![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления
|
На двух столбах восточной арки размещена мозаичная сцена «Благовещение»
Над коихой сохранилась мозаичная композиция «Деисис», скомпонованная в виде трех медальонов с полуфигурами.
«Оранта» София Киевская В среднем ярусе апсиды Софийского Собора - «Евхаристия»
Нижний ярус апсиды Святой Софии Киевской занимают изображения «отцов церкви» — святителей и архидиаконов. Это непревзойденные по совершенству исполнения, глубине характеристики и психологической насыщенности портреты.
Василий Великий Иоанн Златоуст Изображения всех трех ярусов главного алтаря тесно взаимосвязаны. Здесь читается единый композиционный и колористический замысел. Белые омофоры на плечах святителей соответствуют светлым одеяниям апостолов в «Евхаристии», синий цвет одежды Богоматери перекликается с такого же цвета плащом Христа и фоном орнамента над фигурами святителей. Звучание синих и белых тонов в апсиде усилено малиновым цветом престола в центре сцены "Евхаристия". Убранство главного алтаря собора София Киевская является высоким образцом синтеза архитектуры и живописи, что вообще характерно для всего древнего интерьера Софии Киевской. Сцены и персонажи, набранные мозаикой,— это символы, раскрывающие основные положения христианского вероучения. Они воспринимаются как своеобразный эпиграф к последующему живописному рассказу, изложенному в технике фрески. На Руси именно эту технику ждало большое будущее. Во фресковой технике в Киевской Софии выполнены многие сцены из жизни Христа, Марии и архангела Михаила («Встреча у Золотых ворот», «Обручение», «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», «Сошествие во ад»), изображения праведников и мучеников и пр. Во многих фресковых циклах сказался, видимо, вкус заказчика, в них виден иной, чем у византийцев, лишенный аскетичности идеал, иные, русские типы лиц (например, фреска, изображающая св. Пантелеймона). Это замечательные по композиции, своеобразной манере письма и мягкому колористическому решению изображения. Сюжеты трактованы жизненно и правдиво: живые, выразительные лица, свободные позы, полные динамики жесты. Акцентируя внимание на чертах лица, художники убедительно воплощают суровость и величие, благородство и аскетизм, и юношескую мягкость изображаемых персонажей.
София Киевская. Фреска «Сошествие в ад». Трансепт. Северная сторона. Встреча Авраамом трех странников
Цикл фресок Софии Киевской сохранился в боковых алтарях и нефах собора. Здесь сцены из «Житий святых» написаны в хронологической последовательности в каждом ярусе. «Целование Марии и Елизаветы»
В киевском храме среди многочисленных фресок имеются также и сугубо светские росписи: на южной стороне центрального нефа изображены фигуры дочерей князя Ярослава, а на северной – его сыновей (сохранились фрагментарно). В западной части центрального нефа, примыкающего к подкупольному пространству, была представлена композиция: князь Ярослав с моделью храма в руках. Кроме того, на стенах лестничных башен показаны эпизоды придворной жизни: состязания на цареградском ипподроме, цирковые представления, фигуры скоморохов, музыкантов, охота на волка, медведя, барса. Причем в этих сценах есть черты чисто русские. Так, изображены неизвестные в Византии животные, типично русские способы охоты. Языческое веселье в шумных пирах и разных развлечениях долго держалось в княжеском быту и нашло отражение даже в декоративном убранстве главного собора. Огромное место в декоре Софии занимает орнамент. Дочери Ярослава Мудрого Портрет семьи Ярослава Мудрого: 1. Слева от Христа - княгиня Ирина с дочками, справа - Ярослав Мудрый с сынами 2. Слева от Христа - князь Владимир и Ярослав с сынами, справа - княгиня Ольга и княгиня Ирина с дочками 3. Слева от Христа - Ярослав с сынами и дочкой; справа - княгиня Ирина с дочками «Ипподром». Реконструкция.
Фрески башни Софийского собора в Киеве Орган в сцене «Скоморохи». Реконструкция.
«Скоморохи». Фрагмент. Битва ряженых (скоморохов)
Охота на медведя
Орнаменты
Мозаики и фрески собора София Киевская отвечают высоким требованиям монументального искусства. Им присуща органическая связь с архитектурой, четкость и лаконичность художественного языка, глубокая эмоциональность образов, композиционная и колористическая цельность, широта художественного мышления.
Мозаичный и фресковый цикл росписей Софии Киевской – это строго продуманная и единая по замыслу система, дающая живописное представление о вероучении, система, в которой каждая фигура и каждая сцена помогают раскрыть смысл целого. ü Помимо мозаик Киевской Софии сохранились мозаики Михайловского Златоверхого монастыря (монастырь основан в 1108 году князем Святополком Изяславовичем) близкие по характеру киевским, но уже имеющие иные черты, говорящие об изменении в художественных воззрениях, в эстетических идеалах за прошедшие 60–70 лет. Михайловский собор монастыря имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу — небесному покровителю Киева. Собор был украшен мозаикой из смальты и цветных камней. По преданию вместе с греческими мастерами в создании мозаик киевского Михайловского Златоверхого монастыря участвовал преподобный Алипий Печерский. В сцене Евхаристии фигуры апостолов переданы в сложных ракурсах, движения свободнее и живее, лица не так экстатичны, как в киевской мозаике. Фигуры составляют естественные группы, каждый апостол держится по-своему, это уже не бесстрастные, ушедшие в себя проповедники с суровым взором, а живые люди, с высоким строем мысли и глубоким интеллектом. Соответственно и выразительный язык мозаики становится другим: меньшее значение придается теперь линии, контуру, иначе строится форма, хотя линейное начало все равно преобладает. В фигуре Дмитрия Солунского, представленного в роскошных одеждах воина –княжеского патрона, некоторые исследователи видят портретное сходство с киевским князем Изяславом, в крещении Дмитрием. Справедливо предположить, что это идеальное представление о князе – владыке и воине. Постоянная угроза нашествия кочевников сделала ратное дело на Руси почетным. Воин-патриот, защитник отечества с мечом, щитом и копьем, готовый отстаивать свою землю и веру, становится близким и понятным образом. Мозаика святого Дмитрия Солунского стала одной из самых известных мозаик монастыря и собора. По этой мозаике можно судить о высочайшем владении мозаичной техникой византийских и древнерусских мозаичистов.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.181.91 (0.012 с.) |