Инновационный менеджмент. Понятие и классификация инноваций. Инновационный процесс. Инновационные стратегии предприятия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационный менеджмент. Понятие и классификация инноваций. Инновационный процесс. Инновационные стратегии предприятия.



Инновационный менеджмент – это научно-практическая дисциплина, изучающая управление процессами создания и внедрения новшеств, решения задач их практическое использование.

Классификация инноваций:

1. По пользе приносимой обществу:

- ведущие к сокращению затрат,

- приводящие к улучшению качества изделий,

- способствующие увеличению качества выпускаемой продукции.

- сберегающие человеческий труд,

- ведущие к охране окружающей среды.

2. По предмету инновации:

- технические,

- организационные – это совершенствование организационной структуры управления,

- экономические – это положительное изменения фин., бух., и др. сферах деятельности, включая орг-цию з/п.

- социальные – это «+» изменения в организации труда, быта и отдыха персонала.

3. По глубине вносимых изменений:

- радикальные или базовые, определяющие длительное развитие техники производств и эк-ки в целом,

- улучшающие.

4. По типу новизны для рынка:

- новые для отрасли в мире (инновации),

- новые для отрасли в стране,

- новые для данного предприятия.

Инновационный процесс – это несколько последовательных этапов начиная с фундаментальных научных исследований и заканчивая спадом объема продаж новаций, т.е. старение новинки и замена ее новой.

Формы инновационного процесса.

1. Простой внутриорганизационный (натуральный) предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации.

2. Простой межорганизационный (товарный) – новшество выступает как предмет купли – продажи, то есть функции создателя, производителя и потребителя разделены. Необходимо юридически оформить права создателя и предусмотреть получение доли прибыли от продаж новшества.

3. Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производственных новшеств. В нарушении монополии производителя – пионера, что способствует усилению конкуренции.

Субъекты инновационного процесса.

1. Новаторы – генераторы идей или научно – технических знаний (индивидуальные изобретатели или исследование организации – они заинтересованы в получении части доходов от использования изобретений).

2. Ранние рецепиенты (пионерские организации) это предприниматели, которые первыми освоили новшество, они стремятся к получению дополнительной прибыли, путем скорейшего продвижения новшеств на рынок.

3. Раннее большинство – это фирмы первые внедрившие новшество в производство. Выпуск много, но это еще все новое, то этого прибыль.

4. Отстающие фирмы, которые запаздывают с нововведениями, что приводит к выпуску изделий, которые морально устарели.

Инновационные стратегии предприятия.

1. Традиционная (фирма стремится только к повышению качества выпускаемой продукции и, как правило, в долгосрочной перспективе может отстать вначале в технико-технологическом, а затем и в экономическом плане)

2. Оппортунистическая. Фирма ищет продукт, который не требует больших затрат на исследования и разработки, но может вывести ее на лидирующие позиции на рынке. Поиск таких «ниш» («щелей») предполагает хорошее знание рыночной ситуации, высокий уровень технико-технологического развития и адаптационные способности. Но: высокая степень риска быстрой утраты монопольного положения.

3. Имитационная. Новая технология приобретается у других фирм (закупка лицензий, патентов), а дальше производство развивается само. Для успеха необходима высокая квалификация персонала, хорошая производственная
база и способность к адаптации

4. Зависимая (для мелких фирм, которым крупные компании передают для производства новый продукт или технологию)

5. Оборонительная. Для фирм, где исследования и разработки ведутся без претензий на занятие лидирующих позиций. Их цель не отстать от других в технико-технологическом развитии и при необходимости повышать
технический уровень производства. Задачи: помешать конкурентам начать наступательные действия (выпускать разнообразную продукцию, держать низкие цены);довести до сведения конкурентов, что их действия не останутся без
ответа (заблаговременно распространить информацию о новом товаре); снизить прибыль, побуждающуюконкурентов вести наступательные действия (установить более низкие цены)

6. Наступательная. Цель фирмы быть первой на рынке. Предполагается планирование периода создания преимуществ, их использования и разрушения. Период получения преимуществ различен (капиталоемкие отрасли - 1-2 года, сфера услуг - 1-3 месяца). Величина преимущества может быть значительна (в фармацевтике) или незначительна (в швейной отрасли). Период разрушения начинается, когда новшество копируется. Для создания конкурентного преимущества необходимо в течение периода использования одного новшества готовить другое.

- Противостояние сильным сторонам конкурентов, попытки превзойти их(у более слабого пытаются отобрать долю рынка за счет снижения цены, улучшения качества, диверсификации, мощной рекламной компании; у более сильного пытаются уменьшить конкурентные преимущества)

- Действия, направленные на использование слабостей конкурента.Это концентрация усилий на географических районах, где у конкурента небольшая доля рынка; обращение к сегментам, которыми конкуренты пренебрегают: работа с потребителямитех фирм, у которых продукция невысокого качества, низкий уровень сервиса; атака конкурентов, мало рекламирующих свою продукцию. + Освоение новых моделей, заполняющих пробелы в ассортименте конкурентов.

- Захват незанятых пространств(для избежания открытого противостояния)

- Одновременное наступление на нескольких фронтах(осуществление действий, относящихся к разным элементам маркетинга (усиление рекламы, сервисная сеть))

- «Партизанская война» (выбирается объект атаки, а возникающие ситуации используются с пользой для себя)

- Стратегия упреждающих ударов.Это сохранение выгодной позиции на рынке, отбивая у конкурентов желание копировать стратегию фирмы (заключаются договоры с лучшими поставщиками, даются скидки)

Для реализации наступательной стратегии необходимо иметь хорошее знание рынка (эффективный маркетинг): возможность определения риска; нетрадиционно мыслящее руководство, склонное к новым идеям; новаторов на предприятии и хорошо реализованный эффективный инновационный процесс. Эти стратегии опасны, т.к. обостряют конкурентную борьбу.

Жизненный цикл инноваций:

1. создание новаций (этап 1- фундаментально-научно исследовательские разработки; этап 2 – прикладные НИР; этап 3 – опытно-конструкторские работы)

2. внедрение

3. рост

4. замедление роста

5. спад

2, 3, 4, 5 – этап 4, коммерционализация новаций.

Прикладные НИР – исследование возможности использования результатов фундаментальных НИР в определенных отраслях.

Фундаментальные НИР – открытие законов и научные исследования.

Опытно-конструкторские работы – разработка опытных образцов, подготовка серийного производства.

Коммерционализация новаций – выпуск и продажа нового изделия.

Зарубежная классификация этапов жизненного цикла инноваций:

1. зарождение – осознание потребностей и возможностей изменения, поиск соответствующего новшества.

2. освоение – внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений.

3. диффузия – распространение (тиражирование) – многократное повторение нововведение на других объектах.

4. рутинизация – это реализация нововведений на стабильных, постоянно функционирующих объектах.

Понятие менеджмента, его роль в современном обществе. Системный, ситуационный и функциональный подходы к менеджменту.

Развитие менеджмента. Школы управления.

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Характеристика коммерческих предприятий и их организационно-правовые формы в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

В соответствии с ГК РФ часть 1, глава 4 (принята Государственной думой 21 октября 1994 г.) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственном, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Всякая организация, чтобы быть признанной юридическим лицом, помимо формальных признаков должна обладать в совокупности четырьмя характерными признаками: 1наличие обособленного имущества, 2способность отвечать по обязательствам своим имуществом, 3способность выступать в имущественном обороте от своего имени, 4возможность предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде.

Коммерческими организациями признаются юр. лица преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут создаваться в форме хоз. товариществ и обществ, производственных кооперативов, гос. и муниципальных унитарных предприятий.

Классификация предприятий по организационно-правовым различиям связана с юридическими принципами закрепления собственности:

1Хозяйственные товарищества и общества – коммерческие организации с разделенным на доли учредителей уставным капиталом.

Хозяйственными товариществами м.б. полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные).

а)Полными признаются товарищества участники которых в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предприним. деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательства принадлежащим им имуществом.

Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников.

Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников. Не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибыли или в убытках.

2. Если вследствие понесенных товариществом убытков стоимость его чистых активов станет меньше размера его складочного капитала, полученная товариществом прибыль не распределяется между участниками до тех пор, пока стоимость чистых активов не превысит размер складочного капитала.

Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Полное товарищество ликвидируется, когда в товариществе остается единственный участник. Такой участник вправе в течение шести месяцев с момента, когда он стал единственным участником товарищества, преобразовать такое товарищество в хозяйственное общество в порядке, установленном настоящим Кодексом.

 

б)Товарищество на вере – наряду с участниками, осуществляющими предпр. деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеются один или несколько участников-вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм, внесённых ими вкладов и не принимают участие в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере.

Участники товариществ имеют право: получать информацию о деятельности товарищества или общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке; принимать участие в распределении прибыли; получать в случае ликвидации товарищества или общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Участники хозяйственного товарищества или общества обязаны: вносить вклады в порядке, размерах, способами и в сроки, которые предусмотрены учредительными документами; не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества или общества.

Управление осуществляется по общему согласованию всех участников. Прибыль и убытки распределяются пропорционально их долям в складочном капитале. Ликвидация по решению участников, а также при выбытии всех участвовавших в нем вкладчиков. Товарищество на вере вместо ликвидации может быть реорганизовано в полное товарищество.

Хозяйственные общества - общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества (открытого и закрытого типа).

а) ООО признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделён на доли, определенные учредительными документами; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесённых ими вкладов. Уставный капитал ООО – стоимость вкладов его участников, определяет минимальный размер имущества общества. Уставный капитал ООО должен быть на момент регистрации общества оплачен его участниками не менее чем на половину. Оставшаяся часть оплачивается в течение первого года деятельности общества. Высший орган власти- общее собрание его участников

б) Общество с дополнительной ответственностью Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

в) АО - общество, уставной капитал которого разделён на определенное число акций; участники АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым. ОАО вправе проводит открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. Публикует годовой отчёт. бухгалтерский баланс и отчёт о прибылях и убытках;

АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым. ЗАО не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.

Дочернее хозяйственное общество. Хоз. общество признается дочерним, если другое (основное) хоз. общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества).

Основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.

В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.

Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу, если иное не установлено законами о хозяйственных обществах.

Зависимое хозяйственное общество. Хоз. общество признается зависимым, если другое (преобладающие, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций АО или 20% уставного капитала ООО.

2 Производственные кооперативы (артель). Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, сбыт пром., с/х и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Учредительным документом производственного кооператива является его устав, утвержденный общим собранием его членов. Число членов кооператива должно быть не менее пяти человек. В кооперативе с числом членов более 50 может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива. Имущество, находящееся в собственности кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов

3) Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Согласно ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Устав предприятия должен содержать кроме обычных сведений (наименование место его нахождения и др.), сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источнике его формирования. В форме унитарного предприятия могут быть созданы только гос. и муниципальные предприятия. Имущество гос. и муницип. унитарного предприятия находится соответственно в гос. и мунип. собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения пли оперативного управления. В соответствии с ГК право хозяйственного ведения - это право гос или муниц предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Право оперативною управления в соответствии с ГК РФ - это право учреждения пли казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Право хоз веления шире права оперативного управления, т.е. предприятие, функционирующее на основе права хоз ведения. имеет большую самостоятельность в управлении, чем предприятие, основанное на праве операт управления. Учредители унитарных предприятий, основанных на праве хоз ведения, не отвечают по обязательствам предприятия, за исключением случаев, когда в банкротстве предприятия виноват сам учредитель. При несостоятельности же казенных предприятий Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам этого предприятия при недостаточности его имущества как учредителя. Унитарное предприятие, основанное на праве операт управления, в принципе не может быть банкротом.

Некоммерческими организациями признаются организации, не ставящие своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций, фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.023 с.)