ТОП 10:

Лестью добьешься чего угодно



Все мы любим, когда нас хвалят, но, к сожале­нию, большую часть времени слышим от других только о собственных недостатках. Я считаю это справедливым, поскольку сами мы большую часть времени говорим только о чужих ошибках. Мы почти никогда не хвалим других. Постарайтесь прислушаться к собственной речи.

В отсутствие похвалы, без позитивного по­ощрения положительных качеств, эти черты блекнут и исчезают. Однако немного похвалы послужит хорошей базой для одобрения и под­держки. Все мы хотим слышать похвалу в свой адрес и хотим знать, что нам нужно делать, что­бы услышать её.

Однажды я прочитал в журнале о групповой психотерапии, которая использует метод по­зитивного поощрения в отношении маленьких детей, у которых наблюдается редкое наруше­ние пищеварения. Каждый раз, когда такие дети употребляют твёрдую пищу, их сразу же начина­ет тошнить. Когда у какого-либо ребёнка полу­чалось проглотить без последующей рвоты хотя бы маленький кусочек пищи, группа устраивала праздник. Родители надевали бумажные колпа­ки, вставали на стулья, кричали и хлопали в ладо­ши; няни танцевали и разбрасывали серпантин; кто-нибудь играл любимую песню детей. Нео­жиданно совершалось грандиозное празднова­ние, в центре которого был ребёнок, сумевший удержаться от рвоты. Со променом у детей получалось удерживать пищу всё дольше и дольше. Полное наслаждение от осознании того, что они являются причиной такого всеобщего счастья, восстановило их нервную систему. Так сильно эти дети жаждали похвалы! Впрочем, как и все мы.

Не знаю, кто сказал, что «лестью ничего не добьёшься», но он был полным... Однако, по-моему, нам следует простить этого челове­ка, Лестью, друзья мои, можно добиться чего угодно!

 

Как стать «VlP-персоной»

В первый год существования нашего монастыря мне пришлось учиться строительному делу, Пер­вым значительным объектом стал санитарно-бытовой блок, состоящий из шести туалетов и шести душеных кабин, поэтому я вынужден был обучиться и выполнению всех слесарных работ, Для этого я принёс чертежи в магазин сантех­ники, выложил их на прилавок и сказал: «Помо­гите!»

Наш заказ был достаточно крупным, так что человек, который в этот момент оказался за прилавком, - его звали Фред, - был не против потратить немного больше времени на объ­яснения: какие детали понадобятся, зачем они нужны и как всё это соединить, В конце концов, благодаря недюжинному терпению, здравому смыслу и советам Фреда установка канализаци­онного оборудования была завершена. Затем с целью контроля от муниципального совета к нам прибыл санинспектор. Установленная нами сантехника прошла его строгий контроль, чем я был приятно удивлён.

Через несколько дней доставили счёт за сан­технические детали. Я попросил у нашего каз­начея чек и отослал его вместе с благодарственным письмом, в котором особое спасибо выра­зил Фреду за его помощь в строительстве наше­го монастыря.

В этот момент я и не подозревал, что такая крупная сантехническая компания со множе­ством отделений по всему округу города Перт имеет независимый бухгалтерский отдел. Моё письмо вскрыл и прочитал служащий этого от­дела, он был так ошеломлён получением письма, в котором содержалась похвала, что незамедлительно отнёс это письмо руководителю бухгал­терии. Обычно если в бухгалтерию вместе с че­ком приходит какое-либо письмо, то в нём всег­да содержатся жалобы. Руководитель бухгал­терского отдела был тоже поражён и доставил моё письмо прямиком финансовому директору всей компании. Прочитав письмо, финансовый директор был так доволен, что снял трубку те­лефона, который стоял на его столе, позвонил Фреду, находившемуся за прилавком одного из множества отделений его компании, и сообщил ему о моём письме, лежащем перед ним на столе из красного дерева.

- Фред, это именно то, что необходимой нашей компании. Связь с покупателями! Это дорога к лидерству!

- Да, сэр.

- Фред, ты отлично справился с работой.

- Да, сэр.

- Я хочу, чтобы у нас было больше таких работников, как ты.

- Да, сэр.

- Какое жалованье ты получаешь? Возможно, мы могли бы его повысить?

- ДА, СЭР!

- Считай, что сделано, Фред!

- Спасибо, сэр.

Спустя час или два после этого разговора я зашёл в магазин сантехники поменять одну де­таль на другую. Впереди меня уже ожидали сво­ей очереди два австралийских водопроводчика с плечами широкими, как септический резерву­ар. Но Фред разглядел меня за ними.

- БРАХМ! - сказал он, широко улыбаясь. - Идите сюда.

Со мной обошлись очень почтительно. Для того чтобы я выбрал необходимую сменную деталь, меня отвели во внутреннее помещение магазина, куда обычно не позволяется заходить покупателям. Напарник Фреда сообщил мне о недавнем телефонном звонке финансового ди­ректора.

Когда я нашёл нужную мне деталь, оказалось, что она больше и гораздо дороже той, которую я вернул магазину.

- Сколько мы вам должны? - спросил я. - Какова разница в стоимости?

С улыбкой до ушей Фред ответил:

- Брахм, для вас нет разницы!

Таким образом, похвала имеет смысл и с фи­нансовой точки зрения.

 

Улыбка с помощью двух пальцев

Похвала экономит наши деньги, улучшает взаимо­отношения и порождает счастье. Нам следует распространять как можно больше похвалы во­круг.

Труднее всего хвалить себя. Меня воспитали с верой в то, что человек, который хвалит сам себя, становится хвастуном. Однако это не так. Такой человек становится великодушным. Одо­брение собственных добродетельных качеств перед самим собой, без сомнений, способствует их развитию.

Когда я был ещё учеником, мой первый наставник по медитации дал мне один прак­тический совет. Для начала учитель спросил меня: что, проснувшись утром, я делаю прежде всего?

- Иду в ванную, - ответил я.

- В твоей ванной есть зеркало? - осведомил­ся он.

- Конечно.

- Хорошо, - сказал учитель. — Я хочу, чтобы теперь каждое утро, прежде чем почистить зубы, ты смотрел в зеркало и улыбался себе.

- Сэр! - стал возражать я. - Я ученик. Порой я ложусь спать очень поздно, а встаю рано утром, чувствуя себя отвратительно. Иногда по утрам я просто боюсь смотреть на себя в зеркало, что уж тут говорить об улыбке?!

Учитель хихикнул, посмотрел мне в глаза и сказал: «Если у тебя не получается улыбнуться естественным образом, тогда используй свои указательные пальцы: поставь по пальцу в каж­дом уголке рта и тяни вверх. Вот так». И он по­казал мне, как это надо делать.

Он выглядел глупо, и я засмеялся. Тогда учи­тель велел попробовать мне. И я сделал это.

Начиная со следующего дня, каждое утро я вытаскивал себя из кровати и, шатаясь, до­бирался до ванной. Там я смотрел на себя в зеркало. «Ох!» — это зрелище было не из при­ятных. Естественная улыбка не посещала моё лицо. Поэтому я пускал в ход свои указатель­ные пальцы: водружал их в уголки рта и тянул кверху. А затем смотрел на этого по-идиотски выглядящего молодого ученика, который кор­чит рожи перед зеркалом. И я уже не мог не улыбаться. Однажды улыбка появилась сама - я увидел в зеркале парня, который улыбается мне. В ответ я заулыбался ещё больше. Человек в зеркале тоже стал больше улыбаться. Через несколько секунд мы смеялись друг над другом.

Я выполнял эту практику каждое утро на протяжении двух лет. Каждое утро, встав с постели, я, независимо от самочувствия, смеялся над собой в зеркале, обычно прибегая к помощи двух пальцев. Люди говорят, что теперь я много улыбаюсь. Возможно, мои мимические мышцы просто свело в таком положении.

К этой уловке с двумя пальцами можно при­бегать в любое время суток. Этот приём осо­бенно эффективен, когда мы больны, совер­шенно подавлены или чувствуем, что нам всё надоело. Доказано, что благодаря смеху в кро­ви вырабатываются эндорфины, которые укрепляют иммунную систему и дают нам ощуще­ние счастья.

Смех помогает нам увидеть в стене 998 пре­красных кирпичей, а не только два плохих. К тому же, когда мы смеёмся, мы выглядим на­много красивее. Вот почему иногда наш буддий­ский храм в Перте я называю «Салон красоты Аджана Брахма».

 

Бесценное учение

Я упоминал о том, что депрессия породила индустрию, в которой доходы исчисляются миллиардами долларов. Вот это действитель­но приводит в уныние! Нехорошо обогащаться на страданиях других людей. Согласно нашей традиции, придерживающейся аскетического образа жизни, монахам не позволяется иметь деньги. Мы никогда не берём плату за выступления, консультации или за любые другие услуги.

Одна американка позвонила монаху, известному учителю медитации, чтобы расспросить его о курсах медитации.

- Я слышала, что вы учите, как нужно медитировать, - сказала женщина, растягивая слова.

- Да, мадам, - вежливо ответил учитель,

- Сколько вы берёте? — спросила ока, сразу перейдя к сути дела.

- Нисколько, мадам.

-Тогда не может быть, чтобы вы были хорошим учителем! — сказала американка и повеси­ла трубку.

Несколько лет назад у меня состоялся анало­гичный телефонный разговор с австралийкой польского происхождения:

- Сегодня вечером в вашем центре состоится лекция? - поинтересовалась она.

- Да, мадам. Начало в восемь часов. - сказал я.

- Сколько это стоит? - спросила женщина.

- Ничего не стоит, мадам, вход свободный. - объяснил я. Возникла пауза.

- Вы меня не поняли, - сказала она убеди­тельно. - Сколько денег я должна дать вам, что­бы послушать выступление?

- Мадам, вы не должны платить ровным счё­том ничего, это бесплатно, — насколько было в моих силах, успокаивающе ответил я.

- Послушайте! - закричала на меня женщина на том конце провода. - Доллары! Центы! Сколько я должна отстегнуть, чтобы пройти внутрь?

- Вам не надо ничего отстегивать. Вы просто заходите, занимаете место и уходите, когда вам захочется. Никто не будет спрашивать у вас имя и адрес, вам не будут вручать какие-нибудь листовки, и на входе никто не будет просить вас сделать пожертвования. Всё абсолютно бесплатно.

Повисла долгая пауза.

Затем. Совершенно искренне желая получить ответ, женщина спросила:

- Ну а что же вы тогда с этого имеете, ребята?

- Счастье, мадам, - ответил я, - счастье.

Теперь, если кто-то спрашивает, сколько стоит учение, я никогда не отвечаю, что оно бесплатно. Я говорю, что учение бесценно.

 

 

Это тоже пройдёт

Одно из самых бесценных учений, помогающих справиться с депрессией, является также одним из простейших. Однако учение, которое выгля­дит простым, легко неправильно понять. Только окончательно освободившись от власти депрессии, мы сможем претендовать на то, что дей­ствительно поняли смысл следующей истории.

Только что осужденный и заключенный в тюрьму человек был испуган и очень подавлен.

Каменные стены его камеры высасывали все тепло; прочные железные прутья решетки насмехались над любым проявлением сострадания; лязг стали, доносившийся при закрывании множества дверей, говорил о том, что всякая надежда прочно заперта от него за семью замками. На стене, у изголовья своей койки, он увидел выцарапанные на камне слова: ЭТО ТОЖЕ ПРОЙДЕТ.

Эти слова спасли его так же, как они, должно быть, помогли выжить арестанту, который находился здесь до него. Как бы ни было тяжело этому человеку, он всегда смотрел на надпись и вспоминал «Это тоже пройдет».

В день, когда он освободился из тюрьмы, ему стало понятно, что слова эти правдивы. Время его срока подошло к концу, тюремное заключе­ние тоже прошло.

Вернувшись к своей прежней жизни, он часто раздумывал над этим посланием, написав эти слова на бумаге повесив их у своей постели, в машине и на рабочем месте. Даже когда насту­пала черная полоса в его жизни, он никогда не впадал в депрессию. Этот человек просто помнил. что «это тоже пройдёт», и боролся дальше. И ему никогда не казалось, что чёрная полоса будет длится вечно. Затем, когда наступали хорошие времена, он радовался этому, но никог­да не был слишком беспечным. Он помнил, что «это тоже пройдёт» и продолжал устраивать свою жизнь, не считая ничего данным навечно.

И всегда казалось, что хорошие времена продолжаются удивительно долго.

Даже когда он заболел раком, слова «это тоже пройдет» подарили ему надежду. Надежда дала ему силы и позитивный настрой, который помог победить болезнь. Настал день, когда врач подтвердил. что рак его тоже прошел. В конце жизни, на смертном одре, он прошептал своим близким: «Это тоже пройдет», - и с лёгкостью ушел из жизни. Эти слова были его последним подарком любви своей семье и друзьям. Он научил их тому, что это горе «тоже пройдёт»5.

Депрессия - это тюрьма, через которую проходят многие из нас. Слова «это тоже пройдет» помогают нам выжить. Это послание также помогает избежать одной из основных причин депрессии - отношение к счастью как к неиз­менной данности.

Героическая жертва

Когда я был школьным учителем, моё внимание в классе из тридцати человек привлёк один уче­ник, который по результатам годовых экзаменов занял последнее место. Увидев, что из-за своей неудачи он находится в очень подавленном со­стоянии, я отвёл его в сторону.

И сказал: «В классе из тридцати человек кто-то обязательно должен быть тридцатым. Так получилось, что в этом году ты совершил эту героическую жертву, для того чтобы никому из твоих друзей не пришлось страдать, находясь в бесславном положении последнего ученика в классе. Ты такой добрый, такой сострадательный. Ты заслуживаешь медали».

Мы оба знали, что мои слова нелепы, но мальчик улыбнулся. Он больше не относился к этому событию как к «концу света».

В следующем году он учился гораздо лучше, поэтому пришла очередь кого-то другого совершать героическую жертву.

 

Машина навоза

Неприятности, такие как последнее место по успеваемости в классе, случаются в жизни. Они происходят со всеми. Единственное различие между счастливой личностью и личностью, впадающей в депрессию, заключается я том, как они реагируют на беды.

Представьте, что вы только что провели с другом прекрасный вечер на пляже. Вернувшись домой, вы обнаруживаете, что прямо перед вашей дверью грузовик вывалил огромную кучу навоза. Про этот навоз вам известно только три вещи:

• Вы его не заказывали. Это не ваша вина.

• Вы влипли. Никто не видел, кто выгрузил все это здесь, поэтому вам некуда звонить, чтобы навоз увезли обратно.

• Он мерзкий и вонючий; зловоние от него распространилось по всему дому. Это практически невозможно терпеть.

В этой метафоре гора навоза перед домом символизирует те болезненные переживания, которые сваливаются на нас в жизни. Как и в случае с кучей навоза, о произошедшей в нашей жизни трагедии мы знаем три вещи:

• Мы её не заказывали. Поэтому мы вопрошаем: «Почему я?»

• Нам придется разбираться с этим самим. Никто, даже лучшие друзья, не могут убрать ее из нашей жизни (хотя они могут стараться).

• Эта трагедия так ужасна, она разрушила всё счастье и наполнила болью всю нашу жизнь. Это практически невозможно вынести.

Оказавшись в ситуации, когда мы вынуждены что-то делать с целым грузовиком навоза перед собственным домом, у нас есть возможность отреагировать двумя способами.

Во-первых, мы можем носить этот навоз с собой. Мы рассуем его по карманам, по сумкам, что-то положим за пазуху, затолкаем навоз даже в штаны. Но вскоре обнаружим, что из-за этого навоза, который мы носим повсюду с собой, мы теряем многих друзей! В итоге окажется, что даже лучшие друзья стали редко бывать радом с нами.

«Носить навоз с собой» метафорически изображает состояние погружённости в депрессию, негативные эмоции или гнев. Это естественный понятный отклик на какое-либо несчастье. Однако мы теряем много друзей, поскольку это тоже естественно и понятно - нашим друзьям не нравится быть рядом с нами, когда мы находимся в таком подавленном настроении. Более того, в этом случае куча навоза не уменьшается, а зловоние со временем становится всё ужаснее и ужаснее.

К счастью, существует и другой путь. Если на нас свалился целый грузовик навоза, мы один раз глубоко вздыхаем, а затем принимаемся за рабо­ту. В дело идут тачка, вилы и лопата. Мы грузим навоз вилами в тачку, отвозим на задний двор своего дома и закапываем в землю. Это трудная и утомительная работа, но мы знаем, что другого выхода нет. Иногда всё, на что мы способны, - это полтачки навоза в день. При этом, вместо того чтобы, пребывая в депрессии, жаловаться на сложившуюся ситуацию, мы что-то предпри­нимаем для разрешения этой проблемы. День за днём мы роем и таскаем навоз. День за днём на­возная куча уменьшается. Порой на это уходит несколько лет. Но наступит то утро, когда мы увидим, что навозной кучи перед нашим домом больше нет. Кроме того, в другой части нашего дома произошло чудо. Цветы во всём саду вдруг стали такими яркими! Их благоухание достигло улицы, так что соседи и даже просто прохожие улыбаются от удовольствия. Дерево в углу сада едва не ломится под тяжестью плодов. И пло­ды такие сладкие! Таких вы нигде не купите. Их так много, что мы можем угощать соседей. Даже прохожим достаётся восхитительный вкус чу­десного фрукта.

«Рытьё навоза» символизирует путь приня­тия выпадающих на нашу долю трагедий в каче­стве «удобрения» для своей жизни. Эту работу нам приходится выполнять самостоятельно: никто не сможет нам в этом помочь. Но бла­годаря тому, что мы принимаем эти трудности как удобрение для сада собственного сердца, день за днём эта куча боли будет уменьшаться. Может потребоваться несколько лет. Но при­дёт то утро, когда мы увидим, что страданию и боли нет больше места в нашей жизни, в нашем сердце. Произошло чудо. Повсюду распусти­лись цветы доброты, благоухание любви рас­пространилось далеко, по всей улице, достигло соседей, родственников и даже простых прохо­жих. Наше дерево мудрости, произрастающее в углу сада, склонило к нам свои ветви, полные сладостных озарений относительно сущности жизни. И мы щедро делимся этими восхититель­ными плодами даже с прохожими, совершенно не планируя этого. Если мы пережили ужасную боль, извлекли из этого урок и взрастили свой сад, тогда мы сможем обнять другого человека, испытывающего сильнейшее страдание, и ска­зать нежно: «Я знаю». И этот человек почув­ствует, что мы действительно понимаем его. Так рождается сострадание. Мы показываем этому человеку тачку, вилы и лопату, а также выражаем свою безграничную поддержку. Однако всё это неосуществимо, если мы так и не взрастили собственного сада.

Я знаю многих искусных в практике медитации монахов, которые, столкнувшись с тяготами и лишениями этой жизни, сохраняют спо­койствие, невозмутимость и безмятежность. Но лишь немногие из них стали великими учителями. Мне всегда хотелось знать - почему?

Теперь мне кажется, что великими учителями не стали те монахи, у которых были относи­тельно лёгкие условия жизни, которым доста­лось мало навоза для «закапывания». Но были и монахи, которые, столкнувшись с громадными трудностями, работали над проблемами тихонь­ко, не привлекая всеобщего внимания, и по­средством этого обрели изобилующий плодами сад, став великими учителями. Все они обладают мудростью, безмятежностью и состраданием; просто у тех, кому в жизни досталось больше навоза, есть больше того, чем они могут поде­литься с миром. Должно быть, мой учитель Аджан Ча, который был для меня лучшим из всех учителей, в начале своей жизни обнаружил, что перед его дверью выгрузили навоз из целого то­варного состава.

Возможно, мораль этой истории заключает­ся в следующем: если вы хотите быть полезным этому миру, если у вас есть желание следовать пути сострадания, тогда в следующий раз, когда беда постучится в вашу дверь, вы сможете сказать: «Ого! Ещё больше удобрений для моего сада!»

 

Надеяться - это слишком

Это слишком - надеяться на жизнь,

в которой отсутствуют страдания,

Неверно ожидать, что жизнь будет

без боли,

Потому что боль - это защита

нашего тела.

Не важно, как сильно нам не нравится

боль, -

Никто её не любит, -

Боль очень важна,

Надо быть благодарными боли!

Как бы ещё мы у знали,

Что нужно беречь руку от огня,

Палец от лезвия,

Ногу от шипа?

Поэтому боль важна,

Надо быть благодарными боли!

Ещё существует разновидность боли,

не приносящая никакой пользы.

Это хроническая боль,

Та исключительная разновидность

страданий, которая не служит

для защиты.

Это - атакующая сила.

Внутренний агрессор,

Разрушитель личного счастья,

Опасный противник, угрожающий

индивидуальным способностям,

Не знающий отдыха захватчик

персонального мира,

Постоянно создающий беспокойство

в жизни!

Хроническая боль - самый трудный

барьер, который должен

преодолеть ум.

Порой он почти непреодолим,

И всё же мы должны продолжать

стараться,

Стараться

И стараться,

Потому что в противном случае

эта боль разрушит нас.

Ещё из этой битвы мы вынесем

что-то положительное –

Удовлетворение от преодоления боли.

Достижение счастья и покоя,

обретение жизни вопреки

страданию.

Это действительно достижение,

Совсем особое и личное,

Ощущение прочности,

Внутренней силы.

Чтобы понять, это нужно пережить.

Поэтому всем нам надо принять

страдание,

Иногда даже разрушительную боль.

Потому что таково устройство вещей,

И ум способен справиться с этим.

Благодаря тренировке ум станет

сильнее.

 

Джонатан Уилсон-Фуллер

 

Причина, по которой я, с любезного согласия автора, включил это стихотворение в книгу, за­ключается в том, что это произведение было написано, когда Джонатану исполнилось всего девять лет!6

 

 

Быть мусорным ведром

Частично моя работа заключается в том, чтобы выслушивать людские проблемы. Монахов всег­да высоко ценят за их отношение к деньгам: они никогда ничего не берут за свои услуги. Часто, когда я слышу о тех запутанных, трудноразре­шимых проблемах, с которыми сталкиваются люди, из сочувствия к ним я тоже становлюсь подавленным. Для того чтобы помочь человеку выбраться из ямы, иногда я должен сам спустить­ся в эту яму, потому что мне надо дотянуться до его руки. Но я никогда не забываю принести с собой лестницу. После беседы я нахожусь в таком же радостном состоянии, как и обычно. Благодаря методу, которым меня обучали, консультативная работа не оставляет во мне негативных следов.

Аджан Ча, мой учитель из Таиланда, говорил , что монахи должны быть мусорными корзинами. Монахи, а старшие монахи особенно, обязаны сидеть у себя в монастыре, выслушивать проблемы людей и принимать весь их мусор. Супружеские проблемы, трудности с детьми- подростками, ссоры с родственниками, финансовые затруднения - мы много разного слышим. Я не знаю почему. Что я - монах, дав­ший обет безбрачия, - могу знать о проблемах в супружеской жизни? Мы оставляем мир, для того чтобы уйти от всех этих проблем. Однако из чувства сострадания мы сидим и слушаем, де­лимся собственным покоем и принимаем весь этот мусор.

Был ещё один, дополнительный и весьма существенный, совет, который обычно давал Ад­жан Ча. Он говорил, что монаху следует быть мусорным ведром с дыркой в днище! Мы долж­ны были служить урнами для мусора, но при этом ничего не хранить внутри.

Следовательно, надёжный друг или совет­чик похож на мусорное ведро, у которого нет дна. Он никогда не бывает настолько переполненным, что не может выслушать чужие про­блемы.

 

Возможно, этo справедливо!

Часто, находясь в депрессии, мы думаем: «Это несправедливо! Почему я?» Всё было бы намного проще, если бы жизнь была более спра­ведливой.

Один на арестантов среднего возраста, кото­рый посещал мои занятия по медитации в тюрьме, попросил встретиться с ним после сеанса. Он приходил на занятия и течение нескольких месяцев, так что я достаточно хорошо узнал его.

«Брахм, - сказал он, - я хотел сообщить тебе, что не совершал того преступления, за которое меня посадили в тюрьму, Я невиновен. Знаю, многие преступники могут говорить то же самое и при этом лгать, но я говорю тебе правду. Я бы не стал лгать тебе, Брахм, только не тебе», Я поверил ему. Обстоятельства и его поведение убедили меня в том, что он говорит правду. Я стал размышлять над тем, как это неза­служенно и как бы я мог исправить эту ужасную несправедливость. Но этот человек прервал мои раздумья.

Озорно усмехнувшись, он сказал: «Брахм, но было совершено так много других преступле­ний, когда меня просто не поймали, что в итоге я считаю это справедливым!»

Я скорчился от смеха. Старый жулик понял закон кармы, причём лучше, чем некоторые из­вестные мне монахи.

Как часто случается так, что, совершив «пре­ступление», какой-либо пагубный и злой поступок, мы не получаем за это никакого страдания. Разве мы когда-нибудь говорим: «Это неспра­ведливо! Почему меня не поймали?»

Однако, когда мы страдаем без видимых при­чин, мы стонем: «Это несправедливо! Почему я?» А может быть, это справедливо? Возможно, как в истории с этим преступником, было так много других «преступлений», когда нас просто не поймали; и поэтому можно сказать, что в ко­нечном счёте жизнь справедлива.

Экстремальные ситуации и их сострадательное разрешение

Закон кармы

Большинство западных людей неверно пони­мают закон кармы. Они принимают его за фа­тализм, в рамках которого человек оказывается обречённым страдать из-за какого-то неизвест­ного проступка, совершённого в уже забытой прошлой жизни. Благодаря следующей истории мы можем увидеть, что это не совсем так.

Две женщины пекли пироги.

У первой женщины в наличии были очень плохие ингредиенты. Сперва из старой белой муки надо было удалить зелёные заплесневелые частицы. Масло с повышенным содержа­нием холестерина оказалось совершенно про­горклым.

Потом женщине пришлось выбрать корич­невые комки из белого сахара (потому что кто-то брал сахар мокрой от кофе ложкой), а единственным подобием фруктов оказался заваляв­шийся с незапамятных времён изюм, твёрдый, как обеднённый уран. Вся её кухня была обу­строена в стиле, который называется «дово­енный», и это ещё вопрос - о какой именно мировой войне идёт речь.

У другой женщины были самые отборные ингредиенты. Пшеничная мука из цельных зё­рен, выращенных без применения химических удобрений, гарантированно не относилась к генетически модифицированным продуктам. У женщины были маргарин, не содержащий хо­лестерина, нерафинированный сахар и сочные фрукты, выращенные в собственном саду. У нее была кухня со встроенной бытовой техникой всеми новейшими приспособлениями.

Которая из женщин испекла более вкусный пирог?

Часто лучший пирог выходит не у того чело­века, у которого в распоряжении находятся самые хорошие компоненты: чтобы испечь пирог, нужно нечто большее, чем просто ингредиенты. Иногда человек, обладая ужасными ингредиен­тами, вкладывает в стряпню так много усилий, заботы и любви, что его пирог получается са­мым вкусным. Значение имеет то, что именно мы делаем с имеющимися в наличии ингредиен­тами.

У меня есть друзья, которым в этой жизни до­стались очень плохие ингредиенты: они роди­лись в нищете, в детстве терпели жестокое об­ращение, не проявляли особых способностей в школе, некоторые, возможно, были инвалидами и поэтому не могли заниматься спортом. Одна­ко те немногие качества, которыми эти люди всё-таки обладали, они так хорошо соединили вместе, что смогли испечь весьма впечатляю­щий пирог. Я восхищаюсь ими. Узнаёте ли вы этих людей вокруг себя?

У меня есть и другие друзья, которым в жизни достались замечательные ингредиенты. Они вы­росли в состоятельных и любящих семьях, были способными в учебе, одарёнными в спорте, они хорошо выглядели и были знамениты, и всё же они впустую растратили свои юные жизни, употребляя алкоголь и наркотики. Узнаёте ли вы кого-нибудь из этих людей?

Наполовину карма состоит из тех ингредиентов, которые достались нам в этой жизни и с которыми придётся иметь дело. Другая половина - самая важная часть - это то, что мы делаем с этими ингредиентами в жизни.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.244.70 (0.03 с.)