Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть 1. Кризисные явления 2-й пол. XIV в.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Венецианская торговля в Тане зачастую переживала не лучшие времена и почти постоянно сталкивалась с теми или иными трудностями. Пержде всего, на их пути стоял конкурент – генуэзцы. Последние обосновались в Приазовье как в Тане, так и в лежащих на пути к ней Бальзамахи (район современного Ейска) и других населенных пунктах на Азовском побережье Северо-Западного Кавказа[383]. Венецианцам же только в 1332 г. удалось юридически оформить свою факторию в устье Дона по договору, заключенному венецианским послом А. Дзено с ханом Узбеком[384]. После этого Тана, которая стала, наряду с Каффой, Трапезундом и Солдайей, терминалом и перекрестком морских и сухопутных дорог с Запада на Восток в XIV – XV столетиях[385]. Но связанные с Таной конфликты сер. XIV в. (см. выше) в сочетании с пандемией чумы, войной между Венецией и Генуей (1340 – 1355 гг.), гражданскими войнами в Византии (1341 – 1355 гг.) и Трапезундской империи (1340 – 1355 гг.), появлением в Константинополе своего военного флота, распадом державы ильханов, нестабильностью и «великой замятней» в Золотой Орде и общим кризисом торговли середины XIV в. сильно снизили надежность и безопасность торговли на дальние расстояния во 2-й пол. XIV в.[386] и крайне неблагоприятно отразились на экономике итальянских морских торговых республик. В результате были парализованы магистральные пути торговли с Левантом, Средней Азией и Китаем, нарушена вся система международного товарообмена между Западом и Востоком[387]. В 1370-е гг. и позднее прибыльность торговли с Востоком падала[388]. Однако параллельно с уменьшением торговли товарами из Средней Азии и Дальнего Востока можно наблюдать возрастание удельного веса местных статей экспорта[389] – зерна, воска, рыбы и прочих товаров причерноморских областей. Существовали и другие факторы, затруднявшие торговлю через Тану для итальянцев. Так, ставка Генуи на Каффу (о чем шла речь выше) всегда означала попытку искусственными средствами снизить значение по преимуществу венецианской Таны в причерноморской торговле. И все же, несмотря на все эти столь очевидные трудности мы располагаем свидетельствами интенсивности обменов в Причерноморье 2 пол. XIV в. и значительной роли Таны в этих обменах. Так, в массариях Каффы за 1386 – 1387 гг. упоминаются два обитателя Таны[390]. Второй половиной XIV в. датируется редкая для Судака медная монета чекана города Азака[391], что свидетельствует также о непрерывавшихся связях Таны с Крымом. Вследствие перечисленных выше кризисных явлений и вспышек нестабильности безопасность торговых путей в XV в. уже не была столь же гарантирована, как в начале XIV в.[392]. Однако на начало XV в. приходится новый подъем и венецианской, и генуэзской торговли. После значительного спада, торговые обороты факторий в Северном Причерноморье снова возрастают. Последствия кризиса удавалось постепенно преодолеть. Во многом это произошло благодаря преодолению кризиса середины – 2 пол. XIV в. в самой Европе. В большинстве стран Европы в 1-й пол. XV в. завершился переход к денежной ренте, резко расширились их внутренние рынки за счет вовлечения мелкокрестьянского хозяйства в товарно-денежные отношения. Устойчивые экономические отношения связывали ранее обособленные экономические районы Северной Европы и Средиземноморья. В XIV – XV вв. представители торгово-банковских династий и компаний из Флоренции, Генуи, Венеции, Лукки и других городов Италии создали прочную и широко разветвленную сеть своих филиалов, отделений и факторий в большинстве европейских стран[393]. XV в. характеризуется общим ростом товарооборота, увеличением размеров сделок, возникновением вместо прежних купеческих гильдий или наряду с ними разного типа торговых и торгово-банковских компаний. Все большее место в торговле начинают занимать товары массового спроса, в частности зерно[394], экспортером которого традиционно было Северное Причерноморье. В конце XIV – начале XV вв. венецианская торговля вступила на путь высшего расцвета[395]. В этот период снизилась роль торговли на дальние расстояния с Китаем и Средней Азией, но тогда же венецианцами были замкнуты друг на друга два жизненно выжных для них торговых маршрута – маршруты галей Романии и галей Фландрии[396]. В это же время в Италии складываются капиталистические механизмы обменов. Бюджет республики св. Марка пострадал от кризиса менее бюджетов большинства европейских монархий[397]. Согласно Фернану Броделю, общий доход Венецианской республики составлял в 1423 г., на момент смерти дожа Томмазо Мочениго 1,615 млн. дукатов в год; это означает, что Венеция была по годовому доходу абсолютным лидером среди европейских государств. Ее капитал, ежегодно инвестировавшийся в торговлю, составлял 10 млн. дукатов и приносил 2 млн дохода на капитал и 2 млн торговой прибыли[398]. 40% прибыли – о таком может только мечтать современный капитализм. Что касается значения Таны в венецианской экономике в этот период, то сохранившиеся данные о регламентируемой Венецией норме взимания фрахта с разных товаров на маршрутах галей линии позволяют произвести экспертную оценку порядка сумм[399]. Федериго Мелис придавал Тане значение одного из семи основных углов многоугольника «мирового хозяйства» в развитое средневековье (Брюгге – Лондон – Лиссабон – Фес – Дамаск – Азов – Венеция)[400]. По мере того, как центр тяжести экономики Венецианской республики смещался все более в сторону торгового посредничества между Передней Азией и Западной Европой (см. выше), возрастало значение водных путей[401]. Венецианская республика создала и стремилась поддерживать регулярное сообщение между столицей Адриатики и далекими портами Черного моря[402], и в течение долгих лет Тана (Азов) являясь важнейшим торговым пунктом, лежащим между Европой и Азией, и богатейшим рыбным рынком. И Венеция, и Генуя формировали для большей безопасности караваны охраняемых судов, шедших в Тану под единым командованием[403]. Это была навигация сначала государственных, а затем сдаваемых в аукцион патронам галей, обычно раз в год совершавших плавание в Трапезунд и Тану. Сокращение объемов товарообмена с Дальним Востоком и падение значения континентальных торговых путей не обозначало исчезновения первых и второго. Из Таны шел прямой транзитный путь на Астрахань, Сарай, Среднюю и Центральную Азию и таким образом связывал Черноморье с Поволжьем. Дорога от Таны до Хаджитархана (Астрахани) занимала от 12 (на верблюдах) до 25 (на волах) дней пути. От Хаджитархана через Сарай, Сарайчик, Ургенч, Отрар и Алмалык (Бишкек) шел путь на Ханбалык (Пекин). Иногда купцам приходилось зимовать в Тане или в Астрахани, если лед мешал им двигаться по рекам. Весь путь от Таны до Китая продолжался 284 дня по суше и по Волге[404]. Этим путем в черноморские порты поступали ценные товары из Индии и Китая[405]. На протяжении столетий Тана была предметом борьбы между Генуей и Венецией, которая также имела здесь свои поселения. Роль Таны для Венеции и Генуи не была одинаковой. Для генуэзцев Тана была транзитным пунктом товаров между верховьями Дона, Астраханью, Каффой и Генуей. Несмотря на отдаленность этого порта и закрытие навигации в зимние месяцы, к нему охотно стремились купцы и мореплаватели, так как ежегодно летом в Тане открывалась ярмарка, привлекавшая к устьям Дона множество караванов из заволжских и закаспийских, даже индийских и китайских областей[406]. Но если Генуя располагала в Черноморском бассейне целой сетью факторий, опиравшихся на города Каффу, Солдайю, Перу[407], то у Венеции же в Причерноморье были всего два опорных пункта – Трапезунд и Тана, что особенно побуждало венецианцев держаться за них[408]. Республика св. Марка стремилась сохранить Тану всеми силами, даже в те годы, когда ради этого приходилось терпеть явные финансовые убытки[409]. Отправка в факторию «галей линии» была в значительной степени вопросом престижа Венецианской республики, что заставляло ее идти на самые крайние меры и при явно неблагоприятной конъюнктуре все же продолжать осуществлять навигацию[410]. Постановление Сената от 27 июля 1339 г. отмечала падение прибылей от вывоза специй из Таны и Трапезунда, в связи с чем было даже внесено предложение отменить плавание туда галей[411]. В XV в.[412] таких предложений, видимо, ни у кого не возникало – усилия Венеции по сохранению своего форпоста в 1-й пол. XV в. недвусмысленно свидетельствует о том, что, как говорят, игра стоила свеч. Это означало, что, несмотря на все политические осложнения, в XV в. наметилось существенное улучшение торговой конъюнктуры. Итак, через Тану проходили торговые пути к Сараю и Астрахани, связывавшие европейский мир с Азией вплоть до Китая. Как свидетельствует актовый материал, торговля шелком-сырцом, специями, пушниной, лососевыми рыбами, икрой, хлебом, воском, мехом, тканями и, в особенности, рабами[413]. Как правило, торговая прибыль создавалась за счет разницы цен на товары в различных регионах. Так, например, значительней всего была разница цен на ткани между портами всего Причерноморья и Италией (в середине XV в. – от 83 до 150 %, что значительно выше, чем в XIII в.), а между черноморскими портами была невелика, не превышала, вероятно, 15%[414]. В исторической науке давно утвердилось мнение, что, несмотря на деградацию императорского двора и на порой крайнее обнищание городских низов Констанинополь и черноморское направление торговли в XIV – XV вв. нисколько не утратили своего значения в международной торговле и притягательной силы для иноземного купечества[415]. Сохранение торговой роли Константинополя и Перы[416] в эту эпоху объяснялось несколькими причинами: а) ключевым положением города на стыке издревле сложившихся торговых путей, шедших из Черного моря, с Востока и Запада; б) ролью Константинополя как места широкой международной торговли вывозимыми из Каффы и Таны воском, кожами, мехами, рабами, медью, экспортируемыми в Сирию, Египет, а также в Западное Средиземноморье; в) привилегированным положением западного купечества в Константинополе: венецианцы и генуэзцы не платили никаких пошлин, а флорентийцы, анконцы и каталонцы – только 2% от стоимости товаров[417]. Торговый оборот Венеции с Константинополем (а значит – в значительной степени с Северным Причерноморьем) составляет, по данным аукционов галей и счетных книг не менее 1 млн. иперперов в год, причем разница между Константинополем и Венецией в ценах на товары, экспортируемые из Причерноморья была, по данным Бадоэра, в 1430 – 1440е гг. меньше, чем разница цен на товары восточного происхождения[418]. В Константинополе сбывали товары, не вывозя их собственнолично на Запад, не только местные купцы, но зачастую и итальянцы, обосновавшиеся на Леванте. Это позволяло им значительно ускорить оборот своего капитала и уменьшить торговые расходы. Так, например, товары могли закупаться в Тане, а затем перепродаваться купцам, экспортировавшим их на Запад. Многоступенчатость товарооборота, конечно же, сказывалась на ценах товаров. Шитиков считает, что в XV в. не могло быть речи не только о средних мировых ценах, потому что еще не сложился не только мировой, но и единый средиземноморский рынок[419]. И хотя венецианской торговле препятствовало постоянное соперничество с генуэзцами, пытавшимися лишить венецианцев доступа в Азовское море и постоянная угроза татарского нашествия, она практически не прерывалась. Захваты и разгромы Таны 1410 г. и 1418 г. татарами, казалось, должны были подорвать экономику фактории, но город каждый раз отстраивался заново. Отправка «галей линии» (государственных вооруженных кораблей) была в значительной степени вопросом престижа Венецианской республики, что заставляло ее идти на самые крайние меры и при явно неблагоприятной конъюнктуре все же продолжать осуществлять навигацию[420]. Кроме того, конфликты Венеции и Генуи уже не выливались в крупномасштабные войны между этими торговыми республиками, а носили чаще характер противостояния жителей Таны и Каффы, а также дипломатическую игру республик с использованием союзников – татар Крыма и княжества Феодоро (см. выше). К чести венецианцев надо отметить, что в этой игре в 1430-е гг. они чаще выигрывали, чем проигрывали, что повышало безопасность их собственных позиций в Северном Причерноморье. Результатом стабилизации положения в регионе стал подъем торговли, наметившийся еще с начала XV в. В целом за весь период с 1405 по 1450 гг. суммы, уплаченные на аукционе венецианскими купцами, арендовавшими государственные галеи, посылаемые в Причерноморье, составляли 24% от аукционных сумм на все галеи на Левант[421], а за 1436 – 1439 гг. это соотношение составляло около 38%. Интерес венецианского купечества к торговле с Романией и Причерноморьем был столь велик, что доля Константинополя (а, значит, и Причерноморья) в левантийской торговле Венеции составляла около четверти, а в описываемый период, возможно, и более трети[422]. Эти суммы резко падали в годы военных потрясений в Романии и поднимались во время увеличения объема торговых операций с Левантом. Увеличение количества посылаемых галей сопровождалось ростом аукционной суммы за каждую галею. Такое совпадение возможно лишь при благоприятной торговой ситуации, поэтому размеры аукционных сумм могут служить показателем оживленности торговых отношений в тот или иной период[423]. Таким образом, на основании соотношения аукционных сумм 1436 – 1439 гг. (т. е. периода, к которому относится большая часть исследованных нами актов) со средним арифметическим показателем цен на торгах за 1-ю пол. XV в. можно обоснованно утверждать, что 1430-е гг. были временем наибольшего расцвета венецианской торговли в Северном Причерноморье за весь XV в. Лишь после 1452 г. осуществлявшиеся регулярно каждый год в первой половине века рейсы венецианских галей в Константинополь, Трапезунд и Тану прекратились. Они возобновились только с 1479 г., но за 25 лет их было всего семь[424]. Как правило, на галеях перевозились дорогие и легкие товары (специи, сукно, шелк, драгоценности, меха и пр.), а более тяжелые и дешевые грузы (сырье, зерно, соль, вино, квасцы, масло, рабы) – преимущественно на частных круглых судах[425]. Итак, как нам удалось выяснить, 1430-е годы были периодом подъема товарообмена Европы с Причерноморьем и роста региональной торговли. Итак, мы снова убеждаемся, что 1430-е гг. были весьма удачным периодом для венецианской торговли в Северном Причерноморье. К сожалению, изученные нами нотариальные акты в силу специфики выборки не могут релевантно отражать объем торговых операций в Тане. Но нам известно, что уменьшение числа и удельного веса зафиксированных торговых сделок в процентном соотношении к другим типам актов свидетельствует не об упадке торговли, а о повышении роли документов внутреннего пользования компаний (торговых писем, торговых книг и пр.). К тому же в любом случае нотариальному оформлению подлежали лишь те сделки, в которых одна из сторон еще не выполнила своих обязательств[426]. Даже несмотря на отсутствие некамуфлированных торговых сделок в картуляриях наших нотариев, косвенные сведения, касающиеся торговли можно почерпнуть из актов, не являющихся оформлением торговой сделки (в т. ч. завещаний, в которых может содержаться опись имущества завещателя и, между прочим, товары).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.217 (0.009 с.) |