Какие качества воспитывают шахматы? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие качества воспитывают шахматы?



Данная работа - попытка проанализировать, какие качества воспитывают шахматы у детей, посещающих шахматный кружок, и как эти качества могут повлиять на жизнь и социализацию детей?

Мной была оставлена программа, по которой уже более 8 лет тренирую детей в Яснинской СОШ №2. Кружок посещают дети разного возраста, из разных социальных слоёв. Есть дети из неблагополучных семей. И я рада, что именно на занятиях кружка они нашли себя, реализуют себя, как личности. Здесь ребят уважают за хорошую техническую игру, за трудолюбие и терпение, результатом чего являются призовые места на соревнованиях. Здесь старшие опекают младших: с удовольствием учат их азам игры, развивают наставнические навыки, помогая мне проводить тренировки. Младшие с уважением относятся к старшим, более опытным в игре, ребятам. Подолгу с восхищением наблюдают за их игрой: запоминают интересные комбинации. На занятиях царит доброжелательная атмосфера. Дети никогда не позволяют себе громко разговаривать не потому, что боятся кого-то, а просто понимают, что могут помешать сосредоточиться товарищам во время игры. У нас есть ребята, которые занимают призовые места во всех соревнованиях без исключения. На соревнованиях школьного, районного, поселкового уровня дети занимают призовые места. Многие ребята, играющие неплохо, стремятся к ещё лучшим результатам, хотя я не ставила перед собой цель - сделать из них спортсменов. Так, я думаю, развиваются их целеустремлённость, стремление к самосовершенствованию.

Я всегда считала, что учитель должен быть примером для своих учеников. Поэтому он, чтобы привить любовь к чему-то - будь то спорт, шахматы, оригами, вязание - должен сам очень сильно любить дело, которым хочет увлечь детей.

Я родилась в большой семье, в с. В-Шергольджин Красночикойского района. В восьмилетнем возрасте старшие братья и сёстры привели меня на шахматный кружок. Посещали кружок многие деревенские дети от 7 до 15 лет. Приходили играть и люди постарше.

Я подолгу наблюдала за тем, как волшебные фигурки двигаются по шахматной доске, и пыталась повторять действия старших. Никто меня не воспринимал всерьёз, никто не хотел учить этой мудрой игре… И чем больше меня игнорировали, тем сильнее росло во мне упрямое желание научиться играть. Я научилась сама! Проигрывала партию за партией и всё равно упрямо садилась за доску. Ходила с шахматами за сестрами и братьями и умоляла поиграть…Постепенно начала выигрывать у них партию за партией. Ещё тогда я поняла, что только упорство и ежедневные тренировки принесут желаемый результат, и всегда говорю об этом своим ученикам.

Всё изменилось, когда в нашу школу пришёл новый учитель физкультуры Миронов В.В. Он стал вести занятия для юных шахматистов. У меня появился мой первый и единственный тренер. Он набрал группу детей, увлечённых шахматами, и стал систематически тренировать нас, часто возил на соревнования по шахматам.

С тех пор прошло много лет, но я помню свой первый турнир… Это были районные соревнования и проводились они в Красном Чикое. 10 команд из разных школ района принимали участие в этих соревнованиях. Наша сборная состояла из двух девочек и восьми мальчиков. Я заняла второе место, набрав 8 очков из 9. Это был мой первый успех! Я проиграла всего одну партию. Свою первую проигранную партию я тоже запомнила на всю жизнь. Мне, деревенской девчонке, впервые выбравшейся из своего села, было 10 лет, а моей сопернице, очень красивой, эффектной поселковой девочке, - лет 14. Я наблюдала за игрой этой девочки, изучила манеру её игры, отметила для себя её «просчёты», утвердилась в мнении, что играет она намного слабее меня и была уверена в своей скорой победе, но, как говорят, не тут-то было. После этой игры-проигрыша я сделала ещё один вывод: нельзя недооценивать противника. Никогда! Об этом всегда напоминаю своим подопечным:

- Никогда не недооценивайте противника!

Хорошо помнится, как я была морально подавлена тем, как вела себя эта девочка. Она высокомерно оглядела меня с ног до головы, развалилась на стуле и каждый мой ход комментировала:

-Ну, что ж, неплохо. А этот ход так себе. – Зевала, усмехалась, барабанила пальцами по столу, что очень меня отвлекало, болтала с подругами. Я проиграла - слёзы душили меня не из-за проигранной партии, а из-за унижения, которое я испытала. Поэтому своим ученикам я рассказываю эту историю, чтобы они извлекли урок о недопустимости такого поведения за игрой и выработали правило поведения игрока - уважай соперника! Тогда я нашла силы не отчаяться, открылось второе дыхание и - все последующие партии мной были выиграны! Возможно, это говорит о силе характера, об упорстве в достижении цели, об умении сконцентрироваться, сжать волю в кулак. Именно шахматы воспитали во мне эти качества, поэтому могу уверенно сказать, что данные качества, по моему мнению, действительно приоритетные в шахматах!

Не хвалюсь, но скажу: в течение уже более 10 лет на ежегодных спартакиадах учителей Оловяннинского района занимаю призовые места.

Несколько лет назад Пандито Хамба лама Дамба Аюшеев снова зажёг погасшее было пламя всеобщего восхищения шахматами на моей малой родине. Ежегодно в селе Бурсамон, Красночикойского района, проводится чтение священной книги Ганжур. На это священнодействие съезжаются ламы из всех дацанов. Кроме паломников на праздник съезжаются борцы, шахматисты из Бурятии, Монголии и Красночикойского района Забайкалья, чтобы померяться силой мышц, ума, интеллекта. В турнире шахматистов на равных участвуют мужчины, женщины и подростки. Мне уже сорок лет и живу я в Оловяннинском районе, но каждый год стараюсь приехать на малую родину и принять участие в соревнованиях по шахматам на празднике Ганжур. В первый год я заняла первое место, на следующий год - 2 место. Тренер Кяхтинской команды сказал мне: «Я с большим интересом несколько дней наблюдаю за вашей игрой и не могу понять, к какой шахматной школе вас отнести. У вас слабо поставлен дебют, миттельшпиль и эндшпиль вообще не поддаются никакой логике. Кажется, что партия проиграна, но вы упорно ведёте какую-то непонятную комбинацию и умудряетесь выигрывать! У вас либо огромный дар, либо стальные нервы и сильный характер. Вам нужен тренер!». Он не ошибается: кроме огромной, благоговейной любви к шахматам, огромного желания победить, терпения и силы духа у меня нет ни опыта, ни достаточных знаний комбинаций, ни, тем более, опытного наставника.

Я сделала ещё один вывод - только во время соревнований шахматисты учатся мастерству друг у друга. Своим ученикам я всегда говорю:

-Не расстраивайтесь, если проиграли. Знайте: проигрывая с достоинством, вы побеждаете самого себя и самое важное - приобретаете практический опыт. Играя с более сильным игроком, вы учитесь его мастерству. Каждая игра - это приобретение опыта. Отрицательный опыт - это тоже опыт! Играя со слабым игроком, вы не получите ни морального удовлетворения, ни опыта.

Не могу назвать своё увлечение шахматами хобби или фанатизмом. Это что-то большее для меня. Что-то трепетное, сильное, высокое…

Итак, по собственному опыту я могу сказать, что шахматы воспитывают такие качества личности, как трудолюбие, ответственность, силу воли, благородство, твёрдость духа и стойкость характера.

Это моё мнение. Но, может быть, я ошибаюсь? Что же думают об этом знаменитые люди?

«Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд.» В.В.Путин.

«Церковь не против шахмат, поскольку в отличие от азартных игр, духовно разрушающих человека, шахматы привносят в нашу жизнь только доброе и хорошее, а значит, укрепляют нас также и с нравственной стороны...» Митрополит Алексий (Поликарпов)

Рихард Рети, гроссмейстер, в молодости - учитель математики, писал: «В юности у меня было два любимых занятия: математика и шахматы. Причина, по которой я предпочел шахматы математике, может показаться непосвященному странной, а то и парадоксальной: в шахматах больше жизни, чем в математике »

Леонид Яковлевич Береславский - автор собственной методики развития интеллектуальных способностей у детей. К нему на занятия в школу "Открытие" с удовольствием ходят и двухлетние малыши, и дети старшего дошкольного возраста. Леонид Яковлевич пишет: «Шахматы - это игра по правилам, Ладья ходит именно так и никак иначе, а конь - только вот таким образом. Шахматы учат действовать в определенных, не тобой созданных условиях по очень жестким правилам. Это дисциплинирует ум, а главное - тренирует волю.
Я бы сказал, что шахматы не столько образовывают, сколько воспитывают. Шахматист учится распределять свои силы, просчитывает ходы, он старается сохранить за собой возможность управлять ситуацией, регулировать ее, как банкир в банках Екатеринбурга или военачальник на поле битвы. Мне кажется, что воспитание волевых качеств - главная ценность шахматной игры»

Вот ещё одно мнение. О пытный шахматный педагог и методист, автор многих замечательных учебных книг И. Г. Сухина отмечает: «Исследования отечественных и зарубежных психологов: Н.Г. Алексеева, Л.Я. Венгера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарёва, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна и других свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я.А.Пономарёв, "внутренний план действий". Шахматы являются идеальным инструментом для его формирования… Шахматы стимулируют самостоятельность мышления, награждая поиски нетривиальных решений эстетическим чувством прекрасного. Шахматы учат творчеству.»

О влиянии шахмат на развитие детей и об особенностях тренировочного процесса рассказал в интервью один из лучших тренеров Беларуси Анатолий Алипов. Вот уже более 20 лет он работает в СДЮШОР № 11 Минска. Среди его воспитанников не только победители и призеры чемпионатов Беларуси в различных возрастных категориях, но и первый в республике чемпион мира до 14 лет.

Анатолий Алипов сказал: «В первую очередь шахматы развивают мышление, логику. Постоянный анализ позиций способствует формированию аналитического склада ума. Также они учат трудолюбию, выдержке. Ребенок начинает понимать, что без труда успеха не добиться. Помогают шахматы стать более внимательным. Также очень важно, что они уводят детей с улиц. В этом проявляется их воспитательный потенциал. Шахматист должен иметь бойцовский характер, волю, трудолюбие, соблюдать режим. Часто у ребенка есть задатки, но нет трудолюбия. Или наоборот. Ребенок может не знать и десятой части того, что знает другой в его возрасте, но за счет постоянной, упорной работы со временем окажется намного сильнее».

Питерский гроссмейстер Александр Халифман, чемпион мира ФИДЕ-1999 и трехкратный олимпийский чемпион в составе сборной России считает, что «шахматы развивают самостоятельность и независимость мышления. Умение не брать чужие выводы на веру, а руководствоваться своим разумом, умение судить обо всем самостоятельно, умение действовать в изменившихся обстоятельствах - всему этому учат шахматы».

Проанализировав собранный материал, я ещё раз убедилась, что шахматы не только развивают мыслительные процессы, но и воспитывают. Я не нашла ни одной статьи, ни одной фразы, в которой бы говорилось о шахматах плохо. Все: церковь, правительство, великие гроссмейстеры, педагоги, тренеры, простые обыватели - восхищаются этой удивительной игрой. Все понимают великую силу воспитания детей шахматами.

Я вижу свою заслугу в том, что мне удалось воспитать в детях любовь к шахматам, воспитать качества, которыми должен обладать шахматист. Наблюдая за своими воспитанниками, могу сказать, что в каждом из них появилась усидчивость и терпение - этого требуют длительные, порой многочасовые партии. Они умеют проигрывать с достоинством и не ищут для игры слабых игроков. Они умеют сопереживать за свою команду во время соревнований, умеют анализировать сыгранные партии, делать выводы. Могу с уверенностью сказать, что у всех них развито чувство собственного достоинства, воля, сильный характер. Помню мальчика-новичка, который во время соревнований, проиграв все партии подряд, заявил детям:

- Я не проиграл, я победил!

Все дети заулыбались:

-Как это ты выиграл?

- Но ведь Мария Балдыновна всегда говорит, что каждый проигрыш - это всё равно выигрыш, что каждая игра с сильными игроками - это приобретение опыта. Я же не заплакал, не убежал, а сыграл все партии до конца. Значит, я победил себя. Правильно, Мария Балдыновна?

На что я ответила:

-Ты большой молодец, что сыграл все партии. Это говорит, что ты, несмотря на неудачи и проигрыши, смог из минусов сделать плюс - победить себя и набраться опыта у более сильных игроков. Ты - действительно победитель! Я горжусь тобой».

Никто больше не смеялся над ним, все старались во время тренировок давать ему практические советы и научить тому, что умеют сами.

Таким образом, отвечая на вопрос, поставленный в заглавии работы, могу сказать уверенно: шахматы воспитывают в ребенке характер, настойчивость, внимательность, решительность, силу воли, упорство, эмоциональную устойчивость, способность принимать взвешенные решения в любой обстановке, умение достигать поставленных целей, дисциплинируют.

Именно этих способностей порой так не хватает современным детям. Умение сосредоточиться, не отвлекаться на мелочи – это еще одно качество, которое может быть заложено при обучении шахматам. Настоящего игрока не может отвлечь от партии ничто: ни разговоры, ни звуки телевизора, ни даже шумная возня сверстников.

Проигрывать в шахматы для ребенка неприятно, но очень полезно, ведь это только тренировка, игра, в то время как настоящие неприятности могут поджидать наших детей в жизни, и к ним маленькие шахматисты оказываются более подготовленными, чем остальные ребята. Жизнь показывает, что опытный игрок в шахматы в большинстве случаев достойно выходит из сложных житейских ситуаций. Шахматистам не свойственно впадать в панику, избегать принятия серьёзных решений – наоборот, они всегда пытаются найти нестандартный путь, не боятся размышлять, стремятся не сдаваться.

Замечательный русский педагог Сухомлинский писал, что с помощью шахмат он смог выявить во многих своих воспитанниках такие способности, которые до начала их увлечения шахматной игрой были незаметны. А гениальный шахматист Алехин утверждал, что именно шахматы помогли ему воспитать характер.

Дети, владеющие шахматной игрой, лучше социализируются в обществе. Они чувствуют себя прекрасно в любой социальной среде. Шахматы могут стать для них не только увлечением, но и любимой работой - тренерством, как для меня. Только для этого нужно хорошо знать теорию, историю шахмат и постоянно развиваться.

Литература

  1. Журнал "Улица Сезам для родителей" № 6, 2000 г.
  2. И.Дьяков, Н. Петровский, П. Рудик Психология шахматной игры, Москва 1926
  3. Газета Спорт-Экспресс. Олимпиада.

 

Воспитание и обучение детей в системе дополнительного образования (секция шахмат)

РЕФЕРАТ

2.1 Мотивация выбора обучения шахматам

Часто, когда уже идет учебный процесс и набраны группы, подходят родители с просьбой принять их детей в секцию, потому что ребенок силен в математике, или наоборот слаб в этой науке; с помощью шахмат хотят развить логическое мышление. Другая распространенная мотивировка - ребенок очень не усидчив, - занятия шахматами должны помочь решить эту проблему; посоветовал учитель, в силу каких-то показаний посоветовал врач. Это все в какой-то мере правильно, но попробую более научно и грамотно сформулировать, что может дать обучение шахматам для развития личности, затем проанализировав свой личный опыт, постараюсь сделать выводы и показать некоторые проблемы.

В связи с этим, я бы хотела сослаться на статью нашего коллеги, опытного тренера, международного гроссмейстера по переписке, автора многих шахматных пособий М.В. Блоха, "Цели обучения шахматам", в которой прекрасно отражено все положительное, что могут дать шахматы.

Цели обучения шахматам

Современная концепция образования во главу угла ставит идею развития личности человека, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение шахматам.

Преподаватель шахмат поможет развить:

· способность самостоятельно мыслить;

· логику, системность, дисциплину и другие элементы культуры мышления;

· память, внимание, наблюдательность;

· творческое воображение и ассоциативное мышление;

· навыки изучения литературы;

· навыки самостоятельной исследовательской работы.

Рассмотрим подробнее некоторые моменты развивающей роли обучения шахматам.

Уже на первых уроках шахмат учащийся убеждается, что одного желания выиграть недостаточно. Ход становится сильным только тогда, когда он подготовлен грамотными предыдущими действиями. Урок шахмат: для выбора правильных решений следует опираться на объективный учёт и оценку имеющихся условий.

Обучение шахматам способствует воспитанию:

· силы воли

· самостоятельности

· трудолюбия

· целеустремлённости

· способности к самоконтролю, адекватной самооценке и самокоррекции

· культуры поведения, дисциплинированности

· честности

· толерантности

Способность самостоятельно мыслить

На уроках шахмат игрок учится самостоятельно использовать имеющиеся у него знания и навыки в разнообразных позициях. Таким образом, при обучении шахматам человек овладевает искусством сравнительного анализа, умением находить существенные различия в похожих ситуациях и сходство во внешне различных.

Развитие памяти

Значительно влияние обучения шахматам на развитие памяти. На уроках шахмат преподаватель помогает ученику совершенствовать способность к смысловому, логическому запоминанию информации, основанному на особенностях расположения и взаимодействия объектов. Культура и дисциплина мышления

Обучение шахматам развивает культуру и дисциплину мышления. Под руководством преподавателя шахмат учащийся прочно осваивает пятиэтапную схему обдумывания и принятия решений: анализ позиции, общая оценка позиции, выбор плана, выбор хода, проверка выбранного хода и выполнение.

Эта схема мышления имеет универсальный характер и применяется для решения учебных, научных, экономических, военных и других задач.

Развитие внимания

Преподаватель шахмат поможет развить необходимую степень концентрации для игры. Уроки шахмат требуют длительного, устойчивого, интенсивного и объёмного внимания. Ведь стоит на мгновение ослабить, совершить одну грубую ошибку, и плоды всей предыдущей работы будут утеряны.

Дисциплинирует мышление такая особенность обучения шахматам, как ограничение времени на обдумывание. Под руководством преподавателя шахмат игрок учится рациональному распределению времени, объективной оценке временных интервалов и быстрому принятию решений в стрессовой ситуации.

Дисциплинированность

Обучение шахматам оказывает большое влияние на развитие не только мыслительных способностей, но и характера. Шахматы требуют дисциплинированности, постоянного самоконтроля, учат ответственности за каждый сделанный во время соревнования ход, который невозможно отменить. Урок шахмат состоит в необходимости сочетания смелости и решительности с ответственностью и осмотрительностью.

Выдержка

Каждая партия и соревнование в целом неизбежно становятся серьёзным психологическим испытанием для юного человека. Это подготовка и ожидание борьбы с трудным соперником в присутствии конкурентов и болельщиков, сама схватка, наполненная переживаниями за сильные и красивые ходы, реальные и мнимые ошибки (отличить первые от вторых часто удаётся лишь в анализе после игры), ответственность за результат, в том числе перед родителями, преподавателем шахмат, товарищами по команде. Урок шахмат заключается в умении проявлять выдержку, самообладание, стойкость и упорство в экстремальных ситуациях, преодолевая как неуверенность и отрицательные эмоции, так и неоправданную эйфорию, преждевременно расслабляющую и лишающую объективности. Поэтому неудивительно, что школьники и студенты, шахматисты высоких разрядов сдают различные экзамены гораздо лучше, чем не шахматисты, имеющие равный с ними уровень текущей успеваемости.

Самооценка

Урок шахмат заключается в переходе к объективной самооценке, как к результату корректного сопоставления своих притязаний с личными результатами и сравнительными достижениями других.

Шахматы учат не только аргументировано отстаивать своё мнение, но и уважать чужое. Обучение шахматам воспитывает объективность в отношении не только себя, но и соперников и вообще других людей. Шахматисту приходится анализировать не только позиции на доске, но также сильные и слабые стороны соперника, особенности его характера. При этом человек учится мысленно ставить себя на место другого. Несомненно, такой опыт облегчает взаимопонимание и взаимодействие с людьми в различных ситуациях.

Умение вести себя в обществе

Уроки шахмат и соревнования с их чёткими и справедливыми правилами прививают учащимся корректность, умение вести себя в обществе, уважение к людям. Увлечение шахматами позволяет школьнику заинтересованно и, в определённом смысле, на равных общаться с взрослыми шахматистами.

Изучая с преподавателем шахмат теорию и историю игры, учащиеся видят вклад талантливых представителей многих стран и народов в их развитие, своеобразную перекличку, взаимопроникновение и взаимообогащение шахматных идей

«ОБУЧЕНИЕ ШАХМАТАМ КАК УСЛОВИЕ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

Категория: Номер 8(04)2015

 

Просмотров: 3023

Кульчицкая Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, заместитель директора по методической работе Центра внешкольной работы Промышленного района г. Ставрополя Ставропольского края, ira-kulchickaya@yandex.ru

Важно не то, проиграем ли мы в игре, важно, как проиграем,

и как благодаря этому изменимся, что нового вынесем для себя,

как сможем приложить это в других играх.

Странным образом поражение оборачивается победой.

Р. Бах

 

Современная парадигма образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств.

М. Вебер указывал на то, что в каждом обществе явно или неявно присутствуют представления об идеальном типе личности, отражающие набор ценностных нормативных характеристик, которые даются человеку обществом в определенную историческую эпоху [1]. Эти характеристики идеального типа личности находят свое выражение в ценностных ориентирах образования как ведущего института социализации личности, направленного на создание соответствующего этим ориентациям репертуара со­циальных установок, обеспечивающих формирование личнос­ти как идеального представителя гражданского общества.

Целью развития современного человека становится его «самореализация» как в физическом, так и в духовном плане. Методологические обоснования предлагают различные средства становления самоактуализирующейся личности. Любые современные средства требуют и конкретных условий, соответствующих индивидуальным особенностям развивающейся личности. Каждый ребенок рождается с задатками к определенному виду деятельности и задача педагогов распознать индивидуальную предрасположенность маленького человека.

Но, безусловно, одна из главных задач реализации актуализированного целеполагания является формирования человека «мыслящего», способного быть самостоятельным, инициативным и ответственным в собственном жизнепроживании.

Современная наука утверждает, что ребенок в возрасте от 1 до 6 лет почти без утомляемости усваивает знания и овладевает базовыми умениями. С течением времени эта способность ослабевает. Возрастные психологи рекомендуют учитывать сензитивные периоды в процессе становления человека, которые нас «сопровождают» в течение жизни. Каждый из этих периодов является благоприятным для формирования и развития конкретных новообразований. Поэтому задача современной педагогики создать наиболее благоприятные условия для прохождения сензитивных периодов.

Образовательные учреждения, в процессе обучения и воспитания, создают психолого-педагогические условия для интеллектуального развития через активную познавательную деятельность. Поскольку обучение носит развивающий характер, то необходимо определить наиболее эффективные обучающие дидактические средства. Одним из таких средств могут быть шахматы, игра в которые несет серьезный развивающий потенциал.

На протяжении многих столетий игра в шахматы считалась элитным увлечением, уделом немногих из числа аристократии. Она требовала серьезной мыслительной деятельности. Именно из-за больших нагрузок, вызываемых напряжением ума, древняя игра и заслужила право быть всемирно признанным развивающим личность средством. С помощью этой игры у детей развиваются такие виды мыслительной деятельности как анализ и синтез.

Способность к анализу порождает такие качества, как наблюдательность, креативность, умение быстро находить решение; синтез помогает мыслить обобщенно, отделять главное от второстепенного, строить целостные представления о вещах. Обе эти операции служат основами логического и образного мышления, обеспечивают развитие воображения и эффективное запоминание. Не зря великий мастер дедукции – мистер Шерлок Холмс – был великолепным шахматистом. Шахматы для детей служат также средством для развития определенных черт характера. Таких, как настойчивость, усидчивость, способность к длительной концентрации внимания, воля к победе, и других.

В современной методологии есть много авторов указывающих на важную роль шахмат в: формировании творческих качеств личности учащегося (Б.С. Гершунский); развитии планирующей функции мышления, тренинга гибкости мышления (Д.Б. Богоявленская); повышении уровня логического мышления детей, и тем самым их успехами в овладении учебными предметами (Н.Ф. Талызина); развитии интеллектуальных способностей (Н.Г. Алексеев); воспитании умственных способностей и памяти (В.А. Сухомлинский); формировании образного мышления (Л.А. Венгер) и другом.

Целью обучения игре в шахматы является развитие личности, которая достигается за счет решения нескольких задач сразу:

1. Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Развивает изобретательность и логическое мышление.

2. Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

5. Коррекционную: помогает гиперактивному ребенку стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Обучение игре в шахматы должно основываться на основных гуманистических и дидактических принципах:

- сознательности и активности;

- последовательности, систематичности и концентричности расположения материала;

- постепенности и прогрессивности;

- индивидуально-дифференцированного подхода;

- взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора формирования личности.

Образовательные учреждения (дошкольные, общеобразовательные, дополнительного образования) предлагают свои психолого-педагогические условия организации и реализации общеразвивающих программ по обучению игре в шахматы.

Интересен опыт клуба «Белая ладья» Центра внешкольной работы Промышленного района города Ставрополя по воспитанию шахматистов. История клуба началась в 1994 году, и на протяжении всего этого времени его деятельность направлена на популяризацию шахмат как вида спорта среди детей и подростков. Педагоги-профессионалы реализуют свои общеразвивающие программы по обучению игре в шахматы для обучающихся разных возрастов. В настоящее время образовательная деятельность в клубе выстраивается по принципу профессионального роста обучающихся. Педагоги начинают работать с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Данная категория обучающихся занимаются по программе «Шахматы для дошколят». Основной целью программы является: «Развитие познавательных способностей детей посредством занятий интеллектуальными играми». Данная цель успешно реализуется с помощью решения конкретных задач:

Обучающих:

1. Познакомить детей с шахматными фигурами и научить их оценивать.

2. Научить действовать в соответствии с правилами игры.

3. Сформировать мотивацию к занятиям интеллектуальными играми.

4. Сформировать умение играть в интеллектуальные игры самостоятельно.

Развивающих:

1. Содействовать развитию специальных способностей и творческой активности детей.

2. Развить способность к анализу и синтезу.

3. Способствовать формированию усидчивости, настойчивости, эмоциональной уравновешенности

Воспитательных:

1. Способствовать формированию культуры общения и поведения.

2. Содействовать формированию духовно-нравственных качеств личности ребенка.

3. Формировать способность к адекватной самооценке и уверенность в своих силах и возможностях.

4. Воспитывать умение радоваться своему успеху и успеху других.

5. Формировать способность к организации со сверстниками позитивной игровой деятельности.

Педагоги, реализующие данную программу, успешно справляются с подготовкой детей дошкольного возраста к усвоению нового информационно-практического опыта в шахматном мире, который реализуется общеразвивающей программой «Шахматы». Данная программа рассчитана на 4 года обучения. Целеполагание программы выходит на новый профессиональный уровень: «подготовка шахматистов 4 разряда - 1 год обучения, 3 разряда - 2 год обучения, 2 разряда - 3,4 год обучения из числа обучающихся, уже знакомых с основными правилами шахматной игры».

Самый сложный уровень профессионального мастерства обучающиеся получают на следующем этапе подготовки шахматистов. Прошедшие обучение по вышеуказанным программам и имеющие профессиональные способности к дальнейшему развитию принимаются на освоение общеразвивающей программы «Совершенствование шахматного мастерства». Основная цель педагогов создать условия для самореализации детей и подростков средствами игры в шахматы и подготовки перворазрядников.

Образовательная деятельность клуба «Белая ладья», безусловно, включает регулярные турниры и соревнования по шахматам: центровского, городского, краевого и всероссийского уровней. Среди значимых достижений обучающихся – победы и призовые места на:

- соревнованиях на Кубок губернатора Ставропольского края (г. Ставрополь, 2005);

- спартакиаде Южного федерального округа (г. Анапа, 2006);

- чемпионате России по быстрым шахматам (г. Элиста, 2007), кубке СКФО по быстрым шахматам (г. Избербаш, 2013);

- первенстве Ставропольского края по шахматам (г. Ессентуки, 2013);

- первенстве СКФО по классическим шахматам (Домбай, 2013);

- первенстве Ставропольского края по шахматам (г. Пятигорск, 2014), первенстве СКФО (г. Нальчик, 2014) и другие.

В апреле 2014 года клуб «Белая ладья» отметил свое 20-летие. Всё это время клуб работает под девизом «Cens una sumus!» («Все мы – одна семья!»), потому что клуб объединяет не только педагогов и детей. Постоянными участниками мероприятий являются родители, учащиеся ближайших школ, члены общественных организаций, профессиональные шахматисты. Поэтому стало традицией проводить мероприятия для различных групп – участников клуба. Интересно проходит командное семейное первенство по шахматам, которое проводится в новогодние каникулы. Популярным среди педагогов образовательных учреждений города стал шахматный турнир, организованный совместно с городской профсоюзной организацией. Клуб «Белая ладья» отмечен Советом микрорайона № 22 г. Ставрополя как один из лучших клубов, работающих по месту жительства. Образовательный процесс в клубе осуществляет профессиональный педагогический коллектив под руководством Дульцевой Людмилы Юрьевны, почетного работника общего образования Российской Федерации.

Исходя из анализа деятельности клуба «Белая ладья», необходимо сформулировать основные качественные результаты в процессе развития личности ребенка, в процессе овладения шахматным мастерством. Основные приобретения юных шахматистов: интерес к шахматной игре; сформированные коммуникативные качества; умения схватывать суть дела, отделять главное от второстепенного; сформированность произвольного, волевого поведения; развитие логического мышления; способности мыслить творчески и неординарно; развитие памяти и умения применять полученные знания на практике; развитие внимания, умения сосредоточиться на воспринимаемой информации; умения планировать и поэтапно реализовывать свою деятельность.

Конечно, ребенок, прошедший школу шахматного мастерства, приобретает серьезный жизненный опыт: «Шахматы – модель жизни! Овладевая шахматами, ребенок учится жить».

 

Список литературы:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвесщение, 2008. - 151 с.

А.А.Тимофеев "Концепция обучения шахматам в начальной школе" (Проект)

 

Примечание И.Г.Сухина: Проект концепции приводим с разрешения автора – педагога дополнительного образования Александра Алексеевича Тимофеева.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.133.33 (0.142 с.)