Экон-ский анализ: сод-ние, виды, задачи, роль в упр-нии. Цель и задачи диагностики деят-ти пр-тия. Виды ан-за, их класс-ция и хар-ка. Роль ан-за в упр-нии пр-тием 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экон-ский анализ: сод-ние, виды, задачи, роль в упр-нии. Цель и задачи диагностики деят-ти пр-тия. Виды ан-за, их класс-ция и хар-ка. Роль ан-за в упр-нии пр-тием



 

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экон-ских явл-й и процессов, осн-ный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и завис-тей.

Различают макроэкономический анализ, кот-й изучает экон-ские явл-я и процессы на ур-не мировой и нац-ной эк-ки и ее отдельных отраслей, и микроэкономический анализ (АХД), изучающий причинно-следственные связи эк-ских явл-й и процессов на ур-не отдельных субъектов хоз-ния.

Роль и ф-ции экономического анализа в сис-ме упр-ния пр-тием:

 

 

Управляемая сис-ма (снабженч.,произв.,сбыт., инвестиц., маркет. и др.деят-ть)
Рес-сы и услуги
Продукция
Управляющая сис-ма
План-е и прогноз-е
Учет и контроль
АХД
Принятие управленческих реш-й
АХД явл-ся связующим звеном между учетом и принятием управленческих реш-й. В процессе АХД учетная инф-ция проходит аналитическую обработку: достигнутые рез-ты деят-ти сравниваются с данными за прошлые периоды, с показ-ми др.пр-тий и ср/отраслевыми; опр-ся влияние разнообразных факторов на рез-ты хоз.деят-ти; выявл-ся недостатки, неиспользованные возм-ти, перспективы и т.д.

Важную роль играет АХД в подготовке инф-ции для планир-ния, оценки кач-ва и обоснов-сти плановых показателей, в проверке и объективной оценке вып-ния планов, явл-ся ср-вом контроля вып-я планов.

Большая роль отводится АХД при опред-нии и использ-нии резервов повышения эфф-ти пр-ва. Он содействует рационализации, экономному использ-нию рес-сов, выявлению и внедрению передового опыта, новой техники и технологии пр-ва, предупреждению излишних затрат и т.д.

Предметом диагностики явл-ся предсказание (на основе проведенного анализа) и установление хар-ра нарушений нормального хода экон-ских процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. Диагностика рассм-ет положение пр-тия т.о., чтобы выявить в динамике симптомы явл-й, кот-е могут задержать достижение поставленных целей и реш-е задач. Подвергая опасности планируемую деят-ть.

Целью АДФХД явл-ся повышение эфф-ти работы пр-тия на основе системного изучения всех видов его деят-ти и обобщ-я их рез-тов.

Основные задачи АДФХД:

- идентификация реального состояния анализируемого объекта;

- исследование состава и свойств объекта, его сравнение с известными аналогичными или базовыми хар-ками, нормативными величинами;

- выявление изменений в состоянии объекта в пространственно-временном разрезе;

- установление осн-х факторов, вызвавших изм-ния в состоянии объекта, и учет их влияния;

- прогноз осн-х тенденций развития объекта.

Виды анализа, их классификация и хар-ка:

I. По отраслевому признаку:

· отраслевой, учитывающий специфику деят-ти отдельных отраслей;

· межотраслевой, являющийся теор-ской и методол-ской основой отраслевых методик анализа.

II. По признаку времени:

· перспективный (предварительный) (до совершения хоз-х операций для обоснования планов):

- краткосрочный (до 1 года) (для выработки тактической политики пр-тия);

- долгосрочный (свыше 1 года) (дл выработки стратегической политики пр-тия).

· ретроспективный (после совершения хоз-х операций для изучения тенденций развития):

- оперативный (цель – оперативно выявлять недостатки и возд-ть на хоз-ные процессы);

- итоговый (за отчетный период времени – месяц, квартал, год).

III. По пространственному признаку:

· внутрифирменный;

· межфирменный (сравниваются рез-ты деят-ти двух пр-тий и более).

IV. По аспектам исследования:

· финансовый (изуч-е, диагностика и прогноз-ние финансового состояния пр-тия и выявление резервов повышения его устойчивости);

· операционный (технико-экономический) (выявл-е резервов увелич-я выпуска продукции, изм-я ее стр-ры, совершенчтвования техники, технологии и орг-ции пр-ва);

· соц-экономический изучает взаимосвязь соц-х и эк-х процессов, их влияние друг на друга и на экон-ские рез-ты хоз деят-ти;

· экономико-статистический прим-ся статистическими органами для изучения массовых обществ-х явл-й на разных ур-нях упр-я – пр-тия, отрасли, региона;

· экономико-экологический анализ (взаимод-е экологических и экон-ских процессов, связанных с сохранением и улучшением окр среды и затратами на экологию);

· маркетинговый (для изучения внешней среды);

· инвестиционный (для разработки программы и оценки эфф-ти инв-й деят-ти хоз субъектов);

· функц-стоимостной (для выявл-я ненужных ф-ций объекта и предупр-я лишних затрат);

· логистический (для лучшей коорд-ции снаб-я, пр-ва и сбыта, ускор-я мат и денежных потоков).

V. В зав-сти от методики изучения объектов:

· качественный осн-н на кач-х сравнит-х хар-ках и экспертных оценках иссл-х явл-й и проц-в;

· количественный (факторный) осн-н на колич-х сопоставлениях и иссл-нии степени чувствит-ти эк-ских явл-й к изменению различных факторов;

· экспресс-анализ – способ диагностики состояния эк-ки пр-тия на основе типичных признаков, хар-ных для опред-х эк явл-й;

· фундаментальный (углубленное, комплексное иссл-ние со сложными математ расчетами);

· маржинальный (для принятия упр реш-й на основе изуч-я взаимосвязи объема продаж, с/с и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные);

· экономико-математический (позволяет выбрать оптим вар-т реш-я экономической задачи).

VI. В зав-сти от субъектов (пользователей) анализа:

· внутренний (для операт, краткосрочного и долгосрочного упр-я деят-тью пр-тия);

· внешний (на осн-нии финансовой и стат-ской отч-сти органами хоз упр-я, банками и т.д.).

VII. По степени охвата изучаемых объектов:

· сплошной;

· выборочный.

VIII. В зав-сти от содержания программы:

· комплексный (деят-ть пр-тия изуч-ся всесторонне);

· тематический (изуч-ся только отдельные стороны деят-ти, наиб интересные в д-й момент).

 

 

Планирование и организация производства

1 Назначение и содержание план-ния. Осн-е ф-ции план-ния. Виды планов пр-тия. Осн-е принципы и методы план-ния. Способы реализации принципов и методов план-ния.

 

Планирование – совок-сть действий хоз субъекта по устан-нию плановых пок-лей работы пр-тия в области изгот-я и реал-ции продукции в увязке с необход-ми для этого рес-сами, а также путей и ср-в их эфф-го достижения – развитие техники, новые технологии, орг-ция пр-ва и труда. В усл-ях неопр-сти экон-го развития, рисков и жесткой конкуренции, присущей рыночной сис-ме хоз-ния, оно явл-ся единственной формой соглас-ния возм-тей пр-тия по выпуску продукции с имеющимся спросом и предложением. Хар-ные черты планирования:

1) план-ние должно ответить на вопросы: что, когда и как может произойти?

2) реал-цию выбранной альтернативы необх-мо осущ-ть на основе реш-й, принимаемых сегодня;

3) план-ние есть непрерывный процесс принятия реш-й, в ходе кот-го устан-ся и уточн-ся по времени цели и задачи развития пр-тия в связи с изм-ниями, происх-щими вокруг него, и опр-ся рес-сы для их вып-ния;

4) план-ние следует осущ-ть по принципу, согласно кот-му функц-ние пр-тия д.б. рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетв-щем заинтересованные в рез-тах работы пр-тия группы лиц (собственников, учредителей, акционеров, гос-во и т.д.);

5) в силу различий в самой сущности и хар-ре проявления факторов пр-ва и задач, вытекающих из отдельных напр-ний деят-ти, планирование подразд-ся на долгосрочное и краткосрочное.

Внутрифирменное планир-ние вкл-ет в себя:

1. выявл-е перспектив развития фирмы во внешнем мире;

2. формир-ние целей и вероятностных стратегий;

3. опр-ние первостепенных задач.

Вопросы, опр-щие осн-е содержание внутрихоз план-ния:

А) Какую продукцию, товары или услуги следует производить на пр-тии?

Б) Сколько прод-и или товаров выгодно произв-ть пр-тию и какие эк-кие рес-сы следует исп-ть?

В) Как эту продукцию надо производить, какую технологию применять и как орг-ть пр-во?

Г) Кто будет потреблять производимую продукцию, по каким ценам ее можно продавать?

Д) Как пр-тие может приспос-ся к рынку и как оно будет адапт-ся к внутр и внеш изм-ям рынка?

Основные функции план-ния:

1) выполнение стратегий и целей пр-тия;

2) распределение ограниченных рес-сов;

3) обеспечение равномерной и высокой загрузки производственных мощностей;

4) уменьшение неопределенности внешней среды;

5) прогнозирование будущего. План – это модель будущего.

Рез-том план-ния явл-ся сис-ма стратегических (долгосрочных), среднесрочных, текущих (краткосрочных) и оперативно-производственных планов.

 

Вид план-ния Методы и задачи планирования Основные исполнители плана
Стратегическое Ан-з, прогноз, опр-ние политики и приоритетов разв-я пр-тия на перспективу (5-10 и более лет) Рук-во пр-тия, эксперты, функциональные отделы
Среднесрочное Разработка плана разв-я пр-тия на 2 –3 года с указ-ем вполне конкр-х целей и колич-х хар-к. Сод-т обобщащие осн-е показ-ли пр-ва прод-и в нат и стоим выраж-и и предполаг-е рес-сы Рук-во пр-тия, эксперты, функциональные отделы
Текущее (краткосрочное) Разработка уточненных текущ, год, кварт и месяч планов деят-ти пр-тия по всей номенк-ре выпускаемой прод-и, как в целом по пр-тию, так и в разрезе цехов и отделов с указ-ем суммар-х затрат, используемых нормативов, цен Функциональные отделы и руководство цехов
Оперативно-производстенное планирование Разработка, контроль и реал-я планов выпуска прод-и по всей номенк-ре и разрезе цехов пр-тия в подетальном и пооперац измерении на основе суточных, сменных, часовых графиков. Окончат-я детал-ция плана пр-тия по выпуску прод-и и доведение его до конкр-х исполнлей внутри пр-тия в детально заданном ассорт-те, объеме и по точно заданным срокам. Производственный отдел, диспетчерская служба предприятия, цеха

Принципы план-ния:

1. Принцип необходимости. Повсеместное и обязат-е примен-е планов при вып-нии любого вида трудовой деят-ти.

2. Принцип единства. Разработка общего плана соц-экон разв-я пр-тия наряду с частными.

3. Принцип непрерывности. Процессы план-ния, орг-ции и упр-я пр-вом, как и труд-я деят-ть явл-ся взаимосвязанными между собой и должны осущ-ся постоянно и без остановки.

4. Принцип гибкости. Возм-сть корр-ки устан-ных показ-лей и коорд-ции планово-экон деят-ти пр-тия в зав-сти от усл-й внеш и внутр среды.

5. Принцип точности. Степень точности планов на конкретном пр-тии может быть любая, но при обеспечении допустимой эфф-ти пр-ва.

6. Принцип участия

Общеэкономические принципы:

7. Системность. Взаимосвязь и взаимодействие отдельных планов.

8. Целенаправленность. Ориетация на достижение конкретных целей пр-тия.

9. Комплексность. Всякое колич или кач изм-ние одного пок-ля приводит к соотв-щему изм-нию др показ-лей, в том числе и конечных рез-тов.

10. Эффективность. Получ-е наиб экон эфф-та при сущест-щих огран-ях используемых рес-сов.

11. Оптимальность. Необх-сть выбора лучшего вар-та из неск альтер-ных на всех этапах план-я.

12. Научность.

13. Директивность. Обязат-сть для исполнения (задачи – исполнитель – срок)

14. Объективность.

15. Контролируемость. Наличие сис-мы норм, стандартов, позвол-х оценить допуст-ть отклон-й.

16. Динамичность и т.д.

На основе принципов план-я разв-ся и формир-ся в процессе практич деят-ти и все действующие общенаучные методы планирования:

1)научные (использование глубокий знаний о предмете);

2)экспериментальные (анализ и обобщение опытных данных);

3)нормативные (применение исходных нормативов);

4)балансовые;

5)системно-аналитические;

6)программно-целевые;

7)экономико-математические;

8)инженерно-экономические;

9)проектно-вариантные.

В процессе план-я ни один из этих методов не примен-ся в чистом виде. В основе эфф-го внутрифирменного план-ния должен лежать системный научный подход.

 

2 Сис-ма планов пр-тия и их взаимосвязь: признаки группировки планов пр-тия и виды планов, взаимосвязь планов, орг-ция план-ния на пр-тии

В отечественной экон-кой лит-ре всегда было общепризнанным выделять два осн-х вида план-ния:

1. Технико-экономическое. Разработка целостной сис-мы пок-лей разв-я техники и эк-ки пр-тия в их единстве и вз/завис-сти как по месту, так и по времени действия. Обосновываются оптим объемы пр-ва на основе учета вз/действия спроса и предлож-я, выбир-ся необход-е производств-е рес-сы и устан-ся рациональные нормы их использ-я, опр-ся конеч финансово-экон пок-ли.

2. Оперативно-производственное. Последующее развитие и заверш-е технико-экон планов пр-тия. Устан-ся текущие произв-ные задания отдельным цехам, участкам и раб местам, осущ-ся разнообразные орг-управленческие возд-я с целью корр-ки процесса пр-ва и т.п.

 

Развитие теории внутрихоз план-ния привело к расширению существующей классификации:

1. По содержанию:

- технико-экономическое;

- оперативно-производственное;

- организационно-технологическое;

- соц-трудовое;

- снабженческо-сбытовое;

- финансово-инвестиционное;

- бизнес-планирование и т.д.

2. По уровню управления:

- фирменное (корпоративное, заводское и т.д., относящееся к высшему управленч звену или в целом ко всей хозяйственной орг-ции);

- цеховое (на среднем уровне упр-ния);

- производственное (на нижнем уровне, может охватывать отдельные объекты план-ния – участок, бригада, рабочее место).

3. По времени действия:

- краткосрочное (текущее) (в течение года, квартала, месяца, декады, недели);

- среднесрочное (1-3 года);

- долгосрочное (перспективное) (3-10 лет).

4. По сфере применения. Объект – производственная сис-ма или подразд-ние пр-тия:

- межцеховое;

- внутрицеховое;

- бригадное;

- индивидуальное.

5. По стадиям разработки:

- предварительное;

- окончательное.

6. По степени точности, кот-я зависит от применяемых методов, нормативных материалов и сроков план-ния, а также от ур-ня проф подготовки и производственного опыта исполнителей:

- укрупненное;

- уточненное.

7. По типам целей:

- оперативное. Краткосрочное. Выбор необх-х ср-в и рес-сов для вып-я заданных объемов работы или стоящих оперативных задач.

- тактическое. Обоснов-е задач и ср-в, необх-х для достиж-я заранее устан-х или традиц целей.

- стратегическое. Долгосрочное. Выбор и обоснов-е ср-в, задач и целей для приближения к заданным или традиционным для пр-тия идеалам.

- нормативное. Решающую роль играет правильный выбор идеала или миссии фирмы.

При планировании деятельности пр-тия должен примен-ся системный подход.

Принцип единства планов (наряду с отдельными планами пр-ва и продажи прод-и, планами издержек и доходов, а также планами технического, орг-го и фин-го разв-я всего пр-тия или частичными планами произв-х подразд-й и функц-х служб) предусматривает разработку общего или сводного плана соц-экон разв-я пр-тия. При этом всякое видоизм-ние других планов тот час должно отражаться в комплексном плане пр-тия. Единство планов предполагает общность экон целей и вз/действие различных подразд-й пр-тия на горизонт-м и на вертик-м ур-нях план-я и упр-я. Чем больше эл-тов и уровней в сис-ме, тем выгодней план-ть одновр-но и во вз/зависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противостоит последовательному план-нию как сверху вниз, так и снизу вверх.

Принцип непрерывности планов закл-ся в том, что процессы план-я, орг-ции и упр-я пр-вом, как и трудовая деят-ть, явл-ся вз/связанными между собой и должны осущ-ся постоянно и без остановки. Это предполагает, что на смену одному плану пр-ва приходит без перерыва другой: один товар своевременно замен-ся по требованию рынка другим. Кроме того, непрер-сть план-я означает постепенный переход от стратегических планов к тактическим, а от них – к оперативным, а также необх-е вз/действие между краткосрочными и долгосрочными планами.

В план-нии участвуют многие категории персонала – рук-ли всех ур-ней упр-ния, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др. Осн-е ф-ции высшего рук-ва пр-тия состоят в устан-нии единой стратегии разв-я или в обосновании цели план-ния, выборе осн-х способов ее достиж-я, опр-нии методов и технологии разработки планов. Рук-ли остальных звеньев упр-я, а также спец-сты плановых служб разраб-ют все текщ и тактич планы, осущ-ют ан-з внутр и внеш среды, составл-е прогнозов разв-я своих подразд-й, расчет и оценку необх-х рес-сов, плановых пок-лей и т.д. Рук-во планово-экон служб осущ-ет общие, научные, методолог-кие и др главные ф-ции по упр-нию всей плановой деят-тью. Персонал службы план-я совместно с высшим рук-вом принимает участие в разработке стратегии фирмы, выборе и обосновании экон-х целей, создании необх-й нормат базы, ан-зе и оценке плановых и факт-ких рез-тов конечной деят-ти.

В план-нии своей деят-ти участвуют все службы пр-тия, как произв-ные, так и функц-ные. В цехах и отделах орг-ся планово-экономические бюро или профессиональные группы. Стр-ра планово-экон служб пр-тий зависит прежде всего от размеров пр-ва, хар-к продукции, полож-я на рынке, формы собст-сти, ур-ня платежеспос-сти и т.д.

 

3 Стратегическое план-ние на пр-тии: его содержание, задачи, функции

Стратегия разв-я орг-ции опр-ся в рез-те изуч-я внеш окружения и возможных внутр перспектив ее деят-ти с учетом непредвид-х рыночных обст-ств. Она закл-ся в устан-нии долгосрочной ориентации фирмы на какой-либо вид произв деят-ти и занятие соотв-щего или планир-го полож-я как на внутр, так и на внеш рынке. При этом уточн-ся стратег-ские вопросы, связ-ные с выбором выпускаемой продукции, обслуж-ем потр-лей, примен-мых произв процессов, использ-х эк-ких рес-сов, а также формир-нием общей линии повед-я на рынке с учетом своих возм-тей и сил конкурентов. Кроме того, в ходе план-я учит-ся возможные стратегии разв-я след-х рыночных услуг на пр-тии: выход на рынок с новым продуктом, привлечение новых поставщиков и потр-лей, расшир-е или прекращение пр-ва и продажи прежних товаров и услуг.

В процессе стратегического план-я общие или главные цели фирмы устан-ся рук-вом и соглас-ся со всеми подразд-ями. Плановые службы предлагают каждому пр-ву вар-ты первонач-х пок-лей валовой и чистой прибыли на долгосрочный период. После их рассмотр-я подразд-я выдвигают свои предложения, тем самым созд-ся необх-е предпосылки для выработки общих целей страт-го план-я. В утвержденных планах предусм-ся общие цели фирмы, ее место на регион рынке, орг стр-ра упр-я, кадровая политика, произв стратегия, выбор новой продукции, общая политика сбыта, фин рез-ты, политика поглощений или приобретений, объем инв-ций и т.д.

Особенности стратег-кого план-я:

1. Планы обычно сод-т только одну стратегию предстоящих действий. Прогр-мы, предусматр-щие возможные вар-ты реш-й на случай изм-я первонач-й стратегии, обычно не вкл-ся в план.

2. В планах оцен-ся все сильные и слабые стороны фирмы при ан-зе благопр-х возм-тей или опасных событий в окружающей обстановке.

3. Планы вкл-ют данные прогнозов и предположений, кот-е в деталях обычно не разраб-ся.

4. В большинстве планов оценка риска также не производится, но при рассм-нии различных возможных вар-тов действий риск учит-ся.

5. Все планы строятся на основе ожидаемых целей, кот-е отражают важнейшие пок-ли фин деят-ти фирмы.

6. В долгосрочных планах отраж-ся данные о требуемых инв-циях, ожидаемых доходах и расходах, выплачиваемых дивидендах в долгосрочном периоде.

7. В планах дается оценка диверсиф-ции, происх-щей в рез-те возм-х слияний и поглощ-й фирмы.

Основная задача стратегического планир-я состоит в обосн-нии важнейших целей и выработке правильной стратегии долгосрочного разв-я. К основным сферам деят-ти, в границах кот-х каждое пр-тие опр-ет свои главные цели относят: положение орг-ции на рынке, инновац деят-ть, ур-нь производ-сти, наличие произв рес-сов, степень стабильности, сис-ма упр-я, профессионализм персонала и соц ответственность. Наиб значимыми в рыночных усл-ях явл-ся фин цели, опр-щие состояние платежеспос-ти и экон устойчивость пр-тий.

Основные цели на современных пр-тиях:

1.Прибыльность

2.Рост

3.Доля рынка

4.Социальная ответственность

5.Благосостояние раб-ков

6.Качество продукции и услуг

7.Научные исследования и разработки

8.Диверсификация

9.Производительность

10.Финансовая стабильность

11.Ресурсное обеспечение

12.Развитие системы менеджмента

13.Превращение в международную компанию

14.Консолидация

15.Прочие цели

Функции стратегического планирования:

- стратег-кий план задает перспективные напр-ния разв-я пр-тия, опр-ет осн-е виды деят-ти орг-ции, позволяет увязывать в единую сис-му маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деят-ть, а также позволяет лучше понимать стр-ру потр-тей, процессы план-я, продвижения и сбыта продукции, мех-зм формир-ния рыночных цен;

- он устан-ет каждому подразд-ю, всей орг-ции конкретные и четкие цели, кот-е соглас-ся с общей стратегией разв-я пр-тия;

- он обеспечивает коорд-цию усилий всех функц-ных служб орг-ции;

- стратег-кий подход стимулирует менеджеров фирмы лучше оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возм-тей, ограничений и изм-ний окруж среды;

- план опр-ет альтернативные действия орг-ции на долгосрочный период;

- создает основу для распред-ния ограниченных экон-х рес-сов;

- демонстрирует важность практич-го применения осн-х ф-ций план-ния, орг-ции, упр-я, контроля и оценки деят-ти пр-тия как единой сис-мы соврем-го менеджмента.

 

Схема стратегического планирования на предприятии

Определение долгосрочной стратегии
Создание стратегических подразделений
Обоснование целей маркетинга
Ситуационный анализ
Разработка стратегии маркетинга
Выбор тактики
Контроль результатов

 

 


4. Текущее планирование и его содержание. Цели текущего планирования. Основные разделы годового плана предприятия.

Текущее планирование — это такой вид деятельности, который в сегодняшних акционерных обществах, бывших ранее государст­венными предприятиями, как правило, существует и поныне. Пла­новики со стажем имеют опыт разработки техпромфинпланов и ис­пользуют его в новых условиях. На предприятиях определяется себе­стоимость по элементам затрат и статьям калькуляции, планируется выручка от реализации, прибыль и платежи в бюджет и во внебюджетные фонды. В некоторых случаях планируются издержки по про­изводственным подразделениям и проводятся более сложные специ­альные расчеты.

Текущее планирование охватывает годовой период и представ­ляет собой совокупность планов по различным видам деятельности предприятия. Есть ли какие-то основания для того, чтобы утверж­дать, что оно должно стать другим, чем было в плановой экономике? Да, есть. Во-первых, текущее планирование должно рассматривать­ся как этап реализации стратегии предприятия. Во-вторых, если раньше отправной точкой текущих планов был план производства, то в рыночной экономике это место занимает прогноз сбыта на те­кущий год. И, наконец, в-третьих, несколько меняются формы пред­ставления результатов текущего плана. С учетом этих особенностей структурная схема текущего планирования показана на рис. 1.

Разработка текущего плана должна начинаться с подразделе­ний. Задачи, стоящие перед ними (определяемые потребностями реализации стратегических целей), требуют разработки плана дейст­вий и наличия ресурсов, достаточных для их решения. В итоге пла­ны по подразделениям разрабатываются в виде бюджетов или смет. После разработки бюджетов подразделений проводится их анализ и выявление несоответствий.

 

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН  
Текущее планирование
Прогноз сбыта
План производства
План маркетинга
Торговые издержки
План производства
План по труду
Бюджет административных расходов
Бюджет НИОКР
Накладные общезаводские расходы
Финансовый план
Выручка от реализации
Приобретение и продажа активов, финансовые операции
Себестоимость
План по прибыли
Денежный поток

 

 


Рис. 1. Структурная схема текущего планирования

Текущее планирование – процесс создания планов предприятия на период до 1 года, включающий полугодичные, квартальные, месячные, недельные (декадные) и суточное планирование. Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений в международном масштабе, в частности программ маркетинга, плана по научным исследованиям, планов по производству, материально техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются: календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе сведений о наличий заказов, обеспеченности их материальными ресурсами степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение персонала. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включают показатели по экспорту продукции, заграничному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию.

Производственная программа предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных по месяцам. В планах структурных подразделений задания производственной программы могут распределяться по более коротким периодам.

 

Типовой алгоритм формирования программы:

Номенклатура, Ассортимент, Ритмичность, качество
Структура, Эффективность
Трудоемкость, Фонд времени, Состав оборудования, Режим работы, Производительность
Производственная мощность, Портфель заказов, Остатки продукции
Цены, Производственная программа
  Норма рентабельности
  Баланс мощностей
Анализ выполнения плана производства
Анализ профиля заказов
  Расчет производственной мощности
Планирование выпуска продукции в натуральном выражении
Планирование выпуска в стоимостном выражении
Оценка производственной программы
Разработка мер по реализации программы
  Резервы
Изделие – представитель
  Производственная мощность
  Производственна программа
План производства и реализации продукции  
Эффективность производственной программы  
План организационно- технических мероприятий

 


Вопрос 5Оперативное планирование и его содержание. Цели оперативного планирования. Структура и содержание оперативного плана предприятия.

Ответ: Оперативно-календарное планирование – текущее производственно – финансовое и исполнительское планирование на непродолжительные отрезки времени, ориентированное на дополнение, детализацию, внесение коррективов намеченные ранее планы и графики работ. Оперативно-календарное планирование является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений. ОКП увязывает все элементы предприятия в единый производственный механизм, включая техническую подготовку и материально – техническое обеспечение производства, создание поддержание необходимых запасов материальных ресурсов, сбыт продукции и т.п. Специфика ОКП тесно связана с особенностями технологии производства, организации производства, труда и управления. С учетом этого принято выделять типовые системы ОКП: позаказную, некомплектную и подетальную.

    Выполнение производственной программы по критериям количества, качества, сроков и затрат
Основные задачи ОКП
Обеспечение ритмичности выполнения производствен-ной программы
Снижение производствен-ного брака
Оптимальная загрузка технологиче- ского оборудования
Экономное расходывание ресурсов
Цели ОКП
Охрана труда работников и окружающей среды

 


Оперативный план предприятия:

Анализ бизнес-плана (тактического плана или производственной программы организации на будущий год) на предмет его полноты, достоверности, обоснованности и эффективности выполнения, при необходимости – уточнение показателей плана.
Изучение конструкторской, технологической и плановой документации, условий производства, методик, структуры и квалификации персонала организации и т.п.

 


 

Нет

 

Да

Выполнение календарно-плановых и разработка нормативов организации процессов, загрузки производственных мощностей и рабочих, потребности в материальных ресурсах и т.д.


Разработка номенклатурно-календарных планов запуска (выпуска) продукции подразделениями организации, составление сменно суточных заданий, их оформление и утверждение.
Оперативное управление выполнением оперативно-календарных планов (учет, контроль, анализ, стимулирование, регулирование)

Нет

 

Да

 

Планирование и организация производства. Вопрос 6.

 

ЖЦИ:

1. маркетинговые исследования рынка

2. разработка идеи (отсев идей)

3. НИР и ОКР

4. подготовка пр-ва к выпуску новой продукции

5. реализация продукции

6. рост продаж

7. устаревание изделия

8. модернизация (в п. 4) или снятие с произв-ва

 

2-3 отсев идей и воплощение идеи в реальность.

 

Планирование создания и освоения изделий.

К данной системе предъявляются след. Требования:

1. Должно быть оценено существующее положение.

2. Прогнозирование развития событий

3. Разработка вариантов решений

4. Выбор оптимального варианта действия.

5. Контроль выполнения работ.

 

Простейшим методом планирования времени будет использование метода ленточного графика. Применяются для относительно простых объектов планирования. Недостатки: не показывают взаимосвязь отдельных работ, не отражают взаимосвязь отдельных разработок, не позволяют корректировать сроки этапов и работ, не дают точек совмещения смежных этапов, не позволяют применять математически обоснованный расчёт комплекса работ, не дают возможности оптимизировать имеющиеся ресурсы и сроки выполнения работ.

 

Сетевые модели. – данный график представляет собой информационно-динамическую модель, в к-й отражаются взаимосвязи и результаты всех работ. Этапы:

1. составление перечня всех действий и промежуточных результатов при выполнении комплекса работ и графическое их отражение.

2. оценка времени выполнения каждой работы, а затем расчёт для определения сроков поставленной цели

3. оптимизация затрат времени и ресурсов

4. оперативное управление путём периодического контроля и анализа получаемой инф-ции.

Комплексная подготовка к производству

 

Включает в себя весь перечень работ, связанный с внедрением в пр-во какой-либо новой продукции. Состоит из:

1. конструкторская подготовка п-ва

2. технологическая подготовка пр-ва

3. техническая подготовка пр-ва

4. экономическая (ТЭО пр-ва)

5. социальная (устойчивые отношения в коллективе при переходе к выпуску новой прод-ции)

6. экологическая (соответствие требованиям ISO9000).

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И СТАДИИ КОНСТРУКТОРСКОЙ

ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА.

Конструкторская подготовка производства включает проектирование новой продукции и модернизацию ранее производящейся, а также разработку проекта реконструкции и переоборудования предприятия или его отдельных подразделений. В процессе проектирования определяется характер продукции, ее конструкция, физико-химические свойства, внешний вид, технико-экономические и другие показатели. Результаты оформляются в виде технической документации – чертежей, спецификаций материалов, деталей и узлов, образцов готовой продукции и т.д.

Задачи:

– непрерывное совершенствование качества продукции

– повышение уровня технологичности конструкции (облегчение приёмов изготовления, применение прогрессивных методов) обеспечивает лучшее использование ресурсов

– снижение себестоимости за счёт совершенствования конструкции изделия, снижение расхода материалов на единицу продукции

– использование при проектировании продукции существующих стандартов и унифицированных полуфабрикатов

– обеспечение охраны труда и техники безопасности, а также удобств при эксплуатации и ремонте.

Этапы конструкторской подготовки:

1. Проектное (техническое) задание, которое составляется заказчиком или по его поручению проектной организацией. Указывается наименование продукции, ее назначение, технические и экономические показатели в процессе производства и эксплуатации. Определяются принципиальные отличия новой конструкции или изделия от ранее выпускаемых.

2. Техническое предложение – совокупность конструкторских документов, содержащих технические и технико-экономические обоснования целесообразности дальнейшей разработки проекта

3. Эскизный проект – совокупность конструкторских документов, которые должны содержать принципиальные конструктивные реше





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.161.98.96 (0.013 с.)