ТОП 10:

Двусторонняя икона, с образом Богоматери Одигитрии и великомученика Георгия. конец XI - начало XII вв.



- Из Георгиевского собора Юрьева монастыря происходят две иконы 1130-х гг.: «Устюжское Благовещение» и ростовая икона святого Георгия.

- Икона «Устюжское Благовещение» (конец 12 в.) дает прекрасное представление о поисках монументального стиля. Свободно, но с тончайшим расчетом очерчивает художник замкнутый силуэт фигуры Богоматери, указывающей правой рукой на входящего в ее лоно младенца Христа, и более сложный, несколько разорванный силуэт архангела. Однако этот контраст не нарушает целостности. Единый ритм плавных, круглящихся линий, сдержанный и строгий колорит, построенный на темно-желтых, синих и вишневых тонах,— все создает торжественное настроение. Лицо Богоматери с маленьким изящным ртом, прямым носом и огромными глазами под чуть сведенными бровями полно внутренней сосредоточенности и затаенной грусти. В лице ангела больше твердости, но и оно выражает беспокойство и глубоко скрытую печаль. В «Устюжском Благовещении» виднынастойчивые и более успешные, чем во фресковой живописи, поиски психологической выразительности.

Икона «Устюжское Благовещение» имеет редкие иконографические детали, выражающие христианское учение о Боговоплощении. Сверху на иконе изображён сегмент небес с изображением Ветхого Денми — символического образа Христа, — от которого на Богоматерь сходит луч, показывающий действие Святого Духа. На фоне фигуры Богоматери в красных тонах написан сидящий Младенец Христос, воплотившийся в Её чреве. В левой руке Богоматерь держит красную нить (т.к. она при Иерусалимском храме она пряла нить виссона для завесы Святого Святых). Нить в ее руках – символ, прообраз нити, как жизни Христа.

Лики Богородицы и Архангела Гавриила написаны в византийском стиле. В волосах архангела ассист. Образ Богоматери наполнен смирением, принятием вести. Ноги Марии крепко стоят на земле – она земная, архангел парит, он внеземная сущность.

 

Благовещение «Устюжское». XII век.

 

- Естественно, что новгородцам — путешественникам, смелым торговцам и воинам — особенно близок был образ святого Георгия. Новгородскому письму принадлежит образ Георгия в воинских доспехах, с копьем в руке (икона 12 в.). Колорит этой иконы, более яркий и звучный, что соответствует молодости, красоте и силе воина.

 

Св. Георгий. XII век.

- В конце XII века была создана икона «Спас Нерукотворный» с изображением на обороте «Поклонения кресту» (XIII век). Образ Христа в иконе «Спас Нерукотворный» исполнен большой внутренней силы. Взгляд огромных глаз, направленный чуть в сторону, нарушает строгую симметрию лица и делает его более живым и глубоко одухотворенным. В какой-то мере этот образ сродни непреклонным и грозным святым Нередицы, однако духовная мощь и глубина выражены здесь с иным, более облагороженным оттенком. Черты Христа строги и изящны, переходы от света к тени в лице очень тонки, волосы отделаны тонкими золотыми нитями. На оборотной стороне иконы находится изображение ангелов, поклоняющихся голгофскому кресту. Живописная манера здесь более свободна, композиция динамичнее, краски ярче.

Величественный лик Христа исполнен точным рисунком и мягкой, плавной моделировкой, напротив, оборот иконы с фигурами поклоняющихся ангелов поражает экспрессивностью стиля.

 

«Спас Нерукотворный» (конец XII в.), на обороте «Поклонение кресту» (XIII в.).

Композиция иконы построена на сочетании 3-х элементов:

Квадрат – устойчивость;

Круг (нимб) – вечность, божественный мир;

Лик Христа на фоне креста – символ Божественной Любви.

Иконописное изображение Христа характеризуется выразительностью, яркой линией, обрисовывающей черты Лика. Явно присутствует асимметрия (по разному изогнуты брови, что придает Лику особую выразительность). Проведены золотые оживки на волосах – ассист – подчеркивающие Божественную сущность (в Новгородской иконописи выражают особое почитание). Суровость Лика Христа передает внутреннюю энергетику Творца.

- Икона святителя Николая была создана также в самом конце века и сочетает в себе монументальность черт лика. На полях иконы расположены изображения святых, это станет распространённой новгородской традицией. Эта икона говорит о том, что в этических идеалах новгородцев находил себе место не только сильный духом подвижник, аскет, но и мудрец, добрый к людям, понимающий их земные стремления, прощающий их грехи.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.251.81 (0.003 с.)