Сис-ма финансовой отч-сти пр-тия: содерж-е и назн-е. Виды и назн-е отч-сти. Состав бухгалтерской (финансовой) отч-сти пр-тия. Краткая хар-ка основных форм отч-сти.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сис-ма финансовой отч-сти пр-тия: содерж-е и назн-е. Виды и назн-е отч-сти. Состав бухгалтерской (финансовой) отч-сти пр-тия. Краткая хар-ка основных форм отч-сти.



 

Отч-сть предст-ет собой систему показателей, отражающих рез-ты хоз.деят-ти орг-ции за определенный период. Отчетность включает таблицы, кот-е составляют по данным бух., стат. и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Данные отч-сти используются внеш. пользователями для оценки эфф-сти деят-ти орг-ции, а также для экон. анализа в самой орг-ции. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного рук-ва хозяйственной деят-тью и служит исх. базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показ-лей с данными за прошлые периоды. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т.е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Орг-ция составляет бухгалтерскую отч-сть по формам, рекомендуемым Минфином РФ. Формы стат. отчетности утверждаются Госкомстатом РФ. Единая сис-ма показ-лей отч-сти орг-ции позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экон-ским районам, республикам и по народному хоз-ву в целом.

Отч-сть орг-ции классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.

По видам отчетность подразд-ся на бухгалтерскую, статистич., оперативную и налоговую.

Бухгалтерская отчетность предст-ет собой единую сис-му данных об имущественном и финансовом положении орг-ции и о рез-тах ее хоз-й деят-ти. Составляют по данным бухучета.

Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета и отражает сведения по отдельным показ-лям хозяйственной деят-ти орг-ции как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные использ-ся для оперативного контроля и упр-ния процессами снабжения, пр-ва и реализации продукции.

Бухгалтерская отч-сть подразд-ся на:

- индивидуальную бухгалтерскую отч-сть, кот-я вып-ет 2 ф-ции – информационную (хар-ет финансовое положение и финансовый рез-т деят-ти орг-ции) и контрольную (обеспеч-ет системный контроль достоверности данных буучета по каждому учетному циклу), составляется за каждый отчетный период. Ее главная задача – обеспечение пользователей качественной, надежной и сопоставимой инф-цией об орг-ции;

- консолидированную финансовую отчетность, кот-я предназначена для хар-ки фин. положения и финансового рез-та деят-ти группы хоз-щих субъектов, основанной на отношениях контроля. Она вып-ет исключительно информ. ф-цию и представляется заинтересованным внешним польз-лям.

- управленческую отчетность, кот-я предназначена для использования в управлении хоз-щим субъектом. В связи с этим содерж-е, сроки, формы и порядок составления определ-ся орг-цией самостоятельно.

Налоговая отчетность (налоговые декларации) предназначена для фискальных целей и обязательнв для составления хоз-щими субъектами. Налоговая отч-сть должна составляться на основе инф-ции, формируемой в бухгалтерском учете, путем ее коррект-ки по правилам налогового законодат-ва.

По периодичности составления различают отчетность:

- внутригодовую (статистическую и бухгалтерскую);

- годовую.

Внутригодовую бухгалтерскую отч-сть наз-ют промежуточной бухгалтерской отч-стью. Месячная и квартальная отч-сть явл-ся промежуточной и сост-ется нарастающим итогом с начала отчетного года.

По степени обобщения отчетных данных выделяют:

- первичные отчеты, составляемые орг-циями;

- сводные отчеты, составляемые вышестоящими или материнскими орг-циями на основании первичных отчетов.

В обязательном порядке орг-ции представляют промежуточную (квартальную) и годовую бухгалтерскую отчетность.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

1. Бухгалтерский баланс (ф. №1)

2. Отчет о прибылях и убытках (ф. №2)

Кроме указанных форм орг-ции могут представлять иные отчетные формы (отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.

В соотв-вии с ФЗ «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность орг-ции» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отч-сть состоит из:

1. Бухгалтерского баланса (ф. №1)

2. Отчета о прибылях и убытках (ф. №2)

3. приложений к ним, предусмотренным нормативными актами

4. аудиторского заключения (итоговой части), подтверждающего достоверность бухгалтерской отч-сти орг-ции, если она в соотв-вии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту

5. пояснительной записки.

Пункт «3» включает Отчет об изменениях капитала (ф. №3), Отчет о движении денежных средств (ф. №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. №5), Отчет о целевом использовании полученных средств (ф. №6).

Крупные коммерческие организации, имеющие несколько видов деятельности, в состав бухгалтерской отчетности могут включать сверх указанных форм дополнительные формы отчетности.

Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности или при отсутствии соответствующих данных, могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы №3, 4, 5 и пояснительную записку.

Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности орг-ция может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.

Организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года (не позднее 1 апреля).

Годовая бухгалтерская отчетность явл-ся открытой к публикации для заинтересованных лиц.

 

Бухгалтерский баланс – это таблица, в которой в денежной оценке (обычно в тыс.руб.) имущество орг-ции сгруппировано по составу и функциональной роли (актив) и по источникам образования и целевому назначению (пассив). Итог актива должен быть обязательно равен итогу пассива.

В рекомендуемой форме ББ актив баланса состоит из 2-х разделов:

I. Внеоборотные активы.

II. Оборотные активы.

Пассив баланса содержит 3 раздела:

III. Капитал и резервы.

IV. Долгосрочные обязательства.

V. Краткосрочные обязательства.

Каждый элемент актива и пассива баланса внутри разделов наз-ся статьей баланса.

В завис-ти от целевого назнач-ния применяют различные виды бухгалтерских балансов – вступительный, текущий, разделительный, объединительный, сводный (консолидированный), ликвидационный и др.

Отчет о прибылях и убытках содержит в своих разделах сведения финансовых результатах деятельности организации за отчетный и предыдущий периоды.

В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы должны показываться с подразделением на обычные и чрезвычайные.

Отчет о прибылях и убытках должен содержать следующие числовые показатели:

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и т.п. налогов и обязательных платежей (нетто - выручка)

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов)

Валовая прибыль

Коммерческие расходы

Управленческие расходы

Прибыль / убыток от продаж

Проценты к получению

Проценты к уплате

Доходы от участия в других организациях

Прочие операционные доходы

Прочие операционные расходы

Внереализационные доходы

Внереализационные расходы

Прибыль / убыток до налогообложения

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

Прибыль / убыток от обычной деятельности

Чрезвычайные доходы

Чрезвычайные расходы

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль

(непокрытый убыток)

Отчет об изменениях капитала состоит их двух разделов и справки:

I. Изменение капитала. Отража-ся свед-я о наличии и движ-и итогового кап-ла и его сост-х частей (устав., добавоч., резерв. капиталов, нераспр-ной прибыли), т.е. данные об изм-ях в учетной политике; рез-тах от переоценки основных средств и пересчета иностранных валют; чистой прибыли; дивидендах; отчислениях в резервный фонд; увеличении (уменьшении) капитала за счет доп. выпуска акций (уменьшения их количества), увеличения (уменьшения) их номинальной стоимости, реорганизации юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение).

II. Резервы.. Указ-ся остаток на начало года, поступление, выбытие, остаток на конец года по видам резервов, образованных в соответствии с законодательством, образ-ных в соответствии с учредительными док-тами, оценочных резервов и резервов предстоящих расходов за отчетный и предыдущий годы.

Справка ф. №3 содержит данные о чистых активах и о полученных средствах из бюджета и внебюджетных фондов на расходы по обычным видам деят-ти и кап.влож-я во внеоб-ные активы.

Отчет о движении денежных средств содержит сведения об остатке денежных средств на начало отчетного года и на конец отчетного периода, о движении денежных средств по текущей, инвестиционной и финансовой деят-ти за отчетный период и за аналогичный период предыдущего года и влиянии изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю. Составляется на основе информации, учитываемой на счетах учета денежных средств (50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках»).

Приложение к бухгалтерскому балансу содержит десять разделов:

- «Нематериальные активы» - наличие на начало и конец отчетного года и движение по видам активов, а также указ-ся сумма амортизации НМА

- «Основные средства» (по видам, включая ОС, переданные и полученным в аренду, переведенные на консервацию, объектам, принятым в эксплуатацию, но находящимся на государственной регистрации с выделением суммы амортизации ОС)

- «Доходные вложения в материальные ценности» (имущество в лизинг и по договору проката, а также амортизация)

- «Расходы на научно-исслед-ские, опытно-конструкторские и технол-ские работы»

- «Расходы на освоение природных ресурсов»

- «Финансовые вложения» (вклады в уставные кап-лы др.орг-ций, ценные бумаги, предоставленные займы, депозитные вклады и прочие долгосрочные и краткосрочные ФВ)

- «Дебиторская и кредиторская задолженность»

- «Расходы по обычным видам деят-ти (по элементам затрат)»

- «Обеспечения» (имущество в залог, полученное и переданное)

- «Государственная помощь» (бюджетные средства и бюджетные кредиты)

Отчет о целевом использовании полученных средств содержит данные за отчетный и предыдущий годы об остатке на начало года, поступлении средств по их видам (вступительные, членские, добровольные взносы, доходы от предпринимательской деят-ти, прочие), использовании средств по их видам (расходы на целевые мероприятия – соц-ная и благотвор-ная помощь, проведение конференций, семинаров, иные мероприятия; расходы на сод-ние аппарата упр-ния - на оплату труда, на коммандировки и деловые поездки; на приобретение имущества; расходы, связ-ные с предпринимательской деят-тью, прочие расходы) и об остатке ДС на конец года.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении.

В ПЗ должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное сост-е и финансовые рез-ты деят-ти орг-ции, с соответствующим обоснованием. В противном случае непримен-е правил БУ рассм-ся как уклонение от их вып-ния и признается нарушением законодат-ва РФ о бухгалтерском учете.

В ПЗ орг-ция указывает изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

В ПЗ может быть приведена оценка деловой активности орг-ции, данные о динамике важнейших эк-ских и фин-вых показ-лей работы орг-ции за ряд лет, описание будущих кап.вложений, экономических мероприятий и т.д.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.10.166 (0.01 с.)