ТОП 10:

Пить чай в безвыходной ситуации



Всегда есть что-то, что мы можем сделать с ком­понентами, которые даны нам в жизни, даже если это что-то - просто сидеть и наслаждать­ся последней чашкой чая. Следующую историю рассказал мой коллега, школьный учитель, кото­рый состоял на службе в рядах британских воо­руженных сил во время Второй мировой войны.

Он находился в дозоре в джунглях Бирмы; он был молод, далеко от дома и очень напуган. Разведчик из его патруля вернулся доложить ка­питану ужасную новость. В джунглях их малень­кий отряд случайно натолкнулся на огромную по численности группировку японских войск. Таким образом, их отряд многократно уступал в численности врагу и был окружён со всех сто­рон. Молодой британский солдат приготовился умереть.

Он ожидал, что капитан отдаст приказ людям прокладывать себе дорогу к отступлению: это главное, что необходимо было сделать. Может быть, кому-нибудь и удастся прорваться. А если нет, тогда вместе с собой они заберут на свет несколько жизней своих врагов: так поступали солдаты.

Но только не тот солдат, который был капитаном. Он приказал своим людям оставаться на месте, сесть и приготовить по чашке чая. В конце концов, ведь это была британская армия!

Молодой солдат подумал, что командующий офицер сошёл с ума. Разве может кто-либо, будучи окружён врагами, не имея пути к отступлению и находясь на грани смерти, думать о чае? В армии, особенно на войне, приказам подчи­няются. Все приготовили себе чай, думая, что это их последняя чашка чая в жизни. Ещё до того, как солдаты закончили пить чай, вернулся разведчик и что-то шепнул капитану. Капитан попросил всеобщего внимания. «Враг сменил диспозицию, - объявил он. - Теперь у нас есть возможность выбраться отсюда. Быстро соби­райте свои вещмешки и тихо - вперёд!»

Все солдаты благополучно выбрались из окружения; именно поэтому много лет спустя этот человек смог рассказать мне эту историю. Он сказал, что обязан своей жизнью мудрости того капитана, причём не только на войне в Бирме: эта мудрость спасала его много раз и по­сле. Несколько раз в своей жизни он оказывал­ся окружён врагами, численность которых была подавляющей, в безвыходном положении и на грани смерти. Под «врагами» он подразумевал тяжелую болезнь, ужасные трудности и траге­дии, из губительного кольца которых, казалось, нет выхода. Без опыта, полученного в Бирме, он стал бы сражаться с этими проблемами и, без со­мнения, только ухудшил бы ситуацию. Но вме­сто того, когда смертельные бедствия обступали его со всех сторон, этот человек просто садился и заваривал чашку чая.

Мир находится в постоянном изменении; жизнь - это поток. Он пил чай, копил силы и ждал того времени - а оно всегда приходит, - когда сможет предпринять что-то действенное, например, ускользнуть и спастись.

Тем, кто не любит чай, хочу напомнить такую поговорку: «Когда ничего нельзя сделать, не де­лайте ничего».

Может показаться, что это слишком очевид­но, однако это может спасти вам жизнь.

 

Плыть по течению

Один мудрый монах, с которым я знаком уже много лет, путешествовал по дикой австралий­ской местности вместе со своим старым другом. Как-то раз в жаркое послеполуденное время они пришли к великолепному участку изолиро­ванного пляжа. Несмотря на то, что монашеские правила не позволяют плавать исключительно ради удовольствия, голубая вода так манила их, к тому же моему другу необходимо было осве­житься после долгого пути, поэтому он разделся и пошёл купаться.

В бытность молодым мирянином, он умел очень хорошо плавать. Но теперь он был монахом с большим стажем, и с тех пор, когда он плавал последний раз, прошло так много лет. Он плескался в волнах, но спустя всего пару минут попал в быстрину, которая понесла его в море. Позже моему другу сказали, что этот пляж очень опасен своими сильными течениями.

Сперва монах пытался плыть против течения. Однако вскоре понял, что этот поток слишком мощный для него. В этот момент ему на помощь пришла его практика. Он расслабился, всё отпу­стил и поплыл по течению.

Расслабиться в такой ситуации - когда он видел, как всё дальше и дальше удаляется бере­говая линия, - было проявлением величайшего мужества. Когда течение стихло, он находился за сотни метров от берега. Только тогда он при­нялся работать телом, чтобы выплыть из быстрины и повернуть в направлении берега.

Мой друг рассказывал, что на это ушёл весь, до последней капли, запас сбережённых сил. Берега монах достиг совершенно обессиленным. Он был уверен, что, если бы попробовал противостоять течению, оно победило бы его. Его точно так же унесло бы потоком далеко в море, но все силы были бы потрачены на борьбу, так что он не смог бы вернуться. Он был убеж­дён, что, если бы не отпустил ситуацию и не по­плыл вместе с течением, он бы утонул.

Подобные случаи из жизни показывают, что изречение: «Когда нельзя ничего сделать, не делайте ничего» — это вовсе не теория, далёкая от реальности. Напротив, это может оказаться спасительной мудростью. Если течение сильнее вac, значит, пришло время плыть по течению. А когда вы способны действовать эффективно, значит, пришло время прилагать усилия.

 

Между тигром и змеей

Это старинная буддийская притча, в которой говорится - во многом схожим с предыдущей историей образом - о том, как реагировать на переломные моменты, когда встаёт вопрос жизни и смерти.

В джунглях тигр преследовал человека. Тигры бегают значительно быстрее, чем люди, кроме того, они едят людей. Тигр был голоден; следовательно, человек оказался в пренеприятном положении.

Когда тигр уже почти бросился на него, человек увидел у края дороги колодец. В отчаянии он прыгнул туда. Едва только он совершил прыжок, как тут же понял, какая это была большая ошибка. Колодец оказался пересохшим, а на дне он увидел свернувшуюся кольцами огромную змею.

Инстинктивно его рука потянулась к стене, где наткнулась на корень дерева. Этот корень остановил падение. Когда он пришел в чувство и посмотрел вниз, то увидел, что чёрная змея подняла голову, вытянулась во всю длину и пытается ужалить его в ногу; однако нога была чуточку выше змеи. Тогда человек посмотрел вверх и увидел тигра, который, склонившись над колодцем, пытался ударить его лапой сверху; однако рука человека, державшаяся за корень дерева, была чуточку ниже лапы тигра. Пока человек обдумывал то ужасное положе­ние, в которое попал, он увидел, как из малень­кой норки выбежали две мыши, белая и чёрная, и принялись грызть корень дерева.

Когда тигр в очередной раз сделал попытку достать человека лапой, задней частью тела он задел небольшое дерево. Дерево качнулось. На ветке того дерева, свисающей над колодцем, был улей. Мёд из улья стал капать в колодец. Че­ловек высунул язык и поймал несколько капель.

«М-м-м! Как вкусно», — сказал он сам себе и улыбнулся.

Здесь история - в её традиционном изложе­нии - заканчивается. Именно поэтому она так жизненно правдива. Жизнь, подобно долгоиграющим телесериалам, не имеет определён­ного конца. Жизнь всегда находится в процессе завершения.

Более того, часто в жизни мы находимся, словно в западне, очутившись между голодным тигром и большой чёрной змеёй, между смертью и порой чем-то даже более ужасным, нежели смерть, а день и ночь (две мыши) непрестан­но подтачивают зубами нашу непрочную опору, помогающую нам цепляться за жизнь. Но даже в таких страшных обстоятельствах всегда откуда-нибудь капает немного мёда. Если мы мудры, то высунем язык и насладимся этим мёдом. Почему бы и нет? Когда ничего нельзя сделать, не делай­те ничего и наслаждайтесь тем мёдом, который достался вам в жизни.

Я уже упомянул о том, что история обычно заканчивается на этом месте. Тем не менее, что­бы доказать собственное утверждение, обычно я рассказываю своим слушателям настоящий конец истории. Вот что случилось потом.

Пока человек наслаждался вкусом мёда, ко­рень, который подтачивали мыши, становил­ся всё тоньше и тоньше, огромная чёрная змея, вытягиваясь, всё ближе и ближе подбиралась к ноге человека, а тигр так наклонился в колодец, что его лапа почти доставала до руки. А потом тигр наклонился слишком сильно. Он рухнул в колодец: не задев человека и раздавив насмерть змею, сам он тоже погиб при падении.

В самом деле, это вполне могло случиться!

И обычно что-то непредвиденное действи­тельно происходит. Такова наша жизнь. Зачем же терять «сладкие» моменты жизни даже в са­мых безнадёжных ситуациях? Будущее неопре­делённо. Мы никогда не можем быть уверены, что произойдёт дальше.

 

Совет на всю жизнь

В предыдущей истории с погибшими тигром и змеёй в определённый момент для человека наступило время действовать, время что-то совершить. Он перестал лакомиться мёдом и, приложив усилия, выбрался из колодца, а затем в целости и сохранности покинул джунгли. Жизнь - это не только постоянное «ничегонеделание» вкушение мёда.

Молодой человек из Сиднея рассказывал мне, что однажды в Таиланде он встретился с моим учителем, Аджаном Ча, и услышал от него луч­ший совет в своей жизни.

В начале 80-х годов двадцатого века многие из молодых людей с Запада, интересовавшихся буддизмом, слышали об Аджане Ча. Этот юно­ша решил предпринять долгое путешествие в Таиланд по одной-единственной причине - встретиться с великим монахом и задать ему не­сколько вопросов.

Это путешествие было долгим. Прибыв в Бангкок (перелёт из Сиднея занял восемь ча­сов), он сел на ночной поезд, который шёл десять часов до Убона. Там он договорился, чтобы такси отвезло его в Ват Нонг Па Понг, мона­стырь Аджана Ча. В конце концов, утомлённый, но взволнованный, он добрался до хижины Ад­жана Ча.

Это был известный учитель. Он, как обычно, сидел подле своей хижины в окружении огром­ной группы монахов и военачальников, бедных крестьян и богатых торговцев, деревенских женщин в лохмотьях и нарядных леди из Бангкока. Все они сидели бок о бок друг с другом. Гам, где жил Аджан Ча, не было места дискри­минации.

Австралиец сел с краю этой огромной груп­пы людей. Прошло два часа, а Аджан Ча даже не заметил его присутствия: так много других лю­дей сидело впереди австралийца. Подавленный, он встал и пошёл прочь.

Идя через монастырский комплекс по на­правлению к главным воротам, он увидел группу монахов, которые подметали опавшую листву возле колокольни. До назначенного времени, когда такси должно было встретить его у ворот, оставался ещё целый час, поэтому с мыслью за­работать немного хорошей кармы он тоже взял в руки метлу.

Примерно тридцать минут спустя, энергично подметая, юноша почувствовал, что кто-то по­ложил руку ему на плечо. Он обернулся и уви­дел - потрясённый и восхищённый, - что это был Аджан Ча, который стоял перед ним и улы­бался. Аджан Ча видел этого прибывшего с За­пада человека, но тогда у него не было возмож­ности обратиться к нему.

Теперь, направляясь на следующую встре­чу, великий монах шёл к выходу из монастыря и остановился перед молодым человеком из Сиднея, чтобы сделать ему подарок. Аджан Ча ска­зал что-то быстро по-тайски и пошёл дальше по своим делам.

Монах-переводчик сказал австралийцу: «Аджан Ча говорит, что если вы собираетесь подметать, то вкладывайте в это всего себя», и переводчик последовал за Аджаном Ча.

Молодой человек размышлял над этим кратким учением на всём долгом обратном пути в Австралию. Конечно, он понял, что Аджан Ча учил его чему-то большему, нежели тому, как надо подметать листву. И смысл учения прояснился.

«Что бы ты ни делал, вкладывай в это всего себя».

Несколько лет спустя, в Австралии, он сказал мне, что этот «совет на всю жизнь» на самом деле стоил сотни таких поездок в самые отдалённые уголки планеты. Теперь эти слова стали его девизом, это принесло ему счастье и успех. Когда он работал, то вкладывал в дело всё, что у него было. Когда он отдыхал, он предавался отдыху всем существом. Если он общался, то полностью отдавал этому всё, что мог.В этом заключалась формула успеха. И ещё, когда он ничего не делал, он отдавал этому ничегонеде­ланию всё, что только у него было.

 

Есть ли проблема?

Французский философ и математик Блез Па­скаль (1623-1662) однажды сказал: «Все про­блемы человека происходят оттого, что он не умеет сидеть спокойно».

Я бы добавил К этому: «...и не знает, когда нужно сидеть спокойно».

В 1967 году Израиль находился в состоянии войны с Египтом, Сирией и Иорданией. В раз­гаре тех событий, которые вошли в историю как Шестидневная война, корреспондент спросил бывшего премьер-министра Англии Гароль­да Макмиллана, что он думает о проблеме на Ближнем Востоке.

Без малейших колебаний старейший госу­дарственный деятель ответил:

- На Ближнем Востоке нет никакой пробле­мы.

Корреспондент был ошеломлён.

- Что это значит - на Ближнем Востоке нет никакой проблемы? - допытывался репортёр. - Разве вы не знаете, что там идёт ужасная война? Вы не понимаете, что, пока мы с вами разгова­риваем, с неба падают бомбы, взрываются тан­ки, а солдаты находятся под градом пуль? Много людей умирают или получают ранения. Что вы имеете в виду, говоря, что на Ближнем Востоке нет никакой проблемы?

Опытный политик терпеливо объяснил:

- Сэр, проблема - это нечто, имеющее ре­шение. В отношении Ближнего Востока нет ни­какого решения. Следовательно, это не может быть проблемой.

Как много жизненного времени мы тратим, беспокоясь о вопросах, которые - на данный момент - не имеют решения! Так являются ли они проблемой?

 

Принятие решений

Проблема, которую можно урегулировать, дается в принятии решения. Но как мы принимаем важные решения в своей жизни?

Обычно мы стараемся найти кого-то, кто примет трудное решение за нас. В этом случае, если что-то не удастся, нам будет, кого винить. Некоторые мои друзья пытаются обманом вынудить меня принять за них решение, но я не делаю этого. Я только показываю им, каким образом они могут принять мудрое решение самостоятельно.

Когда мы оказываемся на перекрёстке и сомневаемся, какое из направлений выбрать, нам следует сойти на обочину, сделать паузу и подо­ждать автобуса.

Вскоре - обычно когда мы его не ждём - приходит автобус. На переднем стекле маршрутного автобуса находится табло, на ко­тором большими жирными буквами указан маршрут следования. Если данный пункт на­значения вас устраивает, садитесь в автобус. Если нет - ждите. Следом всегда идёт другой автобус.

Другими словами, когда мы вынуждены при­нять какое-то решение и при этом не уверены в том, каким должно быть это решение, нам следует отстраниться, сделать паузу и подождать. Вскоре - как правило, когда мы этого не ожи­даем - приходит решение. У каждого решения есть свой конечный пункт назначения. Если он подходит, мы принимаем это решение. Если нет - ждем. Следом всегда приходит другое решение.

Таким образом я сам принимаю решения. Я собираю всю информацию и жду, когда появится решение. До тех пор, пока я терпелив, хо­рошие решения будут приходить. Обычно они приходят неожиданно, когда я о них совсем не думаю.

 

Обвинение других

Если вы взялись за принятие важных решений, можете выбрать стратегию, предложенную в предыдущей истории. Но вы не обязаны следо­вать именно этому методу. В конце концов, это ваш выбор. Поэтому, если данный метод не ра­ботает, не обвиняйте меня в этом.

Студентка университета посетила одного из наших монахов. На следующий день у неё дол­жен был состояться важный экзамен, поэтому она хотела, чтобы монах помолился за неё и таким образом обеспечил ей удачу на экзаме­не. Монах любезно согласился, думая, что это вселит в студентку уверенность. Это был бес­платный молебен. Она не сделала никаких под­ношений.

Мы больше никогда не видели эту девушку. Однако я слышал от её друзей, что она распро­страняла слухи о том, что в нашем храме плохие монахи, так как они не умеют как следует молиться. Она провалилась на экзамене.

Её друзья рассказывали мне, что она не сдала экзамен, поскольку почти совсем не училась. Зато она ходила на вечеринки. Эта девушка надеялась, что монахи позаботятся о «менее важной» - связанной с учёбой - части её университетской жизни.

Когда в жизни что-то не получается, может показаться, что, обвиняя в этом других, мы получаем компенсацию и удовлетворение, однако порицание других едва ли разрешит саму проблему.

 

У человека зудел зад,

А он чесал голову.

Зуд так и не прошёл.

 

Вот так Аджан Ча описывал привычку обвинять других - это равносильно тому, как если бы у нас зудела задница, а мы чесали бы голову.

 

Три вопроса императора

Я получил приглашение выступить с основным докладом на образовательной конференции в Перте. Мне было интересно, почему. Когда я прибыл в учреждение, где проходило меропри­ятие, ко мне подошла женщина, чтобы попри­ветствовать меня. Её бейджик говорил о том, что она является организатором конференции. «Вы меня помните?» - спросила она.

Это один из самых опасных вопросов, на ко­торые приходится отвечать. Я решил быть пря­молинейным и сказал: «Нет».

Улыбнувшись, женщина сказала, что семь лет назад я проводил беседу в школе, директором которой она была. История, которую я рассказал тогда в школе, изменила направление её карьеры. Она отказалась от должности дирек­тора. А затем неутомимо работала над учрежде­нием программы для детей, которые оказались выброшенными за рамки социальной системы: детей улиц, несовершеннолетних проституток, наркоманов. Задачей программы было предо­ставление этим детям, с учётом их ситуации, ещё одной возможности в жизни. Моя история, по словам этой женщины, послужила философ­ским обоснованием её программы. Эту исто­рию я позаимствовал из составленного Львом Толстым сборника рассказов, который я прочи­тал ещё в студенческие годы7.

Давным-давно император искал жизненную философию. Ему нужна была мудрость, чтобы управлять своими владениями и самим собой. Существовавшие в те времена религии и фило­софские системы не удовлетворяли его. Поэто­му он хотел найти собственную философию в жизненном опыте.

В конечном счёте, император понял, что нуж­дается в ответах только на три основополагаю­щих вопроса. Имей он эти ответы, у него были бы все необходимые мудрые наставления. Вот эти три вопроса:

 

— Когда самое важное время?

— Кто самая важная персона?

— Что важнее всего делать?

После долгих поисков, которые занимают боль­шую часть первоисточника, император обрел три ответа, посетив отшельника. Как вы думае­те, что это за ответы? Пожалуйста, взгляните ещё раз на вопросы. Остановитесь на несколько секунд, прежде чем вы продолжите чтение.

Мы все знаем ответ на первый вопрос, но слишком часто забываем об этом. Самое важное время - сейчас, конечно же. Это единственное время, которое у нас есть. Поэтому, если вы хо­тите сказать своей маме или отцу, как сильно вы на самом деле любите их, как благодарны им за то, что они - ваши родители, то делайте это сейчас. Не завтра. Не через пять минут. Сейчас. Через пять минут часто бывает слишком поздно. Если вам нужно извиниться перед родителями, не начинайте обдумывать все те причины, по которым вам не стоит этого делать. Просто сде­лайте это прямо сейчас. Ещё одной такой воз­можности может просто не быть. Используйте момент.

Ответ на второй вопрос заключает в себе по­трясающую глубину. Всего несколько человек способны отгадать правильный ответ. Когда я, будучи студентом, прочитал ответ, он несколько дней не выходил у меня из головы. Он прони­кал в суть вопроса даже глубже, чем я мог себе представить. Ответ заключается в том, что са­мая важная личность - это тот, с кем вы нахо­дитесь рядом.

В студенческие годы я подходил к институт­ским профессорам со своими вопросами, но не был в полной мере услышан. Внешне они слушали, но внутренне хотели, чтобы я ушёл. У них были более важные дела. Я чувствовал это. И это было отвратительное переживание. Однажды я призвал всё своё мужество, чтобы подойти к знаменитому докладчику и задать личный во­прос. Я был удивлён и весьма польщён тем, что он уделил мне внимание. Другие профессора ждали, чтобы поговорить с ним, а я был всего-навсего длинноволосым студентом, однако этот человек дал мне почувствовать, что я важен. Раз­ница была огромной.

Общение и любовь только тогда могут быть разделёнными, когда человек, рядом с которым мы находимся - и неважно, кто это, - являет­ся самым значимым для нас человеком в мире в данный момент. Этот человек чувствует наше к нему отношение. Он знает об этом. И он отзы­вается.

От одного из супругов можно часто услы­шать жалобы, что их партнёр на самом деле их не слушает. Под этими словами они подразумевают, что партнёр больше не даёт им почув­ствовать, что они важны. Юристам, занимаю­щимся разводами, пришлось бы искать другую работу, если бы каждый человек, вовлечённый во взаимоотношения, помнил ответ на второй вопрос императора и применял бы его на практике. Поэтому вне зависимости от того, как мы устали или насколько заняты, находясь рядом со своим партнёром, нам следует вести себя так, чтобы этот человек почувствовал себя самой важной персоной во всём мире.

В бизнесе человек, с которым мы в данный момент находимся, - это потенциальный клиент. Если мы обращаемся с ним как с самым важным человеком в данный момент времени, наши продажи возрастут, а вместе с этим и наше жа­лованье.

В первоисточнике император избежал смер­ти благодаря тому, что внимательно выслушал совет мальчика, который встретился ему по дороге к отшельнику. Когда могущественный им­ператор находится рядом с простым ребёнком, этот мальчик становится для него самой важной персоной во всём мире и спасает императору жизнь. Когда после долгого дня друзья приходят ко мне рассказать о своих трудностях, я вспоми­наю ответ на второй вопрос императора и даю им почувствовать их абсолютную для меня зна­чимость. Такова самоотверженность. Сострада­ние даёт энергию, и это действует.

Та женщина, организатор образовательной конференции, во время первых бесед с детьми, желая помочь им, на практике применяла идею «самая важная персона в мире - тот человек, с которым ты сейчас находишься». Многие из тех детей впервые почувствовали, что они важны, особенно, что они важны для авторитетного взрослого. Более того, давая детям почувствовать их собственную значимость, эта женщина полностью выслушивала их и при этом не осуждала. Дети были услышаны. Соответственно, программа оказалась действенной. Дети чув­ствовали уважение к себе, это дало результа­ты. В итоге получилось, что мой доклад не был основным на этой конференции. После моего выступления один из подростков поднялся и произнёс речь. Он рассказал о проблемах своей семьи, о наркотиках и преступном образе жиз­ни, о том, как программа возвратила надежду в его жизнь, и о том, что вскоре он будет учиться в университете. К концу его рассказа на моих глазах выступили слёзы. Это выступление было главным.

Большую часть жизненного времени вы на­ходитесь наедине с собой. Тогда самой важной персоной - человеком, с которым вы сейчас находитесь, - являетесь вы. У нас есть так мно­го времени, чтобы уделить себе внимание. Когда вы просыпаетесь утром, кто тот человек, кото­рого вы осознаёте первым? Вы сами! Но гово­рите ли вы когда-нибудь: «Доброе утро, я. Хо­рошего дня!» Я говорю. А кто последний чело­век, которого вы осознаёте засыпая? Снова вы! Я говорю себе: «Спокойной ночи». В течение дня существует много личных, неофициальных моментов, когда я даю себе почувствовать соб­ственную важность. Этот метод работает.

Ответ на третий вопрос императора «Что важнее всего делать?» таков: заботиться. «Заботиться» означает быть внимательным и чутким. Этот ответ говорит о том, что самое важное - то, от чего мы исходим в своих действиях. Но, прежде чем на примере нескольких историй объяснить, что значит «заботиться», я подытожу три вопроса императора и ответы на них:

 

— Когда самое важное время? Сейчас.

— Кто самая важная персона? Тот, с кем вы сейчас находитесь.

— Что важнее всего делать? Заботиться.

 

Плачущая корова

Для проведения занятия по медитации в тюрьме общего режима, я прибыл туда заблаговремен­но. Меня поджидал заключённый, которого я никогда прежде не видел. Он хотел поговорить. Это был огромного роста мужчина с густой ше­велюрой и бородой, на руках у него были татуи­ровки; шрамы на лице говорили о многочислен­ных жестоких драках, в которых он участвовал. Заключённый выглядел так грозно, что я недоу­мевал, почему он пришёл обучаться медитации. Однако это не был типичный громила. Я, конеч­но, ошибался.

Этот мужчина сообщил мне, что несколько дней назад произошло некое событие, благодаря которому он понял, что ад заговорил с ним. Он начал свой рассказ, и я уловил в его речи лёгкий ольстерский акцент. Чтобы ввести меня в курс дела, заключённый сообщил, что детство его прошло на жестоких улицах Белфаста. Первое нападение он совершил в возрасте семи лет. Школьный громила потребовал у него отдать деньги, на которые он должен был позавтракать. Он отказался. Тогда парень вынул нож и потребовал деньги во второй раз. Мой рассказчик ду­мал, что тот блефует, и снова отказался отдать деньги. Тот громила никогда не просил триж­ды - он просто вонзил в руку семилетнего мальчика нож, выдернул его и ушёл.

Арестант рассказал мне, что в шоке он побе­жал со школьного двора к расположенному по­близости дому своего отца. Кровь струилась из его руки. Безработный отец мальчика мельком взглянул на рану и отвёл сына на кухню, но не для того, чтобы перевязать руку. Отец выдвинул кухонный ящик, достал большой кухонный нож, дал его сыну и приказал вернуться в школу и на­нести обидчику ответный удар.

Вот так его воспитывали. Если бы он не вы­рос таким большим и сильным, он уже давно был бы мёртв.

В тюрьме была ферма, где преступники, отбы­вающие краткосрочное заключение, или осуж­дённые, отбывающие долгосрочное тюремное заключение, но уже близкие к освобождению, могли готовиться к жизни за пределами тюрь­мы, некоторые, например, обучались ремеслу в сфере сельскохозяйственного производства. Более того, тюремная ферма обеспечивала тюрьмы округа города Перт недорогим продовольствием, таким образом, сдерживая рост цен. На австралийских фермах выращивают не только пшеницу и овощи, но разводят коров, овец и свиней; это относилось и к тюремной ферме.| Однако в отличие от других фермерских хозяйств, тюремная ферма имела свою собственную бойню, прямо на месте.

Каждый заключённый должен был работать на тюремной ферме. Многие заключённые сообщали мне, что работа на бойне пользуется наибольшей популярностью особенно среди жестоких преступников, осуждённых за насилие. И самой престижной работой, за которую надо было бороться, была работа забойщика скота. Этот огромный и зловещий ирландец был мясником.

Он описал мне бойню. Сверхпрочные ограждения из нержавеющей стали вели к единственному коридору внутри здания, ширина которого позволяла пройти через него только одному животному. Рядом с узким про­ходом, возвышаясь на платформе, стоял он с электрическим ружьём в руках. Коровы, свиньи или овцы с помощью собак и электрошоков за­гонялись в жёлоб из нержавеющей стали. По словам ирландца, все животные пронзительно ревут, каждое по-своему, и пытаются убежать. Они способны чувствовать запах смерти, слышать смерть, ощущать смерть. Когда животное достигало платформы, на которой стоял забойщик, оно начинало извиваться, увёртываться и вопить во весь голос. Хотя из такого ружья можно было убить огромного быка од­ним высоковольтным разрядом, животное ни­когда не стояло ровно достаточно долго, чтобы он мог точно прицелиться. Поэтому первый выстрел делался для того, чтобы оглушить, а следующий - чтобы убить. Одно животное за другим. День за днём.

Перейдя к случившемуся всего несколь­ко дней назад событию, которое так сильно его взволновало, ирландец стал возбуждаться. И сквернословить. Рассказывая дальше, он всё время повторял: «Это сущая... правда!» Он бо­ялся, что я ему просто не поверю.

В тот день необходимо было снабдить говяди­ной тюрьмы округа Перт. Поэтому они забива­ли коров. Один выстрел - оглушить, следующий выстрел - убить. Это был самый обычный день убоя, настроение у ирландца было нормальное, и тут подошла корова, какой он никогда не ви­дел раньше. Она молчала. Не было слышно даже слабого мычания. С опущенной головой корова шла медленно, целенаправленно и добровольно к месту возле платформы. Она не крутилась, не изворачивалась и не пыталась убежать.

Подойдя к месту убоя, корова подняла голову и уставилась на своего палача совершенно спо­койно.

Ирландец никогда не видел ничего подоб­ного. Он застыл в смятении, ум его отказывался понимать происходящее. Он не мог поднять ружьё и не мог отвести глаза от глаз коровы. Корова смотрела прямо ему в душу.

Он сорвался в пространство безвременья. Заключённый не мог сказать, как долго это продолжалось, но, заворожённый взглядом коровы он заметил нечто, что поразило его ещё больше. У коровы были очень большие глаза. И он увидел, как в левом глазу коровы, над нижним веком стала собираться влага. Количество влаги увели­чивалось и увеличивалось до тех пор, пока веко не смогло более её удерживать. Тонкой струйкой она медленно потекла вниз по щеке, образуя блестящую полоску слёз. Давным-давно закры­тые двери его сердца потихоньку открывались. Не веря своим глазам, он увидел, что в правом глазу коровы, над нижним веком, собирается ещё больше влаги, её количество увеличивалось каждую секунду, пока влаги не стало так много, что веко уже не могло её вместить. Вторая струйка слёз медленно стекла вниз. И человек не выдержал.

Корова плакала.

Он рассказывал, что отбросил в сторону ружьё и, собрав воедино всю свою силу и авторитет, поклялся тюремному начальству, что они могут делать с ним всё что угодно, «НО ЭТА КОРОВА НЕ УМРЁТ!».

Мужчина закончил свой рассказ сообщением о том, что сейчас он вегетарианец.

Это правдивая история. Другие арестанты, работавшие на тюремной ферме, всё подтвердили. Плачущая корова научила одного из самых жестоких людей тому, что значит «забо­титься».

 

Маленькая девочка и ее друг

Я рассказал историю о плачущей корове груп­пе пожилых граждан провинциального города на юго-востоке Западной Австралии. В ответ один пожилой мужчина рассказал мне похожую историю, произошедшую в его юности, в самом начале прошлого столетия.

У его друга была дочь четырёх или пяти лет. Однажды утром девочка попросила у мамы блюдце с молоком. Занятая своими делами мама обрадовалась, что дочка хочет выпить молока, поэтому не стала слишком задумываться над тем, почему девочка просит дать ей молоко в блюдце, а не в стакане.

На следующий день, примерно в то же время, маленькая девочка снова попросила блюдце мо­лока. Мама охотно согласилась. Детям нравится играть с едой; мама просто была довольна, что её дочке хочется пить что-то полезное для здо­ровья.

То же самое в одно и то же время происходи­ло в течение следующих нескольких дней. Как ни странно, мать никогда не видела, как девоч­ка пьёт это молоко из блюдца, поэтому она за­интересовалась, чем же ребёнок на самом деле занимается. Женщина решила тайно проследить за маленькой дочкой.

В то время почти все дома возводили на сваях, чтобы приподнять их над землёй. Малышка вышла из дома, опустилась на колени возле стены, поставила на землю блюдце с молоком и нежно позвала, обращаясь к тёмному пространству под домом. Через несколько секунд оттуда появилась огромная чёрная тигровая змея. Она принялась пить молоко, а маленькая девочка, улыбаясь, сидела всего в нескольких сантиметрах рядом. Мать ничего не могла сделать; ребёнок был слишком близко к змее. В ужасе она наблюдала за происходящим, пока змея не выпила молоко и не уползла обратно под дом. Когда вечером её муж пришёл с работы, женщина всё ему рассказала. Он сказал жене, что­бы завтра она снова дала дочке блюдце молока. Он всё устроит.

На следующий день в то же самое время девочка попросила у мамы блюдце молока. Как обычно, она вынесла блюдце на улицу, постави­ла его возле стены дома и позвала своего друга. Как только большая тигровая змея появилась из темноты, где-то поблизости раздался треск вы­стрела. Ударной волной тигровую змею отбросило к одной из свай, на которых возвышался дом. При этом часть змеиной головы отлетела и упала прямо перед девочкой. Из-за куста встал отец девочки и отложил в сторону ружьё.

С тех пор девочка отказывалась от пищи. Как говорят пожилые люди: «Она стала угасать».

Что бы родители ни делали, они не могли заставить ее есть. Ребёнка пришлось отправить в окружной госпиталь. Там тоже не смогли ей помочь. Малышка умерла. Возможно, было бы лучше, если бы, убив друга своей маленькой дочки прямо у неё на глазах, отец застрелил бы и саму девочку.

Я спросил пожилого мужчину, который рассказал мне эту историю, как он думает, могла ли тигровая змея когда-нибудь причинить девочке вред.

«Конечно, нет, чёрт подери!» - ответил старый австралиец.

Я согласился с ним, выразив это несколько иначе.

 

Змея, мэр и монах

В бытность монахом, я провёл в Таиланде более восьми лет. Большую часть этого времени я жил в лесных монастырях, среди змей и прочей живности. Когда я приехал туда в 1974 году, мне сообщили, что в Таиланде обитает сто видов змей: девяносто девять разновидностей ядовитых змей, укус которых смертелен, и один вид змей, которые душат до смерти!

В течение всех восьми лет я видел змей почти каждый день. Однажды я наступил на двухметровую змею в собственной хижине. Мы оба отпрыгнули, к счастью, в разные стороны.

Однажды ранним утром я даже помочился на змею, думая, что это палка. Конечно, я извинился. (Возможно, змея подумала, что получила благословение святой водой.) В другой раз во время церемонии, когда я исполнял песнопения, змея заползла на спину одному из монахов. Только когда она доползла до плеча монаха, тот обернулся посмотреть; и змея тоже повернула голову, чтобы посмотреть на него. Я перестал петь. В течение нескольких непередаваемых секунд монах и змея мерили друг друга взглядом. Затем монах осторожно сбросил с себя верх­нюю накидку, змея уползла, и мы продолжили церемонию.

Как лесных монахов нас обучали развитию любящей доброты по отношению ко всем соз­даниям, особенно к змеям. Мы заботились об их благополучии. Вот почему в те времена не было такого случая, чтобы змея укусила монаха.

В Таиланде я видел двух огромных змей. Пер­вая из них - питон, как минимум семи метров в длину, с телом не тоньше моей ноги. Когда видишь нечто такого размера, просто невозмож­но в это поверить; однако змея была настоящей. Спустя семь лет я снова увидел эту змею, и дру­гие монахи из монастыря тоже её видели. Мне рассказывали, что сейчас её уже нет в живых.

Другой огромной змеёй, которую я видел, была королевская кобра. Это случилось в тай­ских тропических джунглях в один из трёх про­житых мною там сезонов. Я почувствовал, что атмосфера вокруг стала напряжённой, волосы на теле встали дыбом, и внезапно все мои чувства необъяснимо обострились. Тропинка в джунглях, по которой я шёл, изогнулась, и я увидел тонкую чёрную змею, перегородившую полутораметровой ширины дорожку. Я не видел ни головы, ни хвоста змеи; они скрывались в кустах. Змея двигалась. На основе её передвижения, я вычислил длину змеи, используя в качестве единицы измерения ширину тропинки. Прежде, чем показался хвост, я насчитал семь таких отрезков, равных ширине тропинки. Змея была более десяти метров я длину! Я сам видел это. Я сообщил о случившемся местным крестьянам, и они сказали, что это была кобра - очень большая.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.233.215 (0.024 с.)