ТОП 10:

Облачное Успение (икона Десятинного монастыря) к. XII — н. XIII вв.



- Во 2-й четверти XIII века, накануне монгольского нашествия были созданы две иконы, найденные в Белозерске. Они отчасти схожи с иконами северо-восточной Руси, но связаны и с Новгородом. Икона Богоматери Белозерская иконографически близка к Владимирской иконе, родство есть и в характере образа. Яркие цвета и резкие контуры придают образу остроту.

Белозерская икона Богоматери. XIII век.

- Единственной иконой, связанной с южной Русью, является образ Богоматери Печерская (Богоматерь на троне и предстоящие Антоний и Феодосий Печерские).

Икона Божией Матери Свенская (Печерская) XII век.

По преданию была написана преподобным Алипием Печерским

(† 1114г.)

Иконам домонгольского периода присуща исключительная монументальность, свойственная стенной живописи, и лаконизм художественного выражения, как в композиции, так и в фигурах, жестах, складках одежд и т. д. Колорит их, в котором преобладают темные тона, сдержан и сумрачен. Русские иконы домонгольского периода намного превосходят размером византийские образы, они более лаконичны по художественному языку. Фигуры показаны в спокойных позах, лики строги. В принципах изображения искусство XI - ½ XIII в. отвергало декоративность, мишуру украшений, развлекательность. Оно стремилось простыми средствами выразить величие Бога, всеобщую символическую связь явлений. Изображения святых передавали их Вечную сущность.

Монгольское нашествие и иконопись середины — второй половины XIII века.

Разорение Руси Батыем в 1237-40 гг. оказало сильнейшее влияние на развитие иконописи. Южные и западные русские княжества были сильно разорены и со временем вошли в состав Литвы. Политический и церковный центр окончательно сместился в северо-восточную Русь.

В 1299 году митрополит Максим перенес свою кафедру из Киева во Владимир на Клязьме. Северо-восток хотя и был жестоко разорен, но к концу века здесь начала возрождаться художественная жизнь, функционировала иконописная мастерская в Ростове. Новгород и Псков не были затронуты монгольским нашествием, но оно сильно повлияло на развитие их культуры.

Ряд икон, происходящих из разных мест и относимых к середине века, показывает, как менялась русская иконопись под воздействием новой исторической ситуации.

- Икона святых Бориса и Глеба может быть новгородской или тверской и была создана ближе к концу века.

Свв. Борис и Глеб

Ни в Византии, ни на Западе не было в то время икон, подобных новгородским. Эти великолепные произведения живописи с их возвышенными образами, с их монументальностью, достигнутой с помощью плавного музыкально-выразительного линейного ритма и тончайшего сочетания интенсивных, хотя и немного сумрачных красок, говорят об эстетических идеалах не только новгородцев, но и всей русской культуры.

ü Новгород

Во второй половине XIII века в Новгородской школе иконописи отчетливо прослеживаются два направления, одно из которых является стилистически близким к Византийскому стилю, в другом ярко выразились местные черты, отчасти уже проступавшие в первой половине века. Иконы этого направления достаточно близки к народным образам.

К середине столетия относят икону Николая Чудотворца из Духова монастыря,близкую к византийской стилистике.Жесткость линий образа свидетельствуют о разрыве с прежней традицией. Однако, такие простые и сильные образы нравились новгородцам.

Икона святителя Николая Чудотворца из Духова монастыря, середина XIII века.

- Храмовая икона Николая Чудотворца из церкви Николы на Липне. Сохранившаяся снизу иконы надпись упоминает имя иконописца — Алекса Петров и год создания иконы — 1294. Святой изображен по пояс в окружении множества святых на полях. По сторонам от головы святого Николая изображены Спаситель и Богоматерь, протягивающие ему Евангелие и омофор. Фигура святого написана плоской, но лик тщательно проработан с тонкими тональными переходами. Обилие орнаментов на одеждах и нимбе.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.251.81 (0.005 с.)