Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Горе, потери и торжество жизниСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Горе - это то, что мы добавляем к потере. Это приобретённая реакция, присущая только некоторым культурам. Оно не является чем-то неизбежным. Я понял это на собственном опыте, более чем на восемь лет погрузившись в чистую культуру азиатского буддизма. В те годы в лесном буддийском монастыре отдалённого уголка Таиланда западная культура и её идеалы были совершенно неизвестны. Мой монастырь служил местом кремации усопших для многих деревень округи. Кремация проходила почти еженедельно. В конце 1970-х годов я стал свидетелем не одной сотни похорон, но ни разу не видел, чтобы кто-нибудь плакал. Как правило, на следующий день я беседовал с семьёй умершего и по-прежнему не замечал никаких признаков переживаемого горя. Всё имеет своё завершение, следовательно, в случившемся нет несчастья. Я узнал, что тогда в Северо-Восточном Таиланде, регионе, который впитывал буддийское учение на протяжении многих веков, смерть воспринималась всеми в ключе, абсолютно противоположном западным представлениям о горе и утрате. Те годы научили меня тому, что у горя есть альтернатива. Дело не в том, что испытывать горе - это неправильно, просто существует другая возможность. Потерю любимого человека можно увидеть с другой точки зрения, которая позволяет избежать долгого периода ноющей боли в сердце. Мой отец умер, когда мне было только шестнадцать лет. Для меня он был великим человеком. Он был тем, кто своими словами помог мне понять смысл любви: «Что бы ты ни делал в своей жизни, сынок, дверь моего сердца всегда будет открыта для тебя». Несмотря на то, что моя любовь к отцу была огромна, я не плакал на его похоронах. И после никогда не плакал по нему. У меня никогда не возникало желания оплакивать его безвременную кончину Мне потребовались годы, чтобы понять собственные эмоции которые вызвала у меня его смерть. Я обрёл это понимание благодаря следующей истории, которой поделюсь с вами сейчас. В молодости я увлекался музыкой, мне нравились все музыкальные направления от рока до классики и от джаза до фольклора. В 1960-х и начале 70-х годов Лондон был потрясающим для взросления городом, особенно если ты влюблён в музыку. Я помню самое первое волнительное выступление группы «Лед Зеппелин», проходившее в небольшом клубе в Сохо. В другой раз всего лишь горстка таких же, как я, были зрителями неизвестного тогда Рода Стюарта, выступавшего в качестве вокалиста рок-группы; это происходило в комнате на верхнем этаже маленького трактира в северной части Лондона. У меня осталось так много драгоценных воспоминаний из музыкальной жизни Лондона того времени! И в конце большинства концертов вместе с другими я всегда кричал: «Ещё! Ещё!» Обычно группа или оркестр какое-то время продолжали играть. Но, в конце концов, музыканты должны были закончить выступление, уложить инструменты и отправиться по домам. Так же поступал и я. Мне кажется, что каждый вечер, когда я возвращался домой из клуба, трактира или концертного зала, всегда шёл дождь. Для описания унылой разновидности дождя, который часто бывает в Лондоне, существует специальное слово: морось. Когда я покидал концертный зал, мне всегда казалось, что на улице постоянно моросит, что там холодно и мрачно. Однако, хотя в сердце своём я знал, что, возможно, никогда снова мне не удастся услышать эту группу, что они покинули мою жизнь навсегда, ни разу я не испытывал грусть или желание плакать. Когда я выходил в холодную, сырую темноту ночного Лондона, волнующая музыка всё ещё звучала в моей голове: «Какая изумительная музыка! Какое мощное представление! Какой же я счастливчик, что попал туда!» По завершении великолепного концерта у меня никогда не оставалось горестного чувства. То же самое я пережил, когда умер мой отец. Как будто великолепный концерт подошёл к своему завершению. Это было такое замечательное выступление. Когда наступил финал, я громко кричал: «Ещё! Ещё!» Мой дорогой и любимый папа мужественно сражался, чтобы немного продлить для нас свою жизнь. Но, в конечном счёте, пришёл момент, когда он должен был «собрать все свои пожитки и отправиться домой». Когда после окончания похорон я вышел из крематория в Мортлэйке и оказался в холодной лондонской мороси - я помню эту морось очень ясно, - сердцем своим зная, что никогда впредь у меня не будет возможности быть рядом с ним, что он оставил мою жизнь навсегда, я не чувствовал печали и я не плакал. В моём сердце было другое чувство: «Какой изумительный отец! Какое мощное вдохновение даёт его жизнь. Какой я счастливчик, что знал его. Как же мне повезло, что я был его сыном». Держа за руку свою мать на долгом пути к будущему, я ощущал такое же возбуждение, какое обычно приходило ко мне в конце одного из самых великолепных концертов в моей жизни. Ни за что на свете я бы не пропустил это. Спасибо, отец. Горе означает, что мы видим только то, что у нас отнято. Торжество жизни - это когда мы ценим то, чем были осчастливлены, и чувствуем великую благодарность за это.
Падающие листья Наверное, для нас труднее всего согласиться со смертью ребёнка. Не единожды мне выпадала честь проводить похоронную службу для мальчика или девочки, у которых не было возможности пройти полностью свой жизненный путь. Моя задача в таком случае заключается в том, чтобы помочь обезумевшим от горя родителям и всем остальным освободиться от мучительной вины и навязчивых поисков ответа на вопрос: «Почему?» Часто я рассказываю притчу, которую много лет назад услышал в Таиланде. В джунглях некий простой лесной монах уединённо медитировал в хижине из пальмовых листьев. Одним поздним вечером разразилась сильнейшая муссонная буря. Ветер ревел подобно реактивному самолёту, сильный ливень барабанил по его хижине. Чем плотнее сгущались сумерки, тем беспощаднее становилась буря. Сперва послышался треск ломающихся веток. Затем сильные порывы ветра вырывали с корнями целые деревья, и они обрушивались на землю с грохотом, подобным грому. Вскоре монах понял, что его хижина, сделанная из травы, не даёт ему защиты. Если на хижину упадёт дерево - или даже большая ветка, - оно проломит соломенную крышу и пришибёт его насмерть. Всю ночь монах не сомкнул глаз. Часто той ночью он слышал, как огромные лесные гиганты падали на землю, и тогда его сердце начинало сильно колотиться. В предрассветные часы, как это часто бывает, буря утихла. С первым лучом солнца монах отважился выйти из хижины, чтобы осмотреть разрушения, которые оставил после себя ночной ураган. Множество больших веток, а также два значительного размера дерева упали совсем рядом с его хижиной. Монаху просто повезло, что он выжил. Однако его внимание внезапно привлекло не множество выкорчёванных деревьев и упавших веток, которыми была усыпана земля, а огромное количество листьев, густым ковром расстилавшихся по всему лесу. Как он и ожидал, большинство опавших на землю листьев были старыми коричневыми листьями, которые прожили полноценную жизнь. Среди этой коричневой листвы виднелось много жёлтых листьев. Однако были и зелёные, причём такого свежего и насыщенного зелёного цвета, что монах понял: эти листья могли распуститься всего несколько часов назад. В этот момент сердце монаха постигло природу смерти. Он захотел удостовериться в истинности своего озарения, поэтому пристально стал разглядывать наверху ветки деревьев. Несомненно, из листьев, оставшихся на деревьях, большинство составляли молоденькие здоровые и зелёные, находящиеся на начальном этапе своей жизни. Однако, несмотря на то что на земле мёртвыми лежали многие новорождённые зелёные листочки, некоторые старые, скрученные и сморщенные коричневые листья по-прежнему крепко держались на ветках. Монах улыбнулся; с того дня смерть детей никогда больше не приводила его в смятённые чувства. Когда ураганы смерти проносятся через наши семьи, обычно они забирают старых членов семьи - покрытые пятнами коричневые листья. Они также забирают многих людей среднего возраста - жёлтые листья деревьев. Молодые люди тоже умирают в самом начале своей жизни, подобно зелёным листочкам. И порой смерть отрывает от жизни небольшое количество малых детей, подобно тому, как в природе буря обрывает с деревьев небольшое количество молодых листочков. Такова природа смерти среди представителей рода человеческого, и такова природа бури в лесу. За смерть ребёнка некого винить и не на кого возлагать вину. Такова природа явлений. Кто может осуждать бурю? Эта история помогает ответить на вопрос о том, почему некоторые дети умирают в столь юном возрасте. По той же причине, по которой некоторые молодые листочки опадают во время бури.
Взлёты и падения смерти Возможно, наиболее эмоциональным во время похорон является момент опускания гроба в могилу или момент нажатия кнопки для удаления гроба, если дело происходит в крематории. Кажется, что последнее физическое напоминание о любимом окончательно и навеки украдено у осиротевшего человека. Часто в этот момент люди не могут дольше сдерживать слёз. В некоторых крематориях Перта такие моменты являются особенно трудными. Там, после нажатия кнопки, гроб опускается в цокольный комплекс, в котором расположены печи. Подразумевается, что таким образом имитируется процесс похорон. Однако на подсознательном уровне опускающийся вниз покойник символизирует нисхождение в ад! Потеря любимого человека сама по себе является достаточно серьёзным горем, а в добавление к этому намёк на падение его в преисподнюю часто бывает слишком тяжело пережить. Поэтому однажды я внёс предложение о таком способе сооружения похоронных залов крематориев, чтобы, когда священник нажимает кнопку для предания тела покойного огню, гроб изящно поднимался в воздух. Простого гидравлического подъёмника будет достаточно для этой цели. Достигнув потолка, гроб мог бы исчезать в клубящихся облаках из сухого льда, а затем, через люк, в отверстие на крыше и устремляться вверх, к звукам сладостной небесной музыки. Какой замечательный психологический подъём могут ощутить присутствующие на похоронах! Однако некоторые, кто был в курсе моего предложения, высказали опасение, что всё это может лишить церемонию честности, особенно в тех случаях, когда всем присутствующим хорошо известно, что усопший мерзавец, чьё тело лежит теперь в гробу, едва ли отправился на небеса. Поэтому я усовершенствовал свой план, предложив сделать три кнопки для похорон, которые будут учитывать все случаи: кнопка «вверх» - только для хороших людей, кнопка «вниз» - для негодяев и кнопка «в сторону» - для неоднозначных людей, коих среди нас большинство. Затем в знак признания демократических принципов западного общества и с целью возбуждения дальнейшего интереса к безотрадному во всём остальном обряду я мог бы просить присутствующих на похоронах проголосовать поднятием руки за то, на какую из трёх кнопок нажать! Это превратило бы похороны в незабываемое событие, на котором стоит поприсутствовать.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.140 (0.01 с.) |