фигуру противника” или более сложный алгоритм выигрыша окончаний типа “ферзь против пешки” (где пешка дошла до предпоследней горизонтали).

Азы теории графов удобно рассмотреть, используя простейшие деревья расчета вариантов, где ребрами графа являются шахматные ходы, а вершинами – шахматные позиции, возникающие в результате этих ходов. Эти графы широко используются в шахматной (и не шахматной) литературе, посвященной исследованию шахматных компьютеров. Существуют также задачи на перемещение фигур (например, коней), где применение графов обеспечивает наглядность решения задачи, и в связи с этим решение оказывается предельно простым...

Основные сведения по теории множеств могут быть рассмотрены с использованием отношений шахматной доски как совокупности полей и комплекта шахматных фигур. Именно своеобразие объектов и отношений между ними в шахматной игре производит впечатление на учеников.

Даже такое сложное направление как “экспертные системы” можно достаточно просто проиллюстрировать детям с помощью любой игровой шахматной компьютерной программы, реализованной как на обычном персональном компьютере, так и на специализированном шахматном микрокомпьютере. Предварительные эксперименты показали, что даже возможность испытать свои силы с электронным “шахматистом – экспертом” вызывает у младших школьников большой интерес. Это позволяет говорить о качественно новой дидактике начальной (и, конечно, средней) школы, дидактике эпохи школьной компьютеризации, которая даст нам новые представления о природе мышления. Исторически сложилось так, что именно шахматы были выбраны моделью для развития такого важного для современной науки направления как искусственный интеллект.

В связи с вышеизложенным шахматный материал является удобным фундаментом для проектирования некоторого интегрированного учебного курса, объединяющего в себе сведения по философии и логике, математике и информатике, экономике и менеджменту и способного ускорить интеллектуальное развитие ребенка.

Список литературы

1.Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников. – М.: Издательский дом “Новый учебник”. ООО “Поматур”, 2002, 96с.

2.Верезубова И.В., Влазнева А.В. Как включить знания в правила игры? – Первое сентября, 23.11.02.

3.Виноградова Н.Ф.Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта “Начальная школа ХХI века” – М.: Вентана – граф, 2003. – 48 с.

4.Герд И.Я.. Сборник игр и полезных занятий для детей всех возрастов с предисловием для родителей и воспитателей –СПб.: Шиповник, 1912, с 40-41.

5. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. – В сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1- 4). В двух частях, часть I. – М.: Просвещение, 2002. – с.309 – 318.

6. Давыдов В.В. Последние выступления – htpp://www.experiment.lv/rus/biblio/last/htm.

7. Днепров Э.Попытка пересмотра содержания образования не удалась Учительская газета, №45 1997, с.14 -171.

8. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение, Владос, 1994. – 320 с.

9.Истомина Н.Б. Концепция обучения математике в начальной школе – Начальная школа. № 10, 1996.

10.Кривошеев В.Ф. Концепция школьного образования. – Начальная школа, №4, 1996.

11 Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества М.: Физкультура и спорт, 1981. – 183 с.

12. Леонг И. Пора менять команду – “64” – шахматное обозрение”, №8, 2002, с.14.

13. Назиев А. Математика – искусство воспитания. Но преподавание её в основном сводится к тому, чтобы научить детей считать. – Первое сентября, № 117,. 23 ноября 1996 г.

14.Неверкович С.Д. Шахматы как предмет гуманитарного цикла в общеобразовательной школе. – Физическая культура, № 2, 2001.

15..Островская Л.В Концептуальные основы педагогических технологий в подготовке будущих специалистов – НШ № 4, 2003, с.32.

16. Пейперт С.: Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер. с англ. /Под ред. А.В. Беляевой, В.В. Леонаса. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.

17. Рыбин И. Мне в них видится иное. – “64” – Шахматное обозрение, №12, 1990, с. 10 – 11.

18. Сабуров Е. Время азартных уроков. – Первое сентября, 23.11.2002, с.3.

19. Светлов В.А. Практическая логика. Учеб. пособие – СПб.: ИД “МиМ”, 1997. – 576с.

20. Информатика -1: Математические основы мышления и коммуникации: Книга для учителя. – М.: Институт новых технологий образования, 1999. – 76 с.

21. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянска школа, 1974.

22. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 1988-175с.

23. Чубарова Т.П. Моделирование и элементы системологии. – Учебное пособие для учеников 11 классов. – www.1september.ru.

24. Холодная М. Математическое образование: математика как средства защиты права ребенка быть умным (обсуждаем проект Концепции математического образования в 12 летней школе) – Математика, №12, 2000, с. 31.

25.В. Тихомиров О. некоторых проблемах математического образования – Математика, №39, с.1-3.

26.Кузнецов А.А., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. О проекте концепции образовательной области. “Информатика и информационные технологии” – Информатика, №17, 2001.

27. Назиев А. Математика – искусство воспитания. Но преподавание её в основном сводится к тому, чтобы научить детей считать. – Первое сентября, № 117, 23 ноября 1996 г.

 

Конференция учителей шахмат в Далласе, США, 2003

В американском городе Далласе прошла конференция учителей, которые используют шахматы в воспитательных целях. Именно в педагогических, то есть демонстрируют на примере этой древней игры, как решать жизненные задачи. Все выступающие подчеркивали, что шахматы повышают самоуважение в детях и помогают интегрировать иммигрантов в общество. К шахматам прибегают и в случаях, когда детям нужно помочь бороться с зависимостями - алкогольной и наркотической. Одним словом, шахматы, по мнению участников конференции, отличный инструмент для решения жизненных проблем. "В шахматах ничего не зависит от случая, это не азартная игра, поэтому ты должен шевелить мозгами и стараться, чтобы выиграть, а если ты проиграл, то, по крайней мере, ты разработал некую стратегию", - говорит Фернандо Морено, автор книги "Учить жить с помощью шахмат".

Из материалов сайта РШФ "17 сентября 2003 г. Красноярск, Россия. Уроки игры в шахматы могут стать частью школьных программ", 2003

"Уже в ближайшее время уроки игры в шахматы в качестве факультатива могут стать составной частью школьных программ. Об этом заявил 12-й чемпион мира Анатолий Карпов на церемонии закрытия 56-го чемпионата России по шахматам среди мужчин. По мнению Карпова, Министерство образования скоро примет на этот счет соответствующее решение. Свой прогноз чемпион мира подтвердил тем, что Российская шахматная федерация в последнее время активно работает "в плане развития детских и молодежных шахмат с Министерством образования страны и департаментами образования многих регионов". Карпов подчеркнул "шахматы могут ненавязчиво многому научить", например, контролю за временем, анализу, планированию, прогнозированию и самодисциплине".

Комментарий автора сайта: Очень важная информация! Дело в том, что хотя программа "Шахматы - школе" с 1996 года является составной частью "Программ общеобразовательных учреждений: Начальные классы", но о реальном внедрении говорить преждевременно. Одна из причин заключается в том, что пока нет чёткого взаимодействия между Министерством образования и Российской Академией образования с одной стороны и РШФ с другой стороны. Поэтому очень важно то обстоятельство, что в последнее время Анатолий Евгеньевич Карпов уделяет этому вопросу повышенное внимание.

Из интервью Г.К. Каспарова главному редактору "АиФ" Н. Зятькову "Гарри Каспаров. Шахматы умирают?", декабрь, 2003

–...А что же вы? Оставляете поле битвы или, как прежде, с открытым забралом будете бороться за будущее шахмат?

– Я много лет боролся за то, чтобы ситуация была иной, но повлиять в целом на картину не могу. Очень устал и занят сейчас своим делом – работаю над пятитомным изданием "Мои великие предшественники". Но хочу сказать: в любом случае в ближайшем будущем шахматы завоюют в системе образования важнейшее место. Увы, это случится не у нас, а в Америке, Западной Европе, Израиле, где есть время и желание думать о стратегических перспективах. Один Нью-Йорк даёт 3-4 млн. долларов в год на шахматы в школе по благотворительным программам, и там все понимают, как шахматы влияют на качество образования.

– А в чём конкретно это выражается?

– В классах, где занимаются шахматами, резко улучшаются результаты не только в математике, но и в других предметах. Школьник начинает самостоятельно мыслить, и это самое главное. Расовые и социальные барьеры исчезают. Игра может объединить всех. У ребёнка развивается чувство ответственности. Твой ход – вся ответственность на твоих плечах. Личность по-настоящему растёт с шахматами.

– А что мешает ввести это в России?

– В СССР шахматы использовались как оружие идеологическое. На самом деле все эти секции, кружки, "Белые ладьи" были нацелены на то, чтобы найти Карпова, Каспарова, Крамника, – подпитать пирамиду и доказать, что мы самые умные в мире. Все же попытки ввести шахматы в образование провалились. В 1987 г. я ходил к секретарю ЦК КПСС Бирюковой с предложением подготовить программу игры для школы. Тогда Советскому Союзу, чтобы внедрить шахматы в систему образования, нужно было 150 тыс. рублей. Но нам сказали: "Кому это надо? У нас и так всё хорошо..." Сейчас на самом деле никто не замечает, что профессиональные шахматы в России умирают. Последний "выброс" советской шахматной школы – Александр Грищук...

(Подробнее - "Аргументы и факты", декабрь, №50, 2003, с.3).

Комментарий: То, что не удалось сделать в СССР, реализовано в России. В 1993 году Министерство образования РФ само выступило с инициативой создания первого учебно-методического комплекта для начальной школы, который в начале 1994 года уже был разработан. Однако, о реальном внедрении, пока не решён кадровый вопрос, говорить преждевременно. Среди международного программного обеспечения отметим программу и методические рекомендации (в трёх частях), разработанную Валерием Суреновичем Цатуряном под эгидой Шахматной академии Г.К. Каспарова (М.: 2003).

Татьяна Хлебникова "Таблетка под названием "шахматы", Украина, 24.01.2004

Эта древняя игра способствует развитию интеллекта ребенка. Во многих странах мира в последние годы заметно повысился интерес к детским шахматам. И это не случайно. Древняя игра, как объяснил мне старший тренер ДЮСШ № 3 г. Киева, кандидат в мастера спорта Геннадий Плостак, оказывает колоссальное влияние на развитие интеллекта и тех личностных качеств ребенка, которые крайне необходимы в современном мире. Например, вырабатывает умение в короткий промежуток времени принимать правильное решение. Шахматы также приучают детей к микрострессам, ибо каждая проигранная партия и есть микростресс. Замечено, что шахматисты не теряются в критических ситуациях, не впадают в панику, а думают, ищут выход. Общеизвестно также, что шахматы учат логически мыслить, а увлекающиеся этим спортом дети хорошо учатся, без проблем поступают в институты, делают прекрасную карьеру.

- Более того, шахматы полезны и с медицинской точки зрения, - рассказывает Геннадий Яковлевич. - Если ребенок непоседлив, не может сосредоточиться, то после занятий в кружке он постепенно избавляется от этих недостатков. Уместно в этой связи вспомнить знаменитую фразу Александра Алехина: "С помощью шахмат я воспитал свой характер".

Словом, польза от шахмат - огромная, а затраты на них - минимальные. На Западе, да и на Востоке, в развитие детского шахматного спорта сегодня вкладываются огромные деньги. Этот интерес лет восемь назад был сильно подогрет опубликованным в прессе докладом ЮНЕСКО о результатах специального исследования о влиянии шахмат на развитие ребенка. В исследовании принимали участие американские научные светила и представители Шведской королевской педагогической академии. Вывод был сделан однозначный - польза от этой игры несомненная. Так что детские шахматы теперь занимают в досуге ребят чуть ли не ведущее место. Вводятся они и как отдельный предмет в школьные программы. Ибо эта игра - своего рода уникальная, волшебная "таблетка", которая показана всем без исключения детям - физически слабым и сильным, умным и не очень, с плохим зрением и с хорошим... А какова ситуация с детскими шахматами у нас?

- Если прежде представители стран СНГ были намного сильнее всех, то сейчас титулы чемпионов мира завоевывают спортсмены из Индии, Китая, - рассказывает Геннадий Плостак. - Но больше всего меня поразил Иран. Шахматы там разрешили всего 7 лет назад, а в 2000 году у них уже появилась первая чемпионка мира - девочка.

Может, в Украине нет талантливых детей? Или плохие тренеры? Ни то ни другое. Одна из "звездочек" тренера Плостака - второклассница Маша Корниюк. Она - самая юная перворазрядница в Киеве. А вообще за 21 год тренерско-преподавательской работы Геннадий Яковлевич воспитал немало выдающихся спортсменов. И сегодня он чуть ли не единственный тренер в Киеве, чьи дети играли на первенствах мира и Европы. В октябре 2000 г. в Испании проходил очередной чемпионат мира среди юношей и девушек в возрасте до 16 лет. Единственная киевлянка, тоже ученица Геннадия Яковлевича, - Таня Аксенова завоевала среди 72 участниц восьмое место, опередив многих международных мастеров. Задача школы - не просто учить детей игре в шахматы (занятия, заметим, для ребят бесплатные!), а растить разрядников, чемпионов. Да, процентов 70 из тех, кто заканчивает ДЮСШ №3, выполняют звание кандидата в мастера спорта. И все это - усилиями тренеров-фанатов. Однако им надо помогать. К сожалению, в детских шахматах Киев сейчас не на ведущих позициях. Да, детским тренерам помогают. Тот же Петр Буркацкий, председатель городского спорткомитета, у которого, по словам Плостака, "отношение к тренерам просто изумительное". Но, думается, кроме отдельных энтузиастов, нужны более мощные, объединенные усилия. В той же Грузии правительство выделило большие средства на поддержку традиционно сильнейших в мире женских шахмат. И у нас есть хорошие примеры. Так, в Харькове в целевую программу "Талантливые дети" включены и юные шахматисты. В Киеве же пока детские шахматы финансируются по остаточному принципу. ДЮСШ №3, например, очень нужен компьютер. И не один. Мечтают в ДЮСШ №3, как это было раньше, бесплатно водить ребят в бассейн, чтобы укреплять их физически. Очень необходимы летние лагеря отдыха - это самое благодатное время для занятий с детьми. В общем, проблем хватает. Много лет назад, еще во времена СССР, в прессе велись шумные дебаты о том, что такое шахматы - спорт или искусство? Лично я думаю, что эта мудрая, древняя игра вобрала в себя и то и другое. А еще она несет в себе мощный педагогический заряд. Давайте не забывать об этом. И пусть не все дети, играющие ныне в шахматы, станут чемпионами. Но то, что это будущая элита Украины, - бесспорно.

А.Н. Костьев "Педагогический конгресс: Кальвия, 16-20 октября 2004"

"В принятой концепции семинара удалось отразить роль шахмат как педагогического инструмента развития способностей школьников к умственной деятельности... Автор учебника для самых маленьких Джоли Прио продемонстрировал оригинальный подход к обоснованию подбора учебных примеров для 4-6 летних детей... Если удастся перевести эти доклады на русский язык, то сборник будет издан в России. Скоро увидят свет материалы другого конгресса "Шахматы в школе", который был проведён в Америке два года назад... Будет проведён очень большой Конгресс "Шахматы и школа" (ноябрь, Голландия)". Подробнее - "Шахматное обозрение - 64" 2004, №11, с.57.

Материалы собрал: Игорь Сухин, автор статей и книг по обучению детей шахматам

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.035 с.)