К уровневым программам курсов повышения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К уровневым программам курсов повышения



ГЛОССАРИЙ

К уровневым ПРОГРАММАМ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН, РАЗРАБОТАННЫМ ЦЕНТРОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

МАСТЕРСТВА СОВМЕСТНО С ФАКУЛЬТЕТОМ ОБРАЗОВАНИЯ

КЕМБРИДЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Учебно-методическое пособие

ҚАЗАҚСТАН-АСТАНА, КАЗАХСТАН-АСТАНА, KAZAKHSTAN-ASTANA

«НАЗАРБАЕВ ЗИЯТКЕРЛІК МЕКТЕПТЕРІ» ДББҰ

ПЕДАГОГИКАЛЫҚ ШЕБЕРЛІК ОРТАЛЫҒЫ

КЕМБРИДЖ УНИВЕРСИТЕТІНІҢ

БІЛІМ БЕРУ ФАКУЛЬТЕТІ

ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА АОО

«НАЗАРБАЕВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

КЕМБРИДЖСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

CENTER OF EXCELLENCE

AEO «NAZARBAYEV INTELLECTUAL SCHOOLS»

FACULTY OF EDUCATION

UNIVERSITY OF CAMBRIDGE

58 59

УДК 371

ББК 74.26

Г 49

Рекомендовано к печати Методическим советом

Центра педагогического мастерства

АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

Рецензенты: Шамшидинова К. Н.

Караев Ж. А.

Бейсенова Ж.С.

Г 49 Глоссарий к уровневым Программам курсов повышения квалификации педагогических

Работников Республики Казахстан, разработанным Центром педагогического мастерства

совместно с Факультетом образования Кембриджского университета: учебно-методическое

Пособие – Астана: Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные

Школы». – 2012. - 164 с.

ISBN 978-601-80263-6-2

Настоящее издание представляет собой глоссарий понятий и категорий, а также персоналий

Уровневых Программ, разработанных Центром педагогического мастерства совместно

с Факультетом образования Кембриджского университета. Глоссарий составлен на трех

языках (казахском, русском, английском) и предназначен для организаций образования и

Широкой педагогической общественности.

УДК 371

ББК 74.26

ISBN 978-601-80263-6-2

© Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» (Казахстан)

Факультет Образования Кембриджского университета (Великобритания)

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 60

Раздел 1. Глоссарий понятий и категорий уровневых Программ курсов

Повышения квалификации педагогических работников

Республики Казахстан 61

Раздел 2. Персоналии уровневых Программ курсов повышения

Квалификации педагогических работников

Республики Казахстан 101

60 61

Предисловие

В настоящее время Центром педагогического мастерства (далее - Центр)

Реализуются уровневые Программы курсов повышения квалификации

Педагогических работников Республики Казахстан, разработанные Центром

педагогического мастерства совместно с Факультетом образования Кембриджского

университета (далее – уровневые Программы).

В уровневые Программы включена профессиональная терминология по

Вопросам практики преподавания и обучения, используемая в современных

западных изданиях и образовательных системах. С целью облегчения понимания и

Восприятия материала в контексте уровневых Программ разработан предлагаемый

Вашему вниманию «Глоссарий к уровневым программам курсов повышения

Квалификации педагогических работников Республики Казахстан, разработанным

Центром педагогического мастерства совместно с Факультетом образования

Кембриджского университета» (далее – Глоссарий).

Многие категории и понятия (к примеру, «скаффолдинг», «коучинг»,

«менторинг» и др.), составляющие понятийный аппарат уровневых Программ,

Являются новыми для педагогической общественности Республики Казахстан.

Такие педагогические подходы, как Action Research (досл. – Исследование в

действии) и Lesson Study (досл. - Исследование урока), зарекомендовавшие себя

На практике за рубежом, намеренно не переведены и предложены в Глоссарии на

языке оригинала, поскольку, по мнению авторов настоящего издания, нуждаются

В тщательном этимологическом анализе и определении адекватного эквивалента

На казахском и русском языках с учетом адаптации в условиях казахстанской

образовательной системы.

Настоящий Глоссарий (лат. glossarium - «собрание слов, выражений»)

Представляет собой систему специализированных понятий и категорий,

используемых в учебно-методическом комплексе уровневых Программ. Глоссарий

Состоит из двух разделов. Первый раздел включает понятия и категории уровневых

Программ, расположенные в алфавитном порядке, и снабженные дословным

переводом, этимологической историей, комментариями, поясняющими примерами,

С эквивалентами на русском и английском языках.

Второй раздел Глоссария - персоналии уровневых Программ, содержит краткую

Информацию об ученых, чьи теории и практические исследования определяют их

Концептуальную основу.

Авторский коллектив будет благодарен за дополнения и предложения по

Усовершенствованию перечня и содержательных характеристик понятий и

категорий, предложенных в настоящем издании.

Вопросы и предложения просим направлять по электронному адресу Центра

педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»: info@

Cpm.kz.

Раздел 1.

Глоссарий понятий и категорий уровневых Программ

Курсов повышения квалификации педагогических

Работников Республики Каза хстан

62 63

Активное обучение / Белсенді оқу / Аctive learning -

Представляет собой организацию и ведение учебного процесса,

Которые направлены на всемерную активизацию учебно-

Познавательной деятельности обучающихся посредством

Широкого, желательно комплексного, использования как педагогических

(дидактических), так и организационно-управленческих средств.

• Активного обучения методы / Белсенді оқу әдістері / Methods of active

Learning - действия и приемы, мотивирующие обучающихся к концентрации

мыслительной вовлеченности в самостоятельное, инициативное и творческое

освоение учебного материала. К методам активного обучения относятся:

Дебаты, дискуссии, ролевые игры, проектная деятельность, тренинги,

Имитационные игры и др.

Американская психологическая ассоциация, АПА / Америкалық психология-

лық қауымдастық, АПҚ / American Psychological Association, APA - объединение

Профессиональных психологов США, Канады и других стран, признанное

Одним из наиболее влиятельных объединений психологов в мире. Миссия АПА

Заключается в популяризации психологии как науки, профессии и как средства

совершенствования благополучия, психического здоровья и образования людей.

АПА основана в июле 1892 года группой в составе 26 психологов университета

Кларка. Первый президент АПА - Г. Стенли Холл. В настоящее время ассоциация

Состоит из 54 подразделений по областям науки и практики и 58 региональных

Отделений в США и Канаде.

Анализ / Талдау / Analysis (греч. аnálysis - разложение, расчленение) - процесс

Разложения целостного объекта, предмета, явления на характерные для него

Составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, изучение каждого

Элемента или стороны явления в отдельности как части единого целого. Анализ

А существует в 2-х формах: 1. Как практическое действие. 2. Как мыслительная

Операция.

Анализ критический / Сыни талдау / Critical analysis - процесс определения

Результативности/ценности/обоснованности какого-либо действия, процесса или

Продукта и установления обусловливающих их причин.

Аргументация/ Дәлелдеу / Аrgumentation - логико-коммуникативный процесс,

Служащий обоснованию определенной точки зрения с целью ее восприятия,

Понимания и (или) принятия индивидуальным или коллективным реципиентом.

Асинхронное обучение / Синхронды емес оқыту / Asynchronic learning - форма

Преподавания и обучения с использованием информационно-коммуникационных

Технологий и ресурсов, в рамках которой контакт между учителем/преподавателем

И обучающимся осуществляется с задержкой во времени. Асинхронное

Обучение основано на конструктивистской теории обучения и предполагает

наличие возможностей для самостоятельного формирования обучающимися

Индивидуальной траектории обучения в интересах удовлетворения своих

образовательных потребностей. Кроме этого, асинхронное обучение обеспечивает

обучающимся свободу в выборе отдельных учебных дисциплин образовательной

Навыки в новой ситуации.

64 65

Атмосфера в классе / Сыныптағы ахуал / Classroom environment - преобладающая

Жизнедеятельность человека.

Сотрудничество.

Беседа диалогическая / Диалогтік әңгіме / Dialogic talk - вербально-

И развивающие то, что

Процесс «обмена мыслями».

Беседа исследовательская / Зерттеушілік әңгіме / Exploratory talk - тип беседы,

66 67

Вебинар (онлайн-семинар) / Вебинар (онлайн-семинар) /

Возможных рисков.

Развития.

И анализировать информацию.

Вопросы низкого порядка (закрытые вопросы) / Төмен деңгейлі сұрақтар

(жабық сұрақтар) / Low-order questions (closed questions) - вопросы, направленные

на запоминание полученной информации, и, ответы на которые оцениваются как

«правильные» или «неправильные».

Участники

Активной

Работе.

«Голос ученика» / «Оқушы үні» / «Pupil Voice» – проект,

Research Association (BERA)), с целью обеспечения соответствия процедур

68 69

Групповая работа / Топтық жұмыс / Group work - форма организации деятельности

Лидерских качеств и т. д.

Групповая работа со структурированным делением на группы/

Құрылымдалып бөлінген топтардағы топтық жұмыс / Structured group work

- форма организации групповой работы, при которой предварительно планируется

Работы по заданию.

Джигсо (мозаика) / Джигсо (мозаика) / Jigsaw – метод

Одной и той же проблемы.

Дислексия / Дислексия / Dyslexia (др.греч. Δυσ - приставка, отрицающая

положительный смысл слова и λέξις - речь) - избирательное неврологическое

70 71

Зона ближайшего развития (ЗБР) / Жақын арадағы даму

аймағы (ЖАДА) / Zone of Proximal development - понятие,

Учитель инициирует

Воспитания и обучения.

З

И

Инклюзивное обучение / Инклюзивті оқыту / Inclusive education - обучение,

основанное на принципе доступности образования для всех, адаптации обучения

72 73

И аффективных

Поддержке коллег.

Креати́вность / Креативтілік / Сreativity (от англ. create – создавать, creative

– созидательный, творческий) — 1. Творческие способности индивида,

74 75

Улучшений».

Лидерство учителя / Мұғалімнің көшбасшылығы / Leadership in teaching –

76 77

ғылымы бойынша білім сапасын бағалау жөніндегі TIMSS халықаралық

Процессе анкетирования.

Менеджмент в образовании / Білім беруді басқару / Management in education-

Эффективности.

Ментор / Тәлімгер / Mentor (от др.- греч. мέντωρ - наставник) - руководитель,

Карьере.

Менторинг / Тәлімгерлік / Mentoring – длительный процесс создания

Поддержке коллег.

Метаобучение / Метаоқу / Metalearning – процесс, при котором учащиеся

Опыта обучения.

Знания о ее особенностях.

Метод кейсов / Кейстер әдісі / Case method - метод обучения, использующий

78 79

Обществом и природой.

Мнемоника / Мнемоника / Mnemonics (греч. τὰ μνημονικά — искусство

Заключения (выводы).

• Наблюдения объект / Қадағалау объектісі / Object of observation – лицо,

80 81

Непрерывное обучение (обучение в течение всей жизни) / Үздіксіз білім алу

(өмір бойы білім алу) / Life-long learning – целенаправленное получение и усвоение

Сети Интернет.

Конструктивистское обучение

Вопроса/проблемы.

Одаренные и талантливые ученики / Дарынды және талантты оқушылар /

Economic Co-operation and Development (OECD) - международная экономическая

Обучения.

Оценивание Критериальное / Критериалды бағалау / Criteria assessment

– процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко

82 83

Оценивания.

И не поддается

Сознательной вербализации.

Память семантическая / Семантикалық жады / Conceptual memory – подсистема

Знаниями.

Память эпизодическая / Эпизодтық жады / Episodic memory - подсистема

Обстановка.

Парадигма / Парадигма / Paradigm (от греч. παράδειγμα - пример, модель,

Большинство его членов.

Парадигма в образовании / Білім берудегі парадигма / Educational paradigm

- совокупность ключевых педагогических концептуальных положений и идей,

84 85

Педагогический аспект знаний (ПАЗ) / Білімнің педагогикалық аспектісі

(БПА) / Pedagogical knowledge - в контексте образования, представляет собой

Используемого объема, без ссылки на источник. Примеры плагиата: копирование,

Планирование / Жоспарлау / Рlanning - вид деятельности, связанный с

Поставленных целей.

Планирование целей и задач обучения / Оқу мақсаттары мен міндеттерін

Результатами обучения.

Планирование ожидаемых результатов обучения / Оқытудың күтілетін

нәтижелерін жоспарлау / Planning of learning outcomes

• Ожидаемые результаты обучения / Оқытудың күтілетін нәтижелері /

Ментора.

Подход в обучении / Оқудағы тәсілдер / Educational approach - совокупность

Обучения.

• Подход Бихевиористский в обучении / Оқудағы бихевиористік тәсіл /

Ориентирована психология,

В этой связи

86 87

Решение задач, размышление.

Представлений и навыков.

В химии.

Информации.

Презентация мультимедийная / Мультимедиялық таныстырылым /

88 89

Преподавание / Оқыту / Teaching - процесс управления учебно-познавательной

Вне класса.

Приоритет / Басымдық / Priority (лат. prior — первый, старший) - первенство по

Саморегуляции у детей.

Профессиональное сообщество учителей / Мұғалімдердің кәсіби желілік

қоғамдастығы / Professional network of teachers – механизм совершенствования

Понимание.

Рефлексия в действии / Іс-әрекеттегі рефлексия / Reflection in action - процесс

Последующих шагов.

90 91

Обучения.

Рефлексивное преподавание / Рефлексивтік оқыту / Reflective teaching –

Дескрипторов.

Саморегулируемое обучение/ Өзіндік реттеуге негізделген

оқу / Self-regulated learning – обучение, осуществляемое на

Результатами обучения.

Ними, для высоких достижений их учеников. Примером подобного сообщества

Учителем для

92 93

Сократический метод ведения беседы (майевтика) / Әңгіме жүргізудің Сократтық

әдісі (майевтика) / Socratic dialogue (от греч. мαιευτική букв. - повивальное

Протяженности).

• Аудиалы / Аудиалдар / Auditory learners – категория учащихся,

Информацию.

• Визуалы / Визуалдар / Visual learners - категория учащихся, воспринимающих

Органами зрения.

Стратегия / Стратегия / Strategy (др.- греч. στρατηγία — «искусство полководца»)

1. Общий, не детализированный план какой-либо деятельности, охватывающий

И задач.

Ответов.

• Понимание / Түсіну / Comprehension - преобразование материала из одной

94 95

• Применение / Қолдану / Application - использование новых знаний, методов

и правил в различных вариантах.

• Анализ / Талдау/ Analysis – процесс разложения целостного объекта на

Его сущность.

• Синтез / Жинақтау / Synthesis – процесс объединения ранее разрозненных

Альтернативного решения.

• Оценка / Бағалау / Evaluation – процесс определения достоинств,

Тестирования.

Творчество / Шығармашылық / Creativity - высшая форма активности

и самостоятельной деятельности человека. Творчество оценивается по его

Новизной.

Теория деятельности / Қызмет теориясы / Action Theory или деятельностный

На протяжении

Жизни.

96 97

Техника педагогическая / Педагогикалық техника / Teaching technique

- комплекс знаний, умений, навыков, необходимых учителю для того, чтобы

Символизирует наличие

Также,

Убеждения, которые

Этой профессии.

Урок-исследование / Зерттеу сабағы / Research lesson -

98 99

Воображение.

Ценности (ключевые ценности и убеждения) / Құндылықтар

(түйінді құндылықтар мен ұстанымдар) / Core values –

Человеческий разум.

Или культуре.

Эскалация / Өрістеу / Escalation (англ. escalation - восхождение с помощью

Решения на текущем уровне.

100 101

Раздел 2

ПЕРСОНАЛИИ

102 103

Аронсон, Эллиот (англ. Elliot Aronson) (р. 1932 г.) –

Являются работы по диалоговому обучению «Образование, как

Исследователей просвещения.

Значительно снизилось.

104 105

Памяти.

Библиография Л.С. Выготского насчитывает более 275 наименований, в том

Речь» и др.

Проблемам.

106 107

Леви́н, Курт Цадек (нем. Kurt Zadek Lewin)

(1890–1947) – немецкий, в дальнейшем - американский

1936).

Макинтайр, Дональд (англ. Donald McIntyre) (1937 –

2007) - магистр педагогики Эдинбургского университета,

Старший научный сотрудник.

Преподавания и обучения.

Масло́у, А́брахам Харольд (англ. Abraham Harold

Потребностей Маслоу».

Обучения и рассуждения.

108 109

Монтессори.

Премии мира.

Эпистемология).

Учеником.

Библиография Ж. Пиаже насчитывает более 60 книг и несколько сотен статей.

Ассоциации (АПА) в 1947 г. Внес существенный вклад

110 111

Учебных программ.

Бизнесу.

Флэйвел, Джон (англ. John Flavell) (р. 1928) –

Развитию детей.

Начиная с детства.

Наук США.

Автор более 120 монографий.

Джерси (США). Сфера научных интересов – эволюционная

Поведенческая генетика.

В 1994 году Джудит Харрис разработана новая теория

112 113

И педагоги.

Теория Джудит Харрис легла в основу ее статьи, опубликованной в ведущем

Рождения.

Психология.

Наук и математики.

Content Knowledge).

И др.

Шон, Дональд (англ. Donald Schon) (1930 – 1997) –

Известный гуру из Бостона (США) в сфере разработок

Техническим инновациям.

Сделанных

Организационного обучения.

114 115

116 117__

ГЛОССАРИЙ

К уровневым ПРОГРАММАМ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.195 с.)