Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Русское искусство X – XIII вв.↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Русское искусство X – XIII вв. Севастийские мученики
На двух столбах восточной арки размещена мозаичная сцена «Благовещение»
Над коихой сохранилась мозаичная композиция «Деисис», скомпонованная в виде трех медальонов с полуфигурами.
«Оранта» София Киевская
В среднем ярусе апсиды Софийского Собора - «Евхаристия»
Нижний ярус апсиды Святой Софии Киевской занимают изображения «отцов церкви» — святителей и архидиаконов. Это непревзойденные по совершенству исполнения, глубине характеристики и психологической насыщенности портреты.
Василий Великий Иоанн Златоуст Изображения всех трех ярусов главного алтаря тесно взаимосвязаны. Здесь читается единый композиционный и колористический замысел. Белые омофоры на плечах святителей соответствуют светлым одеяниям апостолов в «Евхаристии», синий цвет одежды Богоматери перекликается с такого же цвета плащом Христа и фоном орнамента над фигурами святителей. Звучание синих и белых тонов в апсиде усилено малиновым цветом престола в центре сцены "Евхаристия". Убранство главного алтаря собора София Киевская является высоким образцом синтеза архитектуры и живописи, что вообще характерно для всего древнего интерьера Софии Киевской. Сцены и персонажи, набранные мозаикой,— это символы, раскрывающие основные положения христианского вероучения. Они воспринимаются как своеобразный эпиграф к последующему живописному рассказу, изложенному в технике фрески. На Руси именно эту технику ждало большое будущее. Во фресковой технике в Киевской Софии выполнены многие сцены из жизни Христа, Марии и архангела Михаила («Встреча у Золотых ворот», «Обручение», «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», «Сошествие во ад»), изображения праведников и мучеников и пр. Во многих фресковых циклах сказался, видимо, вкус заказчика, в них виден иной, чем у византийцев, лишенный аскетичности идеал, иные, русские типы лиц (например, фреска, изображающая св. Пантелеймона). Это замечательные по композиции, своеобразной манере письма и мягкому колористическому решению изображения. Сюжеты трактованы жизненно и правдиво: живые, выразительные лица, свободные позы, полные динамики жесты. Акцентируя внимание на чертах лица, художники убедительно воплощают суровость и величие, благородство и аскетизм, и юношескую мягкость изображаемых персонажей. София Киевская. Фреска «Сошествие в ад». Трансепт. Северная сторона. Встреча Авраамом трех странников
Цикл фресок Софии Киевской сохранился в боковых алтарях и нефах собора. Здесь сцены из «Житий святых» написаны в хронологической последовательности в каждом ярусе. «Целование Марии и Елизаветы»
В киевском храме среди многочисленных фресок имеются также и сугубо светские росписи: на южной стороне центрального нефа изображены фигуры дочерей князя Ярослава, а на северной – его сыновей (сохранились фрагментарно). В западной части центрального нефа, примыкающего к подкупольному пространству, была представлена композиция: князь Ярослав с моделью храма в руках. Кроме того, на стенах лестничных башен показаны эпизоды придворной жизни: состязания на цареградском ипподроме, цирковые представления, фигуры скоморохов, музыкантов, охота на волка, медведя, барса. Причем в этих сценах есть черты чисто русские. Так, изображены неизвестные в Византии животные, типично русские способы охоты. Языческое веселье в шумных пирах и разных развлечениях долго держалось в княжеском быту и нашло отражение даже в декоративном убранстве главного собора. Огромное место в декоре Софии занимает орнамент. Дочери Ярослава Мудрого Портрет семьи Ярослава Мудрого: 1. Слева от Христа - княгиня Ирина с дочками, справа - Ярослав Мудрый с сынами 2. Слева от Христа - князь Владимир и Ярослав с сынами, справа - княгиня Ольга и княгиня Ирина с дочками 3. Слева от Христа - Ярослав с сынами и дочкой; справа - княгиня Ирина с дочками «Ипподром». Реконструкция.
Фрески башни Софийского собора в Киеве
Орган в сцене «Скоморохи». Реконструкция.
«Скоморохи». Фрагмент. Битва ряженых (скоморохов)
Охота на медведя
Орнаменты
Мозаики и фрески собора София Киевская отвечают высоким требованиям монументального искусства. Им присуща органическая связь с архитектурой, четкость и лаконичность художественного языка, глубокая эмоциональность образов, композиционная и колористическая цельность, широта художественного мышления. Мозаичный и фресковый цикл росписей Софии Киевской – это строго продуманная и единая по замыслу система, дающая живописное представление о вероучении, система, в которой каждая фигура и каждая сцена помогают раскрыть смысл целого. ü Помимо мозаик Киевской Софии сохранились мозаики Михайловского Златоверхого монастыря (монастырь основан в 1108 году князем Святополком Изяславовичем) близкие по характеру киевским, но уже имеющие иные черты, говорящие об изменении в художественных воззрениях, в эстетических идеалах за прошедшие 60–70 лет. Михайловский собор монастыря имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу — небесному покровителю Киева. Собор был украшен мозаикой из смальты и цветных камней. По преданию вместе с греческими мастерами в создании мозаик киевского Михайловского Златоверхого монастыря участвовал преподобный Алипий Печерский. В сцене Евхаристии фигуры апостолов переданы в сложных ракурсах, движения свободнее и живее, лица не так экстатичны, как в киевской мозаике. Фигуры составляют естественные группы, каждый апостол держится по-своему, это уже не бесстрастные, ушедшие в себя проповедники с суровым взором, а живые люди, с высоким строем мысли и глубоким интеллектом. Соответственно и выразительный язык мозаики становится другим: меньшее значение придается теперь линии, контуру, иначе строится форма, хотя линейное начало все равно преобладает. В фигуре Дмитрия Солунского, представленного в роскошных одеждах воина –княжеского патрона, некоторые исследователи видят портретное сходство с киевским князем Изяславом, в крещении Дмитрием. Справедливо предположить, что это идеальное представление о князе – владыке и воине. Постоянная угроза нашествия кочевников сделала ратное дело на Руси почетным. Воин-патриот, защитник отечества с мечом, щитом и копьем, готовый отстаивать свою землю и веру, становится близким и понятным образом. Мозаика святого Дмитрия Солунского стала одной из самых известных мозаик монастыря и собора. По этой мозаике можно судить о высочайшем владении мозаичной техникой византийских и древнерусских мозаичистов. Св. Димитрий Солунский Часть мозаик Михайловского собора — «Евхаристия», «Благовещение», изображения архидьяконов Стефана и Фаддея и ряд других — была перенесена в Софийский собор. Евхаристия
Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния – византийское, южнославянское, даже романское,– Киевская Русь создала свое самобытное искусство, культуру единого феодального государства, предопределила пути развития искусства отдельных земель и княжеств. Искусство Киевской Руси – недолгий по времени, но один из величайших периодов в отечественной культуре. Именно тогда получил распространение крестово-купольный тип храма, просуществовавший вплоть до XVII столетия, система стенописи и иконография, которые легли в основу всей живописи Древней Руси. XII – XIII вв. В XII –начале XIII в. в разных русских землях возникают свои художественные школы: новгородская, владимиро-суздальская, галицко-волынская, рязанская, школы Полоцка и Смоленска. Они складываются на основе традиций Киевской Руси, но каждая вносит нечто свое, характерное только для этой земли, связанное с бытовыми особенностями и художественными достижениями, с социально-политическими и географическими условиями. Искусство XII века Ц. Георгия в Старой Ладоге.
Архангел Михаил
Роспись купола
Царь Давид Пророки
Святитель Николай
Апостол Петр Чудо Георгия о змие Преобладает плоскостное, линейное, графическое начало с изысканным линейным ритмом и колоритом. Ц. Спаса на Нередице.
Богоматерь Панагия
Христос Ветхий Денми.
В иконописи новгородские мастера достигли выдающихся успехов. Особенно замечательны большие монументальные иконы, на которых лежит отпечаток тонкого вкуса и мастерства. Они свидетельствуют о связях с художественной культурой Византии 11 —12 вв. Двухсторонняя икона с образом «Знамение» и свв. Иоакима и Анны (1170 г.)
Икона «Знамение» Новгородская создана в первой половине XII века. По иконографии представляет собой поясное изображение, на груди Богоматери медальон с образом благословляющего Младенца Христа. На другой стороне святые (либо Петр и Анастасия, либо Иоаким и Анна надписи с их именами не сохранились), представленные молящимися образу Христа. В течение столетий икона многократно реставрировалась; в 1565 ее поновлял митрополит Макарий. От живописи XII века сохранились только фрагменты синей одежды Богоматери на лицевой стороне и изображения святых на обороте. Это древнейшая русская чудотворная икона Богоматери, главная святыня Великого Новгорода и русского Севера. В 1170 году в Новгороде произошло судьбоносное событие, связанное с новгородской иконой. Суздальский князь Андрей Боголюбский задумал образовать на севере русской земли одну державу и хотел одним ударом сокрушить силу новгородскую. Князья — Смоленский, Муромский, Полоцкий и Рязанский — спешили со своими дружинами принять участие в войне князя Андрея с Новгородом; «мало не вся земля русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72», — так говорит древний летописец. «Горе побежденным!» — изрек вперед могущественный князь Суздальский: он и его союзники заранее делили между собою богатые области новгородские и расхищали сокровища древней столицы Рюрика. Но сам князь Андрей заболел и остался во Владимире, а сына своего Мстислава, покорителя стольного Киева, послал вместо себя предводительствовать войсками. С 25 февраля соединенные войска окружили город, и начались кровопролитные приступы. Силы были неравны. Новгородцы видели силу врагов и, изнемогая в неравной борьбе, все упование возлагали на Господа, Пресвятую Богородицу и на молитвы своего архипастыря Иоанна, в иночестве Ильи. Жители города дни и ночи проводили в молитвах, обращаясь к Богу с просьбой не оставлять их. Молитвы их не были тщетны. Святитель Иоанн уже три дня и три ночи с самого появления врагов стоял при алтаре Господнем в соборной церкви, ограждая свою паству неусыпными молитвами. В последнюю ночь, когда все знали, что следующий день решит свободу или рабство Новгорода, святитель услышал голос, повелевавший ему идти в церковь Спаса на Ильинской улице, взять оттуда икону Владычицы и вознести ее на городскую стену — и «узриши спасение граду». Св. Иоанн, исполненный страха и радости, молился преклоненный до самого рассвета, потом велел благовестить в большой колокол и, объявив народу о бывшем ему откровении, послал в церковь Спаса за иконою Владычицы своего протодиакона с соборным клиром, а сам начал молебное пение. Посланные возвратились в ужасе, говоря, что икона не двигалась с места. Тогда сам святитель со всем собором пошел в Спасскую церковь, пал пред иконою Пресвятой Богородицы. Поднявшись от земли, он начал молебное пение, и, лишь только произнесены были начальные слова кондака Богородицы: «предстателъство христиан непостыдное», внезапно сама собою с места двинулась икона Владычицы. Святой архипастырь благоговейно поднял икону и в сопровождении всего народа вознес и поставил ее на городскую стену, где кипела ожесточенная битва. Икону внесли на стену и поставили близ того места, где кипела битва. Народ молился со слезами. Тысячи стрел летели на стену. Вдруг одна из стрел вонзилась в святой образ, при этом лик Пресвятой Богородицы обратился к городу, и архипастырь увидел, как западали слезы из очей Богоматери. Вдруг в войске врагов произошло смятение, они начали поражать друг друга. Новгородцы, заметив это, воодушевились и вышли из города, а неприятельские войска в страхе бежали. Тогда все приписали спасение города заступлению Пресвятой Богородицы. После событий 1170 года чудотворная икона 186 лет продолжала оставаться в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице, а уже в 1356 году специально для этой иконы в Новгороде был построен храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря. В 1566 году в Новгороде, близ торговой площади, вспыхнул пожар и в короткое время распространился на многие улицы. Митрополит Макарий пришел в соборную церковь и, облачась, со всем духовенством, с крестами и иконами пошел в церковь Знамения Богородицы, пал пред Ее чудотворною иконою и со слезами молился. После молитвы святитель взял чудотворную икону и в крестном ходе понес ее по берегу Волхова. Против церкви Иоанна Предтечи служил молебен и кропил святою водою на стремившийся в город пламень. Вдруг огонь стал утихать, ветер подул на Волхов, и заступлением Божией Матери скоро пожар совсем прекратился. В 1611 году шведы овладели Новгородом и производили в нем грабежи и кровопролития, не щадили храмов, расхищали церковную утварь, а самые иконы бросали на землю и попирали их ногами. Некоторые из их воинов дошли и до церкви Знамения во время совершения там божественной службы и хотели войти в отворенные западные двери в церковь. Но лишь только вступили на порог, как вдруг невидимою силою были отброшены назад. Хищники опять устремились к дверям, но та же сверхъестественная сила отбросила их назад. Это так устрашило шведов, что после того никто уже из них не осмеливался войти в церковь. - Двусторонняя икона с образом Богоматери Одигитрии и великомученика Георгия. Отлично сохранилось изображение Георгия, имеющее черты аскетического стиля XI века.
Св. Георгий. XII век. - В конце XII века была создана икона « Спас Нерукотворный » с изображением на обороте «Поклонения кресту » (XIII век). Образ Христа в иконе «Спас Нерукотворный» исполнен большой внутренней силы. Взгляд огромных глаз, направленный чуть в сторону, нарушает строгую симметрию лица и делает его более живым и глубоко одухотворенным. В какой-то мере этот образ сродни непреклонным и грозным святым Нередицы, однако духовная мощь и глубина выражены здесь с иным, более облагороженным оттенком. Черты Христа строги и изящны, переходы от света к тени в лице очень тонки, волосы отделаны тонкими золотыми нитями. На оборотной стороне иконы находится изображение ангелов, поклоняющихся голгофскому кресту. Живописная манера здесь более свободна, композиция динамичнее, краски ярче. Величественный лик Христа исполнен точным рисунком и мягкой, плавной моделировкой, напротив, оборот иконы с фигурами поклоняющихся ангелов поражает экспрессивностью стиля.
«Спас Нерукотворный» (конец XII в.), на обороте «Поклонение кресту» (XIII в.). Композиция иконы построена на сочетании 3-х элементов: Квадрат – устойчивость; Круг (нимб) – вечность, божественный мир; Лик Христа на фоне креста – символ Божественной Любви. Иконописное изображение Христа характеризуется выразительностью, яркой линией, обрисовывающей черты Лика. Явно присутствует асимметрия (по разному изогнуты брови, что придает Лику особую выразительность). Проведены золотые оживки на волосах – ассист – подчеркивающие Божественную сущность (в Новгородской иконописи выражают особое почитание). Суровость Лика Христа передает внутреннюю энергетику Творца. - Икона святителя Николая была создана также в самом конце века и сочетает в себе монументальность черт лика. На полях иконы расположены изображения святых, это станет распространённой новгородской традицией. Эта икона говорит о том, что в этических идеалах новгородцев находил себе место не только сильный духом подвижник, аскет, но и мудрец, добрый к людям, понимающий их земные стремления, прощающий их грехи. Привезенная им икона, получившая название Владимирской, стала покровительницей и заступницей княжества, а впоследствии и всей России. Прекрасный по проникновенности и классичности византийский образ послужил своего рода мерой художественного качества для работавших здесь иконописцев.
Владимирская икона Божией Матери XI - ½ XII вв. (Лицевая и оборотная стороны) По искусствоведческой версии – автор – Евангелист Лука (икона написана на доске от стола трапезы святого семейства) - Икона — « Спас Златые власы » — оплечное изображение Спасителя. Иисус Христос представлен на иконе без нимба, причём его плечи практически полностью срезаны полями. За головой Иисуса изображён крест зелёного цвета. Он, как одежды и фон, украшен золотыми медальонами-дробницами. Волосы Иисуса выписаны золотым ассистом (от этого икона и получила своё название). Голова Христа имеет небольшой поворот, взгляд направлен вверх и в сторону. Выражение лица отличается скорбью, а золото фона и волос создают ощущение излучения Христом божественного света. На полях иконы были помещены надписи, часть из которых сохранилась: «Мир вам», «Аз есмь свет миру», «Идущий за мной не пребудет во тьме» Спас Златые власы, XIII век. Две горизонтальные иконы первоначально входили в состав алтарных преград неизвестных храмов. - На одной из них представлен оплечно Спас Эммануил с двумя архангелами. Изображение юного Христа исполнено Божественного величия и силы. Здесь Он изображен как Жертва, предвечно уготованная для спасения людей. Лики поклоняющихся архангелов выражают тихую скорбь. Прекрасно передан глубокий сосредоточенный строй образов с тонкими оттенками чувств
Деисис. Начало XIII века. Большинство таких икон написаны на красных фонах. Плотный и яркий киноварный фон иконы не имеет ничего общего с мерцающим золотым или серебряным фоном икон первой группы и в большой степени способствует впечатлению осязательности, конкретности изображения. В них даже лики проработаны в основном одними белильными штрихами. В XIII столетии в историю Руси входит новая трагическая реальность — нашествие монголо-татар. Сначала были разорены северо-восточные, а затем южные и юго-западные русские княжества. Установилось иноземное иго, которое вызвало кризис в развитии культуры. При этом формируются конкретные особенности национальных иконописных школ. Колорит икон начинает сменяться характерно русскими цветистыми и яркими красками. Появляется больше внутренней и внешней динамики, склонность к большей плоскостности. Для икон характерна резкость подачи, повышенная активность. Образы наделяются несокрушимой волей и твердостью в вере. Повышается экспрессия исполнения и активностью образов. В иконах присутствует слитность композиционных элементов и некоторая встревоженность в выражении лика (в отличие от прежней невозмутимости), что указывает на приближение новой эпохи.
Русское искусство X – XIII вв.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.148 (0.011 с.) |