Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На двух столбах восточной арки размещена мозаичная сцена «Благовещение»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Над коихой сохранилась мозаичная композиция «Деисис», скомпонованная в виде трех медальонов с полуфигурами.
«Оранта» София Киевская
В среднем ярусе апсиды Софийского Собора - «Евхаристия»
Нижний ярус апсиды Святой Софии Киевской занимают изображения «отцов церкви» — святителей и архидиаконов. Это непревзойденные по совершенству исполнения, глубине характеристики и психологической насыщенности портреты.
Василий Великий Иоанн Златоуст Изображения всех трех ярусов главного алтаря тесно взаимосвязаны. Здесь читается единый композиционный и колористический замысел. Белые омофоры на плечах святителей соответствуют светлым одеяниям апостолов в «Евхаристии», синий цвет одежды Богоматери перекликается с такого же цвета плащом Христа и фоном орнамента над фигурами святителей. Звучание синих и белых тонов в апсиде усилено малиновым цветом престола в центре сцены "Евхаристия". Убранство главного алтаря собора София Киевская является высоким образцом синтеза архитектуры и живописи, что вообще характерно для всего древнего интерьера Софии Киевской. Сцены и персонажи, набранные мозаикой,— это символы, раскрывающие основные положения христианского вероучения. Они воспринимаются как своеобразный эпиграф к последующему живописному рассказу, изложенному в технике фрески. На Руси именно эту технику ждало большое будущее. Во фресковой технике в Киевской Софии выполнены многие сцены из жизни Христа, Марии и архангела Михаила («Встреча у Золотых ворот», «Обручение», «Благовещение», «Встреча Марии и Елизаветы», «Сошествие во ад»), изображения праведников и мучеников и пр. Во многих фресковых циклах сказался, видимо, вкус заказчика, в них виден иной, чем у византийцев, лишенный аскетичности идеал, иные, русские типы лиц (например, фреска, изображающая св. Пантелеймона). Это замечательные по композиции, своеобразной манере письма и мягкому колористическому решению изображения. Сюжеты трактованы жизненно и правдиво: живые, выразительные лица, свободные позы, полные динамики жесты. Акцентируя внимание на чертах лица, художники убедительно воплощают суровость и величие, благородство и аскетизм, и юношескую мягкость изображаемых персонажей. София Киевская. Фреска «Сошествие в ад». Трансепт. Северная сторона. Встреча Авраамом трех странников
Цикл фресок Софии Киевской сохранился в боковых алтарях и нефах собора. Здесь сцены из «Житий святых» написаны в хронологической последовательности в каждом ярусе. «Целование Марии и Елизаветы»
В киевском храме среди многочисленных фресок имеются также и сугубо светские росписи: на южной стороне центрального нефа изображены фигуры дочерей князя Ярослава, а на северной – его сыновей (сохранились фрагментарно). В западной части центрального нефа, примыкающего к подкупольному пространству, была представлена композиция: князь Ярослав с моделью храма в руках. Кроме того, на стенах лестничных башен показаны эпизоды придворной жизни: состязания на цареградском ипподроме, цирковые представления, фигуры скоморохов, музыкантов, охота на волка, медведя, барса. Причем в этих сценах есть черты чисто русские. Так, изображены неизвестные в Византии животные, типично русские способы охоты. Языческое веселье в шумных пирах и разных развлечениях долго держалось в княжеском быту и нашло отражение даже в декоративном убранстве главного собора. Огромное место в декоре Софии занимает орнамент. Дочери Ярослава Мудрого Портрет семьи Ярослава Мудрого: 1. Слева от Христа - княгиня Ирина с дочками, справа - Ярослав Мудрый с сынами 2. Слева от Христа - князь Владимир и Ярослав с сынами, справа - княгиня Ольга и княгиня Ирина с дочками 3. Слева от Христа - Ярослав с сынами и дочкой; справа - княгиня Ирина с дочками «Ипподром». Реконструкция.
Фрески башни Софийского собора в Киеве
Орган в сцене «Скоморохи». Реконструкция.
«Скоморохи». Фрагмент. Битва ряженых (скоморохов)
Охота на медведя
Орнаменты
Мозаики и фрески собора София Киевская отвечают высоким требованиям монументального искусства. Им присуща органическая связь с архитектурой, четкость и лаконичность художественного языка, глубокая эмоциональность образов, композиционная и колористическая цельность, широта художественного мышления. Мозаичный и фресковый цикл росписей Софии Киевской – это строго продуманная и единая по замыслу система, дающая живописное представление о вероучении, система, в которой каждая фигура и каждая сцена помогают раскрыть смысл целого. ü Помимо мозаик Киевской Софии сохранились мозаики Михайловского Златоверхого монастыря (монастырь основан в 1108 году князем Святополком Изяславовичем) близкие по характеру киевским, но уже имеющие иные черты, говорящие об изменении в художественных воззрениях, в эстетических идеалах за прошедшие 60–70 лет. Михайловский собор монастыря имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу — небесному покровителю Киева. Собор был украшен мозаикой из смальты и цветных камней. По преданию вместе с греческими мастерами в создании мозаик киевского Михайловского Златоверхого монастыря участвовал преподобный Алипий Печерский. В сцене Евхаристии фигуры апостолов переданы в сложных ракурсах, движения свободнее и живее, лица не так экстатичны, как в киевской мозаике. Фигуры составляют естественные группы, каждый апостол держится по-своему, это уже не бесстрастные, ушедшие в себя проповедники с суровым взором, а живые люди, с высоким строем мысли и глубоким интеллектом. Соответственно и выразительный язык мозаики становится другим: меньшее значение придается теперь линии, контуру, иначе строится форма, хотя линейное начало все равно преобладает. В фигуре Дмитрия Солунского, представленного в роскошных одеждах воина –княжеского патрона, некоторые исследователи видят портретное сходство с киевским князем Изяславом, в крещении Дмитрием. Справедливо предположить, что это идеальное представление о князе – владыке и воине. Постоянная угроза нашествия кочевников сделала ратное дело на Руси почетным. Воин-патриот, защитник отечества с мечом, щитом и копьем, готовый отстаивать свою землю и веру, становится близким и понятным образом. Мозаика святого Дмитрия Солунского стала одной из самых известных мозаик монастыря и собора. По этой мозаике можно судить о высочайшем владении мозаичной техникой византийских и древнерусских мозаичистов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.245.172 (0.006 с.) |